Путешествие в прошлое одежды
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Алибаева Алия

Конспект занятия по  познавательному развитию (окружающий мир) для детей с 4 до 5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

Хронометраж ООД

        

№ П/п

Этапы непосредственно образовательной деятельности

Время

1

Организационный момент

1 минута

2

Актуализация

2 минуты

3

Восприятие и усвоение нового материала

8 минут

4

Динамическая пауза

1 минута

5

Практическая работа

6 минут

6

Заключительная часть

2 минуты

Итого

20 минут

Тема: Путешествие в прошлое одежды.

Цель: Дать детям представление о происхождении одежды.

Задачи:

  1. Знакомить детей с назначением и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека.
  2. Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к пониманию того, что человек создает предметы одежды для облегчения жизнедеятельности.
  3. Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории предметов обихода.
  4. Развивать умение ориентироваться в прошлом одежды.
  5. Вызвать интерес к процессу изменения и преобразования одежды взрослых.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная, продуктивная, изобразительная.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Формы и методы: беседа; игровые упражнения; сюрпризный момент; наглядный показ образца способа действия.

Демонстрационный материал: презентация «История одежды», телевизор, ноутбук, корзина с иголками, нитками, тканью, пуговицами, напе, ножницы; предметные картинки «Одежда», карточки с изображением предметов, фломастеры, бумажные платья, салфетки, клей, кружочки из цветной бумаги разного цвета.

 Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций людей в одеждах разного времени, проведение познавательных занятий об одежде, о профессии «швея», чтение стихотворения «Портниха» Г. Ладонщикова.

Планируемые результаты: Дети проявляют интерес к прошлому; активны в беседе об изменениях и преобразованиях одежды человека в разное время, высказывают свою точку зрения, доброжелательно беседуют с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач; интересуются творческой деятельностью.

Ход ООД:

  1. Организационный момент (1 минута)

Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости. Они хотят посмотреть, как вы выросли, повзрослели, чему научились. Но сначала нужно поприветствовать гостей.

Дети приветствуют гостей и встают полукругом. Воспитатель ставит перед детьми накрытую платком корзину. 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что же это (убирает платок и показывает на корзину). Эта корзина не простая, в ней находятся волшебные предметы, хотите узнать, что это за предметы? (Демонстрирует иголки, нитки, ткань, пуговицы, ножницы). А как вы думаете, что между ними общего?

  1. Актуализация (2 минуты)

 Игра «Что лишнее?»

Воспитатель: Я вам буду показывать карточки с изображением четырех предметов, три из которых- это предметы, с помощью которых можно изготовить одежду, а с одним –  нельзя. Вы должны определить предмет, который не подходит для изготовления одежды.

Воспитатель показывает карточки:

- ножницы, нитки, молоток, пуговица.

- иголка, ножницы, стул, нитки.

- пуговица, нитки, стол, иголка.

- нитка, иголка, шкаф, ножницы.

Воспитатель: Для чего нам нужны эти предметы?

Ответы детей: чтобы шить, чтобы делать одежду, чтобы пришивать что-нибудь.

Воспитатель: Молодцы! Благодаря этим предметам мы можем шить одежду. Вы знаете, как люди научились шить одежду? Я знаю.

 Сейчас мы с вами отправимся в путешествие, где узнаем, как именно люди научились шить одежду. Для этого нам надо встать в круг, закрыть глаза и тот, кого я коснусь рукой, тот же час окажется в прошлом.

Вокруг вас я обойду,

в путешествие возьму.

Один, два, три, четыре, пять

можно глазки открывать.

Посмотрите, вот мы и очутились с вами в путешествии, далеко от детского сада. Занимайте удобные места и смотрите (стульчики поставить полукругом перед телевизором)

  1. Восприятие и усвоение нового материала (8 минут)

Показ презентации древних людей с комментариями воспитателя.

Воспитатель: Давным-давно люди жили в лесу, в пещерах, и не было у них никакой одежды. Нечем было прикрыться от ветра, от дождя. А вокруг росли деревья с большими и маленькими листьями, высокая трава, лопухи, цветы. Красота! Но растениями можно не только любоваться. А что можно сделать из листьев?

Дети по очереди называют, что можно сделать из листьев (сделать венок  на голову, сделать юбку, сделать платье)

Воспитатель: Можно нарвать листочки, собрать на гибкую веточку и прикрыться от дождя и ветра (слайд:  картина людей, одетых в одежду из листьев).

Воспитатель: Хорошо придумано? Но скажите, зимой можно ходить в такой одежде?

Дети: Нет.

Воспитатель: А почему нельзя зимой находиться на улице в одежде из листьев?

Дети: Потому что зимой холодно, мы замерзнем, нам будет холодно и мы будем болеть.

