Главные вкладки

    Педагогический проект «Этот загадочный космос» старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
    проект по окружающему миру (старшая группа)

    Толкачева Татьяна Юрьевна

    Этот педагогический проект направлен на формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_etot_zagadochnyy_kosmos.docx40.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 126 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

    ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА  САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

    Педагогический  проект

    «Этот загадочный космос»

    старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

    группы «Звездочка»

                                                           

                                                     Выполнили:     воспитатель-Толкачева Т.Ю.

                                                                     воспитатель-Троицкая Т.Н.

                                                             учитель-логопед Голубятникова Н.А.

                                                                 

                                                                                                                                                               

    Санкт- Петербург

    апрель 2018г.

    Проблема: современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.

     С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Возраст почемучек – самый замечательный возраст для детей. Малыши активно познают мир, открывают для себя новые истины. С раннего возраста им интересны загадки Вселенной. Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности Солнечной системы, о Юрии Гагарине – первом космонавте Земли и поможет систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности.

    Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.

    Задачи проекта:

    1. Обогащение представлений детей о первом космонавте, о значении первого полёта в космос Юрия Алексеевича Гагарина, о празднике – День Космонавтики.
    2. Систематизация представлений детей и применение  их в разных видах деятельности по теме.
    3. Упражнение детей в составлении небольших рассказов на любую космическую тему и развитие коммуникативных умений и навыков.
    4.  Стремление детей к поисково-познавательной, исследовательской деятельности;
    5. Активизация словаря: небо, звёзды, планеты, спутники, космонавт, Солнце, Земля, Луна, скафандр, луноход, орбитальная станция.
    6. Развитие мыслительной активности, умение наблюдать, анализировать, делать выводы
    7. Воспитание уважения и чувства гордости за достижения своего народа в космосе, уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса.

         

          Коррекционные задачи:

    • Совершенствование лексико-грамматического строя речи.
    • Автоматизация поставленных звуков (свистящих, шипящих, соноров) в речи.
    • Развитие фонематического слуха и речевого  дыхания.
    • Закрепление навыков звукового анализа слов (двух, трех сложных).
    • Умение дифференцировать звуки в речи.
    • Развитие  связной речи – составлять рассказ по картинкам, задавать вопрос и отвечать на вопросы простым распространённым предложением.
    • Обогащение словарного  запаса  за счет слов: космос, планеты,  солнечная система, космонавт, орбитальная станция, невесомость, орбита, метеорит, скафандр.
    • Развитие общей  и мелкой моторики.
    • Развитие  психических процессов: внимание, память, мышление

    Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель.

    Тип проекта: Познавательно - творческий, групповой.

    Продолжительность проекта: краткосрочный (вторая  неделя апреля).

    Ожидаемый результат

     На уровне ребенка

    Предполагаем, что ознакомление детей с космосом позволит:

    • Сформировать у детей более точные представления о космосе и отечественной космонавтике, первом в мире космонавте и строении Солнечной системы, о конструкторах космических станций и кораблей, космонавтах – испытателях;
    • Активизировать и пополнить словарный запас детей, развить связную речь по теме проекта;
    • Совершенствовать монологическую форму речи, тем самым повысить речевую активность детей;
    • Сформировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы
    • Систематизировать полученные знания и применять их в различных видах детской деятельности;
    • Сформировать у детей способность активного слушателя;
    • Воспитать патриотические чувства у дошкольников;
    • Укрепить дружеские отношения между родителями и желание помогать детям реализации данного проекта.

    На уровне педагогов:

    • Повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование, саморазвитие.
    • Поиск, развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах освоение космоса, планет и т. д..
    • Умение гибко подходить к планированию с учетом интересов детей.
    • Использование в планировании воспитательно-образовательной работы педагога технологию - проектный метод, который позволяет заниматься ребенку исследовательской, познавательной, продуктивной деятельностью.
    • Обеспечение реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
    • Создание условия для самостоятельной и совместной с взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
    • Пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Космос».

              На уровне родителей:

    • Привлечение  родителей к активному  участию в проектной деятельности группы;
    • Налаживание тесного  контакта не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы;
    • Участие родителей в совместных мероприятиях, выставках, экскурсиях.
    • Повышение педагогической компетентности родителей.
    • Ознакомление родителей с предстоящим проектом, его задачами и представить отдельную информацию в родительском уголке;

    На уровне предметно-развивающей среды:

    • Обогащение библиотеки в группе: подбор художественной литературы, энциклопедий по теме космос.
    • Сочинение сказок о космосе, о пришельцах,  летающих тарелках, другие творческие варианты.
    • Изготовление дидактических и настольно – печатных игр  для детей: «Собери летательный аппарат», «Найди, кто спрятался на планетах», изготовленные самостоятельно детьми.
    • Пополнение и обогащение предметно-развивающей среды в группе: наглядные пособия, картины,  фигурки, макеты земли, глобус,  раскраски, изготовления шаблонов и трафаретов.

