Конспект занятия познавательное развитие для детей в группе компенсирующей направленности ОНР (5-6 лет)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Зизикина Людмила Александровна

Тема: «Игрушки»

    Коррекционные – образовательные цели:

Закрепить и обобщить знания детей об игрушках, частях из которых они состоят, их значении в жизни детей. Активизация словаря по теме «Игрушки».

Активизация речевой деятельности детей. Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, вербальной памяти, зрительного восприятия и внимания. Развитие общей, мелкой моторики пальцев рук. Развитие фонематических процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc246 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия познавательное развитие  для детей в группе компенсирующей направленности ОНР (5-6 лет)

Тема: «Игрушки»

    Коррекционные – образовательные цели:

Закрепить и обобщить знания детей об игрушках, частях из которых они состоят, их значении в жизни детей. Активизация словаря по теме «Игрушки».

Активизация речевой деятельности детей. Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, вербальной памяти, зрительного восприятия и внимания. Развитие общей, мелкой моторики пальцев рук. Развитие фонематических процессов.

Коррекционные – воспитательные цели:

Формировать навык взаимодействия. Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к игрушкам. Поддерживать в детях стремление к самостоятельности, инициативности.

Оборудование:

Кубики с картинками - демонстрационные. Картинки для игры «без чего?», конверты с разрезными картинками игрушек, конверты с танграмом, салфетки, цветные карандаши, клей карандаш - по количеству детей.

Мольберт, стол, цветик - семицветик из бумаги.

Предварительная работа:

Чтение учителем - логопедом рассказа В. Катаева «Цветик – семицветик». Заучивание с детьми загадок об игрушках.

Ход занятия

Организационный момент:

Логопед приглашает детей пройти на ковер. Дети становятся в круг.

- Ребята у меня в руках волшебный цветок, а как он называется? (цветик – семицветик)

- Правильно. Этот цветок исполнит все наши желания. Сегодня я приглашаю вас отправиться в чудесный мир….Вы хотите туда попасть? (да)

- Чтобы туда попасть нужно оторвать один лепесток и произнести волшебные слова.

- Вы знаете, какие слова нужно сказать? (да) Как их нужно произнести? (четко, внятно, громко).

Дети произносят хором.

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

(логопед отрывает один лепесток)

- А чтобы узнать, как называется этот чудесный мир, мы должны отгадать слово.

Вы хотите узнать название? (да) Основная часть:

Задание № 1 (Кубики с картинками)

Цель: развитие фонематического слуха.

- Посмотрите внимательно у меня на столе стоят кубики, на них изображены картинки. Чтобы разгадать слово, нужно определить первый звук в названии каждой картинки.

Опрос индивидуально:

- будут отвечать только те ребята, которых я спрошу.

- (первый ребенок) Скажи, пожалуйста, какой первый звук в слове машина? (м)

- (второй ребенок) какой первый звук в слове индеец? (И) и т. д.

картинки: Машина, Индеец, Рыба - (мир)

Иголка, Гриб, Рак, Улитка, Шапка, Ель, Кот - (игрушек)

Дети читают хором, что у них получилось - «Мир игрушек».

- Мы попали в «Мир игрушек». Молодцы!

Задание № 2 (Разрезные картинки игрушек.)

Цель: учить восприятию целостного образа; развивать внимание - (картинки раздаются с учетом индивидуальных особенностей ребенка из 3, 4, 5, 6 частей).

- Игрушки бывают разные. А какие? Мы узнаем, когда вы соберете игрушку из частей. Тихонечко садитесь за столы. Возьмите конверт, достаньте части и соберите каждый свою игрушку.

- Какие у вас получились игрушки? (разные, яркие, красивые)

- Молодцы!

 

Задание № 3 (Штриховка)

Цель: научить детей штриховать в зависимости от направления контура.

Соблюдение границ и размеров. Развивать мелкую моторику.

- Ребята, а вы знаете загадки про игрушки? (да)

- Сейчас мы посмотрим, как вы умеете загадывать и отгадывать загадки.

- Ребята отгадки у вас на листочках, нужно найти отгадку и заштриховать самостоятельно.

- Как мы будем штриховать? (не выходя за контур, аккуратно, соблюдая расстояние).

- Ребята приготовили для вас загадки. Внимательно послушайте их.

Загадки (отгадки дети заштриховывают, три картинки: мишку, мяч и матрёшку).

(первый ребенок)

Толстый он

И косолапый,

У него большие лапы,

Сделаны они из плюша.

Мыть его нельзя под душем. (плюшевый мишка)

(второй ребенок)

Покатился в огород,

Докатился до ворот,

Подкатился под ворота,

Добежал до поворота.

Там попал под колесо,

Лопнул, хлопнул – вот и всё. (мяч)

(третий ребенок)

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (матрешка)

Отгадки детей спрашиваются индивидуально. Что это? Как ты догадался?

- Молодцы!

 

Физ. минутка - «Буратино» проводится (2 раза).

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся, два - нагнулся,

Руки в стороны развел

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключ ему достать,

Надо на носочки встать.

Крепче Буратино стой,

Вот он – ключик золотой.

Задание № 4 Игра «Без чего?»

Цель: Расширение словарного запаса по теме. Совершенствование грамматического строя речи. Образование и использование форм родительного и творительного падежей имен существительных. Развитие зрительного внимания.

Дети подходят к мольберту.

- Ребята игрушки бывают новые и старые. Как нужно обращаться с любимыми игрушками? (их нужно беречь, любить, не ломать)

- Посмотрите у меня здесь картинки старых игрушек. Их нужно починить, чтобы они стали как новые. Вы хотите помочь им? (да)

Картинки игрушек: (Буратино без носа, машина без колеса, стол без ножки, поезд без трубы, заяц без уха, самолет без крыла, медведь без лапы, кукла без руки, коляска без ручки, чайник без носика.)

Дети по очереди берут недостающую часть игрушки и крепят её на мольберт с помощью магнита.)

- молодцы!

 

Задание № 5 (Танграм – лисичка, зайка, волк)

Цель: сложить фигуры разной формы. Развивать оперативное мышление, воображение, творческие способности, познавательный интерес.

Сюрпризный момент:

Стук в дверь. Письмо от игрушек детям.

Логопед читает письмо: «Помогите, помогите из кусков меня сложите»

- Ребята поможем игрушкам? (да)

Работа за столами.

- Давайте поможем собрать фотографию игрушек.

Опрос индивидуально, у кого, какая фотография игрушки получилась.

 

Пальчиковая игра «Игрушки».

На большом диване в ряд, (хлопок в ладоши чередующийся с кулачками)

Куклы Танины сидят (хлопок в ладоши чередующийся с кулачками)

2 медведя, Буратино (загибают по одному пальцу на каждой руке)

И весёлый Чиполлино. (загибают по одному пальцу на каждой руке)

И котёнок, (загибают по одному пальцу на каждой руке)

И слонёнок. (загибают по одному пальцу на каждой руке)

Раз, два, три, четыре, пять - (сжимают и разжимают кулачки)

Помогаем нашей Тане (хлопок в ладоши чередующийся с кулачками)

Мы игрушки сосчитать. (хлопок в ладоши чередующийся с кулачками)

Задание № 6 Творческое.

