Технологическая карта НОД "Растение как живое существо"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Шорникова Надежда Евгеньевна

Занятие предназначено для детей старшей группы. Образовательная область "Познавательное развитие"

Познавательно-исследовательская деятельность. Природный мир

Тема «Растение как живое существо»

Задачи: Сформировать у детей представление о приспособлении растений: к среде обитания(кактус, кувшинка), к сезону(сбрасывание растениями листьев на зиму). Закрепить представления детей о том, что для роста растений необходимы тепло, свет, вода, земля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rastenie_kak_zhivoe_sushchestvo.docx260.31 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА          

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Образовательная область "Познавательное развитие"

Познавательно-исследовательская деятельность. Природный мир

Дата проведения: 23.11.2018г.

Возрастная группа Старшая А  группа

Тема «Растение как живое существо»

Задачи: 

Сформировать у детей представление о приспособлении растений: к среде обитания(кактус, кувшинка), к сезону(сбрасывание растениями листьев на зиму). Закрепить представления детей о том, что для роста растений необходимы тепло, свет, вода, земля.

Материал: мольберты, картинки: пустыня, кактус, корни кактуса и обычного растения, болото, белая кувшинка, картинки растений болота, схемы к Тико-конструктору, Тико-конструктор, значки "Знаток природы", для опытов: снег в контейнере, зеленые листья, песок в контейнере, губки, лейки с водой, аквариум, модель белой кувшинки.

Ход НОД

№ п/п

Этап, его продолжительность

Длительность*

Методы, формы, приемы

Деятельность

1.

Открытый вход в деятельность

1 мин.

Игровая или проблемно-поисковая мотивация, сюрпризный момент (в зависимости от возраста)

Приветствие на сближение:

Собрались все дети в круг (показывают друг на друга)

Я - твой друг (показывает на себя) и ты – мой друг (показывает на товарища).

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки) и друг другу улыбнёмся (улыбаются).

Предлагает вступить в "Клуб знатоков природы".

2.

Вводно-организационный

1-2 мин.

Вводная беседа, игровые упражнения, соревновательные моменты

Нужно пройти испытание: ответить на вопросы:

1. Назовите времена года по порядку.

2. Назовите из каких частей состоит растение?

3. Что нужно растениям для их роста и развития?

4. Где сейчас находятся перелетные птицы? Почему они улетают?

Похвалить детей. После испытаний детям выдаются значки "Знаток природы".

3.

Мотивация на деятельность

1-2 мин.

Создание проблемной ситуации, сюрпризный момент, прием «яркое пятно»

- Ребята, скажите, какое сейчас время года?

- Какое время года наступит после осени?

- Вы подготовились к зиме? Как?

- А как вы думаете, растения и животные так же, как люди готовятся к зимним морозам?

4.

Объяснение нового или расширение имеющихся знаний

6-10 мин.

Наглядный показ образца, способа действия, рассказ воспитателя, объяснение  с опорой на наглядный материал

- Ребята, мы сегодня с вами узнаем, как некоторые растения приспосабливаются к разным условиям обитания.

1. Давайте посмотрим в окошко и обратим внимание на деревья. Что случилось с лиственными деревьями? Почему они сбросили свои листья?

Чтобы это узнать, проведем опыт: возьмем зеленые листья и поместим их в холод, в снег. Оставим это на некоторое время, попозже подойдем и посмотрим, что же случилось с нашими листочками.

2. А сейчас подходите к следующему столу.

На столе лежат схемы, по ним нужно собрать конструкцию.

- Что у вас получилось?

- Где обитает верблюд и растут кактусы? Какая там погода?

Сейчас мы узнаем, как кактус растет при такой жаре? Как же он приспособился к месту своего обитания? Но сначала рассмотрим сам кактус: какой он, какой у него стебель, корни, листья?

Опыт: в песке стоят кактусы из губки, мы поливаем водой (дождь прошел), кактусы своими поверхностными корнями набрали жидкости в себя и скопили их в своих толстых стеблях. И так до следующего дождя кактус спокойно растет.

3. Продолжим путь. (Включить кваканье лягушек)

Где мы, ребята, с вами оказались?

Задание: по схемам собрать лягушку, цветок кувшинки.

Какие растения здесь растут? (Повесить картинки )

Чем они похожи?

Давайте узнаем, как белая кувшинка может расти на болоте?

Наглядно показать, как белая кувшинка растет: у растения длинный стебель, чтобы листья могли набирать в себя солнечный свет, а корни доставали до земли под водой. Вот таким образом растение приспособилось к жизни в водной среде.

5.

Динамическая пауза

1 мин.

Игровые приемы

Физминутка «Прогулка по лесу»

Детки по лесу гуляли,                 Шаги на месте
За природой наблюдали.            Посмотреть по сторонам
Вверх на солнце посмотрели,    
Посмотреть наверх
И их лучики согрели.                  
Руки в стороны
Чудеса у нас на свете,                
Руки развести 
Стали карликами дети,              
Присесть
А потом все дружно встали,      
Встать
Великанами мы стали.            
 Встать на носочки
Хорошо мы погуляли                
Показать "класс"
И немножечко устали.

6.

Практическая работа

5-12 мин.

Выполнение практических работ

А теперь давайте вернемся к нашему первому опыту. Что случилось с нашими зелеными листьями?

Поэтому, что делают деревья, чтобы не погибнуть зимой от морозов?

7.

Открытый выход из деятельности

3 мин.

Обсуждение результатов

Мотивация на другой вид деятельности

- Чем мы сегодня занимались?

- Что нового вы узнали?

- Интересно было? Что понравилось?

- Что было сложным для вас?

- Молодцы! Хорошо поработали!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта НОД по образовательной области "Познавательное развитие" на тему "Город, в котором мы живем" Средняя группа.

НОД на тему "Город, в котором мы живем" по образовательной области "Познавательное развитие" представлен в виде технологической карты, в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Технологическая карта по познавательно-исследовательской деятельности «Живая и неживая природа зимой»»

ТЕМА: «Живая и неживая природа зимой»» Цель: Создать условия для актуализации знаний детей о жизни животных, птиц и деревьев зимой. Задачи: Организовать деятельность детей по обобщению и системати...

Технологическая карта образовательной ситуации познавательная (конструктивно-модельная) в младшей группе "Дом, в котором я живу".

Тема: дом, в котором я живу.Цель: создать условия для формирования умения строить простые постройки из кубиков.Задачи:1. Организация деятельности детей по развитию конструктивных способностей....

технологическая карта занятия "Город, в котором мы живем"

laquo;Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля» говорится в русской поговорке. Любовь к своей Родине, Отчизне нужно воспитывать с детства. Воспитываю эту любовь  со ...

Технологическая карта НОД для детей 5-6 лет "Живая и неживая природа"

Конспект занятия включает в себя задачи познавательного, речевого и художественно -эстетического развития. Соответствует ФГОС ДО....

Технологическая карта обобщающей беседы «Живое - неживое»

В данном занятии затронута тема живой и неживой природы, а также их связь с человеком. Причиной острой необходимости экологического развития детей является потребность общения человека с окружающими е...