Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе "Спасение весны"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Осипова Татьяна Александровна

Форма организации: квест-игра, групповая.

Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет).

Цель: систематизировать знания детей о весенних изменениях в природе.

Задачи:

 Познавательное развитие

–   Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.

– Развить  наблюдательность, внимание, логическое мышление; обогащать  словарный запас; развить речь как средство общения.

– Совершенствовать знания о геометрических фигурах,  навыки счёта в пределах 8, закреплять навыки прямого и обратного счёта.

Речевое развитие

– развитие слухового внимания и фонематического восприятия, закреплять умение делить слова на слоги, выделять в словах заданные звуки, проводить звуковой анализ слова, качественно характеризовать звуки, составлять предложения с союзом «потому что».

Социально-коммуникативное развитие

– формировать умение договариваться, действовать парами, в команде.

– развивать эмоциональную отзывчивость

– стимулировать активность, самостоятельность

Физическое развитие:

   – Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, через динамические паузы на занятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект НОД78.5 КБ
Office presentation icon презентация2.41 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 12

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Спасение весны»

Разработала:

Осипова Татьяна Александровна,

воспитатель высшей

квалификационной категории

г. Зея,

2019 год

Форма организации: квест-игра, групповая.

Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет).

Цель: систематизировать знания детей о весенних изменениях в природе.

Задачи:

 Познавательное развитие

   Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.

– Развить  наблюдательность, внимание, логическое мышление; обогащать  словарный запас; развить речь как средство общения.

Совершенствовать знания о геометрических фигурах,  навыки счёта в пределах 8, закреплять навыки прямого и обратного счёта.

Речевое развитие

развитие слухового внимания и фонематического восприятия, закреплять умение делить слова на слоги, выделять в словах заданные звуки, проводить звуковой анализ слова, качественно характеризовать звуки, составлять предложения с союзом «потому что».

Социально-коммуникативное развитие

– формировать умение договариваться, действовать парами, в команде.

– развивать эмоциональную отзывчивость

– стимулировать активность, самостоятельность

Физическое развитие:

   – Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, через динамические паузы на занятии.

 

 Предварительная работа: наблюдения на прогулке за весенними признаками, чтение стихотворений и рассказов о весне, загадывание загадок, рассматривание альбомов и иллюстраций по теме, прослушивание музыкальных произведений по теме

Материалы и оборудование: мультимедийная установка; фишки для звукового анализа слова (зелёный, красный, синий цвет); портрет Весны, разрезанный на части; картинка с зашифрованным словом «сосна», на обороте картинка сосны; набор геометрических фигур; облака с цифрами от 1 до 8.

Используемая литература:

 https://dohcolonoc.ru/razvivayushchie-igry/3813-ekologicheskie-igry-i-uprazhneniya-dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Слайд 1. – Я получила письмо от Весны. «Здравствуйте ребята, знаю, что вы меня очень ждете, но я не могу к вам прийти. Старушка зима похитила меня, спрятала у себя в избушке и не выпускает. Помогите мне. Зима разбила мой портрет. Соберите его осколки, составьте портрет заново, и я вступлю в свои права. Смело задания выполняйте и из беды меня выручайте».

– Что произошло с весной? (её похитила Зима)

–  Что мы должны сделать? (спасти Весну, собрать портрет)

–  Как мы будем её спасать? (Смело задания выполняйте и из беды меня выручайте). 

–  Выполняем задание – получаем часть портрета.

– Ну что ж! начнём акцию по спасению Весны?

– А что такое весна? Как вы думаете?

 Какие приметы весны вы знаете? (Тает снег, солнце светит ярче, появляются сосульки, прилетают птицы, текут ручьи, животные просыпаются, появляются детеныши, меняют окраску, распускаются первые цветы).

Игра «Хорошо – плохо». Составьте предложение о том, что хорошего и что плохого в весне, со словами «потому что». (Мне нравится весна, потому что…)

– Назовите весенние месяцы.

– Назовите весенний месяц, который состоит их одного слога (март, май)

– Сколько слогов в слове апрель? (2)

– Название какого месяца заканчивается на согласный твёрдый звук? (март)

– Название какого весеннего месяца начинается на гласный звук? (апрель)

После какого времени года наступает весна? (после зимы)

– Покажите столько пальцев, сколько слогов в слове зима.

– Пройдите к столам. Это звуковые фишки. Они нам помогут определить звуки в слове зима по порядку.

