Главные вкладки

    «Формирование у дошкольников представлений о значимости и необходимости различных профессий в жизни общества"
    методическая разработка по окружающему миру на тему

    ЧУЕВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА
    1. Сообщение для педагогического совета.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Сообщение презентация.228.62 КБ

    Предварительный просмотр:

       

    муниципальное бюджетное дошкольное образовательное   учреждение

     «Центр развития ребенка  - детский сад № 11

     «Голубой вагон»

    г. Сальск»

            

         

    СООБЩЕНИЕ:

    «Формирование у дошкольников

    представлений о значимости и необходимости

    различных профессий

     в жизни общества.»

    Подготовила:

    Чуева Т.В., воспитатель

           Трудовое воспитание дошкольников на современном этапе является одной из важнейших сторон воспитания, как для родителей, так и для дошкольного образовательного учреждения.

         В последнее время современные родители уделяют большое внимание интеллектуальному и умственному развитию детей, подготовке их обучению в школе и не задумываются о том, что в основе всех учебных умений лежат трудовые умения и навыки, которые не только воспитывают прилежание, целеустремлённость, самостоятельность, но и ребёнку легче адаптироваться в социальном окружении.

    СЛАЙД 2

         Президент России Владимир Путин согласился с идеей вернуть трудовое воспитание образовательные учреждения..

         «Детей надо привлекать хотя бы  к элементарному, но творческому труду», - добавил он. Его поддержала Министр образования и науки России Ольга Васильева, она отметила , что труд важен для воспитания личности!

    СЛАЙД 3

           Вопросы   трудового  воспитания  отражены  в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие».

    Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

    СЛАЙД 4

    Трудовое воспитание в ДОУ  - важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности.

    СЛАЙД 5

    Обозначим задачи трудового воспитания дошкольников

    ►Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желание трудиться.

    ► Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо) 

    ► Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека»

    СЛАЙД 6

         А какие же виды труда существуют в дошкольном учреждении?

    • самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);

    • хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка);

    • труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду);

    •ручной труд (поддержание порядка в хозяйстве группы: починка, подклеивание книг, коробок, пришивание оторванных пуговиц, петель, доступный ремонт игрушек и пр.).

    СЛАЙД 7   (БОЛЬШОЙ ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК И РЕБЕНОК)

             Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные

    качества закладываются с детства. Труд должен радостно войти в жизнь ребёнка и помочь ему в успешном всестороннем развитии.

    Наши  наблюдения за воспитанниками показали, что  дошкольники  мало

     знают или не знают совсем о труде взрослых людей различных профессий.

             Проведя опрос детей об их представлениях о труде взрослых и их профессиях, мы пришли  к выводу, что более половины , опрошенных не могут назвать, где и кем работают их родители, потому что родители не рассказывают детям о своей работе. Самыми распространенными ответами детей были: «на работе работают», «На работу ходят», «На работу ездят», «работу работают», большинство   детей утверждают, что «на работу ходят, чтобы зарабатывать денежки».  Проведенное   анкетирование родителей показало, что 80% родителей напрямую не рассказывали детям о своих профессиях и сфере деятельности, 5% родителей брали детей с собой на работу (в магазин, парикмахерскую, кафе)  в связи с  территориальной близостью к месту проживания, 15% сообщили о том, что в косвенных сообщениях рассказывали детям о своей профессии (водитель, учитель, бухгалтер).

               В связи с этим целью нашей работы является формирование у детей дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости.

    СЛАЙД 8

    Достижению поставленной цели, на наш взгляд, способствует решение следующих задач:

    1. Обобщить и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности жителей Сальского района и Ростовской области.
    2. Систематизировать знания воспитанников о труде людей разных современных профессий и их взаимосвязи (сельскохозяйственных, промышленных, героических, транспортных, обслуживающих и т.д.)
    3. Расширить представления ребенка о содержании трудовой деятельности человека.
    4. Формировать представление о ценности труда и его общественной значимости
    5. Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.
    6. Воспитывать уважительное отношение к труду, желание трудиться.

