Главные вкладки

    Конспект занятия "Металл и его свойства"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

    Милкина Марина Валериевна

    Исследовательская деятельность по ознакомлений детей с металлом, его свойствами и использованием человеком.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением.

    Металл и его свойства.

    Старшая группа

    Цель: познакомить детей в ходе исследовательской работы с металлом и его свойствами

    Задачи: Познакомить детей со свойствами и качествами металла, его использованием; научить находить металлические предметы в ближайшем окружении.

    2. Упражнять детей в отгадывании загадок.

    3. Развивать познавательную активность ребенка в процессе исследовательской деятельности и знакомства со скрытыми свойствами магнита.

    4.Воспитывать любознательность.

    Предварительная работа:

    Отгадывание загадок, предшествующие занятия по ознакомлению со свойствами стекла, дерева, ткани, игры – эксперименты «Из чего сделаны предметы».

    Материалы и оборудование:

    Гвоздь ржавый и не ржавый, металлические предметы, картинки с изображением металлических предметов (ножницы, иголка, утюг), магниты, палаца металлическая и деревянная, металлический и деревянный шарик, металлическая пластина, карточки с заданиями, игрушка Самоделкин.

    Ход занятия :

    Воспитатель: Ребята, к вам в гости пришел робот Самоделкин. Но пришел он не просто так, а хочет спросить у вас, из чего он сделан. А чтобы вам было легче отгадать, он будет загадывать вам загадки, а потом показывать картинки.

    1. Бьют парнишку по фуражке,

    Чтоб пожил он в деревяшке.

    (гвоздь)

    2. В Полотняной стране

    По реке Простыне

    Плывет пароход то назад, то вперед,

    А за ним такая гладь –

    Ни морщинки не видать.

    (утюг)

    3. Всех на свете обшивает

    Что сошьет не надевает.

    (иголка)

    4. Два кольца, два конца,

    Посередине гвоздик.

    (ножницы)

    5. Две стройные сестрицы

    В руках у мастерицы.

    Весь день ныряли в петельки…

    И вот он – шарф для Петеньки.

    (спицы)

    Воспитатель: А из чего сделаны все эти предметы?

    Воспитатель: Значит, какие они?

    Дети: Металлические

    Показать детям несколько предметов из металла, определить, особенности формы, структуру поверхности ( путем ощупывания), температуру.

    Воспитатель: Что произойдет с предметами, если их опустить в воду?

    Дети: Они утонут.

    Воспитатель: Если оставить на солнце или подержать в руках?

    Дети: Нагреются. Все эти предметы обладают теплопроводностью.

    Воспитатель: У нашего робота Самоделкина есть небольшая проблема – пока он шел в наш детский сад, он наступил в лужу и теперь перестал ходить. Как вы думаете, что с ним случилось?

    (ответы детей)

    Воспитатель: Если металл некоторое время полежит в воде или будет находиться во влажной среде – он заржавеет (показать ржавый гвоздь и не ржавый). Вот и наш Самоделкин заржавел. Чтобы он опять начал ходить, мы его накормим маслом, т.е. смажем его, и он опять начнет ходить как раньше.

    Воспитатель: Еще одно свойство металла – магнетизм. Что же это такое? Есть такой металл, называется он магнит, он притягивает к себе металлические предметы, они как бы прилипают к нему. Магнит можно применять, собирая мелкие гвозди и другие мелкие предметы. Магниты применяют в радиотехнике, в магнитофонах, в компьютерах.

    Магнит не притягивает пластмассу, дерево, резину, а изделия из металлов (железа, стали и др.), наоборот притягиваются к нему; при соединении двух магнитов они могут то притягиваться, то отталкиваться друг от друга (показать на примере).

    А теперь давайте проведём несколько опытов, чтобы убедиться, что мы с вами назвали правильно все свойства металла.

