ООД по ФЦКМ в старшей группе: «Прогулка по зимнему лесу».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

заманова надежда александровна

ООД по ФЦКМ в старшей группе: «Прогулка по зимнему лесу».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ftskm_18g._yanvar.docx31.31 КБ

Предварительный просмотр:

ООД по ФЦКМ в старшей группе: «Прогулка по зимнему лесу».

Программное содержание:

Цель: Формировать представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду; формировать у дошкольников установку на защиту и сбережение окружающей среды.

Задачи:

Образовательные: 

-Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о и приспособленности животных к зимним условиям.

-Учить отыскивать причины изменений в жизни животных, в условиях их обитания.

Развивающие: 

- Развивать связную речь; расширять словарный запас притяжательными прилагательными: волчья, лисья, медвежья.

- Умение выражать свои мысли.

- Вызвать интерес к жизни животных.

- Формировать навыки экологически безопасного поведения. Развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к животным; чувство товарищества.

Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.

Словарная работа: лесник, волчий, заячий.

Предварительная работа:        

1.   Просмотр мультимедиа презентации с беседами о животных: подготовка животных к зиме.

2.   Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Животные зимой», составление рассказов по картинкам.

3.   Проведение   дидактических   игр    «Зоологическое   домино»,    «Кто лишний?».  Проведение подвижных игр.

4.Чтение произведений Л. Толстого «Зайцы», М. Пришвина «Беличья память», Скребицкий Г.А. Сказка "Всяк по-своему",В. Бианки «Готовимся к зиме».

Материалы и оборудование:

Заснеженные елки, заснеженные ветки деревьев, картинки зимующих птиц, кормушки, корм для птиц и животных, тропинки со следами животных, картинки с дикими животными, имитация заснеженной берлоги медведя, дидактические игры, аудио записи, видео фильм о жизни животных в лесу.

      Ход ООД:

Воспитатель: Ребята, а вы любите зиму?

Ответы детей.

Воспитатель: Самая большая радость зимой для нас – это снег. Когда выпадает снег, мы все с вами радуемся, нам хорошо. Зима приносит нам не только снег, но и холод. Но нам с вами он не страшен, поскольку мы живем с вами в теплых домах, одеваем теплую одежду (шубу, валенки, варежки).

Как вы думаете, ребята, легко ли приходится зимой лесным зверям?

Ответы детей: Зимой в лесу холодно и голодно.

Воспитатель: Правильно ребята. Зимой зверям в лесу нелегко. Трудно под снегом отыскать корм, передвигаться по снегу в поисках пищи.

Мы с вами ребята, начали составлять ЛЭП бук о зиме «Зимушка-зима». Нам осталось оформить страницу, посвященную нашим зимним обитателям леса. Поэтому я вам предлагаю отправиться на прогулку в зимний лес, чтобы подробнее узнать о его обитателях и познакомиться с жизнью леса зимой. Прежде, чем начнется наша прогулка вспомним правила поведения в лесу.

Ответы детей: не шуметь, не пугать  животных, соблюдать чистоту, не сорить, не ломать ветки кустов и деревьев и т.д.

Воспитатель: С пустыми руками, ребята, мы в лес не пойдем. Давайте выберем угощения для лесных зверей.

(На столе разложены угощения: сено, шишки, желуди, семена и т.д.) Воспитатель совместно с детьми уточняет, для какого животного какое угощение будет предназначаться. Дети отвечают и складывают в корзину.

Воспитатель: Ребята, я думаю, что наши гостинцы хоть немного помогут пережить зверям тяжелое зимнее время. Когда звери сыты, голод и холод им уже не так сильно страшен. Ребята вы готовы к прогулке?

Дети: Да!

Воспитатель: Для нашей прогулки нам необходимо одеться потеплее. Что же мы наденем из верхней одежды. Кто скажет и покажет? (На мольберте прикреплены картинки верхней одежды. Желающие выходят и составляют алгоритм одевания). Теперь мы дружно одеваемся (имитация с помощью движений).

Воспитатель: 

Пойдем мы по тропинке,

Тропинка, тропинка, ты нас приведи.

Пойдем за тобою, а ты впереди.

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи друзьям дорогу.

(Встречаем по дороге бугорок снега).