     

               В процессе работы мы готовим ребёнка к тому, чтобы он смог смело вступить в самостоятельную жизнь;

    - понимал, что труд, работа занимают в жизни людей важное место;

    - познакомился бы с тем, что представляют собой разные профессии;

    - уважал всех, кто трудится, и ценил плоды их труда;

    - учился бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудился бы, принося пользу людям, и развивал бы свои трудовые способности.

    СЛАЙД 9

          Работа по формирование у детей дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости строится на следующих принципах:.

    ►Принцип воспитывающего обучения: приобщайте детей к культуре труда, воспитывайте у них уважение к людям разных профессий.

    ► Принцип научности: используйте научно обоснованные и апробированные на практике методики

    ► Принцип наглядности: опирайтесь на чувственный опыт ребенка, организуйте

    наблюдения окружающей действительности.

    ► Принцип систематичности и последовательности: усложняйте материал

    постепенно, формируемые у детей знания должны складываться в систему.

    ► Принцип  доступности: Соотносите содержание, характер и объем материала с уровнем развития, подготовленности детей.

    ► Принцип осознанности: формируйте у воспитанников активную и осознанную позицию по отношению к собственным достижениям.

     ► Принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий )

       ►  Принцип новизны (использование новейших информационных технологий);

    СЛАЙД 10

          Познакомившись с принципами, давайте теперь поговорим о компонентах трудовой деятельности.

    Мотив - это причина, побуждающая к трудовой деятельности или заинтересовывающий момент .

    Цель - это то, к чему надо стремиться.

    Трудовые действия – это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат

    Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу

    Результат - это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду

           

    СЛАЙД 11

     Ознакомление дошкольников с профессиями  можно рассмотреть как процесс     "ранней  профориентация  детей  дошкольного возраста" –это новое, малоизученное направление в педагогике.

    Что это такое?

    - специально организованное информирование  дошкольников о мире  профессий  

    средствами игровой деятельности,  создающей  у  детей  определенный  опыт  профессиональных  действий,    профессионального    поведения.    Ранняя    профессиональная  ориентация  позволяет  спроектировать  у  дошкольников  профессиональную  составляющую "образа- «Я».

         

    СЛАЙД 12

      Исходя из цели, сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру,  ему  должна  быть  предоставлена  возможность  использовать  свои силы в доступных видах деятельности .

    мы поставили перед собой следующие задачи по ранней профориентации детей дошкольного возраста:

    СЛАЙД13

    ►Познакомить    детей   с    профессиями,    в    соответствии   с

    возрастными   особенностями,  привить   любовь   к   трудовым   усилиям .

    ►Сформировать   интерес   к   труду   и  элементарные   трудовые   умения  в некоторых областях трудовой деятельности.

    СЛАЙД 14

        Для успешной реализации целей и задач используем  метод «ситуация успеха».

    Вообще, «ситуация успеха», с педагогической точки зрения - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных  результатов  в какой – то деятельности.  Это результат продуманной тактики воспитателя на получение запрограммированных результатов.

    Условия для создания «ситуации успеха»

    1.   Создание комфортных психолого – педагогических условий каждому ребенку.

    2.   Положительная оценка  достижений ребенка .

    3.   Недопущение отрицательной оценки деятельности ребенка. Все неудачи и недочеты

    надо обсуждать индивидуально.

    4.   Уважение к идеям и мыслям ребенка.

    5.   Создание предметно – развивающей среды.

    6. Каждый ребенок должен чувствовать себя значимым, исключительным.

    И главное,  «ситуация  успеха» - это  когда  не только  воспитатель  учит детей,  но  и  дети  учат друг друга.

     Когда ребенок в роли  мастера, то и возникает та самая «ситуация успеха». Дети учатся

     сами ставят цель, планируют работу и получают результат. Надо научить простой формуле  «цель-процесс-результат».

    СЛАЙД 15

          Наиболее эффективные методы  и приемы при реализации данного направления :

    ►Наглядные (наблюдения, демонстрация картин, иллюстраций, схем.)