Цель: развивать мелкую моторику. Поддерживать в детях стремление к самостоятельности, инициативности, индивидуальности.

- Ребята давайте принесем домой для ваших любимых сестричек и братьев для мам и пап подарки из страны игрушек? (давайте)

- Вы хотите подарить подарки? (да)

- У вас на столах лежат игрушки собачки и зайчики. Давайте с помощью салфеток сделаем наши игрушки пушистыми.

Дети выполняют аппликацию.

(отрывают маленькие части от салфетки, скатывают их до состояния маленького комочка и приклеивают на картинку.)

 

Итог:

- Ребята, наше с вами путешествие пора заканчивать.

Дети подходят к логопеду. Учитель - логопед берет цветик – семицветик в руки.

- Посмотрите, на нашем цветике - семицветике осталось ещё много лепестков благодаря которым мы можем попасть не только в мир игрушек, но и в другие чудесные миры и узнать много нового и интересного.

- Вам понравилось в мире игрушек? (да). Мне тоже очень понравилось путешествовать вместе с вами.

Рефлексия детей. (по завершению занятия)

Цель: приобретение детьми наряду со знаниями и умениями, рефлексивной способности, которая позволяет ребенку оценивать результат собственной деятельности, т. е. обеспечивать самовоспитание, самообразование и саморазвитие.

- Давайте вместе попробуем не только рассказать, но и показать своё отношение к путешествию. Те ребята, которые считают, что им всё удалось на занятии – подойдите и возьми картинку с мишкой, который улыбается. Те ребята, которые в чем - то затруднились – подойдите и возьмите картинку с мишкой, который смотрит на вас задумчиво.

Индивидуальный опрос детей, что, кому и почему больше понравилось в путешествии. Кто из ребят, в каком задании испытывал затруднения.

Используемая литература:

Н. В. Нищева – дидактическая игра «Играйка».

Н. В. Нищева –«Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР».

http://allforchildren.ru/pictures/mim.php -картинки.


Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе «Обувь»

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная, продуктивная.

 

Цели: уточнить названия обуви; закрепить понятия: праздничная, повседневная, летняя, зимняя, демисезонная обувь; познакомить детей с названиями материалов, из которых изготавливают обувь; уметь образовывать относительные прилагательные; уточнить, кто шьет обувь.

Планируемые результаты: умеет отгадывать загадки, различает осеннюю, летнюю, зимнюю обувь понимает вопрос «почему», отвечает на него, умеет строить предложения с союзом потому что.

Оборудование: предметные картинки по теме обувь; карточки для каждого с обувью, цветные карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент

- Сядет тот, кто назовет, что у него одето на ногах.

- Как можно все это назвать одним словом? (Обувь.)

2. Отгадывание загадок об обуви.

Всегда шагаем мы вдвоём,

Похожие, как братья.

Мы за обедом - под столом,

А ночью - под кроватью. (Башмаки)

Что же летом на ногах? –

Летом жарко в сапогах!

Чтобы рады были ножки,

Я надену. (Босоножки)

Всюду, всюду мы вдвоем

Неразлучные идем.

Мы гуляем по лугам,

По зеленым берегам;

Вниз по лестнице сбегаем,

Вдоль по улице шагаем.

Но чуть вечер на порог –

Остаемся мы без ног.

А безногим - вот беда, -

Ни туда и ни сюда.

Что ж, - полезем под кровать.

Будем там тихонько спать.

А когда вернутся ноги —

Вновь поскачем по дороге. (Ботинки)

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром – в школу,

Днём – домой. (Валенки)

Если дождик, мы не тужим –

Бойко шлёпаем по лужам.

Станет солнышко сиять –

Нам под вешалкой стоять.

(Резиновые сапоги)

Отгадай загадку - кто мы:

В ясный день сидим мы дома.

Если дождь — у нас работа:

Топать, шлепать по болотам. (Сапоги)

Снег на улице, мороз!

Что одеть мне? Вот вопрос.

Босоножки не годятся,

Будут все вокруг смеяться.

Чтобы не замёрзли ножки,

Надо что одеть… (Сапожки)

Что на ножки надевать,

Чтобы прыгать и скакать?

Чтобы ножки не опухли,

Надевать что нужно? (Туфли)

3. Игра «Что лишнее?»

- Что вы видите на картинках? Перечислите. (Босоножки, ботинки, кроссовки, резиновые сапоги).

- Что же лишнее? (Босоножки). Почему? (В них ходят летом, а в ботинках, кроссовках и резиновых сапогах ходят осенью). А если обратить внимание на материал, из которого сделана обувь, тогда что лишнее? (Лишние сапоги, они резиновые, а остальная обувь сделана из кожи, она кожаная).

4. Дидактическая игра «Из чего?»

- Ребята, обувь изготавливают из различных материалов с давних времён.

Сапоги из резины – резиновые

Туфли из замши – замшевые

Ботинки из кожи – кожаные

Тапки из велюра – велюровые

Сапоги из войлока – войлочные и т. д.

5. Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки».

(Развитие тонкой моторики, координация речи с движением).

Как у нашей кошки Загибают по одному пальчику, начиная

На ногах сапожки. с больших, на обеих руках на

Как у нашей свинки каждое название обуви.

На ногах ботинки.

Как у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький

Надевает валенки.

А сыночек Вовка -

Новые кроссовки.

Вот так. Вот так. Ритмично выполняют хлопки ладонями

Новые кроссовки. и удары кулачками.

Н. Нищева

5. Физкультминутка.

Это тапки для Антошки, по два раза ритмично топают каждой ногой

Чтобы в них не мерзли ножки. четыре ритмичных прыжка на обеих ногах

Топ-топ-топотушки. по два раза ритмично топают каждой ногой

Что за тапки! Как игрушки! сначала левую ногу ставят на носок,

Н. Нищева потом - на пятку, потом - правую.

6. Работа с карточками.

- Рассмотрите карточки. У кого какая обувь нарисована(Ответы детей).

- Раскрасьте обувь.

7. Игра с мячом «Семейка слов».

(Развитие навыков словообразования (образование однокоренных слов).

- Давайте поиграем в уже знакомую игру. Будем подбирать слова, похожие на слово сапоги.

- Как можно назвать маленькие сапоги? (Сапожки).

- Как называют человека, который чинит обувь, сапоги? (Сапожник).

- Как называется крем для обуви, для сапог? (Сапожный).

- Как можно назвать очень большие сапоги? (Сапожищи).

8. Игра с мячом «Назови ласково».

(Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

- Я предлагаю вам поиграть в уже знакомую игру «Назови ласково». Я бросаю вам мяч и называю обувь, вы ловите мяч, называете эту же обувь ласково и возвращаете мяч мне. Ботинки – ботиночки.

Аналогично образуются пары слов: туфли - туфельки, сапоги - сапожки, тапки - тапочки, кроссовки - кроссовочки, валенки - валеночки.

9. Итог занятия

- О чем мы говорили на занятии?

- Какая бывает обувь?


