Конспект по познавательному развитию на тему: «Мир насекомых»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Коровина Ольга Викторовна

Систематизация знаний о насекомых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_nasekomye.docx27.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по познавательному развитию на тему: «Мир насекомых» .

Цель: Закрепление знаний детей о  насекомых.

Задачи:
1.Систематизировать знания об общих и отличительных признаках насекомых; 
2.Упражнять в умении находить аналогии, связи между предметами, умение классифицировать предметы. 
3.Развивать у дошкольников речь, творческое воображение, поисковая активность, стремление к новизне.
4.  Развивать познавательный интерес к окружающей живой среде;

5.  Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

Оборудование: полянка с цветами и травой, солнце, картинки с насекомыми, муляжи насекомых, два круга черный и красный.

Ход

Здравствуйте, уважаемые гости, мы рады приветствовать вас у нас в гостях.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какие вы знаете времена года?

Дети: Зима. Весна. Лето. Осень.

Воспитатель: А какое у нас сейчас время года?

Дети: Весна.

Воспитатель: Давайте обратимся к нашему календарю все ли у нас правильно отмечено.

Правильно по календарю сейчас весна. А месяц какой  вы знаете?

Дети: Апрель.

Воспитатель: Правильно сегодня 3 апреля. Скажите, по каким признакам в природе мы узнаём, что наступила весна?

Ответы детей: Тает снег. Бегут ручьи. Ярко светит солнце. Набухают почки на деревьях. Распускаются первые листочки. Прилетают птицы. Зеленеет травка. Появляются первые цветы. Появляются насекомые.

- А если мы подойдем к окну , то что мы увидим?

Дети: Снег

Воспитатель:  Не хочет зима от нас уходить. А какое время года нравится вам.

Дети: Лето

Воспитатель: Вот и мне тоже нравится лето. Давайте попробуем представить и перенестись в лето. Я знаю волшебные слава  давайте встанем в круг .

Если палочкой волшебной я взмахну 4 раза

В новом месте непременно, мы окажемся все сразу.

 Как вы думаете, где же мы оказались?

Дети: На летнем лугу.

Упражнение: «Ассоциации» Звучит музыка

Слово «лето» у каждого, вызывает какие — то определенные ощущения.

Для меня лето — это огромная лесная полянка, над которой порхают бабочки и стрекозы. А для вас? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы!

Я предлагаю вам тихо сесть.

-Кокой красивый но скучный луг, давайте оживим его!!! А оживить его помогут наши знания. Ребята а кого можно встретить на лугу? (Дети насекомых)

-Правильно, а  отгадав загадки мы сейчас узнаем каких.

Беседа

1.У неё четыре крыла, тело тонкое, словно стрела, и большие, большие глаза.

Называем её..

Дети: Стрекоза. (Рассматривают изображение стрекозы)

Воспитатель: -Кем питается?

Дети: Она охотится на комаров и других мелких насекомых.

Воспитатель: А как вы думаете, почему стрекоза летает быстрее многих других насекомых?

Дети: Потому что у неё две пары крыльев.

2. Сок цветов душистый пьёт, дарит нам и воск и мёд, людям всем она мила, а зовут её..... ПЧЕЛА

Воспитатель: Правильно! Пчёлы –это большие труженицы. Целый день они летают с цветка на цветок. -Что собирают пчелы?

Дети: -Собирают пыльцу и нектар, которые перерабатывают в мёд.

Воспитатель: -Где живут пчелы?

Дети: Живут пчёлы большой дружной семьёй в улье.

3. Прыгает пружинка -
Зелёная спинка -
С травы на былинку,
С ветки на тропинку.   Дети:
Кузнечик.

Воспитатель:  - Благодаря чему кузнечик умеет высоко прыгать?

Дети:  Длинные, три пары.

Воспитатель:  Правильно. Благодаря длинным ногам кузнечики высоко прыгают.

Воспитатель: -Чем питаются?

Дети: - Питаются они мелкими насекомыми и листьями.

4. Всех жучков она милей, спинка алая на ней. а на ней кружочки, чёрненькие точки. 

 Дети: Божья коровка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку божья коровка –это очень известный и узнаваемый хищный жук. Мы любим её за такую яркую необычную  окраску.

Воспитатель: -Ребята почему у нее такая яркая окраска?

Дети: - Это сигнал опасности для птиц и других насекомых.

Воспитатель:

-Чем питается?

Дети: Божья коровка хищное насекомое, она питается тлями. Тля –это вредное насекомое, которое питается соками растений. Божьи коровки съедают тлю, тем самым, спасая растения от гибели.

Воспитатель: -Почему жуков называют божьими?

Дети: Божий, значит, кроткий, безопасный.

Воспитатель: -А почему коровка, если она жук?

Дети: - Когда она сидит на ладони человека спокойно, она безопасна. А стоит ее немного прижать, насекомое выделяет желтое »молочко», жидкость. Поэтому ее и назвали божьей коровкой.

5. Не, не птица, нос как спица; летит — кричит, сядет —молчит, кто его убьёт, свою кровь прольёт. (Комар).

Воспитатель: Комар – насекомое серого цвета с двумя крыльями.

-Ребята вы знаете почему место после укуса зудит и чешится? На голове у комара есть хоботок, которым он протыкает место укуса и пускает под кожу  ядовитую слюну. Вот почему кожа после укуса зудит и чешется. Обычно активность комаров наступает вечером.

6. Он работник настоящий, очень, очень работящий, под сосной в лесу густом из хвоинок строит дом.

Дети:  Муравей.

Воспитатель: А как называется дом муравьёв?

Дети: Муравейник.

Воспитатель: А как вы думаете, из чего строят дом муравьи?

