Экологическая занятия на тему " Дикие животные"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Махмутова Лилия Сальмановна

Конспект занятия в саршей группе на тему "Дикие животные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_zanyatie_v_starshey_gruppe.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое занятие в старшей группе «Дикие животные»

Цели:

Расширять представления детей о диких животных (лиса, медведь, заяц, белка, волк, ёж их образе жизни.

Закрепить названия диких животных и их детенышей, названия их жилищ.

Расширять и обогащать словарный запас детей.

Развивать связную речь детей

Формировать знания о взаимосвязи всего живого в природе.

Воспитывать бережное отношение к животным.

Ход занятия:

Здравствуйте ребята. У нас сегодня не обычное занятие. Сегодня мы отправимся в путешествие. Но сначала скажите мне, какое сейчас время год? Какие признаки осени вы знаете?

Мы с вами сейчас отправимся на прогулку в осенний лес, но сначала вспомним, как там нужно себя вести?

(картинки «правила поведения в лесу»)

Не ломать кусты и деревья;

Не кричать громко, не пугать зверей и птиц;

Не трогать их гнезда, не разорять жилища;

Не бросать мусор в лесу.

Помните:

Дерево, животное, цветок и птица не всегда сумеют сами защититься.

Если будут уничтожены они, на планете, мы останемся одни!

А теперь, можно отправляться в путь.

- А как же нам добраться до леса?

- Давайте, пойдем пешком, чтобы быть всегда здоровыми. Построились друг за другом, приготовились:

(корректирующая ходьба под музыку).

1,2,3,4,5 в лес отправимся гулять, по извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем (ходьба по следам «змейкой»)

На носочки дети встали, по дорожке побежали (бег на носочках между пеньков)

И на каблучках пойдем, через лужи перейдем (ходьба на пятках)

Ручейки мы увидали, через них мы прыгать стали (прыжки с продвижением через ленточки)

1,2,3, 1,2,3 – по дорожке мы пошли (спокойная ходьба приставным шагом по тонкому канату)

- Мы с вами попали в осенний лес. Посмотрите какая красота, какие деревья нарядные, сколько листьев на земле.

Мы с вами долго шли, устали, давайте сядем на пенечки (стульчики) и немного отдохнем, послушаем звуки осеннего леса.

Игра-релаксация. (аудиозапись звуки осеннего леса).

-Какие звуки вы услышали? (ответы детей)

-Ребята, посмотрите, прямо на опушке

Притаились за кустами, разные зверюшки!

Не видите? Давайте возьмем бинокли, посмотрим внимательно и скажем, кого мы видим.

(показ слайдов «Дикие животные»).

-Я вижу хитрую, пушистую, рыжую лисицу. А кого видите вы?

Любит кушать он малину

И в берлоге спать всю зиму.

Страшно может он реветь,

А зовут его. (медведь)

Он в лесу дремучем рос,

Серой шерстью весь оброс.

В зайцах вкусных знает толк

Злой голодный серый. (волк)

Что за зверь такой лесной?

В белой шубке он зимой.

Всех боится зверь-трусишка.

Как зовут его? (Зайчишка)

На его спине — иголки.

И длинны они, и колки.

Потому-то вдоль дорожек

С ними смело ходит. (ежик)

Она по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

(Белка)

-Ребята, давайте внимательно посмотрим в наши бинокли, одни ли наши звери гуляют в лесу?

Нет. Они вместе со своими детенышами.

Физ. мин : «на водопой».

Осенним днём, лесной тропой (маршируют спокойным шагом, звери шли на водопой.

За мамой лисицей крался… лисёнок. (крадутся на носках)

За мамой ежихой катился… ежонок. (приседают и медленно двигаются вперёд)

За мамой медведицей шёл…медвежонок. (идут вперевалку)

За мамой белкой скакали… бельчата. (скачут вприсядку)

За мамой зайчихой… косые зайчата. (скачут на месте)

Волчица вела за собою… волчат, (шагают)

Все мамы и дети напиться хотят. (хлопают)

Ребята, давайте еще раз вспомним, а где живут наши животные? (в лесу)

Кто им добывают пищу? (они сами)

Кто делает жилище? (сами)

Как называют таких животных? (дикими)

Ребята, а какие они, дикие животные? Давайте поиграем.

Игра в мяч.

Волк большой, а медведь еще…больше

Заяц легкий, а белка еще… легче

У белки хвост пушистый, а у лисы…еще пушистее

Лиса бегает быстро, а заяц еще… быстрее

Еж безобидный, а волк… злой

Белка ловкая, а медведь… неуклюжий

Заяц доверчивый, а лиса… хитрая

У человека рот, а у животного…пасть

У человека лицо, а у животного…морда

У человека руки и ноги, а у животного…лапы

У человека ногти, а у животного…когти

У человека волосы, а у животного…шерсть

Как здорово мы с вами поиграли.

Ребята, у вас есть дом, в котором вы живете со своей семьей. А в лесу есть дома? Где живут лесные животные? У каждого животного есть свой дом в лесу. Только эти дома разные. Где кому удобно, там и живут. Как же называются их жилища?

У лисы в лесу глухом есть нора – надежный дом

Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели

Под кустами еж колючий нагребает листья в кучу

Спит в берлоге косолапый, до весны сосет там лапу

Есть, у каждого, свой дом, всем тепло, уютно в нем!

Молодцы ребята! Давайте повторим все вместе, где живет…

Медведь -в берлоге.

Лиса - в норе.

Заяц - под кустом.

Белка - в дупле.

А вы знаете, как называется дом волка?

А волчий дом называется - логово. Повторите - "волчье логово" и запомните.

