Открытое ООД познавательно-исследовательской деятельности для подготовительной группы "Секреты воздуха"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Малютина Елена Васильевна

познавательно-исследовательская деятельность детей "Секреты воздуха"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ООД «Познавательное развитие»

Тема: «Секретный воздух»

Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательно – исследовательской деятельности «Секретный воздух».

Задачи: Создать условия для  расширения представлений о свойствах и роли воздуха в окружающем мире. Способствовать развитию мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями; развитию  умение сравнивать, обобщать и делать выводы. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. 

Интеграция ОО: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие,

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная.

Оборудование: картонные листы, пластмассовая бутылка, таз с водой, чеснок, песочные часы, правила  работы в лаборатории, воздушные шары, свистки, картинка Винни пуха, банка.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы, загадывание загадок, наблюдение за погодой (ветер, туман). Опыты с водой, магнитом, песком, глиной и другими материалами.

Ход ООД:

Структура ООД

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.Организационный этап

Организация

детей,

Установка на

предстоящею

деятельность,

Создание

проблемной

ситуации.

Воспитатель: Давайте поздороваемся друг с другом, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и скажем:

«Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться:
Доброе утро!
Доброе утро!
Солнцу и птицам.
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
Длится до вечера!

Сейчас в ваших руках тепло и доброта и это тепло и доброту мы отправим друг другу. Поднимите руки и подуйте на свои ладошки сильно. Вот мы и поделились друг с другом своей добротой.

- Ребята, к нам в гости пришел Винни - пух. ( вывешиваю персонажа – Винни-пуха, который держит в руке воздушный шарик)

 -Я летел на свое воздушном шарике к своему другу Пятачку, но налетел сильный ветер и шарик принес меня к вам.

 -  Пока я летел, я думал  -А что такое воздух? И есть ли он вообще? Если он существует, то это надо доказать. Ребята, помогите мне разобраться, что же такое воздух?

- Ребята вам интересно узнать, что такое воздух и есть ли он?

- Тогда я вас приглашаю  в лабораторию опытов и экспериментов, где мы с вами откроем секреты воздуха, поможем Винни-Пуху поверить в то, что воздух есть.

Дети стоят в кругу

Приветствуют друг друга

Слушают

Да

2.Основной этап

Создание условий

для

разнообразной

активной

деятельности

детей

Активизация

имеющихся

знаний у детей.

Проведение

физкультминутки

для снятия

статического

напряжения

утомления

-А кто мне скажет, что это такое лаборатория? – Кто работает в лаборатории?

-Как нужно себя вести в лаборатории? 

-Да правильно, здесь нужно соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, приступать к выполнению опыта только после показа взрослого. Результаты своих исследований мы будем записывать в таблицу.

-Как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?

-А вы видите воздух? А почему, как вы думаете?

- Получается, что воздух прозрачный, бесцветный и невидимый.

Это первый секрет

-А теперь, ребята, давайте проверим, как долго мы можем не дышать. Посмотрите, это песочные часы, они отсчитывают 1 минуту. Как только я их переверну, зажмите нос и постарайтесь не дышать.

Вот видите, даже песок не успел пересыпаться, а вы уже стали задыхаться, не смогли прожить без воздуха, даже одну минуту. Для чего он нам нужен? (ответы детей.) 

- Какой вывод можно сделать?  Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может).

- А кто еще дышит воздухом? (птицы, звери, растения).

- Сейчас мы с вами попробуем ответить на вопросы«Есть ли воздух? Где и как его обнаружить?»

1.«Почувствуй воздух».

- Есть ли воздух вокруг нас? 

- Скажите, а как мы его можем почувствовать? (ответы детей)

- Давайте мы это узнаем. Возьмите лист картона и помашите им на себя (дети выполняют задание).

- Что вы чувствуете? (Ответы детей: дует ветер).

- Какой вывод можно сделать? (Ответы детей: воздух есть, и мы его чувствуем.)

- Он находится вокруг нас

2. Опыт: « Воздух внутри человека».

Воспитатель: Ребята, раз мы дышим, значит, что воздух живет внутри людей. И мы сейчас с вами это докажем. Посмотрите ребята, что это?

Воспитатель: Да, это воздушные шарики, попробуйте их надуть. Вот сколько в нас воздуха, какие большие шары мы надули. А теперь смотрите, я выпускаю воздух из шарика на себя, получается ветер. Ветер это движение воздуха.  А теперь вы попробуйте.

Вывод: вот мы и доказали: оказывается воздух живет  внутри нас. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? 

Дети: мы его вдыхаем через нос.

- Я знаю еще один секрет воздуха.

-Что у меня в руках? (банка)

-А в банке есть что - нибудь? (пустая) Давайте проверим.

Опускаю банку вертикально в воду, смотрите что случилось?

