"Птицы зимой"
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа)

Плеханова Ирина Александровна

Проект по экологии для детей 3 - 4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ptitsy_zimoy.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему: «Птицы зимой»

Тип проекта: познавательный

Вид проекта: групповой.

Срок реализации: краткосрочный

 Участники: дети 2-ой младшей группы, воспитатель, родители.

Актуальность.

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.

Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой. В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Цель: 

Формировать общие представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Помочь птицам на территории детского сада пережить зиму.

Привлечь к решению этой проблемы детей и их родителей. 

Задачи

Познакомить детей с зимующими птицами, о роли человека в жизни зимующих птиц;

Расширять знания об окружающем, о пользе птиц в природе;

Учить узнавать пернатых по внешнему виду;

Обогащать словарный запас детей;

Активизировать познавательную деятельность;

Развивать конструктивные умения, художественно-творческие навыки;

Воспитывать ответственное и бережное отношение к природе.

Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях. 

Проект включает в себя три этапа:

Подготовительный этап: 

- Подготовка наглядного материала с изображением зимующих птиц (открытки, плакаты, фотографии, презентация о зимующих птицах).

- Подготовка музыкального сопровождения (музыка из серии «Голоса птиц»).

- Подборка произведений художественной литературы о птицах, загадок.

- Изготовление родителями кормушек для птиц.

Основной этап

НОД, беседы, наблюдения, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписи, продуктивные виды деятельности.

Совместное творчество детей и родителей.

Заключительный этап

- Развешивание кормушек на территории детского сада.

- Выставка детских работ.

- В течении реализации проекта: слушание музыкальных произведений, чтение стихотворений о птицах, подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры.

«Голоса птиц»;

«Воробей храбрый»;

Подвижные игры:

«Кот и воробьи»

«Птички в гнёздышках»

«Воробушки и автомобиль»

Дидактические игры:

«Кто как кричит»

«Чей хвост?»

«Кто прилетел?»

С/р игра: «Больница для птиц»

Реализация проекта:

Формы работы

Сроки проведения

Участники

1

Показ презентации «Птицы зимой»

10.12.18

Воспитатель

дети.

2

Чтение художественной литературы о птицах.

Стихотворение

Н. Грибачёвой «Ну морозы, ну морозы»,

Г. Ладонщиков «Наши друзья»,

А.Яшин «Покормите птиц зимой!»

11.12.18

Воспитатель

дети.

3

Беседа «Покормим птиц зимой»

Наблюдение за птичьими гнёздами, скворечником, кормушкой (птицы маленькие, беззащитные, пугливые, не могут постоять за себя и своё жильё…)

12.12.18

Воспитатель

дети.

4

НОД Аппликация «Рябинка для снегирей».

13.12.18

Воспитатель

дети.

5

Вечер загадок о зимующих птицах.

14.12.18

Воспитатель

дети.

6

Рассматривание картинок «Зимующие птицы»

14.12.18

Воспитатель

дети.

7

НОД Нетрадиционное рисование «Приглашаем снегирей съесть рябинку поскорей»

17.12.18

Воспитатель

дети.

8

Рассказ воспитателя:

«Как помочь птицам пережить зиму»

18.12.18

Воспитатель

дети.

9

НОД Лепка «Зернышко для воробушка»

19.12.18

Воспитатель

дети.

10

Наглядная информация для родителей:

«Понаблюдайте за птицами»

«Не проходите мимо»

«Не дадим птичке умереть»

 10.12.- 21.12.18

 

11

Изготовление родителями кормушек для зимующих птиц

10.12. – 21.12.18

Родители, дети,

 

Продукты проекта:

Выставка рисунков и аппликаций.

Развешивание кормушек для зимующих птиц на участке.

Загадки:

Эта маленькая пташка

Носит серую рубашку,

Подбирает быстро крошки

И спасается от кошки.

Всё время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит.

(Дятел)

У этой птички клюв кривой,

А гнёзда вьёт она зимой,

Из шишек семечки клюёт,

Кто это птичку назовёт?

(Клёст)

В тёплый край не улетают,

На морозе распевают,

Эти птички-невелички

Называются … (синички)

Чернокрылый,

Красногрудый

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды

- С первым снегом

Тут как тут!

(Снегирь)

Посмотрите, к нам на ели

Прилетели и запели.

С хохолками прилетели

И запели как свирели.

( Свиристель)

* * *

Эти птички с хохолком

И красивые притом,

На рябину прилетели.

Птички эти — … (свиристели

Дети сидят на стульчиках, полукругом. На магнитной доске предметные картинки с изображением вороны, голубя, воробья. Воспитатель предлагает посмотреть на доску и угадать, о ком мы будем сегодня беседовать на занятии (ответы детей).