Ребята, давайте поговорим о том, как звери готовятся к зиме.

Кого из животных мы с вами не увидим в лесу зимой? (медведь и ежик). А почему?

Все лето и осень медведь готовится к зиме: ест много ягод, ловит рыбу в реке, накапливает жир на зиму. В конце осени он находит себе место под сосной, где лежит много листьев и веток, и ложится спать до весны. Зимой выпадет снег, а ему в берлоге будет тепло. Медведь - хищное животное.

-Дети, а вы знаете почему так говорят «сосёт лапу». Просто в середине зимы кожа на лапах у медведя начинает чесаться, зудеть, меняться. Вот медведь во сне и слизывает старую кожу.

А вы знаете, что ёжик делает осенью?

Я вам сейчас расскажу:

Ежи, как и медведи, всю зиму спят. Но перед тем как залечь в зимнюю спячку, ёжик должен хорошенько подкрепиться. Ёж ест червей, лягушек и мышей. Ещё ёжик любит лесные яблоки, ягоды и грибы. На зиму ёжик устраивает себе норку из травы и листьев, сворачивается в клубок и засыпает.

Ребята, а вы знаете как другие животные готовятся к зиме? (Ответы детей).

Зайцы меняют шубку с серой на белую, чтобы зимой его не было видно на снегу. А ещё белая шубка – тёплая. Питается заяц корой деревьев, молодыми веточками.

- А как заяц устраивает себе домик?

Оказывается, у него нет отдельной норки. Днём он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать.

А кто еще меняет шубку? (Белочка). Белка к зиме меняет цвет шубки с рыжей на серую. Для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например, ястреба или куницы. Кроме того, шубка становится более теплой и пушистой. В самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: осенью белочка таскает туда опавшие листья, сухой мох, так что в дупле сухо, тепло и мягко. Белка очень запасливый зверек. В дупле она устраивает много кладовых. Там хранятся орехи, шишки, желуди, грибы…

- Дети, вы знаете, чем служит хвост у белки? (рулем).

Когда белка прыгает с дерева на дерево, то она расправляет свой пушистый хвост и он, как парашют, поддерживает ее в воздухе. А в зимнюю стужу, белка прикрывается хвостом, как одеялом.

Ребята, а волк зимой холодной, ходит по лесу голодный.

Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные так же должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. У лисы к зиме отрастает на лапах густая шерсть, поэтому они не мерзнут. И у волка за лето и осень отрастает шерсть, становится густой и теплой. А делают ли лиса и волк запасы на зиму? (Нет). Правильно, они запасов не делают, голодно бывает им порой.

Волк и лиса по лесу рыщут в поисках пищи. Волк зимой холодной, ходит по лесу голодный. Он целый день и ночь бегает по лесу в надежде раздобыть себе пищу, охотится на зайцев, оленей, лосей.

Лиса обнюхивает снег, ищет мышиные норки, так мышами, в основном и кормится всю зиму.

Ребята, а вы знаете, что за животными в лесу тоже надо

присматривать, помогать им, заботиться.

Как вы думаете, кто это делает?

Лесник-это самый главный человек в лесу. Он смотрит за порядком в лесу, помогает животным, лечит их, зимой, подкармливает. Но не каждый человек может быть лесником. Для этого надо учиться, потому что лесник-это профессия.

Ходит по лесу лесник, он шагать в лесу привык.

Здесь ему, совсем, как дома, всё давным–давно знакомо

Взгляд лесничего остёр: тут недавно был костёр –

Под ветвями тлеет жар, не досмотришь, и – пожар.

Там, красавица – сосна. Почему она грустна?

Причинил ей много бед жук зловредный – короед.

Нужно дерево спасти. Короеда извести.

Дальше заяц грыз в яру молодой ольхи кору.

Погоди, ушастый плут, скоро пойман будешь тут!

Дальше, дальше… долог путь! Должен всюду заглянуть,

Всё обследовать. Лесник, он бродить в лесу привык.

Знает он не зря в лицо каждый куст и деревцо.

Трудно зверям и птицам в лесу, особенно зимой. А кто из вас знает, как можно помочь животным? (ответ детей)

Люди подкармливают голодных животных: раскладывают сено для лосей, соль для кабанов, шишки и желуди для белок, развешивают кормушки для птиц.

Наше путешествие подходит к концу. Нам пора возвращаться в группу.

На автобусе веселом

Мы поехали домой.

Мимо сосен мимо елок

По тропинке по лесной.

Раз, два, три; раз, два, три

Вот мы в группе посмотри.

Итог:

Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Где же мы сегодня были? Что мы там видели? Что нового узнали? Что вам больше всего понравилось?

Молодцы! А сейчас ребята попрощаемся с гостьями, скажем дружно «До свидания!».

Дети: До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ интегрированного познавательного занятия на тему: «Дикие животные» 2 мл. группа

Конспект познавательного занятия с элементами математики для детей младшего дошкольного возраста. Развивает любознательность, познавательный интерес, обогащает знания по теме дикие животные. Упражняем...

Конспект интегрированного занятия по теме "Дикие животные"

Конспект занятия для детей страшей группы ДОУ...

"Лесные чудеса" (интегрированное занятие по теме: "Дикие животные" - развитие речи и движений, формирование сенсорных эталонов)

«Лесные чудеса»(интегрированное занятие по теме: «Дикие животные» - развитие речи и движений, формирование сенсорных эталонов) Программные задачиФормировать у детей представления о диких жи...

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию дошкольников.Тема:"Дикие животные леса"

Программное содержание.Задачи:-закрепить представления детей о лесе, как месте обитания диких животных;-закрепить понятие "дикие животные",умение различать и называть их жилища;-развивать наблюда...