Проект «Экологическая тропа в творчестве и экспериментальной деятельности детей».
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

 Цель проекта: творческое развитие детей  в процессе художественно-эстетической и экспериментальной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ekologiyarisov.docx32.64 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Экологическая тропа в творчестве и экспериментальной деятельности детей».

Воспитатель Харченко А.И.

Паспорт проекта «Экологическая тропа в творчестве и экспериментальной деятельности детей».

Автор проекта: Матевосян Наталья Васильевна, воспитатель.

Актуальность: воспитание у дошкольников экологически осмысленного поведения и овладение дошкольниками достаточным набором экологических знаний посредством художественного творчества   и  экспериментальной деятельности.

Проблема: Каковы представления дошкольников об  экологической тропе  и как они отражают свои впечатления посредством применения  нетрадиционных приёмов рисования?

 Какие выводы сделали в процессе проведения экспериментов и опытов?

 Цель проекта: творческое развитие детей  в процессе художественно-эстетической и экспериментальной деятельности.

Задачи проекта: воспитание заботливого отношения к природе, пополнение объёма знаний о растениях, животных  и насекомых, формирование экологически осмысленного поведения и овладение дошкольниками достаточным набором экологических знаний и способов деятельности, расширение  представлений детей об экологической тропе и выражение этих представлений в продуктах деятельности - рисунках и результатах экспериментов.

Срок реализации: 1 год.

Участники проекта: дошкольники старших и подготовительных  групп, воспитатели.

Место проведения: МБДОУ ЦРР-д/с № 15 «Светлячок».

Тип проекта: по тематике – исследовательско-творческий, по составу участников - фронтальный, по срокам реализации - долгосрочный.

Этапы реализации проекта:

 Первый этап: постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской деятельности, удовлетворение интересов и потребностей ребёнка.

Второй этап: планирование творческой и экспериментальной деятельности.

Третий этап: организация деятельности детей в зонах для рисования или экспериментирования (по маршруту экологической тропы), оснащение оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта.

Четвёртый этап: презентация конечных продуктов проекта (рисунки и результаты экспериментирования).

Ресурсы (информационные, методические, материально-техническое обеспечение): литература экологического направления, экологическая тропа, эксперименты, литература по исследовательской деятельности, зона для рисования и экспериментирования.

Ожидаемые результаты: дети творчески подходят к экспериментальной деятельности, воспринимают экологическую тропу как часть природы, осознают её уникальность, красоту, универсальность и отражают свои впечатления в рисунках.

Педагоги осуществляют совместную творческую и исследовательскую деятельность с детьми.

Календарно-тематическое планирование проекта

«Экологическая тропа в творчестве и экспериментальной деятельности детей»

Сентябрь

1 Нетрадиционное  рисование - примакивание салфетками «Осенние берёзки».

2 Нетрадиционное рисование – раздувание краски с помощью трубочки для коктейля - «Осенний лес».

3 Печать листьев разной формы «Осенний букет».

4 Рисование иглами сосны «Ёжик».

Октябрь

1 Рисование - экспериментирование восковыми мелками на коре дерева (отпечатки коры) «Такие разные деревья».

2 Экспериментирование «Самое старое дерево»

3 Нетрадиционное рисование - печать природными формами «Растения нашего пруда».

4 Экспериментирование «Цветочное ассорти».

Ноябрь

1 Экскурсия – наблюдение «Как деревья готовятся к зиме».

2 Коллаж из засушенных лепестков «Осенняя грусть».

3 Нетрадиционное рисование поролоновыми кистями «Совушка».

4 Рисование в технике графики «Зайчик под кустиком».

Декабрь

1 Нетрадиционное рисование тычком по сказке «Три медведя».

2 Совместная деятельность с педагогом «Смастери кормушку для привлечения птиц».

3 Нетрадиционное рисование в технике фотокопии «Птицы на кормушке».

Январь

1 Экспериментирование «Приготовление торта для птиц» и наблюдение за прилетающими птицами.

2 Нетрадиционное рисование по мокрому слою «Птички».

Февраль

1 Нетрадиционное рисование свечкой «Дерево в инее».

2 Познавательное мероприятие «Как проводят зиму лесные жители»?

3 Нетрадиционное рисование в технике фотокопии « Белочка с орешками».

4 Познавательное мероприятие «Как зимуют растения?».

Март

1 Коллаж «Пробуждение природы».

2 Экспериментирование «Посади семечко».

3 Совместная деятельность с педагогом «Наш огород».