Конспект занятия по развитию лексико-грамматических конструкций в старшей группе для детей с ОНР «Продукты питания. Посуда»

татьяна солдатова 
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических конструкций в старшей группе для детей с ОНР «Продукты питания. Посуда»

ТЕМАПродукты питанияПосуда.

Цель: Обогащение словаря по теме «Продукты питанияПосуда»

Словообразование.

Закрепление использования простого распространённого предло-

жения. Закрепление деления слов на слоги; использование слов,

обозначающих признаки предметов.

Развитие основных функций мышлении (анализа и синтеза) при

отгадывании загадок.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

2. Введение в тему.

Повар готовил обед

И вдруг отключили свет,

Повар леща берёт

И опускает в компот.

Бросает в котёл поленья,

В печку кладёт варенье,

Мешает суп кочерыжкой,

Угли берёт поварёшкой

Сахар сыплет в бульон,

И очень доволен он.

То-то был винегрет,

Когда починили свет.

3. Основная часть.

Логопед: - Надеемся, что у нас получится более удачный обед…

- А в чём мы его приготовим? (ответы детей)

- Как называется одним словом? (посуда)

Посуда бывает кухонная (чайник, кастрюля)

- А ещё какая бывает? (столоавя, чайная)

- А теперь загадки! (слова-отгадки дети делят на слоги)

*** Ах, какие мы чистюли,

Две железные ….

*** Из горячего колодца

Через нос водица льётся.

В брюхе баня, в носу решето,

На голове пуговка,

Одна рука, да и та на спине.

*** Сверху дыра, снизу дыра,

А в середине огонь да вода.

*** На ней тереть мы можем всё:

Морковку, свёклу, сыр…

И только звук стоит такой:

«Тыр-тыр-тыр-тыр-тыр-тыр»

*** Новая посудина, а вся в дырках.

*** Чтобы тесто раскатать,

Надо с полочки достать

Гладкую палочку,

Что зовётся ….

*** Мясом ей набили рот,

А она жуёт…

Жуёт, жуёт и не глотает-

А в тарелку отправляет.

Игра«Большой-маленький»

Чашка-…чашечка

Блюдце-…

Ложка-…

Тарелка-…

Вилка-…

Нож-…

Кастрюля-… и т. п.

И снова загадки!

*** Рыба в море, а хвост на заборе.

(подбор слов-признаков)

*** Суп сами не едим, а людей кормим.

*** Всем режет, себе не оставляет.

*** Держите крепче - разобьюсь,

Боюсь, боюсь, боюсь, боюсь!

Я хрупкая бедняжка-

Фарфоровая….

Загадки-шутки:

1. Из какой посуды нельзя ничего поесть? (из пустой)

2. Что не пролезет в самую большую кастрюлю в мире? (её собственная крышка)

Игра«Один- много»

Сковорода, тёрка, мясорубка, ступка, половник, скалка, сито, дуршлаг, миска, тарелка, салатник, супница, соусник, маслёнка, селёдочница, вилка, нож, ложка, чашка, кофейник, сахарница.

- У нас на кухне много приборов. Для чего они нам нужны?

Мясорубка – рубит мясо

Овощечистка.

Картофелерезка.

Картофелечистка.

Овощерезка-…

Сырорезка.

Хлеборезка.

Яйцерезка.

Кофемолка-…

Кофеварка-…

Ножеточка-…

Соковарка-…

Соковыжималка-…

Соковарка.

Посудомойка-…

Специальная посуда

Для супа-…супница

Для масла-

Для соли-

Для сахара-

Для хлеба-

Для сухарей-

Для молока-

Для сливок-

Для соуса-

Для кофе-

Для чая-

- Ну, что же в посуде мы разобрались. Теперь можем начинать готовить.

- А теперь вы мне расскажите, что вы любите из еды?

- Я люблю куриный суп. И т. п.

- А сейчас у на загадки о продуктах :

*** Белый, а не снег,

Любят его все.

В рот попал-

Там и попал.

*** Загадку отгадать легко:

Даёт корова (молоко)

Из молока, всем ясно,

Мы получаем ….

*** Жёлтый, а не масло,

С дырочками, а не новый.

На бутерброд залезть готовый.

*** В одном бочонке

Белое и жёлтое

Болтаются, болтаются-

Никак не смешаются.

*** Без чего бульон не сваришь?

По моему всем ясно.

Гляди ведь это …

*** Уху сварить должны мы

Из самой свежей…

*** Сидят на ложке свесив вниз ножки.

*** Всем детям рост обеспечивает любимая каша …

___

Нет конца у строчки,

Где стоят три точки.

Кто придумает конец,

Тот и будет молодец.

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе …

Купил муку, купил творог,

Испёк рассыпчатый …

Пирог, ножи и вилки тут_

Но что-то гости…

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек …

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту …

Когда же гости подошли, то даже крошки …

_ Как нужно принимать гостей? (Ответы детей)

- Я думаю вы сегодня многое узнали о посуде и продуктах питания. Эти знания вам обязательно пригодятся при приёме гостей.

Занятие окончено!


Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР «День матери»

Наталья Сюй 
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР «День матери»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР «День матери».

Наталья Сюй

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР «День матери».

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНРТемаДень матери». Составила учитель-логопед МДОУ №105 Сюй Н. В.

Тема«День матери»

Цель: развитие лексико-грамматических категорий.

Задачи:

-Образование и практическое употребление относительных прилагательных (по теме «Продукты питания»«Посуда»);

-Составление предложений по сюжетным картинкам;

-Расширение и активизация словаря;

-Развитие зрительно-моторных координаций (игровое упражнение «Помощники»);

-Развивать логическое мышление, умение классифицировать посуду по ее назначению;

-Воспитывать любовь, уважение и внимательное отношение к маме, желание ей помочь.

Оборудование: фотографии мам, сюжетные картинки, раздаточный материал для игры «Помощница» (карточки, простой карандаш по количеству детей.

Ход НОД:

I. Организационный момент. Дети стоят в кругу. Логопед с детьми проговаривают слова, сопровождая движениями по тексту.

Я улыбаюсь, я живу,

Я всех вокруг себя люблю.

Давайте за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

II. Вводная часть. На доске фотографии мам. Логопед читает стихотворение «Мама» И. Мазник.

На свете добрых слов живет не мало,

Но всех добрее и важней одно.

Из двух слогов простое слово«Мама».

И нету слов нужнее, чем оно.

Л: -Ребята, вы догадались о ком мы сегодня будем говорить? (Да, о маме)

III. Основная часть

От чистого сердца

Простыми словами

Сегодня рассказ поведём мы о маме.

-Мама – самый дорогой человек на свете! Мама делает всё для того, чтобы её дети были счастливы. К ней мы идём со своими радостями и бедами. Она всегда всё поймёт, утешит. Как хорошо, что есть праздник, посвящённый маме - День Матери! В этот день мы поздравляем наших мам.

-Дети, а вы любите своих мам? (Да).

-Посмотрите на фотографию своей мамы и подарите ей ласковые слова. Начинать вы будете со слов «Моя мама….»

Игровое упражнение «Ласковые слова». Дети говорят полным предложением. Например«Моя мама красивая»«Моя мама добрая» (нежная, умная, ненаглядная, ласковая, прекрасная, трудолюбивая, чудесная, милая и т. д.).

