"Мы - друзья природы"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Мирза Татьяна Ивановна

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_my_druzya_prirody.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  

образовательное  учреждение  детский  сад

общеразвивающего вида №3

муниципальное образование

Усть-Лабинский район

ПРОЕКТ

МЫ ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ

Выполнила:  Мирза Т.И.,

воспитатель первой квалификационной категории,

                                 

г. Усть-Лабинск

     2018 год

Проект «Мы друзья природы».

Группа: старшая, подготовительная
Срок:
январь 2018 - март 2018г (среднесрочный)

Актуальность: 

   Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.

И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Цель проекта:

     Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему.

Задачи:

  • формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально- доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам.
  • формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
  • развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
  • вовлечь родителей в совместную проектную деятельность.
  • развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них.

Гипотеза:

      Если создать необходимые условия для развития осмысленного желания и умения беречь и уважать природу, для развития индивидуальности, обеспечения психологического комфорта каждого ребенка в процессе познавательного развития по экологическому воспитанию, то у детей будут сформировано устойчивое эмоционально - положительное отношение дошкольников к живым существам и окружающему миру.  

Ожидаемые результаты:

  • Сформирован интерес, положительное отношение к природе, окружающему миру.
  • Развиты умения и навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательной деятельности.
  • Дети имеют общие представления о взаимосвязях в природе и месте человека в ней.
  • Проявление уважения к живым существам.
  • Проявление личностных качеств (экологическое отношение к миру, самостоятельности, активности, целеустремленности, ответственности, заботливости, бережливости) в различных видах деятельности.

Основные этапы и сроки реализации проекта:

1. Подготовительный (1- 3 неделя января 2018 года).

2. Основной (4 неделя января -2 неделя марта).

3. Заключительный (3-4 неделя марта).

Участники проекта:

Дети, воспитатели, родители, сотрудники ДОУ.

Содержание проекта

Дата

Тема. Формы работы

Цели и задачи

I этап Подготовительный

 1-3 неделя января 2018 г

Разработка перспективного плана работы по экологическому воспитанию.

Анкетирование родителей, консультация для родителей.

Наметить план работы

II этап Основной

 4 неделя января

2018 г

Беседа «Сбережем удивительный мир животных и растений»

Сюжетно-ролевая игра «Мы - экологи»

Рисование «Мое любимое животное»

Воспитывать любовь к природе, правильное с ней общение, желание изучать ее.

формировать творческую активность детей; воспитывать эстетическое восприятие живой природы; воспитывать бережное отношение к природе. Расширить знания детей о людях, чьей работой является забота и охрана природы, животного и растительного мира.

Развивать аккуратность при взаимодействии с растениями. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

1 неделя февраля

2018 г

Беседа «Земля – наш общий дом».

Дидактическая игра «Сравнение диких и домашних животных»

Чтение художественной литературы: «Как люди обидели реку» Н. А. Рыков

Наблюдение за птицами на детской площадке.

Сюжетно-ролевая игра «Лесники»

Буклет для родителей «Важность экологического воспитания дошкольников» Трудовое поручение: «Полив комнатных растений в группе».

Рисование «Сказочная птица»

Способствовать формированию представлений детей о том, что планета Земля – это громадный шар (большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями, кроме воды есть материки – твердая земля, суша, где живут люди);

закреплять умение детей подбирать и использовать в игре природный материал, включаться во взаимодействие со сверстниками в соответствии с игровой ситуацией, формировать социокультурные компетенции, связанные с опытом выполнения типичных социальных ролей. 

Расширять знания детей о потребностях растений в свете и влаге, научить, как по листьям узнавать влаголюбивые и засухоустойчивые, светолюбивые и теневыносливые растения.

2 неделя февраля

2018 г

Беседа «Дикие звери», «Знакомство с пресмыкающимися»

Чтение художественной литературы: Пересказ рассказа Е.Чарушина «Медведь», В. Бианки.  «Первая охота»

Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная аптека»

Аппликация «Морские коньки играют в прятки»

Дать детям представление о разнообразии природы, перечислить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых, объяснить, почему нужно охранять животный и растительный мир, обогащать словарный запас детей (динозавры, мамонты, истреблять, браконьеры, заповедник, редчайшие). Внушить сочувствие к живой природе, научить сопереживать.

Развивать навыки осознанного и выразительного чтения; формировать умение слушать рассказы, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

Воспитывать экологическую культуру, желание добиться результата, участвовать в общем деле.

3 неделя февраля

2018 г

Беседа «Почему исчезают животные и растения?», «Для чего нужна Красная книга?»

Чтение художественной литературы: «Наши друзья» Г. Ладонщиков, «Как люди обидели реку» Н. А. Рыков,

Рассказывание по картине Саврасова «Грачи прилетели»

Трудовое поручение:

«Уборка пыли с комнатных растений».