Дети: Выдвигают свои предположения ( Из хвои , листьев, крошек смолы, кусочков земли, дерева)

Воспитатель: Муравьи очень дружны, делают всю работу сообща, помогают друг другу. Питаются муравьи разнообразно: они поедают вредных насекомых, не зря их называют санитарами леса, любят лакомиться сладкими ягодами, соками растений и делают запасы на зиму.

- Чем еще полезны муравьи?

Дети: -Муравьи рыхлят и удобряют почву.

7.  Ходит ходок

Через потолок,

Всем надоедает,

Над едой летает.

Вы, конечно, не раз видели муху. Очень часто мухи прилетают к нам в гости без приглашения. У них два больших глаза и крылья. Мухи бывают черные, иногда рыжие с синим или зеленым блеском.

Воспитатель: -Что вы можете сказать про мух?

Дети: - Мухи ползают по всем грязным местам и на своих лапах переносят множество бактерий. Нельзя допускать, чтобы они садились на продукты питания.

Воспитатель: - Ребята, а есть ли у насекомых враги?

8. Сеть он крепкую сплетёт,
И затаившись, мошек ждёт.

Дети: ПАУК

Воспитатель: -Чем питается пук?

Воспитатель: Сколько лапок у паука?

- Домик пака это... его домик.

9. Я цветок сорвать хотел,

Но цветочек улетел.

Что это за насекомое? (бабочка)

Воспитатель: -Зачем бабочки усики?

Дети: При помощи них бабочки различают запахи.

Воспитатель: Ребята давайте еще раз скажем одним словом сказать кто это?

-Почему их так называют насекомые?

Дети: От слов насечка, насекать. На брюшке видны поперечные полоски-насечки.

Воспитатель: По каким признакам можно определить, что это насекомое?

Дети: Тела насекомых имеет 3 сегмента голова грудь брюшко.  У насекомых по три пары ног.

Воспитатель: Есть ли у насекомых враги?

Дети: Есть.

Воспитатель: -Кто?

Дети: Птицы, люди, животные.

Воспитатель:- А как же насекомые спасаются от врагов?

Дети: Они имеют специальную окраску.

-Ребята  как вы думаете у нас на лугу есть насекомые? Где спрятались насекомые на лугу?

Дети: -Спрятались под цветочками и листочками на нашей полянке.

Дети называют насекомое, рассказывают почему и достают спрятавшиеся насекомое.

Воспитатель: - Держа в руках муляжи насекомых вы можите более внимательно рассмотреть насекомых. Строение тела.

Дидактическая игра «Любимые и нелюбимые насекомые»

Воспитатель: Одни насекомые нравятся людям, других почему — то не любят. Вам необходимо разместить насекомых вокруг кругов (красный — нравится, черный — не нравится), и объяснить, почему вам это насекомое нравится, а другое нет.

 бабочка, божья коровка, пчелка, кузнечик, стрекоза, паук, муха.

Бабочка и пчела - эти насекомые не только красивые, но и приносят пользу опыляют растения, пчела дает нам мед.

Муравей, стрекоза и божья коровка - уничтожают вредителей.

Самыми вредными у нас оказались и не любимыми - муха и клоп и паук.

Конечно, муху не любят за то, что она садится на пищу, разносит болезни, надоедливая, кусается. Мы часто расцениваем мух, комаров, как вредных насекомых, забывая при этом, что в природе сложилась непрерывная цепочка питания, равновесия. Оказывается и мухи, и комары и пауки приносят огромную пользу, они служат кормом для птиц, лягушек, стрекоз, пауков.

Воспитатель: -Есть в природе вредные и ненужные насекомые?

Дети: - Нет

Теперь вы поняли, что в природе не существует не вредного и ненужного. Каждый выполняет свою важную совершенно определенную роль.

Дидактическая игра «Хорошо или плохо?»

Воспитатель:- Скажите, что произойдёт с полянкой если исчезнут насекомые? (Ответы детей). Верно, ребята, если исчезнут насекомые, то погибнут растения, животные, птицы – одни не могут существовать без других. Насекомые – это часть природы, а природу надо беречь, любить, охранять.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю взять насекомых и сфотографироваться!!!

 Путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад.

 Покружились, покружились и в детском саду мы очутились.
Рефлексия (дети оцениваю свою работу)

Солнышко показывает тот, кто считает, что ему было интересно и путешествие ему понравилось.

 Кому было трудно отвечать на вопросы или он что то не понял - показывает тучку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОДпо познавательному развитию на тему "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ"

Конспект в первой младшей группе по познанию...

Конспект НОД познавательному развитию на тему "Шофер"

Конспект по познавательному развитию на тему "Шофер", предназначен для первой младшей группы....

Конспект занятия «Познавательное развитие» (ФЭМП) Тема: «Новогодняя ярмарка»

Увлекательное занятие для детей среднего возраста по ФЭМП...

конспект НОД (познавательное развитие) на тему "Посуда"

Закрепить знания детей о классификации предметов посуды....

КОНСПЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ: «ЧТО НАМ ОСЕНЬ ПРИНЕСЛА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ С ЗПР

конспект открытого занятия для детей с ЗПР на тему: "Что нам осень принесла"...

Конспект по познавательному развитию на тему: «Зимующие птицы»

Целью данного занятия является развитие познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста к зимующим птицам....

Конспект по познавательному развитию на тему "Новый год», «Наша Елочка" (Группа раннего развития «Звездочки»)

Конспект по познавательному развитию на тему "Новый год», «Наша Елочка"  (Группа раннего развития «Звездочки»)Автор: Фай А.А., воспитатель МБДОУ "Детский са...