-Молодцы, много ласковых слов сказали своей маме.

Внести сюжетные картинки с изображением различных действий (девочка подметает пол, мальчик моет посуду, девочка протирает пыль, девочка убирает игрушки, мальчик накрывает на стол).

-Ребята, посмотрите на картинку и скажите, что делают дети? Добиваться полных ответов (например: Мальчик моет посуду).

-Молодцы. Вы назвали разные действия девочки и мальчика.

-Может дети на картинках кому-то помогают? (Да).

-А кому? (Маме).

-А как вы дома помогаете маме? (Ответы детей должны быть полными).

-Давайте сейчас покажем, как можно маме помочь с домашними делами.

Физкультминутка «Маму я люблю»

Маму я свою люблю, Сжать руки на груди

Я всегда ей помогу: Сжимать и разжимать кулачки

Я стираю, Тереть кулачок о кулачок

Полоскаю, Пальцы сжаты в кулак, двигать кистями рук

из стороны в сторону

Воду с ручек отряхаю. Трясти кистями рук

Пол я чисто подмету Воображая в руке веник подметать пол

И дрова ей наколю. Воображая в руке топор, рубить дрова

Маме надо отдыхать, Ладошки обеих рук положить под щёку

Маме хочется поспать. Голова слегка наклонена в сторону

Я на цыпочках хожу, «Ходить» указательным и средним пальцем

правой руки по левой руке

И ни разу, Показать правой рукой отрицание

И ни разу

Не словечка не скажу На последнем слове поднести

указательный палец правой руки к губам

-Ребята, представьте, мама пришла с работы уставшая. Давайте ей поможем приготовить обед.

Суп из гороха – гороховый суп;

Суп из рыбы - …. (рыбный суп);

Суп из вермишели -….(вермишелевый суп);

Каша из риса - ….(рисовая каша);

Каша из гречки -…. (гречневая каша);

Компот из яблок -….(яблочный компот….

-Молодцы! Помогли маме приготовить обед.

-А что нужно сделать с грязной посудой? (Посуду надо помыть, вытереть полотенцем и расставить на место)

Игровое упражнение «Помощница». Логопед раздает каждому ребенку карточку, на которой нужно определить чайную, кухонную и столовую посуду и провести линию к нужному предмету.

Подвести итог работы с карточкой: как дети расставили посуду. Например, на поднос – чайную, на стол – столовую, на плиту – кухонную (Ответы детей).

-Ребята, молодцы! А что вы можете пожелать своей маме в этот праздничный день? Что вы ей скажите?

Игровое упражнение «Поздравления для мамы» (Дети говорят ласковые слова-поздравления).

Я скажу маме, что очень люблю её.

Я скажу маме, что она умная.

Я пожелаю маме счастья.

Я пожелаю мамочке здоровья…

IY. Итог

-Ребята, о ком мы сегодня говорили на занятии?

-Вы все сегодня молодцы!


План-конспект. Лексическая тема: «Посуда» для детей с ОНР Старшая группа

Буланова Светлана Андреевна 
План-конспект. Лексическая тема: «Посуда» для детей с ОНР Старшая группа

Детистарший возраст, ОНР.

Дата проведения:

Цель: формировать у детей представление и знания о посуде, её назначении, закреплять названия предметов посуды; накапливать словарь по теме;

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение образовывать существительные с суффиксами -ниц-,

-онк- с опорой на игру «Где живут продукты»;

- упражнять в подборе слов-антонимов с опорой на игру «Скажи наоборот»;

- формировать умение правильно употреблять глаголы жарить, варить, печь, кипятить, тушить, различать их лексическое значение с опорой на игру «Повар»;

Коррекционно-развивающие:

- развивать физиологическое дыхание; моторику артикуляционного аппарата, мелкую моторику рук;

- развивать память, зрительное внимание, мышление с опорой на дидактические игры;

Воспитательные:

- воспитывать бережное и аккуратное отношение к посуде с опорой на игру «Разложи посуду»;

- воспитывать последовательность и целеустремленность при выполнении заданий через слово педагога.

Оборудование: демонстрационный материал – картинки с изображением предметов посуды; картинки-нелепицы; презентация для проведения артикуляционной гимнастики.

Ход занятия

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение? Покажите ваше настроение. (детям раздаются смайлики с различным настроением, они выбирают смайлик, соответствующий их настроению и показывают своё настроение мимикой.

2. Дыхательная гимнастика

- Но чай горячий. Давайте его остудим (вдох через носик, а выдох через рот, губы вытянув вперед).

II. Основной этап

1. Дидактическая игра «Для чего нужна посуда» (накопление словаря по теме, формирование понятия посуда)

- Сегодня к нам в гости пришёл Поваренок. Ему почтальон принёс много писем, давайте их прочитаем.

- Открывайте конверты и читайте письмо (в конвертах лежат картинки с изображением предметов посуды. Дети по очереди открывают конверты)

- Что лежит в ваших конвертах?

1. Нож, вилка, ложка

- Для чего нужна вилка? (вилкой едят макароны, рыбу, картошку)

- Для чего нужна ложка? (ложкой едят суп, кашу)

- Для чего нужен нож? (ножом режут хлеб)

Нож, вилка, ложка – столовые приборы.

2. Тарелка (мелкая, глубокая)

- Для чего нужна тарелка? (Из глубокой тарелки едят суп. Из мелкой тарелки едят второе – кашу.)

2. Стакан

- Для чего нужен стакан? (из стакана пьют воду, молоко, компот)

4. Супница, салатница.

- Для чего нужна супница? (В супницу наливают суп, а потом из супницы в тарелки разливают суп)

- Для чего нужна салатница? (В салатницу кладут салат)

5. Солонка, перечница.

- Для чего нужна солонка? (чтобы солить еду)

- Для чего нужна перечница? (чтобы перчить еду)

Тарелка, стакан, супница, салатница, солонка, перечница – столовая посудапосуда из которой кушают, которую ставят на стол.

6. Кастрюля, сковорода.

- Для чего нужна кастрюля? (в кастрюле варят суп, кашу, компот)

- Для чего нужна сковорода? (в сковороде жарят котлеты, картошку, рыбу)

7. Чайник, половник?

- Для чего нужен чайник? (в чайнике кипятят воду)

- Для чего нужен половник? (наливать суп, компот)

Кастрюля, сковорода, чайник, половник – кухонная посуда, в которой готовят еду, жарят, варят, кипятят.

2. Дидактическая игра «Где живут продукты» (образование существительных с суффиксами –ниц-, -онк-)

- Ребята, Поворенак не знает, где живут продукты. Давайте ему поможем.

Где живет суп? Суп «живет» в … супнице.

Соль … в солонке.

Перец … в перечнице.

Чай … в чайнике.

Салат … в салатнице.

3. Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять. Загибают пальчики по одному к ладони

Будем маме помогать. Прыгают.

Быстро чашки мы помыли, Трут ладошки.

Про тарелки не забыли. Трут ладошки.

Всю посуду мы убрали. Поднимают руки вверх и потягиваются.

Очень сильно мы устали. Устало опускают руки вниз.