4  Нетрадиционное рисование «Пришла весна, прилетели птицы» под слушание птичьих голосов.  

Апрель

1 Нетрадиционное рисование с использованием скорлупы перепелиных яиц и ватных палочек «Черепашка».

2 Рисование с использованием разных оттенков зелёного цвета «Лягушонок в пруду».

3 Нетрадиционное рисование в технике фотокопия «Лебеди».

4 Нетрадиционное рисование «Красивые бабочки» в технике монотипия.

Май

1 Нетрадиционное рисование «Цветущая веточка» с использованием ватных палочек и поролоновых кистей.

2 Нетрадиционное рисование в технике фотокопии « Одуванчики в траве».

3 Пластилинография «Божья коровка на ромашке».

4 Нетрадиционное рисование в технике мозаики «Улитка».

5 Экспериментирование «Как сильна улитка»?

Июнь

1Экспериментирование «Жужжащие пчёлы».

2 Экспериментирование с использованием лупы «Какие насекомые живут в коре дерева?»

3 Наблюдение – экспериментирование «Что любит трудолюбивый муравьишка?»

4 Сбор и сушка липовых соцветий для приготовления полезного чая.

5 Батик (рисование на ткани) «Маки, колокольчики и ромашки».

Экспериментирование  «Как сильна улитка?»

  1.  Проколем по маленькому отверстию с двух боковых сторон спичечного коробка.
  2.  Отрежем кусок нитки длиной 20 сантиметров.
  3.  Пропустим один её конец в отверстие и привяжем. Повторим это с противоположной стороны. У нас получилась повозка с ручкой.
  4.  Аккуратно накинем петлёй нитку на раковину улитки так, чтобы спичечный коробок был позади неё.
  5.  Посмотрим, сможет ли улитка передвигаться и тянуть коробок за собой.
  6.  Добавляем по одному камушку  на спичечный коробок и наблюдаем, сколько камней сможет утащить улитка.
  7.  Берём несколько улиток и сравниваем, какая сильнее.

Экспериментирование «Отпечатки коры».

  1.  Приложим бумагу к стволу дерева - берёзе, затем – к дубу, каштану.
  2.  Прижмём пастельный или восковой  мелок к бумаге и потрём им. На бумаге появится рисунок коры. Если сразу не получится, надо сильнее нажимать на мелок.
  3.  Попробуем сделать рисунок коры на других деревьях, меняя цвет мелка.

Вывод: У разных деревьев кора отличается. На сделанных отпечатках можно увидеть, что у некоторых деревьев кора гладкая, а у других шершавая.

Приготовление торта для птиц.

  1.  Растопим жир в микроволновой печи.
  2.  Добавим туда овёс или хлопья, хлебные крошки, раздробленные орехи, семечки подсолнечные, длинный кусок верёвки.
  3.  В пластмассовый стаканчик помещаем смесь и ставим в холодильник. Верёвка должна быть в этом торте, и когда смесь замёрзнет,  привязываем её к ветке дерева и ждём, когда прилетят птички.

Смастерим кормушку для привлечения птиц.

  1.  Возьмём картонный пакет для молока, срежем верхнюю часть и сделаем дырочки в пакете. Возьмём две верёвки и пропустим через дырочки.
  2.  Наполним кормушку крошками и пшеном, подвесим на ветки.
  3.  Наблюдаем, какие птицы прилетают.

Экспериментирование «Самое старое дерево»

  1.   Находим несколько больших деревьев.
  2.   Отрежем кусок верёвки длиной примерно 1 метр (может понадобиться и меньше, в зависимости от толщины ствола)
  3.   Обвяжем верёвку вокруг дерева. Затем разрежем её ножницами.
  4.  Измерим верёвку с помощью сантиметровой ленты и запишем результат
  5.   Проделаем это несколько раз, измерив столько деревьев, сколько захотим. Узнаем названия деревьев, которые мы измерили.
  6. После завершения измерений посмотрим, какому дереву принадлежит самая длинная верёвочка. Это и есть самое старое дерево.

Вывод: Каждый год на деревьях вырастает новый слой коры. Значит, чем больше слоёв коры, тем толще и старше будет дерево.

А на срубленном дереве, посмотрев на срез ствола, можно увидеть спиралевидный рисунок, который начинается с маленького круга в центре и закручивается множеством колец. Эти кольца и есть слои коры.

