«Что означают наши имена».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

познакомить детей с  правом на имя и с историей возникновения фамилий; научить  применять это право  в жизни; развивать любознательность и потребность в приобретении новых знаний, приобщать к познавательным беседам; развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы; воспитывать чувство самоуважения уважения к другим людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_obrazovatelno.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательно – игровой ситуации

по познавательному развитию в старшей группе

Тема: «Что означают наши имена».

Задачи: познакомить детей с  правом на имя и с историей возникновения фамилий; научить  применять это право  в жизни; развивать любознательность и потребность в приобретении новых знаний, приобщать к познавательным беседам; развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы; воспитывать чувство самоуважения уважения к другим людям.

Оборудование: кукла-младенец, картинки,  платки.

Слышится плач ребёнка. Дети подходят к коляске, а там кукла- младенец. 

Воспитатель: Ребята, вот родился младенец, маленький человечек. Что нужно сразу сделать? (ответы детей)

Загадка: Нас не было – оно было,

               Нас не будет – оно будет;

               Никто ни у кого его не видел,

               А у каждого оно есть. (Имя)

Воспитатель: Правильно, придумать младенцу имя, назвать его. Но чтобы назвать этого малыша, что мы должны знать? (ответы детей: мальчик это или девочка). Сегодня мы с вами поговорим об именах.

Для чего человеку дают имя?

Дети: По имени можно узнать, девочка это или мальчик, позвать на помощь, определить, молодой это человек или пожилой.

Воспитатель: Кто даёт имя новорождённому? (Родители)

Да, имя выбирают всей семьёй. Помогают и бабушки, и дедушки, и сестрёнки, и братишки. Имя ребёнка записывается в свидетельство о рождении – это первый ваш документ.

Воспитатель: Всё в мире совершенствуется, меняется, меняются и имена. Раньше на Руси   наши   предки имели другие имена. Например, Добрыня. Как вы думаете, что означает имя Добрыня? (Делающий добро).  Любомир?  (Любящий мир).

Мальчику могли дать имя Лев. Как вы думаете, почему?  (Родители хотели, чтобы ребёнок был сильный и храбрый). Имена бывают разные, бывают редкие: Варвара, Нонна, Савва, Клавдия, Агафья, Анфиса. Какие редкие имена вы знаете, встречались в русских народных сказках? (Василиса, Дарья, Пелагея).

 Раньше детям давали имена при крещении, и только те, которые были записаны в Святцах. Сейчас родители могут выбрать любое понравившееся имя или тоже обратиться к специальному календарю, где записаны все русские имена. У меня есть календарь, но он не специальный, хотя здесь тоже можно выбрать имя

Как назвать мальчика, рожденного в феврале

Аркадий, Иван, Семен, Петр, Дмитрий, Иван, Петр, Георгий, Егор, Герасим, Роман,Василий, Максим, Петр

13 февраля – Виктор, Иван, Илья

14 февраля – Василий, Николай, Семен, Петр, Тимофей

Пока вы маленькие и имена ваши маленькие, а потом они будут расти вместе с вами.

Дидактическая игра «Назови и прохлопайте своё имя» (например: Ма-ша, Са-ша) (Дети выполняют задание).

- А теперь моё (Свет - ла - на А - лек - сан - дров - на)

У меня самое длинное. Почему? (имя, отчество).

Воспитатель: Имя ребенку выбирают родители, а отчество переходит от отца.  Давайте поиграем с нашим именем и отчеством.

- Представьте, что вы выросли (даю обувь взрослого: туфли, ботинки)

- Пройдите парами по подиуму. Почувствуйте нравится вам ваше будущее имя:                     (Идёт Виктория Романовна) 

Ребята, а когда к человеку относятся уважительно, называют его по  имени и отчеству. Кого в детском саду вы так называете? (воспитателя, музработника и т.д.)  К детям же можно  обратиться просто по имени. Важно произносить имена ласково, не называть грубо.

Вывод: Всем понравились свои будущие имена? Я желаю вам вырасти замечательными взрослыми людьми

Рассказ  воспитателя о фамилии.

