Конспект занятия "Вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

экспериментирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_voda.docx40.93 КБ

Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность в старшей группе по теме: «Вода»

Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды.

Основные задачи:

1.Образовательные:

  • Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу свойств воды;
  • Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете;
  • Формировать словарь детей: лаборатория, опыты, оборудование;
  • Помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды: течет, смачивает, впитывается, растворяет;
  • Вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе;
  • Формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснение воспитателя;
  • Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми.

2.Развивающие:

  • Способствовать развитию любознательности;
  • Развивать внимание детей, логическое мышление;
  • Вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

3.Воспитательные:

  • Продолжать воспитывать культуру поведения, самостоятельность и инициативу;
  • Воспитывать уважительное отношение к окружающей среде.

Оборудование и материалы: письмо от почтальона, карточки с загадками, «снежинки».

Раздаточный материал (на каждого ребенка): халат, лоток для раздаточного материала, одноразовые стаканчики с водой, салфетки, апельсиновый сок, молоко, соломинки для коктейля, ведерко.

Предварительная работа: занятие по блоку «Вода», беседа с детьми о значении и свойствах воды, просмотр фильма: «Урок чистой воды», сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, рисование на тему: «Море и его обитатели», проведение отдельных опытов с водой. Чтение сказки «О рыбаке и золотой рыбке». Просмотр мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена чистят речку».

Методические приемы: беседа, вопросы, совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность), загадки, сюрпризный момент, пальчиковая гимнастика.

Ход занятия:

I.Первая часть: (информационно-познавательная)

Дети стоят полукругом в группе.

Приветствие гостей.

В группу заходит почтальон и приносит письмо.

Воспитатель открывает и читает его:

«Здравствуйте, ребята! Я Великий учёный. Слышал, что вы много знаете и умеете. Злой волшебник запер в волшебной коробке мои сокровища. Коробка откроется только тогда, когда вы разгадаете секреты воды, ответите на все вопросы и соберете все волшебные «снежинки». Торопитесь, у вас мало времени. Если успеете, сокровища будут ваши. Удачи!»

Воспитатель: Скажите, чем занимаются ученые? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно! Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А какие секреты воды хочет узнать наш ученый? (Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы! А где работают ученые? (в научной лаборатории)

- Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?

(быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)

Ну что, ребята, поможем учёному найти сундук с сокровищами и открыть его? (Да). Покружись, покружись и в ученых превратись. (Дети и воспитатель одевают халаты)

Воспитатель: Ребята отправимся в волшебную лабораторию, но для начала нужно отгадать загадку.

Загадка:

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (глобус)

- А что такое глобус?

(Глобус – это модель Земли).

Дети подходят и становятся полукругом возле стола, на котором стоит глобус, накрытый тканью.

- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

- Посмотрите, какой он разноцветный.  

- А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?

(Значит, что воды больше)

- Да, ещё в древности, когда люди научились строить корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем, воды и мы с вами в этом убедились.

- В каком виде встречается вода в природе? На этот вопрос помогут нам ответить загадки.

Воспитатель: Я читаю загадку, а вы показываете иллюстрацию с отгадкой (картинки – отгадки вывешиваются на мольберт).

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь это-… (дождь)

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые… (снежинки)

Сверху одеяло

На землю упало,

Самой лучшей ваты

Мягче и белей.

Травкам и козявкам,

Всем зверушкам малым

Спать под одеялом

До весенних дней. (снег)

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет-

Гвоздь упадет. (сосулька)

Не колючий, светло-синий,

По кустам развешан… (иней)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошел искать их днем

Ищем, ищем – не найдем. (роса)

Пушистая вата – плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака)

По небесам оравою,

Бегут мешки дырявые,

И бывает иногда

Из мешков течет вода.

Спрячемся получше,

От дырявой… (тучи)

Прозрачен, как стекло

А не вставишь в окно. (лед)

- Что объединяет все наши отгадки? (Это вода.)