– Давайте сделаем звуковой анализ слова зима.  

– Какой первый звук в слове? Какого цвета фишку поставим?

 (зима)

– Что такое проталины? (Проталины – это то место, где растаял снег и появились первые островки земли)

– Где появляются первые проталины? (на пригорках, открытых местах).

– Какой месяц называют протальником? (Март протальник).

– Под каким номером на слайде вы видите проталины?

Слайд 2.   

– Как называется первый весенний цветок? (Подснежник).

– Почему его так называют? (Появляется из-под снега).

– Под каким номером на слайде вы видите подснежник?

Слайд 3.         

– Апрель в народе издавна называли ледолом, снегосгон. Почему? (На водоемах – ледоход, сходит снег). Кто или что и куда гонит, сгоняет снег?

– Какие слова  спрятались в слове ледолом, ледосгон?

– А май называют цветень. Как вы думаете, почему? (Распускаются листья, цветут цветы, солнце греет).

– Определите на слайдах весенние месяцы

Слайд 4.            

Получают части портрета, а с ним и подсказку, куда идти дальше.

Приёмная

2 Задание: Пришли и сели на ковер.

– Мы сказали, что весной возвращаются перелётные птицы.

– Почему они возвращаются? (здесь их дом, Родина, появилась еда).

– Что происходит в их жизни с прилётом на родину? (строить гнёзда, выращивать птенцов)

– Отгадайте, о каких перелётных птицах идёт речь. Если догадались о ком идёт речь, поднимаете руку.

Кукушка. Эта птица известна всем людям. У неё беспокойный характер, она  не любит общаться с другими птицами.

Любимое блюдо этой птицы – мохнатые гусеницы. Желудок только этой птицы может переварить волоски гусениц.

Эта птица никогда не строят себе гнёзд и не высиживают птенцов. Свои яйца она подкладывает в гнёзда других птиц.

Приёмные родители не замечают появление чужого яйца, т.к. это яйцо по размерам и окраске очень походит на яйца тех птиц, в чьи гнёзда его подкладывают.

Рождённые дети этой птицы начинают выбрасывать из гнезда яйца или других птенцов – своих приёмных братьев. Этот птенец должен остаться в гнезде один и приёмные родители, иногда намного меньшие по размеру, должны выкармливать прожорливого подкидыша.

Журавль. Эти птицы живут и строят гнезда на болотах, около рек, озер с высокой растительностью, в самых глухих, заросших местах. Из года в год они занимают одно и то же место. Иногда строят гнездо прямо посреди воды: получаются плавучие домики, которые они очень старательно охраняют.

На обед эти птицы очень любят лягушек, мелкую рыбу, мышей, крупных насекомых. А на десерт едят клюкву и другие ягоды. Еще они любят пообедать на плохо убранных полях горохом, овсом, пшеницей и другими семенами.

Несколько слов скажу о так называемых «танцах» журавлей.

А ещё эти птицы танцуют. Они собираются на определенных местах целыми компаниями, образуют круг и по очереди парами или поодиночке проделывают различные движения: прыгают, развернув крылья, кланяются, пробегаются зигзагом, прогуливаются, высоко поднимая ноги, и делают другие необычные вещи.

Утка кряква. Это водоплавающая птица. Они обитают на берегах пресных рек и озёр.

Питаются эти птицы растительной пищей и мелкими водными обитателями.

С помощью своего широкого клюва они процеживают воду и придонный ил, выбирая все, что может быть съедобным.

В поисках пищи они встают в воде «торчком», оставляя на поверхности только лапки и хвост. Таким образом, они пытаются дотянуться клювом до растений, растущих на дне водоема.

Выращиванием потомства занимается только самка. Только что вылупившиеся птенчики принимают за свою мать первое существо, которое увидели.

Маленькие птенцы с первых дней жизни прекрасно ходят и отлично плавают. Вместе с мамой  они резвятся в воде и пытаются добывать себе пищу.

Линяя, птицы теряют множество перьев, а значит, не могут летать.

На лапах этих птиц нет ни нервов, ни кровеносных сосудов, поэтому они могут спокойно ходить по снегу и льду, не чувствуя холода.

Игра «Четвёртый лишний»

Утка, сова, кукушка, журавль – не перелётная

Цапля, аист, дятел, гусь – не живёт у воды

Воробей, кукушка, синица, утка – не высиживает птенцов

Часть портрета. Подсказка.  