Воспитатель: Лесные поля покрыты белым пушистым снегом, вокруг тихо и пусто. Кажется, что зимой здесь никто не живет, но это только, кажется. Ребята, посмотрите, кто здесь под снегом свернувшись в клубок заснул? Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте, отгадайте и узнаете тогда, кто тут находится.

Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, и вы узнаете, кто тут находится.

Под соснами,

Под елками

Лежит мешок с иголками.

(Ежик).

Дети. Ежик.

(Дети оставляют ежику угощение).

Воспитатель: Давайте-ка мы с вами тихонечко подойдем вот к этой снежной куче. Как вы думаете, кто здесь спит под этим большим сугробом? Ну-ка отгадайте загадку.

Этот зверь сильнее всех,

Носит мягкий, теплый мех,

Любит ягоды и мед.

Разозлится - заорет.

А когда зима настанет,

То следов его не станет.

Дети. Медведь. Он спит в берлоге.

Воспитатель: Правильно ребята. Зимой медведи спят в берлоге.

А как Вы думаете, почему медведю приходится ложиться в спячку на зиму?

Ответы детей: ….

Воспитатель: Правильно ребята. Медвежьего корма в лесу зимой нет,  но медведь неплохо устроился: спит всю зиму  в своей берлоге и ничего не ест. Живет он в это время за счет жира, который накопил в своем теле еще летом и осенью.

Ребята, а что любит медведь?

Дети: Медведь любит мед.

Воспитатель: Да, медведь любит. Мы ему оставим мед. Весной проснется и очень обрадуется. (Дети оставляют мед).

Воспитатель:

Заботливой хозяйкой, пришла сюда зима.

В тяжелые снеговые шубы, нарядила лес она.

До самых верхушек нахлобучила им снеговые шапки.

Неужели в лесу никого нет, ребята? Ой, смотрите чьи-то следы. Чьи они? Как узнать? На что похожи?

Дети: на капельки.

Воспитатель: Сейчас мы с вами соберем картинки и узнаем, чьи это следы.

Дид. игра: «Угадай чей хвост» (Заяц, лиса, волк, лось, белка).

Дети выясняют путем сравнения, что это следы зайца.

Воспитатель: Ребята, судя по следам, возможно, где-то здесь прячется зайка. Как вы думаете, от кого зимой прячется заяц?

Дети: от лисы, волка, совы.

Воспитатель: ребята, что помогает зайцу заметить опасность?

Дети: Большие длинные уши, усы, зоркие глаза, расположенные по  бокам мордочки.

Воспитатель: Как заяц спасается от врагов?

Дети: Быстро бегает, запутывает следы, петляет, а потом затаивается. Если вдруг настигнет враг, то заяц будет отбиваться, кусаться, ведь у зайца острые зубы.

Воспитатель: Ребята, а как заяц приспосабливается к жизни в лесу в зимнее время?

Дети: У него белый мех, позволяющий скрываться от врагов. Длинные лапы, позволяющие быстро и ловко бегать по сугробам от врагов.

Воспитатель: Есть ли у зайца дом?

Дети: постоянного жилища у зайца нет. Он спит под кустом днем, а ночью выходит, чтобы подкрепиться. Обгладывает кору деревьев, разрывает снег и находит коренья, залежавшуюся травку. Если сильные морозы, то зайка роет себе небольшую ямку в снегу и там укрывается.

Воспитатель: Ребята давайте оставим угощение зайке. (Дети оставляют зайцу морковку). Дети проходят с воспитателем дальше.

Воспитатель: Ребята обратите внимание, откуда здесь мусор. Кто же это намусорил? Кто здесь  живет?

Дети: Здесь живет белка. Она живет в дупле и делает себе запасы на зиму.

Воспитатель: Правильно ребята. Белки лучше всех живут в лесу. С наступлением морозов они прячутся в дупле, там им сухо тепло. Все дырочки в дупле белочки закрывает на зиму. Если зимой наступает хорошая, теплая погода, то белки выходят из дупла и прыгают с ветки на ветку. А как наступают морозы, то белки снова забираются в дупло и сворачиваются клубочком, укрываются свои пушистым хвостом. Так и спят. Ребята белочки очень игривые и подвижные, давайте мы свами тоже немного разомнемся как белочки.

(Физ.минутка)

Зарядкой белочке не лень, заниматься целый день.

С одной ветки прыгнув влево, на сучке она присела,

Вправо прыгнула, потом покружилась над дуплом.

Влево-вправо целый день, прыгать белочке не лень.

