Наблюдения на прогулке.
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

Ишмуратова Виктория Равильевна

Наблюдения на прогулке. Научить детей наблюдать на прогулке за окружающим миром!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Наблюдения на прогулке.19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдения на прогулке.

Наблюдение за снегопадом.

Снег из тучи прилетел, Лечь на землю захотел. Ищет места — не найдет, Задержался у ворот.

Падают белые снежинки, ложатся на землю, на крыши домов. Снежинки похожи на белые звездочки. Можно их поймать и рассмотреть, но дышать на них нельзя. Иногда они сыплются вместе и большими хлопьями падают на землю. Иногда холодный ветер ломает белые звездочки, превращая их в мелкую снежную пыль. Снежинки образуются в облаках из маленьких ледяных кристалликов. Зимой они опускаются сверкающими звездочками до земли и покрывают ее снегом. В мороз снег поскрипывает под ногами. Это ломаются лучики снежинок. Снег — это очень много снежинок.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Почему скрипит снег?
  • Где образуются снежинки? Почему?
  • Какой на ощупь снег?
  • Когда снег бывает мокрый, когда сухой?
  • Из какого снега легче лепить? Почему?
  • Что такое снег?

Привлечь внимание к падающему снегу. Протянуть руку в варежке, поймать несколько снежинок. Рассмотреть их (размер, найти одинаковые).

  • На что похожи снежинки?
  • Что станет со снежинкой, если она попадет на голую ладошку? Почему?

Наблюдение за снегом и льдом.

Цели: —      формировать реалистическое понимание неживой природы; — закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).

Ой ты, зимушка-краса! Побелила все леса, Горы снега намела, Нас кататься позвала.

Воспитатель проводит опыт, задает детям вопросы. В один стакан кладем лед, в другой — снег.

  • Какой лед по цвету, на ощупь? Назовите его свойства.
  • Какой снег по цвету, на ощупь? Назовите его свойства.
  • Из чего состоят снег и лед?

Теперь ставим оба стакана в теплое место, через время посмотрим, что стало со льдом и снегом.

Наблюдение за изморозью и инеем.

Во время заморозков появляется изморозь (это появление ледяных корок на деревьях, на земле и на всех предметах). Иногда она игольчатая. Сравнить изморозь с инеем (иней на земле, и на траве). Иней образуется также как и роса. Он может быть и летом, т.к. это кристаллы воды (роса, когда температура воздуха выше 0 градусов).

Сравнить появление изморози с понижением температуры воздуха (наблюдение за термометром).

Загадка:  В белом бархате деревня –

                И заборы, и деревья,

                А как ветер нападает,

                Этот бархат опадает.      (Иней)

Наблюдение за снегопадом.

Выяснить зависимость характера состояния снега от погоды: в морозный день при отсутствии ветра снег падает отдельными снежинками, в сравнительно теплую погоду – снежными хлопьями, в сильный мороз при ясном небе – снегопад «иголочками».

Стихотворение И.Сурикова:

     Белый снег пушистый

     В воздухе кружится

     И на землю тихо

     Падает, ложится,

     И на утро снегом

     Поле забелело,

     Точно пеленою

     Все его одело.

     Стали дни коротки,

     Солнце светит мало.

     Вот пришли морозы,

     И зима настала.
Наблюдение за снегом.

Обсудить с детьми, что происходит, когда снег скрипит под ногами (с хрустом ломаются лучики снежинок). В разную погоду рассмотреть снежинки через лупу.

Дидактическая игра «Кто больше?»:

Какие снежинки?  (ажурные, серебристые, нежные, холодные, пушистые, кружевные, легкие, белые…)

Стихотворение С.Баруздина «Снежинки»:

     Зима снегами вьюжится

     С утра и дотемна.

     Снежинки вьются, кружатся

     У нашего окна.

     Как будто звезды искрами

     Рассыпались кругом.

     Несутся, серебристые,

     Заглядывают в дом.

     То в комнату попросятся,

     То снова убегут,

     За стеклами проносятся,

     На улицу зовут.

Наблюдение за снегом. Установить зависимость между температурой воздуха и агрегатным состоянием снега с помощью термометра (липкий, рассыпчатый, сухой).

Загадка: Он пушистый, серебристый,

                Но рукой его не тронь:

                Станет капелькою чистой,

                Как поймаешь на ладонь.      (снег)

Дидактическая игра «Кто больше?»

Какой снег зимой? (белый, пушистый, серебристый, мохнатый, махровый, молочный, чистый, воздушный, тяжелый, искристый, холодный, легкий, мокрый, блестящий, красивый, хрустящий, рассыпчатый, мягкий, рыхлый, глубокий, липкий, скрипучий).    

Наблюдение за снегом

Продолжать наблюдение за снегом при постройке снежных фигур. Показать, что пластичность, вязкость снега зависят от его влажности (полить снег водой и слепить фигурку). Подчеркнуть, что снег стал влажный и липкий.

Дидактическая игра «Слова-родственники» - упражнять в подборе однокоренных слов (к слову «снег»).

Ø     Как называется комок из снега, который бросают, играя?  (Снежок)

Ø     А звездочка из снега?   (Снежинка)

Ø     Кого лепят дети зимой из снега?   (Снеговика)

Ø     Как называют внучку Деда Мороза, снежную девочку?    (Снегурочка)

Ø     А цветы, которые первыми вырастают из-под снега?     (Подснежники)

Наблюдение за следами на снегу: зверей, людей, птиц, лыж, санок, машин (учиться определять, свежий след или он оставлен давно). Сравнить следы птиц на рыхлом снегу и утоптанном.