Воспитатель: Правильно, ребята. Листья – ненадежная защита. Стали люди думать, искать, чем прикрыться от непогоды. В лесах, рядом с людьми, жили разные животные. Животным не страшны ни дождь, ни ветер, ни холод. Раз животным так удобно в своих шкурах, значит и мне будет хорошо, подумал человек. Так появилась одежда из шкур животных (слайд: картина людей в одежде из шкур животных).

Воспитатель: Какие вы знаете вещи, сделанные из шкур животных?

Дети: шапка из шкурки зайца, шапка из шкурки лисы, шуба из кролика.

Воспитатель: Такая одежда тяжелая, а летом в ней жарко.
Тогда  люди стали задумываться о более удобной одежде. А так как они были очень наблюдательные, то заметили, что растет в поле трава – лен.
 Если ее стебли помять, то из них можно спрясть пряжу, а из пряжи сделать полотно - ткань. Из такой ткани можно было изготовить себе одежду. А еще люди научились получать ткань из другого растения – хлопка. А чтобы ткань не падала, мастерицы стали сшивать с помощью иголок и ниток края ткани и получились вот такие рубахи (слайд: картина людей в одежде из хлопка и льна). Мастерицы все время старались сделать одежду более удобной и красивой. Когда люди научились изготавливать ткань и сшивать её, появилась разная одежда.

Менялись времена, менялась и одежда. Костюмы отличались большой выдумкой, изобретательностью. Банты, кружевные воротники, пышные юбки. Нарядная одежда подчёркивала достоинство человека, его красоту (слайд: современная одежда).

Ребята, вы поняли, как люди придумали и научились шить одежду?

Дети: Да.

Дидактическая игра «Разложи по порядку»

Воспитатель: А сейчас предлагаю поиграть в игру «Разложи по порядку». Я раздам картинки, вы разложите их по порядку: что было раньше, что изобрели потом и т.д.

Воспитатель раздает картинки с изображением одежды из листьев, из шкур животных, из ткани, современная одежда (Дети работают индивидуально за столом).

  1. Динамическая пауза «Одежда» (1 минута)

Вот заходит Мойдодыр, (ходьба на месте)

У меня с ним только мир. (сжимают одну ладонь другой)

Рубашка чистая висит (руки поднять вперёд и опустить вниз)

И майка впереди зашита. (сгибают правую руку в локте и имитируют шитьё)

Он пальцем больше не грозит, (грозят пальцем, повороты головой в стороны)

Что пальто на месте не висит. (руки поднимают вверх и опускают вниз)

Шорты, брюки и халат (загибают по очереди пальцы)

В шкафу на вешалке висят. (поднимают руки и опускают вниз)

Сарафан, костюм, жилет — (поочерёдно загибают пальцы)

Чище в гардеробе нет. (голову поднимают вверх, повороты головы в стороны)

  1. Практическая часть (6 минут)

Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам предлагаю стать модельерами.  Вы будете работать в двух центрах. В первом центре будете рисовать фломастерами узоры на бумажных платьях. С вами будет работать Вита Геннадьевна.

Во втором центре будете делать аппликацию со мной. Перед вами лежат бумажные платья и вырезанные кружочки разного цвета. Мы будем с вами украшать платье. Для этого нам пригодится клей, нужно будет выбрать кружочек и приклеить на платье.

Дети сами выбирают центр.

Гимнастика для глаз  (видео)

  1. Рефлексия (2 минуты)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вот и закончилось наше путешествие в прошлое одежды, и пора нам возвращаться в детский сад. Приглашаю вас в круг, закрываем глаза, а я скажу волшебные слова:

    Вокруг вас я обойду,

    В детский сад я вас верну.

    Один, два, три, четыре, пять

    Можно глазки открывать.

Воспитатель: Скажите мне, куда мы с вами путешествовали? Что нового вы узнали, пока были в путешествии? Из чего раньше делали одежду?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми на тему: "Путешествие в прошлое одежды"

Конспект интегрированного занятия по познавательной и продуктивной деятельности на тему "Путешествие в прошлое одежды" Это занятие можно проводить в рамках темы "Одежда" ,приобщая дошкольников к исток...

Конспект занятие по формированию целостной картины мира в средней группе на тему «Путешествие в прошлое одежды»

Знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека. Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к понятию того, чт...

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе на тему: «Путешествие в прошлое одежды»

Программное содержание занятия:Знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека.Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежд...

Конспект образовательной деятельности по ФЦКМ "«Путешествие в прошлое одежды»

Знакомство детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека....

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной группе на тему «Путешествие в прошлое одежды».

Задачи: Знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека. Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; п...

НОД "Путешествие в прошлое одежды"

Познакомить детей с изготовлением и произхождением одежды, тканей"...

Путешествие в прошлое одежды

Программное содержание занятия:·       Знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека.·       Учит...