Экспериментирование «Жужжащие пчёлы»

  1.  Вырежем из каждого листа картона по цветку с большими лепестками
  2.  Ножницами сделаем по четыре небольших разреза с одного конца пяти соломинок для питья. Приложим надрезанный конец трубочки к обратной стороне цветка так, чтобы она образовала форму звёздочки.
  3.   С помощью клейкой ленты прикрепим трубочку к картону.
  4.   Сделаем то же самое с остальными трубочками, чтобы получилось пять цветков на стебельках
  5.  Смешаем немножко сахара с водой так, чтобы получилась липкая паста, и положим её в одну из крышек. Повторим то же самое с солью.
  6.  Скатаем два шарика из клейкой ленты и поместим по одному в серединки двух картонных цветков.
  7.  Приклеим крышки к шарикам из клейкой ленты. На трёх цветках крышечек не будет.
  8.  Поставим цветы на улице. Наблюдаем, какой из цветков привлекателен для пчёл. Есть ли на этом цветке крышечка?
  9.  Теперь переклеим крышки на другие цветы. Изменились ли результаты?

Экспериментирование с использованием лупы «Какие насекомые живут в коре дерева?»

  1.  Найдём дерево с толстым стволом.
  2.  Поищем трещины в его коре. Используем лупу, чтобы обнаружить насекомых, прячущихся в коре.
  3.  Найдём такие места на дереве, где кора отваливается. Очень аккуратно оттянем кору и поищем насекомых, которые в ней живут.
  4.  Рассмотрим зелёный рыхлый мох, который часто растёт у подножия дерева - там тоже живут другие существа.

Вывод: кора является домом для многих насекомых.

Экспериментирование с элементами дизайна «Посади семечко»

  1.   Возьмём колготки и отрежем верхнюю часть, оставив примерно 30 см.
  2.  Насыплем семена и наполним колготки ватой настолько, чтобы они приобрели форму мячика.
  3.  Крепко завяжем колготки под ватой и отрежем ножницами лишний материал.
  4.  Перевернём колготки так, чтобы семена были наверху.
  5.  Придумаем и сделаем рожицу, чтобы наполненные семенами и ватой колготки стали похожи на голову человечка. Когда прорастут семена, у него появятся волосы.
  6.  Семена начнут прорастать через несколько дней, проверяем, чтобы « будущая голова» всегда была влажной.

Наблюдение – экспериментирование «Что любит трудолюбивый муравьишка?»

  1.  Возьмём немного сахара, небольшой кусочек яблока, ломтик хлеба, кусочек картофеля.
  2.  Разложим эти продукты и понаблюдаем, какие из них привлекут муравьёв.

Вывод: Муравьи очень любят сладкое, особенно яблоки и сахар

Открытое мероприятие в старшей группе

«Деревья экологической тропы осенью»

Задачи: воспитание заботливого отношения к деревьям, пополнение объёма знаний о деревьях и их пользе, развитие детского творчества, закрепление математических понятий короче – длиннее, шире – уже; обогащение словарного запаса.

Словарная работа: лиственные, хвойные, листопад, гладкий- шершавый, эксперимент, возраст, польза, древесина, береста, парфюмерия, дёготь, лечебный, медицина.

Материалы:1/2 альбомного листа на каждого ребёнка, восковые мелки, осенние листики деревьев, моток веревки, гуашь, клей, пластилин, цветной картон.

Ход мероприятия.

Воспитатель читает стихотворение:

Тихо в воздухе листья кружатся,

Разноцветным ковром на землю ложатся.

Деревья к зиме без листвы оказались,

А ели и сосны в зелёном наряде остались.

- Сегодня мы с вами поговорим о деревьях, которые растут в нашем детском саду, узнаем, почему они сбрасывают листву. С помощью экспериментов научимся определять возраст деревьев, увидим рисунок их коры, а также поговорим о пользе листьев и плодов дерева.

Дети рассматривают деревья экологической тропы: каштан, сосну, дуб, липу, берёзу, ель, клён, тую.  Воспитатель предлагает провести эксперимент, используя восковые мелки и бумагу. С помощью этого эксперимента дети узнают, ствол какого дерева гладкий, а какого шершавый.

Эксперимент «Отпечатки коры».

Дети прислоняют листы бумаги к стволам каштана, затем липы и берёзы. Делают штриховку разными по  цвету  мелками, после сравнивают получившиеся рисунки коры. Делают выводы, у каких деревьев стволы гладкие, а у каких - шершавые.

Воспитатель говорит о том, что по стволу дерева можно определить и его возраст. Каждый год на деревьях вырастает новый слой коры, значит, чем толще ствол, тем дерево старше.

