Конспект занятия "Мини-лаборатория"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сэротэтто Анастасия Александровна

Конспект занятия по проектной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия с элементами проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Мини-лаборатория».

Цель: Формировать умения получать сведения о  свойствах лимона  экспериментальным путем.

Задачи:

Образовательные: Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, плавучесть, расположение.) Включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).

Способствовать формированию проектной деятельности – умение находить, выбирать и оформлять материал.

Развивающие: Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования.

Продолжать развивать связную речь детей, поощрять попытки высказывать личное мнение, свою точку зрения.

Воспитательные: Воспитывать интерес к исследовательской деятельности; умение находить интересное в «обычном».

Ожидаемые результаты:

1. С помощью опытов у детей сформируется расширенное представление о лимоне.

2. Дети смогут сделать зарисовки наблюдений за лимоном в процессе опытов.

Самоанализ занятия:

Метод и приемы:

Словесный (вопрос к детям, уточнение, поощрение).

Наглядный (использование ИКТ, мольберта с иллюстрациями).

Практический (установление дошкольниками причинно-следственных связей, высказывание собственных суждений, умения доказывать мысль).

Игровой ( дидактическая игра: «Какой лимон»).

 Методы контроля (анализ выполненных заданий, самооценка детьми результатов деятельности).

Структура занятия

- Вводная часть: (организация детей) – 3 минуты

- Основная часть: (практическая деятельность) – 19 минут

 - Заключительная часть (подведение итогов) – 3 минуты

Непосредственно-образовательная деятельность проводилась в групповой комнате в первой половине дня, с детьми старшей группы. При организации деятельности, были соблюдены санитарно – гигиенические требования: группа проветрена, мебель соответствует возрасту и росту детей, демонстрационный и раздаточный материалы подобраны в соответствии с требованиям безопасности, в достаточном количестве.

Занятие  состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям. Прослеживается связь целей и задач с темой образовательной деятельности. Задачи были сформулированы конкретно и соответствовали уровню развития группы.

Вводная часть НОД предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую деятельность, объяснение.

Основная часть НОД – направлена на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач. В основную часть НОД были включены задания исследования фрукта – лимона, тем самым способствовать формированию проектной деятельности – умение находить, выбирать и оформлять материал.

В середине занятия с целью снятия статистического напряжения, повышения умственного работоспособности, снижения утомления была проведена музыкальная физминутка.

В ходе проведения занятия была использована технология исследовательской деятельности. Дети показали знания программного материла, а также получили новые в процессе занятия. Преобладали вопросы проблемно-поискового характера. Для активизации мыслительных операций воспитанников были использованы следующие методы:

1. Словесный (беседа, вопросы к детям, поощрение);

2. Практический (зарисовки результатов);

3. Эксперимент (с лимоном);

4. Игровой (Д\игра «Дидактическая игра: «Какой лимон», Физмин. «Лимонадный дождик»);

приемы: одобрение, объяснение, показ, поощрение, анализ, беседа.

Все дети свободно обращались ко мне за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса.

. В ходе образовательной деятельности сочетались различные формы работы:

-групповая;

-индивидуальная.

В заключительной части НОД подводился итог деятельности, используя метод анализа успешности выполнений заданий и метод самооценки детьми своих возможностей. Ребята в качестве инструмента для собственной успешности было предложено взять колокольчики:

- Пусть колокольчик зазвонит у того, кто узнал что-то новое (расспросить детей, что нового они узнали).

- Колокольчик зазвонит у того, кому было сегодня трудно. (Расспросить какие трудности испытали дети).

Считаю, что совместная образовательная деятельность достигла запланированной цели. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Об этом можно судить по ответам и действиям детей, по интересу и желанию. Поставленные задачи удалось реализовать полностью, благодаря созданной творческой атмосфере. На протяжении всей образовательной ситуации сохранялась выдержанность сюжетной линии, наличие логической связи между этапами, сохранение целевых ориентиров, мотивации и осмысленного отношения к деятельности на каждом этапе. Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия  была достаточно эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.

Тема: «Мини-лаборатория».

Цель: Формировать умения получать сведения о  свойствах лимона  экспериментальным путем. 

Задачи:

Образовательные: Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, плавучесть, расположение.) Включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).

Способствовать формированию проектной деятельности – умение находить, выбирать и оформлять материал.

