Организация экологического воспитания дошкольников.
статья по окружающему миру (старшая группа)

Васильева Лариса Олеговна

Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.

     Основная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_ekolog.vospitaniya.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

Организация экологического воспитания дошкольников.

«Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

В. А. Сухомлинский        

Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.

     Основная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

     Задачи экологического воспитания у дошкольников: формировать осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе; формировать умения и навыки по уходу за растениями и животными, воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду, заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой, воспитывать эстетические и патриотические чувства;

     Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой у дошкольников формируются экологические знания, любовь к природе, стремлении беречь, приумножать ее, формирование умений и навыков деятельности в природе. 

В условиях перехода на федеральный образовательный стандарт становится актуально проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Социально-технический прогресс сопровождается преобразующим влиянием человека на природу со многими негативными последствиями социально-экологического характера.

 В соответствии с этим становится актуально экологическое образование дошкольников.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей.

 Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

Воспитатель детского сада - главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно, переходила в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребёнка.

Успех экологического воспитания  зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности воспитанников в условиях дошкольного учреждения и условиях окружающей среды.

Поэтому большое место в системе работы по воспитанию любви к природе должны занять экскурсии, прогулки. Они могут быть связаны с изучением программного материала, носить краеведческий характер, могут быть просто посвящены знакомству с природой. Но следует иметь в виду, что в процессе экскурсий в природу мы должны решать и задачи эстетического воспитания. Познакомить детей с природойвоспитать любовь к ней  поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения.

 С точки зрения экологического образования наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака, когда дети приходят из дома, - это самое подходящие время для проведения мероприятий в уголке природы. Промежуток между занятиями и обедом, отводятся под прогулку на участке, во время которых организуется наблюдений за явлениями живой и неживой, организуются подвижные и дидактические игры, труд в природе. Вечернее время после полдника используется педагогами для организации экспериментальной деятельности детей. Для успешного обучения нужно задействовать все органы чувств ребенка.

 Важнейшей задачей в организации экологического воспитания в дошкольном учреждении  является теоретическое освоение воспитанниками знаний о природе, о ее ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха (включая экологические нормы и правила поведения) и т.д. Эта задача решается главным образом в процессе самообразования, на занятиях кружка   по охране природы. Здесь имеются все необходимые условия для эффективного педагогического управления процессом теоретического усвоения экологических знаний.

Успех экологического воспитания во многом определяется заинтересованным участием всего или большей части педагогического коллектива детского сада  в организации экологически направленной деятельности воспитанников.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №32 г. Йошкар-Олы  «Калинка»

        Утверждаю:

Заведующий д/с №32 «Калинка»

Еременко Ю.Г.

Организация  экологического воспитания дошкольников в ДОУ.

( выступление на педагогическом совете)

Подготовила и выступила: Васильева Л.О.

Йошкар  - Ола, 2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Деятельностный подход в процессе организации экологического воспитания дошкольников»

Обобщение опыта работы по теме:«Деятельностный  подход в процессе организации экологического воспитания дошкольников»...

Консультация для воспитателей: «Формы организации экологического воспитания дошкольников"

Консультация для воспитателей:«Формы организации экологического воспитания дошкольников@...

«Современные подходы к организации экологического воспитания дошкольников

Мы живём в современном обществе, где существует множествопроблем. Но проблема сохранения окружающей среды - одна из насущных.Последние десятилетия люди стремительно старались обуздать природу,забывая,...

Обобщение опыты работы Деятельный подход в процессе организации экологического воспитания дошкольников

Окружающая нас природа удивительна и прекрасна. Она встречает ребенка морем звуков, запахов, множеством загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать, делать выводы.В дошкольном возрасте происх...

"Творческий подход к организации экологического воспитания дошкольников"

Перефразируя писателя известного,                   Мы говорим, на сердце руку положа:...