Воспитатель  вместе с детьми проходят дальше.

Воспитатель: Ребята посмотрите, здесь еще следы. Как вы думаете, кому они принадлежат? Давайте вернемся к нашей подсказке (подходят к столу и вновь рассматривают пазлы со следами животных, находят принадлежащий лисе и сравнивают).

Дети: лисе.

Воспитатель: Правильно это следы лисы. А вы знаете, как зимует лиса? Чем она питается?

Дети: Да, лиса  зимой питается в основном мышами, зайцами, реже птицами.

Воспитатель: правильно ребята, лиса также в отсутствии добычи в лесу, может заглянуть и в деревню, чтобы полакомится курочками, уточками.

От холода лису спасает мех и прослойка жира. Лиса живет зимой, как правило, в норе. Лисы строят норы обычно на некоторой возвышенности, на холме или на опушке леса. Такой выбор они делают для того, чтобы иметь полную возможность обозревать весь окружающий лес. Лисицины опасения связаны с тем, что на не ведут охоту и волки, и кабаны.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, для чего лисе нужен такой пушистый и красивый хвост?

Дети: Хвост лисе нужен чтобы заметать следы от врагов (охотники, волки, кабаны), а также, чтобы согреваться в морозные зимние дни.

Воспитатель: Ребята, какое угощение Вы предложите оставить лисе, чтобы она смогла подкрепиться?

Дети: Рыбку. (Оставляют угощение и проходят дальше пот тропинке).

Воспитатель: Ребята посмотрите, кто это стоит вдалеке?

Дети: Это лось.

Воспитатель: Ребята, мы не будем подходить близко, чтобы не спугнуть его. Зимой лоси питаются корой деревьев,  ветками, если найдут под снегом мох, лишайник, то тоже с удовольствием полакомятся.  К зиме (в декабре) лоси сбрасывают рога, и ходят так до апреля, пока не отрастут новые. У лося толстая, крепкая шкура, которая спасает его от мороза. Спят и отдыхают лоси в снегу в небольших ямах.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете кто главные враги у лося?

Дети: Его основные враги это волки, но благодаря сильным, крепким ногам, и мощным копытам, они с легкостью убегают и отбиваются от волков. Воспитатель: Приглядитесь, что он ест?

Дети: Лось ест сено.

Воспитатель: Правильно, в феврале самое сложное и голодное время для лосей. Потому как в феврале снег покрывается настом, и лосю трудно откапывать еду из под снега. Поэтому на помощь к ним приходят лесники.  Они строят специальные большие кормушки, кладут туда сено, веники, соль. Таким образом, они подкармливают животных, помогают им выжить в голодное зимнее время.

Воспитатель: Ребята, как Вы считаете,  лесники только ухаживают за животными в лесу?

Дети: нет, лесник поддерживает чистоту в лесу, высаживает молодые деревья и оберегает лес от пожара, также лесники еще помогают деревьям, кустарникам не вымерзнуть зимой. Лесник укрывает корни деревьев снегом.

Воспитатель: Правильно ребята. Давайте мы с вами поможем леснику укрыть корни деревьев  снегом, для этого возьмем снежинки в руки и подуем на них (Дыхательная гимнастика «Снежинки»).

«Это снежинка. Она летает, если подует ветерок». Сдуйте ватку с ладони и подуйте на «снежинку». Обращайте внимание ребята на то, что дуть надо ртом, округленными губами, спокойно, плавно, вдыхать через нос».

Воспитатель: вот мы и помогли немного леснику укрыть корни деревьев снегом.  

Ребята, какое угощение вы предлагает оставить лосю?

Дети: Сено.

Воспитатель: Ребята мы с Вами уже долго путешествуем по лесу, я предлагаю нам немного поиграть. Чтобы нам было удобнее это делать, присядем за столы.

Дидактическая игра: «Чей хвост» (на соответствие).

Воспитатель: Ребята перед Вами картинки с животными и их хвостами. Вам нужно определить у какого животного какой хвост. (Дети выполняют задание).

Воспитатель: Егор покажи и расскажи нам как ты выполнил задание. (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с Вами много беседуем о животных, рассматриваем картинки с их изображениями, но так ли Вы хорошо знакомы с нашими обитателями леса? Сейчас мы это проверим. У Вас на столах абсолютно белые листы бумаги, но эти листы необычные. Стоит Вам обмакнуть кисть в баночку с краской и раскрасить лист бумаги, как перед Вами сразу появится образ животного. У каждого из Вас он будет свой. Давайте посмотрим, сможете ли Вы узнать какое именно животное спряталось от Вас на листе бумаги?

