Экспериментальная деятельность. Тема: «Волшебник - воздух»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

Людмила Ивановна Сафронова

Знакомство детей со  свойствами воздуха. 
Подвести к пониманию, что воздух есть в окружающем пространстве, что он невидимый, лёгкий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnik-vozduh.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 1 «Лесная сказка»

Экспериментальная деятельность с детьми средней группы

(тяжелые нарушения речи)

Тема: "Волшебник - воздух"

Составила: воспитатель высшей категории

Сафронова Л.И.

Саров

2013

Тема: «Волшебник – воздух» 

Цель:  знакомство детей со  свойствами воздуха. 
Задачи: 
1. Подвести к пониманию, что воздух есть в окружающем пространстве, что он невидимый, лёгкий.

2.  Помогать детям, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
3. Воспитывать дружеские отношения между детьми. 
4. Развивать мышление, речевое дыхание, мелкую моторику.
5. Обогащать и активизировать словарь детей: невидимый,  легкий, воздушный, движется, грустный, весёлый, большой, маленький. 
Оборудование: 
игрушка – Пятачок; 2 шара воздушных разрисованных (1 большой весёлый, 1 маленький грустный);  ватные шарики, прозрачные бутылочки, стаканы, трубочки, салфетки, шары на количество детей; колпак.
Предварительная работа: 
просмотр мультфильма «Винни Пух и Пятачок», подвижная игра «Пузырь», игры - эксперименты с мыльными пузырьками, рисование цветных шариков, дидактическая игра «Ловим воздух». 
Индивидуальная работа по развитию целенаправленной воздушной струи. 

                 
Ход экспериментальной деятельности: 

I. Организационный момент.
- Ребята, я загадаю загадку, а вы отгадаете, кто любит в гости к нам ходить? 
У него нос пяточком и хвост крючком. 
(Приходит Пятачок, дети здороваются)

II. Исследовательская деятельность: «Почему шарик стал маленьким?» 
- Ребята, что принёс нам Пятачок?

(Пятачок принёс шарики).

- А шарики, какие? (обследования шариков детьми: по цвету и объёму). 
Пятачок пришёл грустный к нам, он не понимает, почему вчера шарики были большие, весёлые, а сегодня у него один шарик большой, весёлый, а второй - маленький и грустный.

- Как Вы думаете, ребята, почему шарик стал маленьким? 
(Дети предлагают разные версии).

Вывод: шарик сдулся. 
- Давайте, ребята, развеселим Пятачка. Покажем ему, какой у него большой шарик? (надуть щёчки, бровки приподнять) А теперь покажем какой у него маленький шарик (щёчки втянуть).
- А что надо сделать, чтобы маленький шар стал большим и весёлым? 
(Шарик надо надуть)
- Вот, видишь Пятачок, какие ребята, они всегда всем помогают и тебе помогут. А пока посиди и послушай. 

Упражнение: «Вдохнем и выдохнем»
- Ребята, что будет внутри шарика, если мы его надуем? (Воздух) 
- Тогда, какой будет у нас шарик? (Воздушный шарик). Как воздух попадает в шарик? (Ответы детей) 
- Его выдыхают (показ выдоха воспитателем) 
- А чтобы выдохнуть воздух, надо его вдохнуть. А где мы берём воздух, когда вдыхаем? 
(Дети предлагают свои варианты). 
- Вокруг нас есть воздух. Давайте мы вместе с вами вдохнём глубоко воздух через нос и выдохнем через рот. А сейчас положите на ладонь белый комочек и выдохните быстро на него воздух. (Индивидуальная работа).

- Что произошло? (ответы детей) 
(Комочек упал, другие варианты).
- А что помогло комочку упасть? Какой у нас воздух волшебный, он движется. Хотите, поиграем с нашим волшебным воздухом. 
- Сейчас, я вас превращу в воздух. Мой волшебный колпак поможет мне в этом. Кручу, верчу, моих деток в воздух превращу! 