4. Упражнение «Части посуды»

- Ребята, Поваренок просит, чтобы мы ему помогли разобраться из чего же состоит посуда.

- Посмотрите внимательно на чайник. Что есть у чайника? (ручка, донышко, носик, крышка). Покажи, где крышка, где носик, где донышко, где ручка?

5. Дидактическая игра «Скажи наоборот» (подбор слов-антонимов)

- Поваренок хочет с нами поиграть в одну игру «Скажи нооборот». Я вам буду называть слово, а вы будете называть его наоборот.

Мелкая тарелка – глубокая тарелка

Тяжелая кастрюля – лёгкая кастрюля

Горячий чайник – холодный чайник

Чистый стакан – грязный стакан

Новый кофейник – старый кофейник

Острый нож – тупой нож

Мокрая ложка – сухая ложка

6. Дидактическая игра «Повар» (употребление глаголов жарить, варить, печь, кипятить, тушить, различение их лексических значений)

- Ребята, Поваренок говорит, что суп варят в сковороде. Это правильно? В чем варят суп? (Суп варят в кастрюле).

- Поваренок говорит, что котлеты жарят в кастрюле. Это правильно? В чем жарят котлеты? (Котлеты жарят в сковороде)

- Поваренок говорит, что суп едят вилкой. Это правильно? Чем едят суп? (суп едят ложкой).

- Поваренок говорит, что рыбу едят ножом. Это правильно? Чем едят рыбу? (рыбу едят вилкой

- Поваренок говорит, что хлеб режут ложкой. Это правильно? Чем режут хлеб? (хлеб режут ножом)

- Поваренок говорит, что молоко пьют из тарелки. Это правильно? Из чего пьют молоко? (молоко пьют из стакана)

7. Дидактическая игра «Разложи посуду по полкам» (развитие мелкой моторики, внимания)

- Поваренок просит нас помочь разложить посуду по полочкам. Поможем ему?

- на верхнюю полку столовые приборы; (соединить линиями)

- на вторую полку – столовую посуду;

- на нижнюю полку – кухонную посуду.

III. Заключительный момент, подведение итогов занятия

- Молодцы, ребята, Поваренок говорит вам спасибо за помощь. И дарит всем подарок.

- Но сначала, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили? Как называется посуда, из которой кушают? Как называют посуду, в которой готовят кушать? С помощью чего кушают?

- Молодцы, ребята. Вы сегодня очень хорошо поработали и получаете от Поваренка за работу солнышки и фишки (выставление солнышек и фишек на доске успеха).


Комплексно-тематический план «Зимовье зверей» (старший дошкольный возраст)

Татьяна Каратаева 
Комплексно-тематический план «Зимовье зверей» (старший дошкольный возраст)

Комплексно-тематический план. Тема «Зимовье зверей».

Старший дошкольный возраст с 12 по 16 декабря.

Цель: Расширение представления о диких и домашних животных, их повадках.

Задачи:

— Расширять представления о домашних и диких животных, их повадках.

— Знакомить с особенностями их поведения в зимнее время года

— Устанавливать взаимосвязь с живой и неживой природой.

— Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных.

— Воспитывать бережное отношение к животному миру.

Итоговое мероприятие – Инсценировка сказки «Три поросенка».

Вводно-мотивационный этап. Ребята! Мне пришла посылка, от маленького почемучки, в ней лежала книжка. Как вы думаете, о чем она? Рассматривают книгу, догадались, о чем мы будем разговаривать на этой недели? Что мы знаем о животных? Какие бывают животные?.

Понедельник

12 декабря 1. Познавательно-исследовательская деятельность. ФЦКМ.

Тема«В мире животных».

Цель: Закрепление представления детей о диких и домашних животных.

Задачи: - Закреплять представления детей о диких и домашних животных.

- учить детей отгадывать описательные загадки про животных.

- развивать логическое мышление через отгадывание загадок.

-воспитывать бережное отношение к животным.

2. Художественная деятельность (лепка)Тема«Собака»

Цель: развитие творческих способностей у детей.

Задачи: -Воспитывать у детей ответственное отношение к домашним животным (кошкам и собакам).

-Закрепить способ лепки из цилиндра (валика, согнутого дугой и надрезанного с двух

-Учить анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине и пропорциям.

-Развивать глазомер, синхронизировать работу обеих рук.

- Сравнивать строение фигуры собачки: овальное туловище, передние и задние лапы, овальная голова с оттянутой мордочкой и висячими или торчащими ушами.

3. Художественная деятельность. Музыка. По плану руководителя.

Утренний сбор. Введение детей в тему недели «дикие и домашние животные». Совместное планирование проживания темы.

Трудовая деятельность. Поручения в уголке природы. Уход за комнатными растениями (индивидуальная работа).

Пальчиковая зарядка «Буренушка».

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Артикуляционная гимнастика.

«Варенье»«Лошадка».

Цель: развитие мышц речевого аппарата.

Утренняя гимнастика.

«Мы активные ребята».

Цель: Способствовать укреплению здоровья детей, создать радостный эмоциональный подъём, «разбудить» организм ребёнка.

Прогулка1

Наблюдение за небом.

Цель: развивать наблюдательность, разговорную речь.

Индивидуальная работа: Метание снежка вдаль.

Цель: закреплять навыки метания снежка вдаль правой и левой рукой. Матвей Р. Даниил Ш. Матвей А.

Двигательная деятельность: русская народная игра «Снежная баба».

Цель: развивать быстроту бега.

Трудовая деятельность.

Уборка снега с дорожек.

Вторая половина дня.

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам с целью профилактики плоскостопия.

Чтение художественной литературы. К. Ушинский «Слепая лошадь». Беседа по прочитанному.

Образные упражнения «Кто я, угадай».

Цель: учить детей при помощи пантомимы передавать характерные для домашних и диких животных движения, имитировать издаваемые ими звуки.

Прогулка 2.

Наблюдение за вечерним небом.

Подвижные игры

«Дружные пары»«Разойдись — не упади».

Цель: учить при ходьбе, соблюдать непринужденность движений и хорошую осанку.

Внесение и рассматривание иллюстрации предметов дикие и домашние животные. Трафареты по теме.

Подборка научно-популярной литературы. «Почемучка»

Ситуация «Выбор деятельности»

Игры и деятельность по инициативе детей в центрах активности.

Выносной материал для подвижных игр с элементами спорта.

Сюжетно- ролевая игра «Ветеринарная больница».

Приготовить атрибуты к игре.

Игры и самостоятельная деятельность по инициативе детей в центрах активности

Оформление папки-передвижки с наглядной информацией для родителей «Дикие и домашние животные».

Вторник

13 декабря

1. Речевая деятельность.

Тема«Как зимуют звери

Цель: Уточнение и систематизирование знания детей о жизни диких и домашних животных в зимний период. Задачи: -Обогащать представления детей о диких и домашних животных.

-Закреплять умение детей выделять характерные признаки представителей диких и домашних животных;

-Закреплять умение детей составлять рассказы по серии картинок.

-Совершенствовать грамматический строй речи (употреблять существительные в косвенных падежах и существительные с суффиксами -онок, -енок, образовывать притяжательные и сложные прилагательные);

-Развивать речевую активность, связную речь, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.

-Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным.

-Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.

2. Художественная деятельность. Рисование. По плану руководителя.

3. Художественная деятельность. Музыка. По плану руководителя.

Утренний сбор. Ситуативная беседа «Почему собака высовывает язык».

Цель: Развитие представление у детей о собаках.

Трудовая деятельность. Дежурство по столовой.

Цель: формировать умение договариваться, распределять обязанности.

Пальчиковая зарядка «Буренушка».

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Артикуляционная гимнастика.

«Орешек»«Заборчик».

Цель: развитие мышц речевого аппарата.

Утренняя гимнастика.

«Мы активные ребята».

Цель: Способствовать укреплению здоровья детей, создать радостный эмоциональный подъём, «разбудить» организм ребёнка.

Прогулка 1

Наблюдение за снегом.

Цель: закреплять представления о снеге как особом состоянии воды.

Опыт «Определение чистоты воды».

Цель: учить определять чистоту снега.

Подвижные игры

«Снежная баба»«Затейники».

Цель:

- учить соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко;

- упражняться в беге.

Индивидуальная работа.

«Осьминог».

Цель: -упражнять в прыжках;

воспитывать уверенность в своих силах.

Вторая половина дня.

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам с целью профилактики плоскостопия.

Кружковая работа.

Подвижное упражнение «Маленький кролик».

Цель: Развитие подражательности, общих речевых навыков

Прогулка 2

Наблюдение за ветром, движением воздуха.

П/и «Кот и мыши»«Бабка- Ежка» Раскраски на тему дикие и домашние животные.

Д/И «Мама, папа, я»«найди парочку». Карточки по теме.

Игры и самостоятельная деятельность по инициативе детей в центрах активности

Игры с выносным материалом. Самостоятельные игры детей

Сюжетно- ролевые игры «доктор Айболит».

Настольные игры «Что лишнее», игры на развитие логического мышления.

Самостоятельная деятельность в центрах активности.

Подготовка презентации «Домашние любимцы»

Цель: предложить родителям вместе с детьми подготовить компьютерные презентации или рассказы и рисунки о домашних животных.

Предложить родителям вечером с детьми накрыть стол для вечернего чаепития. Рассмотреть чайную посуду.

Среда.

14 декабря 1. Художественная деятельность. Ритмика. По плану руководителя.

2. Художественная деятельность. Рисование. По плану руководителя.

3. Познавательная деятельность. Конструирование. Тема«домашний питомец».

Цель: развитие творческих способностей у детей.

Задачи: - совершенствовать умение детей работать с бумагой: сгибать лист пополам, научить сгибать вчетверо, в разных направлениях (по диагонали квадрата, прямоугольника, по средней линии треугольника, хорошо заглаживать сгибы;

-Воспитывать у детей умение аккуратно выполнять все операции, проявлять старание при исполнении работ.

-Учить рассказывать об этапах работы, этим помогая своим товарищам, помогать по мере необходимости во время работы. Утренний сбор. Ситуативная беседа «почему у кошки в темноте светятся глаза?».

Цель: расширить представление детей о кошках.

Трудовая деятельность. Дежурство по столовой.

Цель: формировать умение договариваться, распределять обязанности.

Пальчиковая зарядка «Буренушка».

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Артикуляционная гимнастика.

«Орешек»«Заборчик».

Цель: развитие мышц речевого аппарата.

Утренняя гимнастика.

«Мы активные ребята».

Цель: Способствовать укреплению здоровья детей, создать радостный эмоциональный подъём, «разбудить» организм ребёнка.

Прогулка 1

Рассматривание деревьев.

Цель: учить замечать изменения, которые происходят с деревьями зимой.

Загадывание загадок.

Цель: развивать логическое мышление, через разгадывание загадок.

Двигательная деятельность.

-П. /И «Зайцы и волк".

Цель: Развивать двигательную активность детей, играть, соблюдая правила игры.

Вторая половина дня.

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам с целью профилактики плоскостопия.

Чтение художественной литературы.

Русская народная сказка «Три медведя.

Прогулка 2

- Наблюдение за погодой.

Цель: Расширять знания детей о сезонных изменениях в природе.

-П/И "Воробушки и кот".

Цель: Закреплять умение спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга.

Иллюстраций про Домашних и диких животных и их детенышей.

Подбор художественной литературы про Домашних и диких животных и их детенышей.

Подбор Дидактических (настольных игр) по теме дня.

Вынести на участок совочки, мячи, формочки, лопатки, для самостоятельной игровой деятельности детей.

С/р. игра «Кошка»

Цель: развитие способности принять на себя роль животного.

Игры и самостоятельная деятельность по инициативе детей в центрах активности.

Вынести на участок совочки, мячи, формочки, лопатки для самостоятельной игровой деятельности детей.

Предложить родителям поговорить с ребенком о том, какая беда может произойти, если быть неосторожным на улице при встречи с собакой.

Четверг

15 декабря 1. Художественная деятельность. Музыка. По плану руководителя.

2. Речевая деятельность (Обучение грамоте). Тема «Братья наши меньшие».

Цель: обобщение и систематизация представлений об окружающем мире диких и домашних животных их повадках; детенышах; месте жительства.

-расширить актуализация словаря по теме «Дикие и домашние животные».

-развивать умение называть слова с заданным звуком.

-воспитывать умение слушать друг друга.

3. Физическая деятельность. По плану руководителя. Утренний сбор. Ситуативная беседа «Почему волк воет»

Цель: расширить представление детей о повадках волка.

Трудовая деятельность. Дежурство по столовой.

Цель: формировать умение договариваться, распределять обязанности.

Пальчиковая зарядка «Буренушка».

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Артикуляционная гимнастика.

«Дудочка»«Хоботок».

Цель: развитие мышц речевого аппарата.

Утренняя гимнастика.

«Мы активные ребята».

Цель: Способствовать укреплению здоровья детей, создать радостный эмоциональный подъём, «разбудить» организм ребёнка.

Прогулка 1

Наблюдение за повадками зимующих птиц у кормушек.

Цель: учить наблюдать за повадками птиц.

Трудовое поручение.

Покорми птиц.

Цель: воспитывать заботу о братьях наших меньших.

Двигательная деятельность.

Зимняя забава «Снайперы»

Цель: развивать меткость, ловкость.

«Платочек с узелком».

Цель: развивать скорость движения, ловкость.

Вторая половина дня.

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам с целью профилактики плоскостопия.

Д/и «Чей малыш?»

Цель: учить детей узнавать и называть детенышей домашних и диких животных. Обогащать словарный запас.

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.

«Мое любимое животное».

Прогулка 2

Наблюдения за деревьями и кустарниками.

Цель: уточнять знания о расположении веток разных деревьев.

Двигательная деятельность.

«Волк и ягнята»«Снежная баба».

Иллюстраций про Домашних и диких животных и их детенышей.

Подбор художественной литературы про Домашних и диких животных и их детенышей.

Подбор Дидактических (настольных игр) по теме дня.

Игры и самостоятельная деятельность по инициативе детей в центрах активности.

Игры и двигательная деятельность по инициативе детей с выносным материалом.