    ►Словесные ( рассказ, беседа, чтение художественной литературы)

    ►Практические (упражнения, экспериментирование, моделирование, инсценировки)

    ►Игровые (сюжетно-ролевые игры и дидактические игры)

    СЛАЙД 16

         Огромную роль в данном вопросе играют родители,  давайте рассмотрим направления  работы по взаимодействию с родителями:

        -  Привлечь к взаимодействию, сформировать желание общаться с воспитателями, участвовать в жизни группы .

        -  Рассказать родителям о важности трудового воспитания в дошкольном возрасте .

        - Создать условия, чтобы раскрыть творческие способности в совместной деятельности с детьми .

        - Укрепить партнерские взаимоотношения в семье

        - Взаимодействие с родителями (анкетирование, подготовка презентаций, мини-проектов, изготовление атрибутов, помощь в организации экскурсий, организация фотовыставок).

           Давайте познакомимся  с компонентами ознакомления дошкольников с профессиями, откуда же дети черпают информацию?

    СЛАЙД 17

    ►Получения сведений о профессиях от родителей;

    ►воспитателей детского сада;

    ►от сверстников и детей   старшего возраста;

    ►из своих собственных наблюдений за родителями, родственниками, другими взрослыми (знакомыми и незнакомыми);

            Проанализировав несколько программ,  мы сделали вывод, ознакомлению   детей   с   трудом   взрослых,   их профессиями  в  большинстве  из  них  уделяется  косвенное  внимание. Творческая группа нашего коллектива разработала перспективный план по ознакомлению дошкольников от 3 до 7 лет  с профессиями «Мир профессий», так же были разработаны конспекты ООД и сюжетно-ролевых игр.

    Разрабатывая методический материал, мы поставили перед собой следующие задачи:

    СЛАЙД 18

    ►формирование   и   выявление   профессиональных   интересов   детей;

    ► поддержка и развитие их природных дарований;

     ►  психолого-социальная ориентация детей;

     ► развитие у детей в ходе игровой деятельности трудовых навыков;

    ► формирование мотивации и  интересов  детей с учетом  особенностей  их  возраста и состояния здоровья.

           

    СЛАЙД 19

    В своей работе по данному направлению мы используем схему по ознакомлению дошкольников с профессиями:

    - название профессии,

    -  место работы,

    - условия труда,

    - инструменты для работы,

    - выполняемые трудовые операции,

    - результат труда.

    СЛАЙД 20

           Для наиболее полной картины по  данной проблеме, мы ознакомились с классами и видами профессий. Назову  классы  профессий:  человек-человек, человек-техника, человек – знаковая система, человек – художественный образ, человек – природа.

    СЛАЙД 21

            Наша задача - познакомить ребят с разными профессиями, чтобы в дальнейшем они не ошиблись с ее выбором, сделать так, чтобы работа была им в радость. Педагоги детского сада выбрали проектную технологию для решения задач по расширению представлений детей о профессиях. Воспитатели реализовывали проекты, направленные на изучение профессий  и способствующие более детальному знакомству с какой-либо определённой специальностью.

    СЛАЙД 22

         Нами были  разработаны и реализовывали проекты, направленные на изучение профессий  и способствующие более детальному знакомству с какой-либо определённой специальностью.  Это такие проекты:  «Я и моя семья», «Мамины помощники», «Все профессии нужны…», «Я. ты, он, она, голосует вся страна.» , «Защитники Отечества», «Хлеб – всему голова.»

    СЛАЙД 23-24

    Еще одним из эффективных методических пособий является Лэпбук он полностью отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде.

    – информативен; 

    – полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;

    – пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого -  как играющего партнера);

    – обладает дидактическими свойствами.

    – вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);

    – его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;

    – обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

    СЛАЙД 25

             Реализация   поставленных задач осуществляется через совместную деятельность воспитателя  с детьми ,  которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность   (беседы о профессиях, проведение Дней профессий в группах, чтение художественной литературы по теме, создание тематических уголков, включающих в себя картотеку сюжетно-ролевых игр и дидактические игры; проведение конкурсов детского творчества на профориентационную тематику, проведение экскурсий в самом дошкольном учреждении по кабинетам, создание  и оформление « Календаря профессий»).

