Мастер-класс для педагогов «Экологические сказки, как один из методов ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями»
консультация по окружающему миру

Терпугова Светлана Павловна

Мастер-класс поможет педагогам расширить представления об экологических сказках, разнообразии их применения в работе с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                      Мастер-класс для педагогов

«Экологические сказки, как один из методов ознакомления детей

          с  элементарными экологическими представлениями»

                                                                               Воспитатель первой категории

                                                                               Терпугова Светлана Павловна

 Добрый день!

 В своем мастер-классе я хочу вас  познакомить с одним  из методов ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями.  Посмотрите, пожалуйста, на слайд:

2 слайд: Экология + Сказка

-Как объединить эти два слова? (Экологическая сказка)

Все дети очень любят сказки, а как вы думаете за что?

 Сказка занимает детей, увлекает в мир фантазий и воображения. Но сказка ещё и ненавязчиво  воспитывает ребенка. Детям очень нравятся сказки о природе, ведь в сказках растения и животные могут разговаривать , осуществлять поступки, которые могут вызывать сочувствие, гнев, чувства радости…

Чему учат экологические сказки? (4 слайд)

Экологические сказки учат:

  • познавать окружающий мир;
  • воспитывать чувство причастности к благополучию в природе;
  • думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.

Как результат, изменяется отношение ребёнка к реальным явлениям природы: становятся гуманнее, добрее, ответственнее, делают простейшие выводы

Давайте вместе подумаем, какой вывод могут сделать дети из русских народных сказок.   (5-8 слайды)

Хочется выделить несколько форм работы с экологической сказкой (9слайд)

  1. Чтение сказок.

Это могут быть русские народные сказки;  Художественные произведения разных авторов( В.Бианки, Л.Толстой, Н.Сладов);  Современные сказки, сочинённые взрослыми и детьми на экологическую тему. (10 слайд)

Чтение художественной литературы ежедневно в детском саду. (11слайд)

  1. Театрализация сказок. (12 слайд)

  1. Составление новых или дополнение уже существующих сказок.

В более старшем возрасте можно с детьми придумать оконцовку сказки самостоятельно.  Давайте и мы вами придумаем продолжение сказки «Зайчик и медвежонок» (слайд 13)

       Дополнить сказку «Зайчик и Медвежонок» 

Эта история произошла в нашем лесу, а знакомая сорока принесла её мне на хвосте. Однажды Зайчик и Медвежонок пошли гулять по лесу. Они взяли с собой еду и отправились в путь. Погода была чудесной. Светило ласковое солнышко. Зверята нашли красивую полянку и остановились на ней. Зайчик и Медвежонок играли, веселились, кувыркались по мягкой зелёной травке…..

Ближе к вечеру они проголодались и присели перекусить. Малыши наелись досыта, намусорили и, не убрав за собой, довольные убежали домой.

       Прошло время. Шалунишки вновь пошли гулять по лесу. Нашли свою полянку, она была уже не такой красивой как раньше, но настроение у друзей было приподнятое и они затеяли соревнования. Но случилась беда….

.

4. Исправление ошибок в сказках.

Дети среднего и старшего возраста могут  устанавливать причинно-следственные связи, и данная форма работы с экологической сказкой помогает  закреплять представления о природных явлениях, особенностях жизни животных и их взаимосвязи с человеком.

Найдите ошибки в сказке «Зимой в лесу»

         Однажды Петя и Маша отправились в зимний лес. Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? "Это следы ежа", - сказал Петя. "Нет, это не ежик пробежал, а суслик",- возразила Маша.

         Зима в лесу - любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится равномерный стук - это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? "Это сойка - сказал Петя, - Давайте ее поймаем.»

Ошибки:

1. Скворцы улетают в теплые края

2. Лиственница единственное хвойное дерево с которого каждый год опадают иголки, а весной вырастают снова.

3. Ежи и суслики впадают зимой в спячку.

4. Белки в спячку не впадают.

5. Зимой появляются птенцы у клеста.

6. Нельзя ловить лесных птиц – в неволе они погибнут.

5. Применение сказки при экспериментировании

Сказка может выступать как мотивация, можно в игровой форме  провести экспериментальную деятельность.

Например: (слайд15)

6.  А можно придумать совместно с детьми сказку в совместной деятельности, например, в игре с прищепками (слайд 16)

Предлагаю вам придумать свою сказку…

А закончить свой мастер-класс хочется такими словами:

«Сказка ложь, а в ней намёк, экологии урок.

Вот и мастер-классу конец, а кто слушал - молодец!»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экологическая сказка, как метод ознакомления с элементарными экологическими представлениями детей дошкольного возраста

Слайд 2

Экология + сказки = ?

Слайд 3

Экологические сказки

Слайд 4

Экологические сказки учат: познавать окружающий мир; воспитывать чувство причастности к благополучию в природе; думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.

Слайд 8

.

Слайд 9

Формы работы с экологической сказкой: 1.Чтение сказок 2. Придумывание окончания сказки. 3.Исправление ошибок в сказках. 4.Театрализация. 5. Применение сказки при экспериментировании 6. Придумывание сказки .

Слайд 10

Чтение сказок

Слайд 11

Чтение сказок

Слайд 12

Театрализация сказок

Слайд 13

«Зайчик и Медвежонок» Эта история произошла в нашем лесу, а знакомая сорока принесла её мне на хвосте. Однажды Зайчик и Медвежонок пошли гулять по лесу. Они взяли с собой еду и отправились в путь. Погода была чудесной. Светило ласковое солнышко. Зверята нашли красивую полянку и остановились на ней. Зайчик и Медвежонок играли, веселились, кувыркались по мягкой зелёной травке….. Ближе к вечеру они проголодались и присели перекусить. Малыши наелись досыта, намусорили и, не убрав за собой, довольные убежали домой. Прошло время. Шалунишки вновь пошли гулять по лесу. Нашли свою полянку, она была уже не такой красивой как раньше, но настроение у друзей было приподнятое и они затеяли соревнования. Но случилась беда: Придумай окончание сказки

Слайд 15

Экспериментирование

Слайд 17

Сказка ложь, да в ней намёк- экологии урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект образовательной деятельности по экологии в разновозрастной группе (2 младшая - средняя группа) Экологическая сказка в рамках проектной деятельности: «Человек и природа».Тема: Экологическая сказка "Живая душа природы"

Цель: приобщить детей к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, обитателей, живущих рядом с вами и ...

Мастер-класс для молодых педагогов « Слово-сказка как одно из эффективных средств развития связной речи дошкольников»

Творческие рассказы вводятся во второй половине старшей и в подготовительной к школе группе, когда дети овладевают большим запасом слов, грамотным построением предложений, интонационной выразител...

Мастер- класс для педагогов "Ознакомление детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки"

Целью данного мастер- класса является совершенствование педагогического мастерства в вопросах экологического воспитания, создание условий для формирования положительного отношения к экологической сказ...

Мастер-класс логопеда для педагогов «Изготовление пособий для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста»

Данная разработка представлена для педагогов детского сада, будет полезна учителям-дефектологам, учителям-логопедам. Она раскрывает алгоритм проведения мастер-класса, включает игры и упражнения, спосо...

Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»

Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...

Мастер – класс для молодых педагогов детского сада «Камешки – марблс - разноцветное счастье для детей»

Цель: познакомить педагогов с нетрадиционной  технологией использования камешков «Марблс» в обучении детей....