Сюжетно-ролевая игра «Поездка в зимний лес»

Рисование «Богатство русской природы»

Способствовать обобщению знаний о том, что на планете Земля обитает много живых существ, что всем им нужны чистая вода, чистый воздух, чистая земля.

расширять представления детей о животном мире, явлениях природы, характерных для весны, развивать умение детей составлять небольшие рассказы из личного опыта, развивать вербальное воображение, связную речь. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

4 неделя февраля 2018 г

Беседа «Волшебница вода».

Дидактическая игра «Угадай животное»

Чтение художественной литературы В. Орлов «Золотые рыбки»

Конструирование:

«Мост через реку»

Рисование «Рыбки играют», «Подводное царство»,

Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательной деятельности на примере опытов с водой. Расширять представления детей о животном и растительном мире и о месте в нем человека. Развивать ответственное отношение к миру природы, живым существам.

1 неделя марта  2018 г

Беседа «Царство растений»

Сюжетно-ролевая игра «Прогулка за полевыми цветами»

Стихи, загадки, пословицы о природе.

Н. Абрамцева «Сказка о веселой пчеле»

Рисование «Бабочки над лугом», «Труженицы пчелки»

Картины и иллюстрации на тему «Заповедники России»

Расширение представлений о окружающем мире, животных и растениях, знаний о природе через стихи, загадки, пословицы.

Закреплять представления детей о растительном мире, создавать у детей положительный эмоциональный настрой, развивать логическое мышление, развивать слуховое внимание.                                        

Развивать умение видеть красоту живой природы. Расширять знания детей о том, как нужно беречь и охранять природу.

2 неделя марта

2018 г

Выставка детских работ «Мы - экологи»

Развитие эмоциональной сферы дошкольников: чувство радости, чувство удовлетворения от проделанной работы.

3 неделя марта 2018 г

Презентация «Растения и животные России, занесенные в «Красную книгу» природы»        

Сформировать представления у детей о природосбережении, проявление интереса у детей и родителей к данной проблеме; развитие   положительных взаимоотношений ребёнка со взрослыми и сверстниками.

4 неделя марта 2018 г

Мультимедийная презентация проекта

Представить результаты работы на педагогическом совете, родительском собрании.

Выводы.

Благодаря экологическому воспитанию дошкольников мы рассчитываем на дальнейшее развитие их личностных, физических и творческих способностей, укрепление дружеских отношений как в детском коллективе, так и во взаимодействии с животным и растительным миром.

ФГОС ДО с января 2014 года определяет работу детских садов как образовательных организаций первой ступени общего образования, в том числе и по экологическому воспитанию. Важно сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности. Данная проект позволяет формировать начала экологической культуры у младших дошкольников в условиях детского сада, поможет воспитать в детях чувство любви к природе, чувство ответственности за мир вокруг и покажет красоту родной земли. 

Таким образом, для обогащения экологических представлений дошкольников, для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе, для приобщения к экологически ориентированной деятельности необходим системный подход в рамках образовательной программы детского сада, а также активное привлечение родителей к развитию у детей необходимых качеств личности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
  2. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с.
  3. Рыжова, Н.А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013. – 208с.
  4. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с.
  5. Леонтьева, О.М. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика.- 2015.- № 1. – С. 16-18.
  6. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 5. – С. 14-18.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по экологии в старшей подгруппе МБДОУ «Крутогорский д/с» (тематическая неделя «Мы друзья природы» - с 17.04. по 21.04.) «Жалобная книга природы»

Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.Задачи: развивать познавательный интерес к миру природы;формировать пер...

Познавательно – исследовательский проект для детей старшей группы на тему «Друзья природы» в номинации «Мы оберегом станем для природы»

Познакомить дошкольников с Красной книгой Саратовской области, умение ценить и создавать красоту, воспитывать бережное отношение к природе....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с природой в подготовительной группе «Мы – друзья природы»

Цель: Систематизировать представления детей о многообразии природы.Задачи:1)       Выявить знания о птицах,  животных, деревьях;2)...

Занятие по ознакомлению с миром природы "Мы друзья природы"

Занятие по ознакомлению с миром природы...

Интегрированное занятие по экологии в старшей подгруппе МБДОУ «Крутогорский д/с» (тематическая неделя «Мы друзья природы» - с 17.04. по 21.04.) «Жалобная книга природы»

Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.Задачи: развивать познавательный интерес к миру природы;форми...

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе №9 на тему: «Мы друзья природы природы»

Цель: обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.Программное содержание:Образовательные:- продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и жи...

Сценарий мероприятия "Мы друзья природы" раздел Безопасность в природе

Предлагается конспект сценария мероприятия для детей старшего дошкольного возраста "Мы друзья природы"....