НОД "Как осенний листочек к нам в гости прилетал"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сокоренко Оксана Александровна

Открытая непосредственно образовательная деятельность  подготовительной  группе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                          Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка – детский сад «Фантазия»

Открытая непосредственно образовательная деятельность  подготовительной  группе

«Как осенний листочек к нам в гости прилетал»

                                                                                                                                                             Подготовили воспитатели:

Сокоренко О.А.

Дульцева О.П.

г. Пыть-Ях

2019 год

Тема: «Как осенний листочек к нам в гости прилетал»

Цель: формирование умений устанавливать функциональные связи и  сезонные особенности в природе, применяя различные  познавательные действия.

Задачи:

Образовательные:

  • систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
  • формировать умение  детей давать полные ответы на поставленные вопросы;
  • продолжать учить образовывать прилагательные от существительных по теме;
  • продолжать формировать умение использовать в изобразительной деятельности  метод примакивания.

Развивающие:

  •  развивать речь, обогащать словарный запас детей;
  • развивать графомоторные функции;
  • совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
  • развивать умение работать в центрах активности,  самостоятельно используя   предлагаемый материал.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание любоваться красотой окружающего мира;
  • воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности.

Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое и физическое развитие.

Формы и методы:

  • здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, динамическая пауза, самомассаж;
  • педагогические технологии: личностно-ориентированная, игровая;
  • наглядные:  показ, демонстрация;
  • словесные: беседа, вопрос-ответ, загадки, художественное слово, поговорка;
  • игровые: игровые упражнения;
  • практические: упражнения.

Оборудование:

Предварительная работа:

  • наблюдение за изменением окраски листьев деревьев на прогулке в парк и во время обзорной экскурсии по городу, подбор определений: золотой, золотистый, алый, багряный, пунцовый, лимонно-желтый;
  • заучивание названий осенних месяцев на занятии по ознакомлению с окружающим;
  •  разучивание стихотворений об осени.

Словарная работа:   непогожая,  капризна,  затяжные дожди, заморозки, пасмурная, листопад, опавшие листья.

Этапы

Содержание

Центры активности

Деятельность педагога

Деятельность ребёнка

РППС

Организационный момент.

Приветствие  

 - Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем всех  гостей.

  Ходит осень в платье ярком,

Дарит осень всем подарки.

Гроздья красные рябины-

Лизе, Вадику, Камиле.

Фартук  розовый осины-

Джамиле, Дженнет, Асиле.

 Жёлтый зонтик тополей

Ожидает всех гостей.

 В гости к осени спешите

И подарки получите.

Ну, а  мы привет вам шлем.

И от вас улыбок ждем.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом приветствия по показу педагога с использованием султанчиков-листиков

Интерактивная доска с проектором

Вводная часть Подведение к теме НОД.

 Игра «Подбери действие»

- Ребята, послушайте, что это за  звуки слышны? Как вы думаете, что может издавать такие звуки. Чтобы  узнать правильный ответ  отгадайте  загадку.

Он  с весны висел на ветке,

Был зеленый - пожелтел,

Только дунул слабый ветер,

Он уже и полетел (лист)

- Правильно ребята, это в гости к нам прилетел листочек, и он нам  хочет, что-то рассказать.

Листочек (текст в грамзаписи)

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рад, что оказался у вас в детском саду.  Я хочу рассказать вам свою историю. Родился я весной, летом рос и  становился крепче, зеленее. Крепко держался за ветку.  Но в последнее время со мной стало происходить, что-то странное.  Я стал менять цвет. Из зеленого  я  превратился в красный листик. А моих  друзей сорвал и куда-то  унес ветер. Ребята вы можете  мне объяснить, что происходит?»

Воспитатель

- Ребята, поможем, листочку понять что происходит?

- Скажите, когда листочки становятся желтыми, красными, оранжевыми? (ответы детей)

-Ребята, а что вы знаете об осени?

Рассказ (рассказ Вадима Сугундукова, подготовленный с родителями)

 

«В след за сентябрем приходит второй месяц осени - октябрь. Деревья теряют свой яркий убор, и вот уже порывы ветра качают голые ветви. Золотым ливнем сыплются листья березы, осины, клёна. Алым шёлком ложатся на землю листья рябины.  Время, когда с деревьев падают листья, называется листопадом. До глубокой осени сохраняет свой наряд дуб. А ель и пихта остаются зелеными даже под снегом. В середине осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными, льют холодные затяжные дожди, а по ночам бывают первые заморозки».

