Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей с ОНР подготовительной группы «Путешествие в зимний лес»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Ганецкая Любовь Викторовна

Методическая разработка Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей с ОНР подготовительной группы «Путешествие в зимний лес»  направлена на развитие  познавательной активности, расширение представления детей  о диких животных, развитие желания больше узнать о сезонных изменениях в живой природе, приспособлении животных к зимним условиям существования; формирование умения устанавливать связи между особенностями поведения и условиями среды обитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ganetskaya_lv_konspekt_puteshestvie_v_zimniy_les.docx80.44 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида детский сад №17 Калининского района Санкт-Петербурга

Воспитатель: Ганецкая Любовь Викторовна

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей с ОНР подготовительной группы «Путешествие в зимний лес»

Интеграция образовательных областей: ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие», ОО «Физическое развитие».

Цель:

  • Уточнение и расширение знаний детей о жизни диких животных.

Задачи:

образовательные:

  • расширять представления детей  о диких животных
  • развивать  познавательную активность, желание больше узнать о сезонных изменениях в живой природе, приспособлении животных к зимним условиям существования.
  • формировать умение устанавливать связи между особенностями поведения и условиями среды обитания.
  • продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями диких животных ( стихами , поговорками, загадками);
  • активизировать словарный запас  по лексической  теме «дикие животные»
  • совершенствовать грамматический строй речи:
  • закреплять умение согласовывать  прилагательные с существительными в падеже.
  • упражнять в образовании притяжательных прилагательных от названий диких животных
  • закреплять  составление  распространённых  предложений, выражать свои мысли полными предложениями.
  • упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно – следственные связи.
  • приобщать  детей  к элементарным общепринятым нормам и правилам в природе.

развивающие:

  • развивать  тонкую и общую  моторику, координацию речи с движением.
  • развивать фонематическое восприятие, слуховое и зрительное внимание и память, словесно-логическое мышление,
  • развивать познавательно-исследовательскую  деятельность,
  • развивать умение составлять рассказ по опорным картинкам
  • способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности.

воспитательные:

  • формировать положительную мотивацию , умение слушать ответы других детей;
  • воспитывать веру в собственные возможности, развивать инициативу и самостоятельность;
  • воспитывать познавательный интерес и любовь к родной природе, стремление помогать животным зимой.

Предварительная работа: беседы «Обитатели наших лесов, «Кто где живет и чем питается», «Как животные готовятся к зиме» , чтение х/л о диких животных, знакомство с пословицами и поговорками, загадками, песенками и потешками, дидактическими играми, чтение сказок «Рукавичка», «Зимовье», «Заюшкина избушка» и игры-драматизации по ним, рисование диких животных по логоритмическим схемам.

Оборудование: «Снежные дорожки», «зимний лес», пеньки по количеству детей, оборудование для показа презентации( компьютер + экран), магнитофон, запись музыки для проведения физ.минутки, конверт с письмом и сюрпризом для детей, презентация по теме «Чьи следы?», разрезные картинки волка и лисы, мнемодорожка «Расскажи, что это за зверь?», карточки обозначающие вид питания животных, карточки с изображением животных, материал для сугроба, «волшебные» картинки с изображением хвостов животных и мокрые ватные диски для них, доски для игры с «волшебными» картинками, пуфы – «пеньки» по количеству детей.

Ход НОД:

Организационный момент:

Воспитатель: - Дети, сегодня к нам  в группу пришло письмо от лесных жителей. -Давайте его откроем и прочтем: "Здравствуйте, дорогие ребята. Наступила зима и загадала нам много загадок. Мы обращаемся к вам с огромной просьбой, помогите нам, пожалуйста, их отгадать Надеемся на вашу сообразительность  Лесные жители.".
-Ну что ребята поможешь нашим друзьям?

- Чтобы попасть в зимний лес нам надо отгадать первую загадку называется она «Отгадай и повтори»

  1. Косолапый, толстый, неуклюжий... (Медведь).
  2. Маленький, белый, трусливый... (Заяц).
  3. Хитрая, рыжая, красивая... (Лиса).
  4. Проворная, рыжая, запасливая... (Белка).
  5.  Хищный, серый, опасный... (Волк).
  6.  Сильный, высокий, выносливый... (Лось).

Молодцы, вы правильно отгадали загадки

Игровое упражнение «Чьи следы?»  Показ презентации «Чьи это следы?»

1-й слайд: 

Воспитатель: Ой, смотрите-ка, а что же это за узоры? (следы)

- А кто их оставил? (звери) А теперь давайте повнимательнее посмотрим и скажем, какие звери оставили эти следы.

Если вы правильно угадаете след и ответите на вопрос –чьи это следы?, то увидите картинку – ответ.

2-й слайд:  Чьи это следы? (Это беличьи следы)

- А почему одни следы побольше, а другие поменьше? Потому, что задние лапы побольше, а передние поменьше.