Стихотворение Н.Голиновской «Письмо на снегу»:

      Вышит снег красивой строчкой,

      Словно белая сорочка.

      Папу я зову во двор:

      - Погляди, какой узор!

      Смотрит папа сверху вниз:

      - Тут письмо тебе, Денис!

      Пишут птицы и зверюшки:

      «Сделай нам, Денис, кормушки!»

Упражнение «Назови правильно» - развивать грамматический строй речи :

Ø     След зайца – заячий.

Ø     След лисы – лисий.

Ø     След птицы – птичий.

Ø     След от лыж – лыжный.

Ø     След от санок – санный.

Опыт. Защитные свойства снега. Поместить баночки с одинаковым количеством воды:

ü     На поверхности сугроба,

ü     Зарыть неглубоко в снег,

ü     Зарыть глубоко в снег.

Понаблюдать за состоянием воды в баночках.

Обсудить с детьми значение снежного покрова для жизни растений (в сугробе теплее, поэтому надо засыпать снегом корни деревьев и кустарников).

Наблюдение за состоянием снега. Уточнить зависимость между температурой воздуха и состоянием снега (липкий, рыхлый). Наблюдение за явлением снеговал: на деревьях образуются снежные навесы – шатры, при этом молодые тонкие деревца могут сломаться.

Стихотворение Ф.Тютчева:

      Чародейкою Зимою

      Околдован, лес стоит –

      И под снежной бахромою,

      Неподвижною, немою,

      Чудной жизнью он блестит.

      И стоит он, околдован, -

      Не мертвец и не живой, -

      Сном волшебным очарован,

      Легкой цепью пуховой…

Опыт со снегом. Набрать снег в стакан и внести в группу. Что произошло со снегом в комнате? Рассмотреть воду, отметить, что она грязная. В ней сажа, пыль, мелкие предметы и т.д. объяснить, что, падая, снежинки собирали все, что находилось в воздухе. Со снегом в организм могут попасть различные бактерии, поэтому брать снег в рот нельзя. Кроме того, от холодного снега может заболеть горло.

Стихотворение И.Лопухиной «Снегопад»:

     Тихо, тихо, как во сне,

     Падает на землю… СНЕГ.

     С неба все скользят пушинки –

     Серебристые… СНЕЖИНКИ.

     Кружатся над головою

     Каруселью… СНЕГОВОЮ.

     На проселки, на лужок

     Все снижается… СНЕЖОК.

     Землю белой, чистой, нежной

     Застелили постелью…СНЕЖНОЙ.

     Вот веселье для ребят –

     Все сильнее… СНЕГОПАД.

     Все бегут вперегонки,

     Все хотят играть в …СНЕЖКИ.

     Снежный ком – на снежный ком,

     Все украсили… СНЕЖКОМ,

     Словно в белый пуовик

     Мы одели… СНЕГОВИК.

     Рядом – снежная фигурка –

     Это девочка… СНЕГУРКА.

Наблюдение за сугробом. Обычно снег на землю ложится слоями. Предложить лопатой разрезать сугроб, обратить внимание на «плотность» снега.

Стихотворение И.Лопухиной «Сугроб»:

    Смотри, какой большой сугроб:

    Вот это у сугроба – лоб,

    Вот это – лапы, это – нос.

    «Ты кто?» - задай ему вопрос.

    И, притвориться не сумев,

    Он скажет: «Здравствуйте! Я – лев!»

Наблюдения за снежным покровом. Обсудить защитные свойства снега. В теплый солнечный день понаблюдать за появлением воронок в снегу вокруг стволов деревьев. Обсудить, почему появились воронки. Для подведения детей к самостоятельному выводу предложить потрогать темную и светлую одежду и убедиться, что темная одежда быстрее нагрелась на солнце. Сравнить появление воронок у березы. Закрепить в представлении детей понятие «наст», когда он появляется и почему


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдение на прогулке осенью. Наблюдение за пауком. Сказка для малышей.

Наблюдение на прогулке осенью. Наблюдение за пауком(подготовительная к школе группа) Цель - развитие речевого творчества. Задачи:систематизировать знания детей о временах года и об изменения...

План – конспект наблюдения на прогулке по экологическому развитию на Тему: "Наблюдение за ветром"

Цель занятия: расширить представления детей о ветре, как о явлении неживой природы, вызвать интерес к окружающему миру.Задачи:1. Образовательные: учить определять тихую или ветреную погоду осенью, вли...

План – конспект наблюдения на прогулке по экологическому развитию на Тему: "Наблюдение за работой дворника"

Цель задания: закрепить и расширить знания и представления детей о труде взрослых.Задачи:1 Обучающие: закреплять знания детей о профессиях, активизировать словарь по темам «Инвентарь», &la...

План – конспект наблюдения на прогулке по экологическому развитию на Тему: "Наблюдение за птицами"

Цель занятия: закрепить знания о птицах.Задачи:1. Образовательные: учить называть птиц и части тела; - учить находить различия во внешнем виде разных птиц, обращая внимание на величину, способы передв...

План – конспект наблюдения на прогулке по экологическому развитию на Тему: "Наблюдение за небом"

Цель занятия: формировать навыки наблюдения за природными явлениями, расширять представления о погоде, связывая ее с состоянием неба.Задачи:1. Образовательные: формировать представления о различных со...