Воспитатель: Кроме имени и отчества у человека есть еще и фамилия. Она переходит к нам от дедов и  прадедов. Как вы думаете, зачем нужна фамилия?

Дети: Чтобы различать людей с одинаковыми именами.

Воспитатель: Правильно. Ведь людей на Земле раньше было не так много, можно было различать их по именам. А когда людей становилось все больше, то стали придумывать фамилии. Их люди  придумывали по месту, где жил человек: в селе Коровино жили Коровины, а в деревне Весёлки жили Веселовы, или по профессии которая была у человека: кузнецу давали фамилию Кузнецов, а конюху - Конюхов. Часто придумывали фамилии  по имени отца: сын Степана- Степанов, сын Ильи- Ильин. Я предлагаю  вам тоже придумать фамилии.

Игра «Крутись-вертись».

Дети бросают  поочередно кубик и приговаривают: 

                                          Крутись, вертись,

                                          На бочок ложись.

Кубик ложится, а дети  по выпавшему предмету придумывают фамилию. (Например: яблоко-Яблоков, заяц – Зайцев, стул-Стулов, , гусь – Гусев, груша- Грушин, флаг – Флажков)

Воспитатель: Какая замечательная полянка зовёт отдохнуть, ребята давайте мы все присядем на полянку.

     На полянку вы придёте, там платочки вы найдёте,

     Что нашепчет вам на ушко, расскажите вы друг дружке!

Воспитатель: ребята обернитесь в платочек, как будто вас ласково обнимает мамочка, и прислушайтесь, представьте как бы нежно и ласково вас позвала мама? А теперь откройте глаза и назовите себя так как вам шепнула мама.

 Полюша, Полюся, Софьюшка, Сонечка, Сонюша, Дианочка, Динуля, Викуша, Аделиночка, Вовчик, Станиславка, Данилка, Данька, Николя

Воспитатель: У вас у всех есть право на имя, а какие правила, ребята, необходимо соблюдать, что бы не нарушать это право?

1. Не дразниться.

2. Не придумывать клички.

3. Обращаться по имени, вежливо друг к другу.

4. Если нарушил правило, то надо извиниться.

Воспитатель: Имя с человеком остается навсегда, до самой смерти, становится частью его. Оно радует и приносит удачу.                                                            

Воспитатель: А чтобы проверить, как вы запомнили все, о чем мы с вами сегодня говорили, я приготовила для вас умные вопросы.

- У кого есть имя?

- Назови свое взрослое имя.

- Кто выбирает имя ребенку?

- Что есть у каждого человека, кроме имени?

- Зачем нужна фамилия?

- Почему нельзя называть грубо, дразнить человека?

- Как получались фамилии?

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы очень умные, добрые и внимательные. Я верю, что вы вырастите и станете хорошими людьми, сделаете много добрых дел, новых открытий для  всех людей и прославите свое имя, отчество,  фамилию.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Что означают наши имена"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Ознакомить детей с правом на имя, фамилию; учит применять  это право в жизни....

Конспект занятий по правовому воспитанию в подготовительной к школе группы «Что означают наши имена»

Тема: «Что означают наши имена» Цель: Дать детям знания о том, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других людей. Задачи: Рассказать о том, как на Р...

конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Что означают наши имена?"

На занятии детям даётся элементарное представление об именах, об истории их возникновения. У детей развивается мышление, способность рассуждать. Они упражняются в определении первого звука в слов...

Конспект занятия на тему «Каждый человек имеет право на имя. Что означают наши имена?»

Конспект занятия на тему «Каждый человек имеет право на имя. Что означают наши имена?»...

Учебно – воспитательное мероприятие (проект) «Каждый человек имеет право на имя; что означают наши имена»

Программное содержание:           - дать детям представление о важности права на имя;          - довести до со...

Конспект занятия беседы. Каждый человек имеет право на имя; что означают наши имена?. Дифференциации звуков [р] и [л]"

Ознакомить детей с положением: каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом «Свидетельство о рождении»; учить умению называть полным именем своих родителей, друзей; познакомить с понятие...