3-й слайд:  -(Фото белки)

4-й слайд:   А это чьи следы? (Это волчьи следы)

- Можно ли по следу определить, сколько прошло волков: один или несколько? (нет, т.к. они ходят след в след)

- Я вам открою один секрет. Только опытному охотнику или леснику легко догадаться, сколько волков прошло. Так как чем глубже следы, тем больше животных прошло, а если след не глубокий, значит прошел один или два волка. Вот так!

5-й слайд:  (фото волка)

6-й слайд:  - А это чьи следы?(Это лосиные следы)

- Почему ты решил, что прошел лось? (След похож на копыто)

7-й слайд: (фото лося)

8-й слайд: А это чьи следы? (Это лисьи следы)

9-й слайд:  (фото лисы)

10-й слайд:   - А это чьи следы? ( Это заячьи следы)

- Почему ты так решил? (Два больших длинных следа по бокам , а два маленьких впереди) Да, у зайца задние ноги сильнее и длиннее передних, поэтому он хорошо прыгает и быстро бегает. Есть такая поговорка6 «Лиса живет хитростью, а заяц прыткостью».

11-й слайд: Это чьи следы? (Это медвежьи следы)  

12-й слайд:  (фото медведя)

13-й слайд:  А это чьи следы,  какого животного? (Это птичьи следы, это не животные, а птицы)  

 Правильно это следы не животного, а птицы. Птицы тоже живут зимой в лесу. Назовите каких зимующих птиц вы знаете?(ответы детей)

14-й слайд: (картинка с изображением зимующих птиц)

Воспитатель: Молодцы и эту загадку вы разгадали.

Дидактическая игра «Кто чем питается?»

Смотрите, нас куда-то зовет эта дорожка. Мы пришли на полянку, садитесь на пенечки. Смотрите тут какие-то картинки? Я догадалась, нам надо рассказать, чем же питаются дикие животные?
Дети: травой, корой и плодами некоторых деревьев и кустарников, другими животными, а некоторые животные питаются и растениями и другими животными.
-  Как можно назвать животных, которые питаются травой?
Дети: Такие животные называются травоядные.
Воспитатель: А животные, которые питаются другими животными как называются?

 Дети: Такие животные называются хищники.
Воспитатель: Как можно назвать животных, которые питаются и растениями и животными?
Дети: всеядные.
Воспитатель:- Смотрите, ребята в лесу была сильная метель и перепутала все картинки животных. Давайте выставим картинки с животными под знаком, который показывает, чем это животное питается.

Дети выкладывают картинки на фланелеграфе.

Как вы думаете, что нужно сделать травоядным животным, когда выпадает снег, чтобы не умереть с голоду?

Дети: запасти себе корм.
- Верно. Некоторые дикие животные запасают себе корм. Послушайте и отгадайте загадку: (
Загадку читает ребенок)

                Почему грибы на елке

                На сучках сидят верхом

                Не в корзинке, не на полке,

                Не во мху, не под листом?

                У ствола и среди веток

                На сучки они одеты.

                Кто устроил их так ловко?

Правильно! Это беличья кладовка.

- А зачем белка проделывает такие чудеса с грибами? (запасает на зиму)

- Что же кроме грибов заготавливает белка? (орехи, ягоды, семена)

- А где она хранит свои запасы? (в дупле)

- Как это все помещается в ее дупло? (их несколько: для ягод, семян, орехов, в другом спит)

- Чем белка утепляет свое жилище? (мох, сухие листья, пух, трава)

- Зачем белке длинный пушистый хвост?

-Как зовут детеныша белки?

- Кого боятся белки, кто их враг? (куница, лиса, сова)

- Все ли дикие животные запасают корм на зиму? Какие животные не запасают корм? Почему?
Дети: Медведь, ёж - они спят зимой.
Воспитатель: - Верно, осенью они впадают в спячку. Зимой во время зимней спячки они не нуждаются в пище и питье. А я сейчас расскажу вам, почему медведь спит и сосет лапу. Многие люди считают, что он спит и сосёт лапу, чтобы извлечь из неё питательные соки и утолить голод. А на самом деле у медведя в феврале отслаивается с поверхности лап старая, огрубевшая за лето кожа. Молодая нежная кожа на лапах зудит и мерзнет, поэтому медведь облизывает лапу, причмокивая при этом губами. Вот почему со стороны кажется, что медведь сосёт лапу.

Подвижная игра “Дикие животные” (музыкальное сопровождение).

Как-то раз лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой – лосихой топал лосёнок,
За мамой – лисицей крался лисёнок,
За мамой – ежихой катился ежонок,
За мамой – медведицей шёл медвежонок,
За мамою – белкой скакали бельчата,
За мамой – зайчихой косые зайчата,
Волчица вела за собою волчат
Все мамы и дети напиться хотят.