    Этапы реализации проекта «Этот загадочный космос»

    Этапы

    Цель

    Содержание

    Формы

    сотрудничества

    1 этап – подготови

    тельный

    Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта.

    Сформировать проблему.

    Определить цели и задачи развития и обучения.

    Обогащение предметно-развивающей среды.

    Сбор информации: подбор иллюстраций, литературы.

    Консультация для родителей: «Как правильно знакомить детей с  космосом»

    Беседы.

    2 этап - проектиро-вочный

    Помощь в планировании   деятельности.

    Распределение заданий в работе над проектом между участниками, координация действий педагогов и родителей по созданию предметно-развивающей среды, разработка основных методических материалов по теме. Предложить различные способы презентации.

    Объединение детей и родителей в рабочие группы.

    Работа в творческих группе педагогов, участвующих в проекте

    Распределение амплуа.

    3-й этап

    Практический

    Получение продукта, результата проектной деятельности за счёт выполнения определённых действий.

    Исследование, сбор данных, интерпретация результатов, представление результатов.

    Реализация проекта с участием родителей, Выставка совместных творческих работ детей с родителями на тему: «Мое созвездие»

    4 этап аналитический

    Рефлексия и коррекция

    Дискуссия по теме

    Продукт деятельности готовят к презентации.

    5 этап заключительный

    Презентация проекта.

    Анализ деятельности по проекту.

               

    План мероприятий по реализации мероприятий

    «Этот загадочный космос»

    Образовательная область

    Содержание деятельности

    Познавательное развитие

    Беседы: «Голубая планета – Земля», «Что такое космос»?, «Планеты Солнечной системы», «Первый полет в космос», «Каким должен быть космонавт», «Солнце - источник жизни на Земле».
     Просмотр презентаций и мультфильмов: "Тайна третей планеты", "Белка и Стрелка", «Тайна красной планеты». «Загадочная планета». «Незнайка на Луне».

    Настольные  игры: пазл «Космодром», «Собери ракету», «Четвертый лишний»

    Опыты и эксперименты:

    Опыт с лучом света

    Опыт «Почему день сменяется ночью?»

    Опыт «Как тучи мешают проводить астрономические наблюдения. Что к нам ближе солнце или тучи?»

    Моделирование созвездий из  пластмассовых или картонных звездочек  

    Рассматривание альбома: «Летательные аппараты»

    Дидактические игры:

    «Восстанови порядок в солнечной системе»

    «Подбери созвездие»

    «Найди недостающую ракету»

    «Добавь словечко», «Куда летят ракеты»

    Конструктивные игры:

     Складывание созвездий из мозаики,  из деревянного конструктора- «Космический корабль».

    Наблюдения:

    - за солнцем в разные части суток;

    - за небом и звёздами в тёмное время суток;

    - за луной и фазами луны.

    Речевое развитие

    Рассказывание по картинкам: «На чем люди летают в космос», «Космонавты на космодроме»

    Придумывание рассказа на тему «Космическое путешествие».
    Космическая фантазия: «Что увидел космонавт в космосе».

    Загадывание и отгадывание загадок на теме: космос, солнечная система, созвездия.

    Сочинение сказок: «Инопланетяне», «Как я летал на летательной тарелке».

    Чтение художественной литературы:

     Г.Юрлин «Что внутри?».

    Рассказ «Счастливого пути, космонавты» Е.П.Левитан «Твоя Вселенная», Е.П.Левитан «Звёздные сказки», К.А.Порцевский «Моя первая книга о Космосе», Л. Талимонова «Сказки о созвездиях».

    Заучивание стихотворений:

    В. Степанов «Ю.Гагарин»

    А. Хайт «Планеты»

    Художественно – эстетическое воспитание

    Рисование: «Путь к звёздам», «Загадочный космос» «Лунный пейзаж», « Космическая фантазия»

    Лепка: «Космонавт в скафандре», из скульптурной глины «Летающие тарелки и пришельцы из космоса».

    Аппликация: «Ракеты - на взлет»

    Слушание космической музыки.

    Музыкальные произведения, песни:

    «Мы в космос улетаем на работу»

    «Я-Земля!».

    «Знаете, каким он парнем был!».

    "На пыльных тропинках далёких планет...".

    "И на Марсе будут яблони цвести".

    Копилка мудрых мыслей - разучивание пословиц, поговорок, загадок о космосе и космонавтах.

    Физическое развитие

    Подвижные игры: «Быстрые ракеты»,

     « Космическая эстафета»,   «Невесомость»,

    «Космический полёт», «Космонавты»,   «Невесомость», «Метеоритный дождь», «Ракетодром»   

    Спортивное развлечение: «Мы в космос полететь хотим!»

    Игра-аттракцион: «Космическая команда».

    Эстафета: «Сильные, ловкие, быстрые».

    Игра – импровизация:

    «Обитатели космоса». (Плавные движения космонавтов в невесомости под «космическую» музыку.)