Идём туда, где мы можем быть и героями, и великанами, и встретить феечку, и съесть мороженого целый ящик. Но всё это будет только тогда, когда мы закроем глаза.

Звучит колыбельная.

3 Задание:

«Услышишь название животного  и хлопни в ладоши»

Ромашка, медведь сорока, белка, дятел, осина, корова, воробей, лиса, шиповник, сова, пальма, волк, иволга, голубь, олень, береза, енот, ласточка, сирень, тополь, еж, аист, ива, кошка, роза, ландыш, цапля, собака, курица, камыш, лошадь, петух, кабарга, яблоня, страус, лютик, попугай, тигр.

 Игра «Узнай меня»
 Надо внимательно послушать объявление и отгадать о ком идёт речь. 

1. Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.
2. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом.
3. Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья.
4. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию?
5. Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно отращу новый!
6. Всем, всем, всем! Кому нужны рога  обращайтесь ко мне.
7. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. Ку-ку!
8. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая всё это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть!

Часть портрета. Подсказка.  Вниз по лестнице, через коридор, в переход. По пути считаем ступеньки, идём по змейке и канату.

4 Задание: «Ребус». Стоит дерево. О чём пойдёт здесь речь?

Что вы видите? (дерево)

О чём будем говорить? (о деревьях)

Что происходит с деревьями весной?

– Здесь зашифровано название дерева. Назови слово по первым звукам.

Слон, одеяло, совок, ножницы, аист. (СОСНА) на обороте картинки сосна

– Как называются листья сосны? (хвоя)

– Как называют деревья, у которых листья – хвоя? (хвойные)

– Как называют деревья, ветки которых покрыты листьями? (лиственные)

– Сосна – дерево хвойное, ива – лиственное.

– Как называют лес, в котором растут сосны? (сосновый бор)

Ели,

– Как называют лес, в котором растут берёзы? (березняк, берёзовая роща)

– Как называются плоды сосны? (шишки)

– Какое дерево быстрее нам скажет о приближении весны, берёза или сосна? (берёза). Почему? (распустятся почки)

Какие деревья встречают весну зелёными?

На каком дереве весной появляются зелёные иголочки? (лиственница)

На каких деревьях появляются белые пушистые шарики? ива

Часть портрета. Подсказка. Идём туда, где звучат песни, стихи и на нас любуются наши мамочки. Двумя ногами в обруч, руки на поясе.

Задание 5. «Реши примеры»

– У вас на столе лежат геометрические фигуры. Назовите их.

– Под треугольником поставьте облако с цифрой 3.

– Под квадратом цифру 6.

– Под прямоугольником облако с цифрой 4.

– Под кругом облако с цифрой 1.

– Под овалом облако с цифрой 2.

– Под трапецией облако с цифрой 5.

– Под ромбом облако с цифрой 7.

– Под шестиугольником облако с цифрой 8.

– Расставьте облака от 1 до 8

– Назовите соседей облака 1, 5, 8,

–  Какой сегодня день недели?

– Какой завтра будет?

– Сколько всего дней недели?

– Какой четвертый день недели?

– Назовите рабочие дни.

Вот все части портрета вы нашли. Теперь надо его собрать.

Весна: Спасибо, что спасли меня. Трудно было? Какие задания выполняли?

Играем в ручеёк с весной

А теперь гулять.

                                                                                   

         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

1 2 4 3

Слайд 5

1 3 4 2

Слайд 7

1 2 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной конструктивной деятельности в образовательной области «Познание» - Оригами в старшей группе.Тема: « Цветущая весна»

Развивать воображение, внимание, пространственное мышление, творческие способности детей; композиционные умения; мелкую моторику рук....

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи "К нам весна пришла"

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи...

Конспект непосредственной образовательной организованной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) в старшей группе по теме «Путешествие по сказке». Составила воспитатель Быкова О.Н

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) по теме "Путешествие по сказке". Составила воспитатель Быкова О.Н....

Конспект непосредственно образовательной совместной деятельности с детьми второй младшей группы «Грач на горе - весна на дворе»

Младший дошкольный возраст - важный этап в жизни каждого ребенка. В этот период происходит активное овладение механизмами социализации, усвоение норм социального поведения. Проблема социализации лично...

План - конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности в старшей группе «Ах, зимушка, зима"

Задачи: 1.  Воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы, приводить примеры. Способствовать развитию у дет...