Кукольный спектакль «Репка»

Игры по инициативе детей в центрах активности.

Игры и двигательная деятельность по инициативе детей с выносным материалом.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.

Пятница

16 декабря 1. Позновательная деятельность РЭМП.

Тема«Животные».

Цель: закрепление умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.

Задачи:

Закрепить порядковый счёт в пределах 10.

-совершенствовать умение отвечать на вопрос«Какой?» (третий, и т. д.).

-Способствовать закреплению умения обозначать словами положение предметов по отношению к себе;

-упражнять в нахождении и накладывании геометрических фигур на образец, создавая определённый рисунок;

-развивать внимание, память, логическое мышление.

-воспитывать умение находить правильный ответ.

Воспитательные: Воспитывать интерес к домашним животным и их детенышам; воспитывать взаимопомощь.

2. Физическая деятельность. По плану руководителя. Утренний сбор. Ситуативная беседа «Почему медведь зимой спит».

Пальчиковая зарядка «Буренушка».

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Артикуляционная гимнастика.

«Лошадка»«Шарик».

Цель: развитие мышц речевого аппарата.

Трудовая деятельность. Дежурство в уголке природы.

Цель: способствовать совершенствованию трудовых навыков.

Утренняя гимнастика.

«Мы активные ребята».

Цель: Способствовать укреплению здоровья детей, создать радостный эмоциональный подъём, «разбудить» организм ребёнка.

Прогулка1

Наблюдение за собакой.

Цели: учить наблюдать за животными их повадками.

Опыт «Прозрачность льда».

Цель: познакомить со свойствами льда.

Трудовая деятельность.

Поможем дворнику убрать снег.

Цель: учить детей помогать взрослым.

Д/И. «Скажи по - другому».

Цель: учить подбирать синонимы.

Двигательная деятельность.

«Мороз — красный нос»«Мы — веселые ребята».

Цели: учить четко, говорить текст в игре; соблюдать правила игры.

Вторая половина дня

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам с целью профилактики плоскостопия.

Итоговое мероприятие.

Инсценировка сказки «Три поросенка».

Прогулка 2.

Наблюдение за сумерками.

Двигательная деятельность.

«Снежная баба»«Липкие пеньки».

Иллюстраций про Домашних и диких животных и их детенышей.

Подбор художественной литературы про Домашних и диких животных и их детенышей.

Подбор Дидактических (настольных игр) по теме дня.

Игры и самостоятельная деятельность по инициативе детей в центрах активности.

Игры и двигательная деятельность по инициативе детей с выносным материалом.

С/Р/И. «Зоопарк». Подбор атрибутов к игре.

Свободная деятельность детей в центрах активности. Играем с настольно – печатными играми«Пазлы»«Мозаика»«Кубики»«Сложи узор»

С. Р. И. по желанию детей.

Тетушка Неделя». Конспект занятия c включением аппликации по теме «Дни недели» (старший дошкольный возраст)

Ольга Субботина 
«Тетушка Неделя». Конспект занятия c включением аппликации по теме «Дни недели» (старший дошкольный возраст)

Задачи: продолжать знакомить детей с временным отрезком – неделей. Упражнять в количественном и порядковом счете, закреплять умение соотносить цифру и число, развивать детское творчество, эстетический вкус, упражнять в нахождении своего места в ряду детей, формировать потребность в двигательной активности.

Материалы и оборудование: персонаж-кукла, модели дней недели, числовые фигуры в виде мешочков, набор числовых фигур и комплект цифр, карточки для д/упражнения: «Поможем Золушке», заранее подготовленные листы для аппликации, салфетки желтого и красного цвета, клеевой карандаш.

Предварительная работа: рассматривание разных календарей, чтение сказок, загадывание загадок, беседа о наших занятиях в разные дни недели, сравнение чисел и цифр, рисование птичек на кормушке, карандаш.

Тетушка Неделя

Содержание занятия:

Дети сидят на ковре.

Воспитатель вносит куклу и говорит: К нам пришла тетушка Неделя и принесла нам загадку:

Братьев ровно семь

Они известны всем

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом

Попрощается последний,

Появляется передний.

Правильно, - это дни недели. Вот они (воспитатель открывает мольберт) братцы дни. Посчитаем их. Ребенок считает – всего 7 дней.

Ребята, дни недели очень любят порядок и приходят к нам друг за другом. Посчитаем их по порядку, чтобы узнать, на котором по счету месте стоит каждый из дней. Ребенок считает: «Первый – понедельник, второй – вторник, и т. д.

Тетушка Неделя очень любит своих племянников, и она просила передать им в подарок мешочки для коньков. На каждом мешочке метка, чтобы не перепутать, какой мешочек, какому дню предназначен. Но я не догадалась, как надо раздать мешочки. Помогите мне пожалуйста. Дети рассматривают числовые фигуры в виде мешочков, высказывают свои предположения, затем выкладывают фигуры под каждый день недели.

Молодцы, догадались правильно потому, что уже знаете цифры и числа.

Дети, я предлагаю показать тетушке неделе, как мы знаем числа и цифры. Давайте поиграем в «Золотые ворота». Не забудьте внимательно пересчитать кружки, запомнить свое число и составить пару с цифрой. Под музыку дети двигаются, с окончанием музыки составляют пары: (число и соответствующая цифра) и берутся за руки.

Золотые ворота пропускают не всегда:

Первый раз прощается

Второй раз запрещается,

А на третий раз пропускаем вас.

Дети, подходя к воротам, произносят: «У меня число три. У меня цифра три.»

Затем можно поменяться карточками и поиграть еще раз.

Садитесь на ковер. Сколько дней мы отдыхаем дома? Назовите эти дни. В какие дни вы приходите в детский сад? Сколько дней мы ходим в садик? Сколько всего дней в неделе?

Верно, 7. 7 – это необычное число. 7 цветов у радуги, 7 нот в музыке. Это число встречается в сказках. Вспомним в каких?

«Волк и семеро козлят»,

«Белоснежка и семь гномов»,

«Цветик-семицветик»,

«Семь Симеонов»,

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Ребята, у тетушки Недели в одной волшебной сказке есть своя любимица. Сейчас я ее опишу, а вы догадайтесь, кто это?

Она очень трудолюбивая и добрая, обо всех заботится, любит зверей и птиц, но особенно ей приходится угождать своей мачехе и сестрам. У нее есть мечта – побывать на балу. В большом доме она одна топит все камины, и иногда ее лицо бывает перепачкано в золе. Верно, это Золушка. У нее опять много работы. Поможем ей. Садитесь за столы и послушайте, что нужно сделать для Золушки. Дети выполняют задания на карточках.

Вышить снежинку на 2 и 5 варежках.

Прорастить 3 и 7 зернышко.

Перебрать крупу в 4 и 6 кучках.

Молодцы, ребята! Давайте поиграем в игру «Живая неделя». Провожу игру.

Под музыку дети двигаются, с окончанием музыки встают в шеренгу друг за другом.

Задания детям:

Понедельники хлопнут в ладоши.

Вторники повернутся вправо.

Средам потопать ногами.

Четвергам назвать, на котором по счету месте они стоят и т. д.