III. Веселая минутка: «Превращение»
 
Дую быстро, быстро «у-у-у», воздух двигается быстро. 
Дую медленно, воздух двигается медленно. (Повтор 2 раза) 
А сейчас, кручу, верчу, воздух в деток превращу! 

IV. Исследовательская деятельность: «Где живет воздух»

- Ребята, а вы видите воздух? (Нет) 
- Если вы его не видите, значит, он какой? 
(Невидимый, прозрачный). 
- Вот Пятачок говорит, и правда воздух-волшебник: невидимый, движется. Уж очень хочет Пятачок, увидеть волшебника. 
- А вы, ребята, хотите увидеть воздух. Где же может быть воздух? 
- Давайте пройдёмся, может, увидим воздух (идут по группе, пытаясь увидеть воздух).

-   Почему, мы не видим воздух? Вот Пятачок говорит, что воздух есть в стакане.

- Как вы думаете, в стакане воздух есть? (Дать детям возможность убедиться, есть ли в стакане воздух). 
Опыт: пустой стакан опустить в таз с водой так, чтобы он начал заполняться водой. 
- Что увидели в воде? (Пузырьки) Ребята, эти пузырьки и есть воздух. 
Вывод: в стакане был воздух. 
- Давайте, посмотрим, есть ли воздух в бутылке? Возьмите все по бутылочке и опускайте бутылочку в таз с водой, а теперь наклоните бутылочку. Видите, ребята, пузырьки воздуха поднимаются вверх, потому что воздух лёгкий. 
Вывод: и в бутылке есть воздух. 

- Ребята, положите бутылочки на тарелочку и подумайте, что будет, если опустить трубочку в стакан с водой и выдохнуть воздух в трубочку? Давайте увидим! Сейчас вдохнем воздух через носик и выдохнем в трубочку. Что увидели в воде? (Пузырьки – воздух) 
- Какие вы у меня молодцы ребята. А подумайте и скажите, зачем нам нужен воздух? (ответы детей) 
- Да ребята, воздух нам нужен, чтоб дышать. А вот, Пятачок говорит, что обойдётся без воздуха. Дети, покажем Пятачку, что мы не можем жить без воздуха? Давайте вместе закроем ротик и зажмём носик пальчиками.
(Проводится опыт) 
- Ребята, что скажите? Прав ли был Пятачок? (нет) 
Вывод: без воздуха мы не можем дышать. 
- Сегодня вы отлично занимались, узнали много о воздухе. Что вы, можете сказать про воздух? 
Итог: Невидимый, движется, легкий, он везде окружает нас, он волшебный. 
- Молодцы ребята! Только, нам осталось помочь Пяточку. Как нам ему помочь, кто помнит? (Надо надуть шарик) 
- Представьте, что у нас в руках шарик, и мы его надуваем. Вдыхаем воздух через носик и выдыхаем в шарик. Давайте ещё раз, только я надуваю настоящий шарик, а вы представьте себе, что надуваете его. 
- Ребята, Пятачок говорит вам спасибо за помощь и за то, что узнал много интересного о воздухе волшебнике и дарит всем шарики.

(Ребята благодарят, прощаются).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Игровой деятельности с элементами экспериментирования в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата 3 – 5 лет Тема: «Волшебник – воздух».

формировать умение отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов;-развивать мышление, речевое  дыхание, мелкую моторику;-формировать  представления детей о воздухе и его свойствах;  - п...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности Тема: «Свойства воздуха

Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результ...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности. Тема «Маленькие волшебники». Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности "Маленькие волшебники" для детей с нарушениями опороно-двигательного аппарата поможет расширять представления детей о свойствах различных матер...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности Тема: «Живет Воздух - невидимка»

Цель: Познакомить детей с воздухом и его свойствами.Задачи:Образовательные: Формировать представления детей о воздухе. Определить совместно с детьми опытно - экспериментальным путе...