Дети идут по кругу
Идут, громко топая
Крадутся на носочках
Передвигаются вприсядку
Идут вперевалку
Скачут вприсядку
Скачут, сделав ушки из ладоней
Крадутся
Лицо в круг, лакательные движения языком

Воспитатель: Ой, смотрите, а что это за два сугроба, я предлагаю вам разделиться и посмотреть, что же спрятано под этими сугробами?.  Тут какие-то кусочки картинок, а еще дорожка. Я знаю это дорожка заколдована, чтобы по ней пройти дальше нам надо составить рассказ. Чтобы узнать о ком вы должны рассказать вам надо сложить эти картинки.

(Дети собирают картинки и вместе рассматривают их)

- Кто получился у вас?. (волк) - Почему зимой волки особенно опасны? (голодные)

- Чтобы волку выжить зимой в трескучие морозы, ему приходится бороться с холодом и голодом. Ведь любому сытому животному и мороз нипочем.

- Почему волка называют санитаром леса? (он охотится за больными и слабыми животными)

- Давайте теперь посмотрим кого собрали ребята здесь. (лиса)

- Зачем лисе пушистый хвост? (им она укрывается и спит)

- Хвостом она еще и заметает свои следы - это помогает ей спасаться от охотничьих собак.

Кто из вас расскажет о волке и лисе и расколдует дорожку, а мы пройдем за вами(Дети, по одному от каждой команды рассказывают о животных по мнемодорожке)

вопрос.bmp

дом.bmp

шерсть.bmp

миска.bmp

вид животных.bmp

детеныш.bmp

Воспитатель: - Вы очень хорошо рассказали обо всех животных и разгадали еще одну загадку.

А у меня для вас есть один сюрприз это картинки-невидимки, но сначала мы поиграем со своими пальчиками .

Гимнастика для пальчиков рук

Дикие животные водятся в лесу,                      /  Последовательно                                                              

Здесь увидеть можешь ты волка и лису,        соединять пальцы то

Зайца и медведя, белку, кабана,                     правой, то левой руки

Прячет всех надежно лесная тишина.             с большим пальцем/

Дидактическая игра «Чей хвост? Он какой?»

- Подходите к столам. Возьмите ватные тампоны, они влажные, и проведите ими по листочку. Ваня, что ты видишь? (Я вижу хвост медведя.)

- Он какой?  (Ответы детей)

Дидактическая игра «Что было бы если…?»

Давайте с вами поиграем в интересную игру, мы будем фантазировать.

Что было бы если у медведя был бы такой же большой хвост как он сам?

Что было бы если у лисы был бы короткий хвост?

Что было бы если у белочки хвост был бы не пушистый?

Что было бы если у зайца был бы длинный, пушистый хвост?

Рефлексия:

Воспитатель: - Как можно назвать всех животных, о которых мы сегодня говорили?

- Почему их называют дикими?

- Правильно! Животные леса могут жить без человека, но люди должны помнить, чтобы звери не погибли, надо что делать ? (беречь и охранять лес, т.к. лес – это дом лесных жителей и не только зверей, но и птиц, насекомых, травы, деревьев, зимой помогать диким зверям кормом ) Вам понравилось в зимнем лесу? Какие загадки вам было интересно отгадывать? Что нового вы узнали сегодня?

Я думаю, что мы отгадали все загадки и можем возвращаться домой:

По заснеженной дорожке мы отправимся вперед

Повнимательнее дети детский сад давно нас ждет.

Но конверт какой-то тяжелый (заглядывает в конверт). За то что вы сегодня помогли лесным жителям они прислали вам в подарок раскраски о себе я предлагаю вам раскрасить их на память о нашем путешествию А наше путешествие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной группы По теме «Глаголы лексической темы «Зимние развлечения».

Цель: создать мотив к деятельностиЗадачи:-активизировать мыслительную и речевую деятельность детей посредством отгадывания загадок, постановки проблемной ситуации;- вызвать желание помочь новым друзья...

Конспект непрерывно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие к королеве Математики».

Вовлекать детей в содержательную, активную и развивающую деятельность, углубляя их представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира....

Методическая разработка Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей с ОНР подготовительной группы «Весна. Прилетели птицы»

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей с ОНР подготовительной группы «Весна. Прилетели птицы» нацелен на систематизирование и уточнение знаний о весне и её призна...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по Познавательному развитию в средней группе по теме: «Зимние забавы Снеговика» с использованием педагогической личностно-ориентированной технологий:

Развитие активности и любознательности детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности. Вызывать интерес к работе с крупой....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по физическому развитию в подготовительной группе «Путешествие в Страну Здоровья»

Цель: Охрана здоровья детей, формирование основы культуры здоровья. Довести до сознания детей необходимость и важность соблюдения гигиенических процедур....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному с детьми подготовительной группы «Путешествие с волшебной палочкой»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному с детьми подготовительной группы «Путешествие с волшебной палочкой»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в русскую избу»

познакомить детей с русской избой с предметами русского быта.Ввести в лексику детей слова: печь, лавка, прялка, рушник, сундук, ухват, лопата, познакомить детей с русскими народными пословицами, погов...