Развивающие: Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования

Продолжать развивать связную речь детей, поощрять попытки высказывать личное мнение, свою точку зрения

Воспитательные: Воспитывать интерес к исследовательской деятельности; умение находить интересное в «обычном».

Оборудование и материалы: колокольчики; лимоны (на количество детей); тарелочки; салфетки; стаканчики с землей, карандаши цветные, лупа, палочки для рыхливания земли, косточки/семечки лимона, таблицы для записи опытов и наблюдения; аудиозапись физминутка «Лимонадный дождик», использование мольберта и доски, картинки с изображением муравья, слона и лимона, 2 банки с водой, колпак ученого.

Словарная работа: лаборатория, лупа.

Ход занятия:

Организационный момент.

В. - Ребята к нам сегодня пришли гости, поздороваемся с ними.

 - Приглашаю вас к столу с колокольчиками.

(Дети располагаются свободно около воспитателя.)

- Колокольчик зазвонит у того, кто любит рисовать.

- Елизавета, что ты любишь рисовать?

- Колокольчик зазвонит у того, кто любит гулять?

- А сейчас зазвонит колокольчик у того, кто любит узнавать что-то новое.

- А сейчас зазвонит мой колокольчик.

- Сегодня замечательный день. День для новых знаний, новых открытий о знакомом вам предмете.

Постановка учебной задачи.

В. - У нас сегодня занятие начнется в лаборатории.

В. – Давайте вместе скажем: лаборатория.

В. - А вы знаете, что такое лаборатория?

Д. - Это помещение, в котором ученые проводят опыты, эксперименты, изучают неизученное, необъяснимое. Даже в самых обычных предметах и явлениях.

В. - Ну, что, мои маленькие исследователи, вы готовы к поиску неизвестного?

Д. - Готовы!

В. – В любой лаборатории есть правила поведения в лаборатории. Давайте посмотрим на экран. (В лаборатории нужно вести себя тихо, не мешая никому, трогать без разрешения ничего нельзя, быть аккуратным, внимательным и осторожным) (слайд-шоу)

Молодцы!

В. - Добро пожаловать в лабораторию. Проходите, рассаживайтесь. Так что же мы с вами будем сегодня исследовать?

Он почти как апельсин,

С толстой кожей, сочный,

Недостаток лишь один-

Кислый очень, очень.

- Кто знает ответ? (это лимон).

Д. - Лимон!

В. - Поднимите стаканчики и вот она отгадка на ваших тарелочках.

Дети поднимают салфетки, на тарелочках у них лежит лимон.

В. – Мы сегодня будем исследовать лимон и ставить опыты.

А результаты нашего исследования мы будем фиксировать (зарисовывать, записывать) в ваших протоколах. Протоколы лежат у вас на столе.

Начинаем обследовать лимон.

Первое исследование – цвет лимона

В. - Какого цвета лимон?

Д. - Лимон желтого цвета (лимонного, зеленоватый, желто-зеленый, салатовый, светло-желтый).

В. - А, что еще может быть желтым?

Д. - солнце, цыплята, роза, одежда и т. д.

В.  - Возьмите карандаш и зарисуйте в протоколе цвет вашего лимона.

Второй исследование - изучаем размер лимона

В. - Нам с вами сейчас нужно уточнить размер лимона. Но прежде чем дать ответ послушайте. Если на лимон посмотрит маленький муравей? То для него лимон будет….

Д. -  Большой.

В. - А если посмотрит слон. То для слона лимон будет….

Д. - Маленький.

В. – Если мы посмотрим на лимоны. Они для нас все разные.

Предлагаю измерить лимон по длине, для этого у вас у всех есть линейки.

Записываем полученный результат.

(опрос каждого ребенка)

У кого лимон самый длинный?

У кого лимон самый короткий?

Третье исследование – изучаем форму лимона

В. - Какую форму имеет лимон?

Д. - Лимон овальной формы, округлый

В. - Возьмите карандаши и зарисуйте.

 Четвертое исследование.

В. - Сейчас нам предстоит узнать твердый или мягкий лимон. Возьмите в руки лимон и потрогайте его. Что можете сказать.

Д. - Лимон твердо-мягкий.

В. - Записываем полученный результат, ставим букву Т если твердый, М – если мягкий, Т-М если твердо мягкий.

Музыкальная физминутка «Лимонадный дождик».

Шестое исследование  – определяем плавучесть лимонов.

В. - - У нас есть два лимона.