Рассказ ( рассказ Асиль Казанбиевой , подготовленный с родителями)

« В народе говорят: «осень - на дню погод восемь». Осенью природа капризна и непостоянна. Холодный дождь - примета осени. Летом дожди бывают теплые ласковые, и могут идти  даже в солнечную погоду. Осенью в остывшем воздухе влага испаряется  медленно. После дождя появляются лужи. Не пройти - не проехать!  На небе гуляют тяжелые, рыхлые, серые тучи. Чем темнее туча, тем  быстрее пойдет осенний  дождь».

Воспитатель

- Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

- Ребята, давайте  поиграем. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос.

 

Листья осенью  — Листья осенью желтеют, опадают и т.д.

Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т.д.

Урожай осенью — Урожай осенью убирают.

Птицы осенью — Птицы осенью улетают.

Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.

Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

За осенью идёт – За осенью идёт зима.

А после зимы -  После зимы наступает весна.  

После весны идёт - После весны наступает лето.

А за летом наступает – За летом наступает осень.

Потом всё повторяется в природе.

Какие осенние месяцы знаете?  - Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Назовите 2-ой осенний месяц. – Второй месяц осени – октябрь.

Назовите 3-ий осенний месяц. – Третий осенний месяц – ноябрь.

Дети слушают звуки и отгадывают загадку

(звук шелеста листьев).

Слайд №1  

Слайд №2  (рассказ листочка)

Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5

Слайд № 6

 

Слайд № 7

Мяч

Основная часть

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Реклама центров активности.

Физкультминутка

Работа в центрах  

Листочек

« Ребята, вы мне много интересного рассказали,  и теперь я понял, что со мной происходит. А что же происходит с листочками рябины, дуба, осины, клена? Неужели они просто так исчезают.

Воспитатель

- Мы расскажем тебе листочек, что даже опавшие листья создают радостное настроение. Очень приятно собирать осенние листочки и идти по ним, слушая,  как они шелестят. Ребята, давайте попросим наших гостей нам помочь изобразить шуршание  листьев с помощью листов бумаги. А мы с вами  поиграем.

Ветер по лесу летал, (плавные, волнообразные движения кистями рук)

Ветер листики считал:

Вот дубовый , (загибаем по одному пальцу на обеих руках)

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки (спокойно кладём ладони на колени)

Ветер бросил на тропинки.

- А еще осенние листочки помогут нам работать в центрах.

- В центре искусства «Волшебная кисточка» научимся рисовать осенний лес. Число мест вы узнаете,  когда сосчитаете сколько кленовых листьев на экране.

В центре  есть лист тонированной бумаги, краски, кисточки и листики гербария разной формы. В этом центре с вами будет работать Наталия Ивановна. Она работает воспитателем изобразительной деятельности.  

- В центре конструирования «Мастерилка»  у нас есть осенние листья, нитки, схема составления букета из листьев, ножницы. В этом центре вам будет помогать Ольга Петровна. В центре будут работать столько детей, сколько дубовых листьев на  экране.

- В центре математики «Считайка» есть карточка с заданием,  простые карандаши. В этом центре вам будет помогать гостья из зала, у которой на стуле прикреплён лист берёзы. В центре будут столько детей, сколько берёзовых листьев на экране.

-В центре грамоты «Говоричитай-ка» есть пазлы  с заданием.  В этом центре вам поможет Оксана Александровна. В центре будут работать столько детей, сколько листьев рябины на экране.

 

- Чтобы вам было интересно и легко работать в центрах, мы  немного поиграем.

Мы листики осенние

На веточках висели,

Нам устроил ветерок

Веселые качели.

Ветер северный подул,

Все листочки с веток сдул.

Повертел нас, покружил

И на землю опустил.

- А теперь, ребята, вы можете сделать свой выбор и занять места в центрах.

 Перед началом выполнения работы в центре изодеятельности   «Волшебная кисточка» воспитатель проводит  пальчиковую гимнастику «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого пальца

Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки

Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.

