"Методическая разработка Исследовательско-творческий проект для детей 6 - 7 лет "Мир воды"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Тесакова Евгения Владимировна

Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mir_vody.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательско – творческий  проект

в   подготовительной группе «Мир воды»

                                                                             

 Тип проекта:  исследовательско-творческий, игровой.

Продолжительность проекта: краткосрочный

Вид проекта: групповой

Возраст детей: 6-7 лет

Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители

 

Актуальность. 

   Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников.

   На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.

Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников.

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Всё это подчеркивает актуальность данного проекта.

 

Проблема: 

Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.

Цель: 

Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания.

Задачи:

  • Систематизировать и расширять представления детей о свойствах воды.
  • Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
  • Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
  • Развивать любознательность в процессе активной  познавательно - исследовательской деятельности.
  • Активизировать  словарь ребёнка.

Предполагаемый  результат

Ребенок:

- Проявляет интерес к проблеме сохранения чистой воды на нашей планете.

- Участвует в беседах на экологическую тему.

- Проявляет эмоциональную отзывчивость.

- Проявляет бережное отношение к природе.

Реализация проекта

 Этапы работы над проектом:

  • Подготовительный

1. Чтение художественной литературы о природе: Г.- Х. Андерсен «Русалочка», сказка «День рождения Дельфинёнка», «Сказки и были о морях и океанах», «Живая вода» (сказки народов Сибири), стихи А.С. Пушкина «О море», Н.А. Рыжова «Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки», К. Чуковский «Мойдодыр» , Лиман Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», сказки о живой воде и др.

2. Рассматривание энциклопедий:  «Жизнь в пресной воде», «Водоемы», «Подводный мир».

3. Рассматривание иллюстраций с изображение реки, озера, моря, пустыни, предметных картинок с сюжетами использования воды.

4. Отгадывание загадок.

5. Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (дождь, ручейки, роса, и т.д.).

6. Просмотр презентаций и документальных фильмов о природе.

  • Основной

 Беседы на темы:

-  « Путешествие капельки».

Цель: Закреплять знания детей о круговороте воды в природе. Продолжать воспитывать бережное отношение к воде

- «Водоемы нашей планеты».

Цель: расширить представления о многообразии водоемов на нашей планете.

- «Зачем человеку нужна вода?»

Цель: Учить детей беречь водопроводную воду; объяснить, что для получения чистой воды людям приходится затрачивать много сил и средств; научить детей не лить воду без нужды и плотно закрывать водопроводный кран.

- «У воды, на воде, в воде» (вода – среда обитания животных и растений).

Цель: Познакомить детей с представителями водных животных, некоторыми видами водных растений, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде. Разъяснить необходимость охраны этих животных, растений и среды их обитания.  

- «Вечная слава воде».

Цель: воспитывать культурно-гигиенические навыки, расширять знания детей о воде и ее значении, укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни.

- Беседа по ОБЖ «Правила поведения на воде».                                                                      Цель: Формировать навыки экологически правильного и безопасного поведения в природе частности во время отдыха на водоеме.

- Сочинение экологической сказки «Приключения Ручейка». 

Цель: развитие речи, дать детям представление о том, какое большое значение имеют родники и другие источники чистой воды, для всего живого на земле.

Экспериментальная деятельность:

   Опыт: «Очистка грязной воды»

Цель: Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу. Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды. Развивать умение схематично изображать проделанные действия. Воспитывать аккуратность.

               Опыт «Капельки»  (рассматривание капелек воды через лупу).

Цель: поощрять выдвижение детьми гипотез; формировать представления детей о круговороте             воды в природе; развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи;

   Опыты: «Вода жидкая, может течь»,  «Вода не имеет формы».

Цель: формировать элементарные представления детей об использовании воды и ее силе, воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.

   Опыты: « Вода нужна всем», «Растения пьют воду», «У растения внутри есть вода».

Цель: Формировать представления о значении воды в жизни человека и для природы, о разнообразии состояний воды в окружающей среде. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

   Игры: «Цветы лотоса», «Мельница».

Художественно-изобразительная деятельность:

   - Рисование «Круговорот, как я его понимаю».