-Как вы уже знаете, вода может быть в разных состояниях. Каких? (Ответы детей)

- Правильно, она может быть жидкой, твердой и газообразной.

- Сейчас мы продолжим с вами разговор о воде.

Вода – чудо природы. Благодаря ее волшебным свойствам ни одно существо не обходится без воды.

Без пищи мы можем прожить 3-4недели.

Без воды человек может прожить не больше 3-4 суток.

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

И сейчас мы с вами как настоящие ученые будем проводить опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого вам необходимо занять свои рабочие места.

(Дети рассаживаются по два человека за один стол.)

        - Приступим к нашему исследованию.

Опыт №1. «Вода - жидкость».

   Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет, льется и растекается. Почему вода растеклась по нашему блюдечку. (ответы детей).

Совершенно верно. Если бы вода была не жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью.

Вывод: вода – жидкость. (После каждого опыта дети получают «снежинку») 

Опыт№ 2. «Вода бесцветная»

- А сейчас возьмите стаканчики с водой с молоком.

- Какого цвета молоко? (белого). А можно ли сказать про воду, что она белого цвета? (ответы детей)

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.

Ребята, поставьте стакан с водой на картинку, видно её? Теперь поставьте стакан с молоком. Что вы обнаружили?

Вывод: вода – прозрачная жидкость.

Опыт № 3. «Вода не имеет запаха».

- Ребята, понюхайте воду и скажите, чем пахнет.

(У воды нет запаха).

- Понюхайте стакан с соком (апельсиновый).

Ребята, вода не имеет запаха, если она чистая. А вода из водопроводного крана может иметь запах, т.к. её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт № 4. «Вода не имеет вкуса».

- Ребята, попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус? (Нет).

- А теперь попробуйте сок. Есть ли у него, вкус? (Да).

Вывод: Вода не имеет вкуса.

Опыт 5. «Вода превращается в лед».

- Ребята, а какое сейчас время года? (Зима).

-А почему мы зимой тепло одеваемся, когда идем на улицу? (Потому что холодно)

-Молодцы правильно. А как вы думаете, что происходит с водой, когда холодно? (Вода замерзает).

-А во что она превращается (В лед).

- Я вам раздам по кусочку льда. Потрогайте и скажите какой он? (Ответы детей).

-А что с ним происходит в тепле? (Он тает).

Вывод: Вода на морозе превращается в лед.

Лед холодный и у вас, наверное, замерзли руки. Давайте их согреем.

Пальчиковая гимнастика «Снежинки».

Стою и снежинки в ладошку ловлю.      Ритмичные удары пальцами левой

Я зиму, и снег, и снежинки люблю,       руки, начиная с указательного, по

Но где же снежинки?                               Ладони правой руки. Ритмичные

В ладошке вода,                                       удары пальцами правой руки, начиная

Куда же исчезли снежинки? Куда?       С указательного по левой руке.

Растаяли хрупкие льдинки-лучи…        Сжать кулаки, разжать.

Как видно, ладошки мои горячи.     Потряхивать расслабленными ладонями.

 Опыт 6. Способность воды отражать предметы.

        - Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)

        - Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)

        - А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т.д.)

        - Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)

        Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

III часть. Подведение итогов.

В: Что вы узнали о воде? Какими свойствами обладает вода.  Мы с вами сегодня узнали о свойствах воды, проводя опыты с водой. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня, вы расскажете своим друзьям и родителям. Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад, нас там ждет сундук с сокровищами. Покружись, покружись в детском саду все окажись. (Дети снимают халаты).

Дети подходят к сундуку, на котором лежит записка:

   Дорогие, ребята! Я рад за вас! Вы все справились с моими заданиями, раскрыли все секреты воды, вам удалось собрать все «снежинки» и за это я вас награждаю своими сокровищами. Для того, чтобы коробка открылась, нужно сказать волшебные слова: «Рабле - крабле, бум!» (дети открывают коробку и находят в ней сюрприз).

 Воспитатель благодарит всех детей за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....