Перед началом выполнения работы в центре конструирования « Мастерилка» воспитатель проводит  самомассаж «Дождик»

Дождик бегает по крыше -      Встать друг за другом        

Бом! Бом! Бом!                            и похлопывать друг друга по спине.

По веселой звонкой крыше-

Бом! Бом! Бом!

Дома, дома посидите -               Постукивание пальчиками.

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите-

Бом! Бом! Бом!

Почитайте, поиграйте -       Поколачивание кулачками.

Бом! Бом! Бом!

А уйду - тогда гуляйте -

Бом! Бом! Бом!

Перед началом выполнения работы в центре математики «Считай-ка» воспитатель проводит  гимнастику для глаз   «Зонтик» (с зонтиком)

Зонтик у меня цветной,                                                          Яркий - красный, голубой.

( прослеживание   глазами за движением зонтика по волнистой линии 4-6 раз)

                     

Ветер осенний засвистел,

 (прослеживание глазами вверх – вниз),

Зонтик в небо полетел.

(проследить  вправо – влево)

Выше - выше - высоко…

Дальше – дальше – далеко

Кружит –  кружит зонт цветной

Яркий – красный, голубой 

 (прослеживание глазами по кругу в одну и другую стороны 4 раза)

Перед началом выполнения работы в центре грамоты «Говоричитай-ка» воспитатель проводит  дыхательную гимнастику  « Осенние листочки»

(Текст произносит  воспитатель)

Дует легкий ветерок,
И качает наш листок.
(Выдох спокойный, ненапряженный).

Дует сильный ветерок,
И качает  наш  листок.
(Сила выдоха постепенно увеличивается).

Осенние листья на ветке сидят,
Осенние листья  нам говорят:

Осиновый – А-А-А,
Рябиновый – И-И-И,
Березовый – О-О-О,
Дубовый – У-У-У.

Дети выполняют движения и  сопровождают  действия текстом

 Дети знакомятся с предложенным материалом и оборудованием центра активности

Дети выполняют движения по показу  и  сопровождают  действия текстом

Дети расходятся по центрам активности по собственному выбору

Дети в каждом центре делают гимнастики, самомассаж

Взрослые изображают шелест листьев с помощью бумаги

Слайд№8

Деятельность в центрах активности сопровождается спокойной музыкой

Заключительная часть

(Воспитатель по  сигналу приглашает всех детей на место итогового сбора)

Воспитатель

- Ребята вам понравилось работать  с осенними листочками?

-Расскажите, чем занимались в центрах и чем ещё планируете заняться?

-Какие затруднения вы испытывали?

-Все ребята и взрослые очень ответственно выполняли задание.

 Всем спасибо за совместную, общую работу!

Молодцы!  

   

Дети отвечают на вопросы,

демонстрируют свои работы сверстникам и взрослым

Слайд № 9

Выставка работ детей с презентацией


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия «Путешествие в осенний лес. Танцующие осенние листочки»

Виды детской деятельности: игровая, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, коммуникативная.ЦЕЛИ: Учить наблюдать за деревьями, кустарниками, выделять и описывать об...

« Осень золотая в гости к нам пришла, и осенние листочки в подарок принесла»

Конспект открытого занятия по формированию элементарных экологических представлений у детей 1 младшей группы....

Конспект ООД по художественному творчеству "Птицы, в гости прилетайте"

Использование нетрадиционных техник  в изобразительной деятельности....

Сценарий осеннего утренника во 2 младшей группе "Осенний листочек"

Сценарий осеннего утренника для 2 младшей группы....

Осеннее развлечение для подготовительной группы «Путешествие в Африку или путешествие осеннего листочка»

Осеннее развлечение для подготовительной группы«Путешествие в Африку или путешествие осеннего листочка»  Ведущий произносит вступительное слово....

Сценарий осеннего утренника во второй младшей группе «Осенний листочек»

Сценарий осеннего утренника во второй младшей группе «Осенний листочек»Елена Полушкина Сценарий осеннего утренника во второй младшей группе «Осенний листочек»Ведущая.Сегод...

Осенний праздник в яслях "Волшебные осенние листочки"

Праздник осени в яслях "Волшебные осенние листочки"...