- Чем они отличаются? (ответы детей)

- Один лимон с кожурой, а другой лимон без кожуры.

- Как вы думаете, что произойдёт с лимоном без кожуры, если опустить его в воду?

- Лимон утонет или будет плавать? (высказывания детей).

- Как это проверить? (опустить лимон в воду)

- Дарина, что ты наблюдаешь? (лимон без кожуры тонет)

- А сейчас погружаем в воду лимон в кожуре.

- Что мы наблюдаем? (лимон в кожуре плавает на поверхности)

- Как вы думаете, почему лимон в кожуре плавает на поверхности? (высказывания детей).

В. - Все дело в кожуре. В кожуре лимона много пузырьков воздуха. Кожура лимона как будто в маленьких дырочках. Вот в этих дырочках и находится воздух. Поэтому лимон не тонет.

В. - Я предлагаю вам взять лупы и рассмотреть кожуру лимона.

Зафиксируем полученные результаты.

 (Лимон в кожуре плавает на поверхности, а лимон без кожуры тонет.)

В. - Мы провели все опыты с лимоном.

Дидактическая игра: «Какой лимон»

Правило: ваш ответ должен начинаться со слова – лимон.

(Лимон желтого цвета, лимон овальной формы, лимон твердо-мягкий, лимон ароматный, лимон не тонет в воде. (Одеваем колпак на голову ребенка, который будет отвечать.)

В. – Молодцы!

В: - Как много интересных слов вы назвали об этом фрукте.

Ребята, я знаю, что лимоны можно вырастить в домашних условиях. Обратите внимание на экран. Профессор показывает нам лимонное дерево, которое вырастили Фиксики.

- Фиксики прислали нам косточки-семена лимона. Они хотят, чтобы этот удивительный и полезный фрукт был всегда на нашем столе.

 «Лимонное дерево».

А вы хотите сами вырастить лимонное дерево?

- Пройдемте к столу. Перед вами горшки с почвой они совершенно одинаковые. Что хорошего, что они одинаковые? Ваши предположения? (ответы)

- А что плохого, в том, что они одинаковые? (можно спутать)

- Как решить эту проблему? (или подписать или наклейку наклеить) А сейчас приглашаю вас в лабораторию.

-Давайте приступим к посадке лимона. Нам помогут палочки, красная отметка покажет, какой глубины ямку нужно сделать в почве. С тарелочки берем лимонное семечко или косточку, опускаем в ямку или по-другому ее можно назвать лунку, и с помощью палочки засыпаем землей.

-Чтобы растение росло крепким и здоровым, ему необходима? (Вода)

Аккуратно поливаем почву.

Проблемная ситуация

В: - Я сейчас (ноябрь) вынесу растение на улицу и пусть лимонное дерево растет и радует нас. Как вы думаете, вырастет оно?

Ответы детей.

В: - Почему? Что необходимо растению для роста?

Ответы детей (свет, вода, почва)

В: - Ухаживать за лимонным деревом совсем не сложно. Мы с вами сейчас изготовим картинки-памятки. И в первом окошечке мы нарисуем картинку, которая будет нам напоминать, что лимонному дереву нужно много солнечного света. Что мы нарисуем?

Ответы детей: солнышко.

В: - Лимонные деревья не переносят холодных ветров и сквозняков. Нарисуем ветер в виде волнистых линий и зачеркнем. Какой запрещенный цвет мы выберем?

Ответы детей: Красный.

В: - Лимонное дерево необходимо поливать понемногу. Каким символом мы можем изобразить полив?

Ответы детей: Нарисуем капельку.

В: - А капельку, какого размера нарисуем?

Ответы детей: Маленького.

В: - И теперь наши памятки можно воткнуть в горшочки. Они будут вам напоминать, как нужно правильно ухаживать за лимонным деревом.

Рефлексия:

Подходим снова к столу с колокольчиками.

- Пусть колокольчик зазвонит у того, кто узнал что-то новое (расспросить детей, что нового они узнали).

- Колокольчик зазвонит у того, кому было сегодня трудно. (Расспросить какие трудности испытали дети).

В: Мы сегодня с вами были исследователями и не беда, что было трудно. Вы же настоящие ученые, а они все преодолевают много трудностей, чтобы сделать открытия.

- А сейчас зазвонит мой колокольчик. Мне было очень приятно поработать с вами. Достойно прошли все исследования с лимоном, а это значит, что теперь можете исследовать, экспериментировать и другие фрукты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....