- Правильно ребята, мы с вами будем говорить про птиц. Скажите мне, каких птиц вы знаете, каких больше всех живёт в нашем городе Москве?

Ответы детей: вороны, голуби, воробьи и др.

- А сейчас, я загадаю вам загадку, а вы отгадаете, про какую птицу в ней говориться:  

Эта маленькая пташка

Носит серую рубашку,

Подбирает быстро крошки

И спасается от кошки.

 Как называется эта птица? (воробей).

- Послушайте стихотворение про воробья:

Воробьи – воробышки,

Серенькие пёрышки…

Клюйте, клюйте крошки

У меня с ладошки!

Нет, с ладошки не клюют

И погладить не дают.

Как бы нам поладить,

Чтоб дались погладить.

- А сейчас, внимательно посмотрите на воробья и скажите:

Какой он по размеру?

Какого цвета его пёрышки?

Сколько у воробушка лапок?

Для чего нужны воробью лапки?

Как передвигается воробушек?

Чем питаются воробьи?

- А теперь послушайте еще одну загадку:  

«Он живёт на площадях, на деревьях и ветвях.

Он воркует, не поёт. Бодро семечки клюёт.

Реагирует на свист и боится хищных птиц.

Символом свободы стал. Птицу эту кто узнал?».

Ответы детей: голубь.

- А какой голубь по размеру?

- Как передвигается голубь по земле?

- Послушайте стихотворение про голубя:

«Кто воркует во дворе?
Крылья, словно в серебре,
Ходит очень важно,
Не боится даже.
Можно близко подойти,
Не свернет смельчак с пути.
Это сизый голубок,
Только он не одинок.
Голубей здесь стайка,
Корма птичкам дай-ка.
Можно хлебных крошек, 
И зерна немножко.
Ждет тебя, иди скорей,
Стайка диких голубей.
Поклевали хлеба,
Улетели  в небо!»        

- А вот ещё одна загадка:  

«Кар-кар-кар! – кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы,

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома

Как зовут её?... (ворона).

- Правильно, ребята ворона.

- А, теперь давайте поиграем в словесную игру. Я буду начинать предложение, а вы продолжать: ворона большая, а воробей… (маленький);  голуби  по земле хотят, а воробьи… (прыгают);  воробьи чирикают, а голуби… (воркуют), а вороны… (каркают).  

- Молодцы, ребята. Эти птицы живут у нас в городе и летом, и зимой. Но есть птицы, которые прилетают к нам зимовать. Давайте отгадаем, как зовут этих маленьких, красивых птичек. Послушайте загадку:

«В гости к нам зима пришла

Мало света и тепла

Но зато как фонари

На деревьях … (снегири).

Воспитатель выставляет картинку снегиря и рассматривает её вместе с детьми, говорит об особенностях его внешнего вида, о том, чем питается снегирь.

- А вот загадка про ещё одну зимующую у нас птичку:

«Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку,

Кто узнал её?... (синичка).

Воспитатель выставляет картинку синички и рассматривает её вместе с детьми, говорит об особенностях её внешнего вида, о том, чем питается синичка.

- А теперь давайте поиграем. Физкультминутка «Птички»:

«Птички в гнёздышках сидят

И на улицу глядят.

Погулять они хотят

И тихонько все летят.

Прилетели птички,

Птички-невелички,

Всё летали, всё летали,

Крыльями махали.

На дорожку прилетали,

Зёрнышки клевали»

(Дети сидят на корточках, «разлетаются», машут руками, как крыльями, приседают, стучат пальчиками об пол).

Дети садятся на свои места, воспитатель проводит игру «Голоса птиц». Воспитатель показывает картинку, а дети произносят звуки, которые издаёт данная птица (ворона «кар-кар-кар»; воробей «чик-чирик, чив -чив-чив»; голубь «хку-хку, гу-гу-угу-угу»; синица «синь-синь-синь»; снегирь «фью-фью-фю-фю»).

- А хотите послушать, как весело поют птицы в лесу? Дети слушают звукозапись.

- Понравилось?  Но ребята так весело поют птицы, когда тепло и много корма. А снаступлением холодов зимующие птицы прилетают к жилью человека. Для птиц наступает самое трудное время: они не всегда могут найти корм. Урожай пшеницы и ржи убрали с полей, насекомые исчезли. Поэтом птицы прилетают поближе к людям, надеясь, что они их покормят. И люди  делают для них что? (кормушки).

- Правильно, ребята «В зимний день среди ветвей

                 стол накрыли для гостей», это кормушка.

Воспитатель выставляет перед детьми сюжетную картину «Птицы на кормушке». Дети рассматривают картину, называют птиц, которые прилетели к кормушке.