НОД "ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Решетникова Светлана Валерьевна

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pokormite_ptits_zimoy.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Покормите птиц зимой».

Цель: Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста о зимующих птицах.

Задачи: 1. Уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах (воробей, синица, снегирь, голубь, сорока); продолжать учить различать зимующих и перелетных птиц. 2. Вызывать желание узнавать новые факты из жизни воробья, синицы, снегиря, голубя, сороки; расширять и активизировать словарь по теме «Птицы» (зимующие, перелетные, зимовать). 3. Развивать любознательность, познавательный интерес, внимание, воображение; воспитывать доброту, заботливое отношение, желание помогать птицам в трудное время.

Ход занятия:

Звучит музыка (звуки вьюги, ветра, метели). После прослушивания записи. Можно посмотреть презентацию про зиму.

- Ребята, какие звуки вы услышали? (звуки вьюги, ветра, метели) Эти звуки какого времени года?

- Почему вы решили, что это звуки зимы? Какая бывает зима? (снежная, суровая, морозная, злая….)

- А каких звуков мы не слышим зимой? Летом и весной они есть, а вот зимой их нет. Они такие звонкие, громкие, красивые. Эти звуки нас радуют.

- Как вы думаете, почему мы не слышим пение птиц зимой?

Вношу игрушку-зайку.

Зайка: - Здравствуйте ребята, здравствуйте Светлана Валерьевна. Я пришел просить у вас помощи?

Воспитатель: - Что случилось – зайка?

Зайка: - Почему зимой совсем не слышно птичьих голосов. Где же все птицы?

Воспитатель: - Зайка, мы как раз с ребятами разговариваем на эту тему.

- Ребята, поможем зайчику? - Кто ответит на вопрос, почему зимой совсем не слышно птичьих голосов и где же все птицы? (ответы детей)

- Как вы думаете, почему они улетели? (боятся холода и голода).

Беседа о зимующих птицах.

- Спрятались от холода насекомые, убрали урожаи на полях. Стало  очень холодно, нечего птичкам есть, вот половина птиц и улетела.

-Ребята, а как называют птиц, которые улетают на юг? (перелетные).   – Какие это птицы (ласточки, утки, лебеди, гуси, скворцы, кукушки).

-Рядом с нами остаются только те птицы, которые не боятся морозов и могут добывать себе еду даже в холодные зимы. Как мы называем таких птиц? (мы называем зимующими).

Зайка: - Интересно, а какие птицы не боятся мороза и остались зимовать вместе с нами?

Воспитатель: - А это вы узнаете, отгадав мои загадки. Отгадки ребята будут вывешивать на доску.

  • Эта маленькая пташка -
    Носит серую рубашку,
    Подбирает быстро крошки,
    И спасается от кошки……(Воробей).

- Ребята, как выглядит воробей? (Воробей – маленькая птичка с коричневой спинкой и серой грудкой. Живут воробьи стайкой. Воробьи полезные птички. Летом они питаются вредными насекомыми: бабочками, гусеницами, жуками. Зимой воробьям голодно. Они прилетают к жилью людей в поисках хлебных крошек, семечек, зерен).

  • Хоть поменьше воробья,
    Не боюсь зимы и я,
    Всем известная вам птичка.
    А зовут меня... 
    … (Синица) 

- Ребята, как выглядит синичка? Голова, горлышко, полоса вдоль груди у них чёрные, крылья и хвост голубоватые, спинка жёлто-зелёная, брюшко жёлтое, а щеки и пятно на затылке белые. Зимой они собираются маленькими стайками и ищут пропитание возле домов людей. Любят синицы свиное сало, семечки, хлебные крошки.

  • Выпал снег, но эта птица вовсе снега не боится

Эту птицу мы зовём красногрудым…  (снегирём)

- Ребята, кто из вас знает, почему его так назвали? (Снегирь - первый вестник зимы, своё название получил от слова – снег).

  • Посмотрите на балкон:
    Он с утра воркует тут.
    Эта птица - почтальон,
    Пролетит любой маршрут  …(Голубь)  

- Ребята, что любят кушать голуби?

  • Непоседа пестрая
    Птица длиннохвостая,
    Птица говорливая,
    Самая болтливая …. (Сорока)

- Ребята, кто из вас знает, чем отличается сорока от вороны?

- Зайка, посмотри, сколько много птиц остается зимовать с нами.

Воспитатель: - А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Назови ласково».

Мы встаем с вами в круг. Я бросаю мяч и называю вам слово, затем вы бросаете мне мяч обратно  и говорите как ласково его сказать. Например: (птица) а ребенок должен сказать ласково (птичка).

  • Птица – птичка
  • Перо- … (перышко)
  • Крыло — … (крылышко)
  • Хвост — …(хвостик)
  • Клюв — …(клювик)
  • Синица — …(синичка)
  • Птенец — …(птенчик)
  • Воробей — …(воробышек)
  • Голубь — … (голубок)

Зайка: - Ой, ребятки какая веселая игра у вас, ну что-то мне очень грустно. Воспитатель: - А что случилось, зайка?

Зайка: - Я тут вот думаю, а чем же питаются птицы зимой, в такой мороз?

Воспитатель: -  С приходом морозов и снегопадов птицам все труднее добывать себе корм. В такую пору зимующие птицы часто голодают. Пережить трудное время птицам помогают люди.

- Ребята, кто скажет зайчику, как мы помогаем птицам зимой? Что мы делаем, чтобы птицам не было холодно и голодно? (открыли для них «столовую»).

