Конспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе «Картошка - это чудо»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Разумова Татьяна Викторовна

Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментальной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _nod_kartoshka-eto_chudo_starshaya_gruppa_.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе

 Подготовила: Разумова Татьяна Викторовна

воспитатель первой квалификационной категории

Тема:  «Картошка – это чудо»

Цель: Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментальной деятельности.

Задачи:

Развивающие: Развитие памяти, умения синтезировать полученные знания и применять их на практике, внимания, наблюдательности, мышления.

Образовательные: Расширить представления детей о свойствах картофеля и его применении человеком.

Активизировать речь детей, обогащать словарный запас словами: крахмал, вязкий ароматный, умение отвечать на вопросы, самостоятельно делать выводы и умозаключения; упражнять детей в практическом усвоении приемов суффиксального словообразования.

Воспитательные: способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков у детей.

 Раздаточный и демонстрационный материал: картофель, терки, сито, стакан (большой и маленький), готовый крахмал, салфетки, муляжи овощей и фруктов, схемы, мультимедийная установка.

Методические приемы: беседа-диалог, художественное слово, рассматривание схем и иллюстраций, беседа по ним, просмотр мультфильма, опыты, игры, продуктивная деятельность дошкольников, выводы, умозаключения, подведение итогов.

Ход

Организационный момент:

«В хоровод мы дружно встанем,

Руку дружбы всем протянем,

Ты кружись наш хоровод,

Очень дружный наш народ!»

Воспитатель.  Ребята, сегодня к нам в гости пришла хозяйка. (Заходит девочка)

Воспитатель.  Хозяйка однажды с базара пришла, хозяйка с базара домой принесла: картошку, капусту морковку, горох. (Девочка выкладывает на стол овощи).

Хозяйка.  Вот овощи спор завели на столе, кто лучше, вкусней и нужней на земле?

Просмотр мультфильма «Овощная сказка»

 https://www.youtube.com/watch?v=ylJtNDoEN0s 

Воспитатель. Отгадайте загадку:

Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?

( Картошка)

 Воспитатель. Вы уже догадались, о каком овоще пойдет речь? (ответы детей)

Воспитатель. А самая главная пища какая?

Ты думаешь рыба, пельмени, какао?

Печенка, сгущенка, компот, винегрет?

Нет!

А ты не спеши! Ты подумай немножко.

Конечно, ребята, конечно картошка!

Когда налетели с войною враги

Исчезли сгущенка и пироги.

И хлеба осталась на каждого крошка.

И всех выручала только картошка!

Картошка не пицца.

Картошка не блюдо.

Картошка ведь чудо!

Воспитатель. А давайте попробуем доказать, что картошка самая важная?

(ответы детей). 

Воспитатель. Молодцы, ребята! Картофель - очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд. Его жарят, варят, пекут, делают картофельное пюре, начинки для пирожков. А еще картофель нужен людям не только для еды. Он - хорошее лекарство. Например, если простудился - надо подышать над паром сваренной картошки - и станет легче.

Воспитатель. Какие блюда можно приготовить из картошки?

(ответы детей)

Воспитатель вывешивает картинки с изображение блюд из картофеля, среди них кисель. Воспитатель обращает внимание на картинку с киселем.

Воспитатель. Говорят, чтобы сварить кисель, нужен картофель? Так ли это?

(предположения детей).

Воспитатель.  Давайте попробуем доказать. И хозяюшка к нам присоединится.

Опыт №1.

Воспитатель.  Возьмите клубни картофеля и потрите на терке. Залейте эту массу водой. Прополощите в воде и процедите через сито. Какого цвета вода? (ответы детей).

Воспитатель.  Отставим в сторону стаканы с мутной жидкостью и с помощью схем закрепим этапы нашего опыта.

Дети составляют схему опыта. Воспитатель в это время незаметно меняет стаканы  с мутной водой на отстоявшуюся, так как отстаивание крахмала долгий процесс.

Воспитатель.  Что произошло с водой?

(ответы детей)

Воспитатель. Да, вода стала прозрачной. Давайте аккуратно сольем воду. Что вы видите на дне стакана? (ответы детей)

Воспитатель.  Ребята, мы с вами сделали открытие! Осадок на дне стакана – это вещество, которое называется крахмал! Повторите!

 Опыт №2.

Воспитатель. Ребята, какого цвета крахмал? Помешайте его ложкой. На что он похож? (предположения детей).

Воспитатель. Если его высушить, то он превратиться вот в такой порошок (воспитатель показывает сухой крахмал), который продается в магазинах. Называется он - картофельный крахмал. А что будет с ним, если его залить кипятком? (ответы детей).

Воспитатель. Давайте попробуем. Но так как будем работать с горячей водой, а это не безопасно для детей, заливать буду я, а вы аккуратно размешаете и закроете салфеткой.  (соблюдая меры осторожности, заливают кипятком и закрывают салфеткой).

Воспитатель. А у нас есть время поиграть. Хозяюшка, а в какие игры вы умеете играть? Научи нас.

Хозяюшка проводит игру « Соковыжималка».

Дети достают из мешочка угаданные на ощупь фрукты, овощи.

Воспитатель. Сделаем из этих растений сок! Назовите этот сок! Из свеклы — сок свекольный, из моркови — …; из сливы — …; из капусты — …; из огурца — … и т. д.

 Опыт №3.

Воспитатель. Посмотрите в свои стаканы, что произошло? Какого цвета? Чем пахнет? Какого вкуса? (предполагаемые ответы детей: масса стала вязкой, тягучей, густой).

Воспитатель. Какой сделаем вывод? (вывод делают дети по схемам). 

Воспитатель. Молодцы, ребята! Вот такой интересный картофель.

Воспитатель. Как вы думаете, а что надо сделать, чтобы наш кисель получился цветной и приобрел ароматный вкус?

(ответы детей, воспитатель дополняет).

Итог занятия

Воспитатель. Ребята, какое мы сделали открытие? Что мы с вами смогли доказать? Для чего крахмал кладут в кисель? Я предлагаю вам вместе с мамами или папами дома сварить кисель и рассказать о том, что вы сегодня узнали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе по теме "Какая бывает вода?"

Цели занятия: уточнить представления детей о свойствах воды, систематизизовать знания о культуре поведения в лаборатории, воспитывать бережное отношение к чистой питьевой воде....

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе

Конспект открытого НОДа по познанию "Путешествие капельки"....

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Воздух – невидимка»

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.Задачи:  1.Обучающая: Дать представление о воздухе, как о компоненте неживой природы, его свойст...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе на тему «Воздух»

Обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах через организацию совместной деятельности....

Конспект занятие по экспериментальной деятельности в старшей группе «Чудо-воздух»

Цель: формировать представления детей о воздухе и его свойствах.Задачи:Образовательные:1. формировать представления детей о воздухе и его свойствах;2. Учить самостоятельно делать выводы в процессе экс...

Конспект НОД опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Свойства воздуха» (с использованием здоровьесбесберегающих технологий, технологии проектной деятельности, ИКТ)

Цели: Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности. Программные задачи:Образовательные: Обобщить представления детей о воздухе. Систематизировать зна...