Упражнение: нарисуй лесное животное. (Дети раскрашивают листы бумаги).

Воспитатель: Лиана скажи, какое животное получилось у тебя? А у тебя Айдан? Я думаю, мы с Вами этими рисунками дополним наш лэпбук. А теперь ребята, обратите внимание н доску. Какие картины животных перед Вами? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно ребята. Это лиса и заяц. А кто сможет объяснить, чем отличается лиса от зайца? (Ответы детей).

Упражнение: Составь сравнительный рассказ про лису и зайца.

Воспитатель: Ребята, наша тропинка вновь зовет нас в путешествие по зимнему лесу. Давайте продолжим наш путь. Посмотрите впереди нас встречают зимние деревья, а кто на них сидит?

Дети: Птицы. (перечисляют снегирь, свиристель, клест, поползень).

Воспитатель: ребята, эти птицы остались с нами зимовать, как они называются?

Дети: зимующие птицы.

Воспитатель: А как называются птицы, которые улетают от нас на зиму?

Дети: перелетные.

Воспитатель: А как Вы думаете, почему перелетные птицы улетают от нас на зиму?

Дети: они боятся холодов, им нечем питаться.

Воспитатель: перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. А чем питаются зимующие птицы?

Дети: Зимующие птицы отыскивают себе насекомых острым клювом в щелях деревьев, съедают плоды и семена, шишки.

Воспитатель: Правильно ребята. А скажите, каких еще зимующих птиц Вы знаете?

Ответы детей:….

Воспитатель: Ребята давайте мы покормим наших пернатых друзей. Чем Вы предложите их угостить?

Ответы детей:…

Воспитатель:   Молодцы! Вижу, раскраснелись ваши щечки, разрумянились. Весело вам зимой в лесу, но слышите, ветер засвистел, значит пурга начинается, вьюга снова завывает и дорожки заметает. И уходим мы назад, в наш любимый детский сад.

Мы идем вперед, вперед

И никто не отстает

А теперь остановись,

И немного покружись!

Оглянитесь все назад

Мы попали в детский сад.

Воспитатель: Ребята, вот мы и снова оказались в нашем детском саду. Давайте мы с Вами разденемся после зимней прогулки и аккуратно повесим одежду на стульчики. Ребята Вам понравилась наша прогулка? Что Вы нового узнали сегодня?

Что интересного узнали? Ребята, а какие мы с Вами выводы можем сделать?

Ребята, каких птиц вы видели в лесу? А как можно назвать их одним словом? (Ответы детей) А какое доброе дело вы сегодня сделали? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированная о.д. в старшей группе "Прогулка по зимнему лесу"

Занятие проводила в старшей группе. Дети гуляли по "зимнему лесу", преодолевая препятствия и выполняя различные задания, играли и пели песню. Возвращались в группу довольные....

конспект интегрированного занятия в старшей группе "Прогулка по зимнему лесу"

интегрированное занятие ознакомление с природным окружением + ИЗО...

Конспект по познавательному развитию в старшей группе «Прогулка по зимнему лесу» с использованием технологии моделирования.

Программные задачи:·         закрепить представление детей о характерных особенностях времени года - зима;·         разв...

конспект НОД в старшей группе "Прогулка в зимнем лесу"

Данный конспект по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи будет интересен при проведении коррекционно-развивающего занятия по теме "Зима" для педагогов...

Конспект открытого занятия для детей старших групп. «Прогулка по зимнему лесу».

Цель: повышать интерес детей к занятиям физической культуры через игровую деятельность. Задачи:учить перепрыгивать предметы высотой 20 см на двух ногах, переносить согнутые ноги над предметом;зак...

Конспект занятия по логоритмике в старшей группе " Прогулка по зимнему лесу"

Развивать умение в образовании однокоренных слов;Активизировать знания детей о признаке предмета;Формировать связную монологическую и диалогическую речь....

Конспект зимней тематической прогулки в старшей группе «Прогулка в зимний лес»

Конспект зимней тематической прогулки в старшей группе «Прогулка в зимний лес»Цель:1)Закреплять знания о характерных признаках хвойных деревьев, о признаках зимы; Развивать умения анализир...