    СЛАЙД 26

               Еще одной интересной ,новой формой  организации деятельности с детьми , является :экскурс-мастер-класс. Что это такое? Это когда на организованной взрослыми экскурсии на предприятие или в организацию, взрослый-представитель той или иной профессии- дает мастер-класс для дошкольников.

    СЛАЙД 27

      Так же еще одним игровым  приемом по ознакомлению дошкольников с профессиями является Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – нерифмованное стихотворение из пяти строк. Его структура проста и доступна даже маленьким детям. Однако игру в синквейны лучше проводить со старшими дошкольниками. Их мыслительные, коммуникативные, речевые навыки и умения позволят им быстро освоить правила игры и почувствовать себя успешными.

    СЛАЙД 28

    СЛАЙД 29

    Семь преимуществ синквейна

    1. Помогает детям понять и запомнить новое содержание.

    2. Развивает коммуникативные и речевые навыки.

    3. Обогащает словарный запас.

    4. Учит формулировать ключевую фразу (идею).

    5. Подготавливает к краткому пересказу.

    6. Совершенствует творческие и мыслительные способности.

    7. Учит взаимодействовать со сверстниками, оценивать свои и чужие способности

    СЛАЙД 30 -35

                  Так же в ДОУ были проведены различные экологические, социальные и социально-экологические  акции по данной проблеме:  «Покормите птиц зимой», «Берегите, природу!»,   «Спаси, дерево!»,  «Чтобы книжки дольше жили!», «Каждому певцу – по дворцу.»

    СЛАЙД 36

    Наиболее эффективным и современным методом является (ИКТ) информационно-коммуникационных технологий (просмотр и обсуждение с детьми документальных фильмов, мультфильмов, сказок о профессиях; с, просмотр журналов и прочей печатной продукции по теме, просмотр мультимедийных презентаций)

    СЛАЙД 37  

    Изображение кадра мультфильма

    СЛАЙД 38

    Просмотр мультфильма  (по двойному щелчку)

    Слайд 39

       Таким образом, при целенаправленной, планомерной   работе по трудовому воспитанию на этапе завершения дошкольного образования воспитанники овладевают основным культурными способами деятельности, проявляют инициативу  и  самостоятельность в разных видах трудовой деятельности,

     обладают установкой положительного отношения к разным видам

     труда, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми.

         В дальнейшем мы будем продолжать использовать инновационные  методы и приемы по трудовому развитию дошкольников, а так же осваивать новые формы взаимодействия воспитателя, ребенка и родителей в вопросах формирования трудовых навыков воспитанников.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический проект:«Формирование у дошкольников представлений о социальной значимости сельскохозяйственного труда взрослых».

    Данный проект поможет  расширить представление детей о труде взрослых в сельском хозяйстве, познакомить с профессиями: фермер, агроном, ветеринар, доярка, тракторист, телятница, комбайнер....

    Консультация для воспитателей "О формировании у дошкольников представлений о профессиях посредством дидактических игр"

    Представляю консультацию для воспитателей, раскрывающую ценность дидактических игр по формированию у детей знаний о профессиях, а так же предлагаю ряд авторских игр по данной теме....

    Цикл занятий по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни (в помощь воспитателю)

    формировать у детей младшего возраста потребность к здоровому образу жизни. Познакомить детей с понятием «витамины», с тем, какую пользу они приносят людям....

    Формирование у дошкольников представления о здоровом образе жизни. Познавательно - оздоровительный проект "Лук от семи недуг"

    Познавательно - оздоровительный проект в рамках рекламной недели "Бережем здоровье с детсва"Тема проека :"Лук от семи недуг"Вид проекта : Позновательно - оздоровительный....

    Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни (из опыта работы)

    В настоящий период реформирования дошкольного образования метод проектирования всё более широко применяется для совершенствования воспитательно - образовательной практики. Метод проектной деятельнос...

    Педсовет «Формирование у детей представлений о значимости труда»

    Формирование у детей представлений о значимости труда....