Цель: продолжать воспитывать бережное отношение к воде, развивать творческую фантазию детей.

   - Рисование напоминающих знаков: 

«Не бросай мусор в воду», «Не рви водные растения»,  «Не бросай в воду стекло» и т.д.

Цель: развивать изобразительные навыки, воспитывать ответственное, бережное отношение к природе.

   - Ручной труд «Кораблики» 

Цель: учить изготавливать кораблики из природного материала для игр с водой на прогулке, использовать природный материал для создания поделок, развивать творчество, воспитывать умение доводить работу до конца.

   - Конструирование из бумаги «Белая кувшинка»

Цель: познакомить детей с некоторыми видами водных растений, закрепить умение работать с бумагой в технике оригами.

- Аппликация «Подводный мир».

Цель: закрепить знания об обитателях подводного мира.

Дидактические игры:

«Отвечай быстро», «Четвертый лишний», «Да - нет», «Хорошо – плохо», «Капитан укладывает чемодан», «Кто быстрее соберет», «Круги на воде», игры с водой.

Подвижные игры:

- «Ходят капельки по кругу»; «Ручеек», «Море волнуется раз…», «Рыбаки».

- Игра - имитация: «Мы – водные животные».

   Цель: Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности.

Чтение художественной литературы:

Сказки Н.А. Рыжовой «Жила-была Река», «Как люди речку обидели»;  стихотворения С.Погорельского «Весенний ручеек»; Л.Люшина «Капелька»; Э.Мошковской «Капля и море»; А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»; Г.К. Андерсена «Дюймовочка».

  • Итоговый

 1.Конкурс детских рисунков «Волшебница-вода».

Цель: развивать творческие способности, фантазию детей (в группе).

 2. Просмотр презентация проекта «Вода – это жизнь».

 3. Итоговое мероприятие: «Праздник волшебной воды».

Цель: Создать радостное, веселое настроение. Закрепить полученные знания о воде, ее значении в жизни людей и всего живого. Воспитывать бережное отношение к воде.

Совместная деятельность с родителями

  1. Посещение с ребенком городского «Музея воды».
  2. Прогулка к местному водоему.

     3.    Создание коллажа «Мир воды».

Результатами проекта являются:

 

Воспитание у детей эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.

Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.

Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

Эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения (умственное развитие). Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциативного мышления.

Ребенок может ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнёром, уважать мнение собеседника.

Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно-исследовательских навыков.

 Вывод:  

Эффективность экологического образования дошкольников главным образом зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, и систематической работы с детьми.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Познавательно-практический проект для детей старшей группы "Здоровые зубы - всякому любы".

Цель: дать  детям  сведения,  необходимые  для  укрепления  здоровья; выработать  на  основе  полученных  знаний  необходимые  гигиенические...

Методическая разработка информационно-исследовательского проекта для детей старшего возраста «Разноцветный небосвод»

Основной целью методичсекой разработки-проекта является создать условия для восприятия знаний о природном мире, для постижения закономерностей , лежащих в основе природных явлений....

Методическая разработка исследовательско-игрового проекта в младшей группе «Вода-водичка»

Учить детей делать выводы на основе практических опытов;- принимать посильное участие в экспериментах;- закреплять знания о значении воды для людей и ее физических свойствах....

Методическая разработка "Детско - родительский проект для детей раннего возраста «Домашние животные»

Детско - родительский проект для детей раннего возраста «Домашние животные»...

Методическая разработка исследовательско-образовательного проекта для детей старшего дошкольного возраста "Чудесные свойства воды"

Вода драгоценный дар природы. Вода имеет большое значение для жизни. Она нужна всем живым существам – растениям, животным, людям. Человеку нужна чистая, пресная вода. Но с каждым годом недра зем...

Методическая разработка музейно-образовательного проекта для детей подготовительного к школе группы (6-7 лет) «Урок в музее», номинация «Музейный объект».Тема проекта:«Каслинский чугунный павильон»

В последнее время в системе дошкольного образования появляются новые формы, методы и приемы организации обучения и воспитания детей. Одной из новых отраслей современной педагогической науки, которая а...