Дети вместе с воспитателем проводят экспериментирование «Самое старое дерево».

Берём моток верёвки, обвязываем вокруг ствола дерева, затем отрезаем ножницами нужную длину. Таким образом измеряются несколько деревьев, затем сравниваются кусочки верёвки по длине. Самый длинный  принадлежит самому старому дереву.

Дети рассматривают осенние листья разных деревьев, берут в руки и повторяют движения за воспитателем.

Физминутка «Листопад»:

Ветер сильный вдруг поднялся,

Листья в воздухе кружатся,

Покружатся- покружатся,

С тихим шорохом на землю ложатся.

 Воспитатель задаёт  вопросы:

- Что же происходит с деревом осенью? (Дерево сбрасывает листья)

- Почему деревья сбрасывают листья?

*дерево защищает себя зимой от потери воды, ведь именно с листьев испаряется влага

*дерево избавляется от вредных веществ, накопившихся в листьях за летний период

* защищает себя от переломов, чтобы снег не нависал на листьях

Дети вместе с воспитателем делают вывод, что листопад - это подготовка дерева к жизни в зимних условиях.

- Почему сосна и ель не желтеют и не сбрасывают иголочки?

Воспитатель говорит, что у хвойных деревьев не листья, а иголочки, они тонкие, и поэтому им не нужно зимой много влаги. Ель, сосна и туя осенью не изменяют своего наряда.

Беседа воспитателя с детьми о пользе деревьев.

- Дуб на Руси считался символом могущества и долголетия. У дуба очень прочная древесина, она используется при постройке кораблей и производстве мебели. Отвар коры применяют для лечения ожогов и воспалительных процессов на коже. Плоды дуба – жёлуди - используют при изготовлении заменителя кофе и идут на корм животным.

- Кожура плодов  каштана, кора и листья обладают лечебными  свойствами и широко применяются в медицине. Плоды применяют для создания мазей и таблеток, помогающих лечить очень много болезней.

- В берёзе всё: кора (береста), листья, сок,- обладают лечебным действием. Отвар из листьев оказывает успокаивающее действие, а также им промывают волосы и делают маски для лица. Береста используется при изготовлении таблеток активированного угля, а берёзовый дёготь применяют в парфюмерии - мыло, шампуни, кремы для лица.

-Хвоя ели и сосны лечит простуду, если сделать из неё отвар и смешать с мёдом. Из необычной  листвы туи делают отвар, содержащий эфирные масла, и вдыхают его, чтобы вылечиться от простуды, а также втирают при болезнях спины.

- Все любят ароматный чай из липы, помогающий при простуде. Большая польза для нашего здоровья - вдыхать аромат липы.

- Сок клёна приносит большую пользу, его витамины лечат печень и почки. Отвар из листьев клёна обладает противомикробным действием и используется для лечения носа и горла, разных ран.

Воспитатель вместе с детьми делает выводы о том, что деревья приносят огромную пользу и к ним надо бережно относиться.

Воспитатель предлагает создать подарок нашей щедрой природе, используя осенние листики, каштаны, жёлуди, иглы сосны и другой природный материал. Дети выполняют творческую работу, применяя пластилин, гуашь и клей (лепка ежика из каштана и иголок ели или сосны, аппликация из наклеенных на картон осенних листиков, нетрадиционное рисование – печать листьев и т. д.)

Воспитатель и дети любуются работами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Познавательно-речевое развитие дошкольников во взаимосвязи устного народного творчества и экспериментальной деятельности»

Главное достоинство экспериментов  в том, что они позволяют ребёнку взглянуть на мир, окружающий его, под другим углом, несколько с другой стороны. Увидеть новое в уже известном и ,возможно, поме...

Формирование познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности детей.

В процессе опытно-экспериментальной деятельности вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его...

Проект Лаборатория технического творчества "ИнженериУМ". Экспериментальная деятельность.

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним...

Дети и наука. Экспериментальная деятельность детей.

Науку можно определить как знание, получаемое посредством наблюдения, исследования и экспериментирования.  Мы, взрослые должны понимать, что естественное любопытство, проявляемое детьми, ведет к ...

Формирование познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности детей

Формирование познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности детейВ процессе опытно-экспериментальной деятельности вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос направ...

Проект по речевому развитию детей на основе исследовательской опытно – экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста «Юные исследователи»

Проект по речевому развитию детей на основе исследовательской опытно – экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста«Юные исследователи» Пояснительная запис...