Ребята, пока мы с вами играли, на золушкин лес налетела буря. Она оборвала все ягодки с веток, и унесла зернышки с птичьих кормушек. Одна Золушка не справится и птичкам будет плохо. Поможем Золушке? Дети берут свои листы с рисунком, и с помощью аппликации наклеивают зернышки и ягодки. Все детали делают из салфеток. (обрывают и скатывают в комочки).

Итог: что мы делали на занятии, кому помогли, что особенно понравилось

Конспект занятия

для детей старшего дошкольного возраста.

 Тема : «Транспорт, профессии на транспорте».

  ЦЕЛЬ:

  • Уточнить и активизировать словарь по темам: «Транспорт, профессии на транспорте»

 Задачи:

  • Коррекционно – образовательные: Закрепить знания детей о транспорте и профессиях связанных с транспортом, закрепить умение детей отвечать на вопрос полным ответом, согласовывая все части речи в предложении.
  • Коррекционно–развивающие: Совершенствовать грамматический строй речи: образование и использование в речи форм ед. ч. и мн. ч. существительных, согласование числительных с существительными;
  • Учить детей описывать транспорт с помощью  мнемотаблицы.
  • Развивать связную речь, речевой слух, зрительное внимание и восприятие, мышление, мелкую моторику пальцев рук и координацию речи с движением.

 Коррекционно–воспитательные: Воспитывать самостоятельность,       инициативность, доброжелательность.

  Предварительная работа:

     Чтение стихотворений и загадок о транспорте,

      просмотр презентации «Разные виды      транспорта»,

      заучивание игр с пальчиками.

  Оборудование:

      Магнитная доска, демонстрационные и

      предметные картинки по теме «Транспорт»«Профессии на транспорте»,

      мяч.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сядет тот, кому я скажу, пожалуйста.

Воспитатель: На чем можно отправиться в путешествие?

(дети перечисляют разные виды транспорта и выставляют их на наборном полотне)

- Как, одним словом можно назвать эти предметы? (транспорт).

- Что плывет? Лодка, катер, яхта, парусник, корабль.

- Что едет? Автобус, велосипед, машина, грузовик, поезд, мотоцикл.

- Что летает? Ракета, самолет, вертолет, аэроплан, дирижабль.

- Транспорт, который движется по воде, как называется? (Водный транспорт).

  • Транспорт, который движется по воздуху, как называется? (Воздушный транспорт)

- Транспорт, который движется по земле, как называется? (Наземный транспорт).

- Транспорт, который движется под землей, как называется? (Подземный транспорт).

Воспитатель: Ребята, вы отлично справились с этим заданием.

2. Беседа о профессиях. Загадка:

Все дороги мне знакомы,
Я в кабине словно дома.
Мне мигает светофор,
Знает он, что я — … 
(Ответы детей).

Да, это шофёр. Шофер или, как еще его называют, водитель. Как вы думаете, какими качествами должен обладать хороший шофёр или водитель? Что он должен знать и уметь? (Ответы детей)

Но самое главное – шофёр должен очень хорошо знать правила дорожного движения, ведь от этого зависит безопасность и пассажиров, и пешеходов на дорогах. Это очень важно!

Но, может быть, кто-то из вас захочет управлять не только автомобилем, но и самолетом. Как называется человек, который управляет самолетом?

Человек, который управляет самолетом, называется летчиком.

Летчик, или пилот. Пилот, управляющий самолетом, какой он?

Он должен быть смелым, отважным, умелым.

По той же схеме выясняем, кто управляет разными видами транспорта: поезд, корабль, ракета, велосипед, мотоцикл.

3. Пальчиковая гимнастика. «Лодочка»

Две ладошки я прижму.
И по морю поплыву.
Две ладошечки, друзья,
Это лодочка моя.

4. Игра «Назови профессию»

Кто водит автобус, автомобиль? (внимательный шофер)

Кто летает на самолете? (смелый летчик)

Кто управляет поездом? (зоркий машинист)

Кто летает на ракете? (умелый космонавт)

Кто управляет кораблем? (добросовестный капитан)

Кто ездит на мотоцикле, велосипеде? (храбрый мотоциклист, дисциплинированный велосипедист)

Кто летает на вертолете? (ответственный летчик).

5. Физкультминутка.

Представите ребята, что мы едем на различном транспорте, сейчас мы его изобразим.

Мы по воздуху летим, (руки в стороны, корпус наклонен вперед)
Мы на палубе стоим, 
(корпус наклонен вперед, рука у лба, смотрим вдаль)
На машине едем быстро, быстро, 
(руки держат руль, крутим руль)
Поезд мчится во весь дух 
(руки согнуты в локте, движение поезда)

Чух-чух, чух-чух.

6. Работа по мнемотаблице.

Вы должны составить рассказ о понравившемся транспорте, а поможет нам мнемотаблица:

Название транспорта, его вид.

Какой он: описать его внешний вид, цвет.

Назвать части.

Для чего он предназначен.

- Начну я: Это автобус, наземный вид транспорта, потому что ездит по земле. Автобус перевозит пассажиров. Он большой, красный. У него есть кабина, колеса, много окошек, двери. Для движения ему нужен бензин. Автобус моют, ремонтируют. Заслушать 3-4 рассказа.

7. Дидактическая игра «Один – много» (с мячом)

Автобус – (автобусы)
Шофёр – 
(шофёры)
Грузовик – 
(грузовики)
Корабль – 
(корабли)

Капитан – (капитаны)
Самолет – 
(самолеты)
Пилот – 
(пилоты)
Лодка – 
(лодки)

Матрос – (матросы)

8. Дидактическая игра «Назвать ласково».

Паровоз – (паровозик)
Самолет – 
(самолетик)
Машина – 
(машинка)
Корабль – 
(кораблик)

Лодка – (лодочка)
Теплоход – 
(теплоходик)
Вертолет – 
(вертолетик)
Грузовик – 
(грузовичок)

9. Итог занятия.

Воспитатель:

- Молодцы ребята. – О чем мы сегодня говорили? (ответы детей)

Давайте вспомним о профессиях на транспорте, о которых мы с вами сегодня говорили.

Я вам покажу картинку, а вы скажите:

Я хочу стать (пилотом). Я хочу стать (шофером).

Я хочу стать (машинистом). Я хочу стать (капитаном).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ОНР по теме: "Звуки А, У. Буквы А, У."

Занятие в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет по обучению грамоте. Проводится с целью закрепления знаний детей об изученных звуках А и У, обучения выделению этих звуков ...

Конспект занятия «Животные весной» для старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Занятие «Животные весной» для старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Конспект занятия по логопедической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа).Тема "Зоопарк"

Конспект занятия по логоритмической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа). Тема "Зоопарк"...

Конспект занятия по логопедической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа) Тема: Осень

Конспект занятия по логопедической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа) Тема: Осень...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Занятие направлено на обучение делению целого на части, закрепление порядкового счёта, знаний о геометрических фигурах, ориентировку на листе бумаги, закрепление знаний о днях недели....

Конспект Занятия по ФЭМП в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Комнатные растения»

Познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности в результате которой формируется личностный опыт ребёнка, его ценностное отношение к миру, формируются потребности в знании...