-Что скажете? Есть в банке что нибудь? (В банке воздух)

Вывод : воздух есть не только в нас с вами, но и в других предметах.

Физкультминутка

Воздух-невидимка, руки вверху вправо-влево

Выходи гулять! «зовут»

Воздух-невидимка, руки вверху вправо-влево

Как тебя поймать? хлопки руками в разных местах

Если быстро-быстро в поле убегу, бегут на месте

Чистого-пречистого воздуха найду! потирают руки

Если вместе с дедушкой по лесу пойду, шаги на месте

Самого полезного воздуха найду! руки накрест к плечам

Если вместе с папой в горы я пойду, тянутся вверх на носочках

Самого кристального воздуха найду! «фонарики»

3. Опыт: « Воздух легкий».

Воспитатель: Ребята, как вы думаете воздух тяжелый или легкий?  Предлагаю вам проверить, посмотрите, я в таз с водой опускаю шарик, и бутылочку. Почему шарик плавает, а бутылочка с водой утонула? (ответы детей). Выньте бутылочку и вылейте воду, закройте пробку и снова опустите в воду. Что видите? (бутылочка плавает сверху) Почему? В первый раз бутылочка была наполнена водой, воздух из неё вышел, и бутылочка утонула, потому что вода тяжелая. Во второй раз запустили воздух, бутылочка, как и шарик, плавает сверху. Значит, воздух, какой? (легкий)

Вывод: Воздух очень лёгкий.

 Место где проводят опыты

Ученые

Повторяют правила

Да

Нет

(дети задерживают дыхание и следят за песочными часами).

Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может).

(птицы, звери, растения).

Да

(дети выполняют задание).

дует ветер).

воздух есть, и мы его чувствуем.)

- Он находится вокруг нас

Дети: шарики.

(дети дуют).

мы его вдыхаем через нос.

(банка)

(пустая)

(В банке воздух)

руки вверху вправо-влево

«зовут»

руки вверху вправо-влево

хлопки руками в разных местах

бегут на месте

потирают руки

шаги на месте

руки накрест к плечам

тянутся вверх на носочках

«фонарики»

(ответы детей).

(бутылочка плавает сверху)

(легкий)

5. Опыт «Имеет ли воздух запах».

- Ребята, как вы думаете, воздух пахнет? (Ответы детей)

(воспитатель предлагает закрыть глаза, очищает мандарин)

- Вдохните воздух. Что почувствовали? (запах мандарина).

(Воспитатель предлагает детям сделать вывод)

- Вы правы, собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

6. Опыт: « Воздух можно услышать».

Воспитатель: А как вы думаете, сможем ли мы услышать воздух? (ответы детей)

Воспитатель: На самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед, это называется колебание. Повторите, как это называется. (словарная работа)

Воспитатель:  Посмотрите, у нас есть свистки, через него можно пустить быструю струю воздуха?

Воспитатель: Благодаря свистку мы смогли услышать воздух?

(Ответы детей)

Закрывают глаза

Нюхают

(ответы детей)

 Колебание

Да

3.Рефлексия

Подведения

итогов

деятельности,

поощрение детей.

- А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны -поднимите зеленый кружок, если не согласны- красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.

Воздух окружает нас со всех сторон. Да, зеленый.

Воздухом дышат люди и животные. Да, зеленый.

Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. Да.

Человек может жить без воздуха. Нет, красный.

Воздух - это вещество, не имеющее цвета. Да.

Воздух можно почувствовать. Да.

Воздух имеет свою форму. Нет.

Молодцы!

-Рассказали мы с вами Винни пуху о воздухе?- Мы с вами плодотворно потрудились, спасибо вам большое за работу.

Показывают кружки

Да


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...

Открытое занятие познавательно - исследовательской деятельности (ФЭМП) гр.№9 д/с № 202 г. Н. Тагил

Это комплексное занятие направленное на  по формирование математических представлений о составе числа 8. Дети обобщают знания и закрепляют умения по всему пройденному материалу: умение считать, с...

Конспект открытого мероприятия познавательно-исследовательской деятельности"Путешествие в деревню"

Конспект открытого мероприятия познавательно-исследовательской деятельности"Путешествие в деревню"...

Открытое занятие «Познавательно-исследовательская деятельность с детьми: Вес и величина»

Задачи: «Познавательное развитие»развивать интерес к опытам;закрепить исследовательские навыки, умение проводить сбор информации;учить детей фиксировать информацию графически;учить опытным...

Образовательная деятельность познавательно-исследовательского цикла "Фея Фиалка и фокусник Воздух" в старшей группе

Цель: С помощью исследовательской деятельности детей определить свойства воздуха....

Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности для подготовительной группы «Воздух и его свойства»

Открытое Занятие опытно-экспериментальной деятельности для подготовительной группы «Воздух и его свойства»Задачи:Образовательные:- учить работать в коллективе и ин...