    Социально- коммуникативное развитие

    Сюжетно – ролевые игры: «Космическое путешествие», «Мы летим к другим планетам»

    Режиссерская игра: с мелкими игрушками «Космические путешествия с Фиксиками»

    Знакомство с трудом взрослых: космонавт.

    Коррекционная работа

    Словесные игры: «Назови лишний предмет», «Опиши и расскажи про планеты», «Сколько ракет полетело вправо, сколько влево?», «Волшебные стрелочки», «Отгадай и расскажи», «Сгруппируйте слова по жанрам», «Продолжи цепочку слов»

    Игровые упражнения на развитие мелкой моторики: «Составьте изображения космодрома и ракет из геометрических фигур», «Составь орнамент»

    Пальчиковая гимнастика: «Куда летят ракеты», «Быстрые ракеты»

    Работа с родителями

    Стендовая информация для родителей: «Как познакомить дошкольников с космосом»,

    «Занимательные опыты и эксперименты»

    Знакомство родителей с ходом реализации проекта через беседы и информационные стенды

    Рекомендации о посещении детей  с родителями планетария.

    Поделки детей совместно с родителями ко дню «Космонавтики»

    Литература:

    1. Алдонина Р.П. О звёздах и планетах - М., 2000 г.
    2. Астрономия и космос. Детская энциклопедия – М., 2008 г.
    3. Бул М. Космос. Всё обо всём – М., 2001 г.
    4. Г.Юрмин, А.Дитрих. Потомучка. Веселая энциклопедия.- Москва, 1999.
    5. Калашников В. О звездах и планетах.
    6. Космос. Детская энциклопедия. -Москва, 2000.
    7. Кочнев С.А. Триста вопросов и ответов о Земле и Вселенной –Ярославль, 1997
    8. Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах.- Москва,1981.
    9. Леонов А. Я выхожу в космос.- Москва,1985.
    10. Майорова Р. Игры и рассказы о космосе – М., 1999 г.
    11. Почемучка. Под ред. А.Алексина.- Москва, 1992.
    12. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой,      Т.С.Комаровой, М. «Мозаика-Синтез», 2005.
    13. Синицын В. Первый космонавт – М., 1981 г.
    14. Скоролупова О.А. Покорение космоса. – 2-е изд., Москва, 2007
    15. Шорыгина Т.А. О космосе – М., 2005 г.
    16. Энциклопедия юного учёного – М., 2001 г

    Заключение

    Достигнутый результат:

    1. Проект способствовал возникновению интереса к космосу, дети стали активнее участвовать в обсуждениях, диспутах, задавали много вопросов о космосе и планетах.

    2. Дошколята узнали о первом космонавте, о значении первого полёта в космос Юрия Алексеевича Гагарина, и о празднике – День Космонавтики.

    3. Некоторые дети, по собственной инициативе, подготовили рассказы о космосе и уверенно презентовали их перед своими товарищами.

    4. Проект способствовал обогащению словаря детей. В речи детей стали появляться такие слова как Вселенная, Солнечная система, Галактика, орбитальная станция, невесомость, орбита, метеорит, скафандр. Большинство детей запомнили названия всех планет.

    5. Интерес детей к теме космоса способствовал повышению речевой активности детей, возникновению желания и дальше узнавать новую информацию о космосе.

    6. У детей появилось чувство уважения и гордости за достижения своего народа, желание больше тренироваться, чтобы быть смелыми, сильным и выносливым, как космонавты.

    7. Проект укрепил дружеские отношения между родителями, детьми и сотрудниками, способствовал желанию сотрудничать, помогать детям в его реализации.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект логопедической НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по лексической теме «Космос»

    Конспект логопедической НОД направлен на развитие лексико=грамматических категорий и связной речи детей с ОНР. Информация также будет полезна для педагогов ДОУ....

    Родительское собрание в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

    Сценарий родительского собрания в старшей группе .Время проведения: I период обучения, сентябрь-октябрь.План проведения: 1. Что такое «логопедия»? Кто такой логопед? 2. Особенности логопедич...

    КОНСПЕКТ открытого интегрированного показа непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя «Что мы знаем о космосе».

    КОНСПЕКТ открытого интегрированного показа непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя «Чт...

    Сценарий физкультурного досуга «Полёт в космос» в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР от 5 лет до 6 лет

    Предлагаю Вашему вниманию конспект сценария физкультурного досуга в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР от 5 лет до 6 лет в рамках лексической недели "Космос" на тему «...

    КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Этот удивительный космос.

    Программное содержание:Расширять и закреплять знания детей о космосе, космонавтах.  Формировать умение составлять предложения по опорным словам. Расширять, обогащать глагольный словарь. Упра...

    Информационно-творческий проект Тема: "Этот загадочный Космос" (старшая группа)

    Человечество во все времена манил, будоражил воображение этот загадочный космос. Люди стали задумываться, а можно ли ближе и больше узнать о нем?Прошли века с тех пор, как человек первый раз целенапра...