    Опыт № 1.
    Дети стучат сначала деревянными палочками, а потом – металлическими. Выясняют, какой звук был громче и почему. 
    Педагог. Самоделкин, а ты умеешь различать металлические предметы от не металлических? Может быть, мы с детьми тебе поможем в этом? 
    Самоделкин. Да я и сам это умею делать, давайте проверим, как это умеете делать вы. Вот у меня есть сундук, а в нем много всякого добра. 
    Самоделкин заталкивает сундук в группу. Высыпает предметы на пол и говорит, верно ли ,что все они сделаны из металла. Педагог. Дети, давайте покажем нашему гостю, как мы умеем отличать металлические предметы от не металлических. 
    Игра «Наведи порядок в сундуке».
    Цель: классификация предметов по материалу изготовления. Дети берут предмет, называют его и говорят, из чего он сделан. 
    Педагог. Дети, а вы знаете, что еще можно сделать из металла? 
    Ответы детей.

     Самоделкин. А я тоже знаю такие предметы! 
    Педагог. Ну, хорошо, назови нам, что сделано из металла? 
    Самоделкин(задумывается). Стул. 
    Стул можно сделать из металла, но ты его не сможешь поднять. Металл очень тяжелый, и мы с детьми сейчас это докажем. 
    Опыт № 2.
    Дети берут два шарика – одинаковые по размеру, но разные по материалу (металлический и деревянный, взвешивают на ладонях и определяют, какой шарик тяжелее. 
    Педагог. А давайте мы проверим, правда ли, что металлический шарик тяжелее. 
    Опыт № 3.
    В емкость с водой дети сначала опускают деревянный шарик, а потом металлический. 
    Педагог. Что произошло с шариками? 
    Дети. Деревянный шарик не утонул, а металлический – утонул. 
    Педагог. Почему утонул металлический шарик? 
    Дети. Потому что он тяжелее. 
    Педагог. Что тяжелее: металлический шарик, деревянный шарик или вода? 
    Дети. Металлический шарик тяжелее деревянного и тяжелее воды. 
    Опыт № 4.
    Педагог нагревает металлическую пластину на свече. Через некоторое время дети могут потрогать пластинку и отмечают, сто она стала теплой. 
    Самоделкин (берет в руки металлическую пластинку). Фу, какая холодная! 
    Опыт №5.
    Дети кладут пластинку на батарею, через некоторое время трогают и отмечают, что она стала теплой. 
    Педагог. Самоделкин, а сейчас тебе и детям я покажу фокус. У меня есть волшебная рукавичка. Я сейчас надену рукавичку на руку и все предметы прилипнут к ней. 
    Опыт №6.
    Педагог надевает рукавичку и проводит ей над мелкими предметами. 
    Педагог. Что произошло и почему? 
    Дети отвечают и с помощью педагога делают выводы о том, что только металлические предметы притягиваются магнитом. 

    Воспитатель: Посмотрите вокруг себя и назовите металлические предметы, которые вы видите.

    (ответы детей)

    Воспитатель: Ребята, давайте еще раз назовем свойства, которыми обладает металл. (ответы детей)

    Игра «Четвёртый лишний» (на карточке найди и зачеркни не металлический предмет)

    Воспитатель: С каким еще интересным металлом вы познакомились, что можно рассказать о его свойствах? (магнит, притягивает к себе металлические предметы).

    Воспитатель: Нарисуйте металлические предметы, которые вам запомнились. Расскажите, что вы нарисовали, для чего нужен этот предмет?

    -Молодцы, вы очень хорошо поработали сегодня.

    Воспитатель: Робот Самоделкин благодарит вас за интересное занятие и за вашу помощь ему. Ему уже пора возвращаться домой, а наше занятие закончено.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект "Нефть и ее свойства"

    Совместная исследовательская деятельность детей и воспитателя....

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Конспект занятия «Знакомство со свойствами песка» (СРЕДНЯЯ ГРУППА)

    Конспект  данного занятия предназначен для детей 4-5 лет для ознакомления со свойствами песка. Занятие может проводиться как в группе, так и на участке детского сада....

    Конспект комплексного занятия. Тема: Свойства воды.

    Конспект комплексного занятия в средней группе детей с ОНР в ГБОУ№ 865 компенсирующего вида.  Тема: Свойства воды....

    Конспект занятия по экологии "Свойства аоздуха"

    Занятие по экологии на тему "Свойства воздуха" для старшей группы...

    Конспект занятия по экологии "Свойства бумаги"

    Конспект занятия по экологии во 2 младшей группе "Свойства бумаги"...

    конспект нод "мята.полезные свойства мяты"

    занятие по экологии о лекарственных растениях....