- Давайте подумаем,  чем можно кормить зимующих птиц?

Дидактическая игра «Покормите птиц зимой»
Поставить на стол кормушку и разложить на столе варианты корма для птиц:  конфеты,  семена подсолнечника,  пшено,  хлеб,  шоколад,  зерно,  ягоды,  морковь, сало.  
- Ребята, пожалуйста, помогите мне выбрать корм для птиц. (Дети выбирают тарелочки с нужным кормом). Каждый ребенок берет по тарелочки и определяет будет есть это птица или нет.

(Синичке можно предложить кусочек несолѐного сала, воробьям хлебные крошки, крупу, семена, вороны всеядные птицы, снегири любят семечки арбуза, тыквы, облепихи, барбариса, свиристели любят рябину, голуби любят крупу и хлеб).

Воспитатель: - Когда кормишь птиц, необходимо соблюдать некоторые правила, кто знает какие? (Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки. Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени. Кормить птиц надо регулярно, ежедневно;  нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили.  Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить и поддержать в трудное время).

-  Молодцы. Справились с заданием! Алена приготовила для вас стихотворение А. Яшина.

Покормите птиц зимой! 
Пусть со всех концов, 
К вам слетятся, как домой, 
Стайки на крыльцо. 
Небогаты их корма. 
Горсть зерна нужна, 
Горсть одна — и не страшна, 
Будет им зима. 
Сколько гибнет их — не счесть, 
Видеть тяжело. 
А ведь в нашем сердце есть, 
И для птиц тепло. 
Разве можно забывать: 
Улететь могли, 
А остались зимовать, 
Заодно с людьми. 
Приучите птиц в мороз, 
К своему окну, 
Чтоб без песен не пришлось 
Нам встречать весну!
 

Молодец! Отличное стихотворение приготовила для нас….

Зайка: - Ну, все ребята,  я побежал  в лес и обязательно подготовлю для птичек вкусную морковку, у меня много ее заготовлено. Спасибо вам ребята. Много нового и интересного я от вас узнал.

Заяц уходит.

Воспитатель: - Здорово мы с вами поиграли и определили, какой корм любят наши птицы, а теперь я вам предлагаю сделать необычное угощение для наших птиц - это вкусное печенье.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите на наше дерево, сколько много птиц прилетело. Я думаю, они очень обрадуются, когда его попробуют.                              ( Воспитатель обращает внимание детей на доску где изображено дерево с зимующими птицами, которых мы поместили туда, когда отгадывали загадки)

Воспитатель: - Ну, что приготовим печенье для птиц?

 (Делаем печенье для птиц  под музыку).

Для приготовления печенья нам понадобятся ранее отобранный корм в тарелочках: семена подсолнечника, пшено, хлеб, зерно, ягоды, морковь, сало, а так же

  • 1 пакетик желатина;
  • 3 ст. л. сахарного сиропа;
  • 1/4 стакана муки;
  • Трубочки для коктейля и шпагат для подвешивания.

 (Растворяем пакетик желатина в половине чашки горячей воды. Добавляем муку и сироп, а потом корм для птиц. Все перемешиваем. Смажем форму для кекса маслом, можно также использовать форму для печенья, выложим смесь в форму и поставить на холод до застывания).

- Сейчас мы будем делать тесто. Каждый из вас берет тарелочку с кормом с нашего подноса и по очереди высыпает мне в таз. Пока я замешиваю тесто, вы берите себе формочки и подходите ко мне я буду накладывать тесто, а вы его хорошенько разровняете. Затем берем ягодки и украшаем. Так же нужно вставить трубочки, чтобы было отверстие для веревочки, мы печенье подвяжем и повесим на дерево.

Собираем печенье на разнос. – Подойдите и посмотрите,  какое красивое печенье у нас получилось.

-Какое тебе печенье нравится? А почему? 2-3 ребенка.

- Ну, а теперь, чтобы мы смогли угостить нашим печеньем птиц, нужно дать время ему застыть. Давайте поставим наши формочки на поднос и немного подождем. А чтобы вы и наши гости увидели,  что должно получиться, я вам покажу уже застывшее печенье. Вот такие у нас получатся. Сегодня когда мы пойдем на прогулку, мы угостим наших пернатых друзей.

- Ребята, чем мы сегодня занимались? Кто к нам сегодня приходил в гости? Зачем он приходил? О ком сегодня мы с вами говорили? О каких птицах? Что мы делали для птиц?

Что вам понравилось больше всего? Что узнали нового?

- Мне очень понравилось, как вы отвечали сегодня на вопросы, отгадывали загадки, какие красивое печенье сделали для птиц. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Покормите птиц зимой! Кто поможет птицам зимой? Конечно, заботливые малыши! Мастерить кормушки – занятие такое интересное!"

Зима – тяжёлое время года для птиц. Зимой пернатым не до весёлого чириканья – весь короткий световой день уходит на поиски пропитания.  Маленькие птички должны часто есть, чтобы ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Лепбук "Зимующие птицы" Экологическое воспитание дошкольников.Знакомство детей с птицами, зимующие в нашей местности.

Лепбук «Зимующие птицы» Экологическое воспитание дошкольников. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно...

Конспект интегрированного познавательного занятия «Зимующие птицы» «Покормите птиц зимой...» с применением ИКТ (старшая группа)

Конспект интегрированного познавательного занятия "Покормите птиц зимой..." с применением ИКТ в старшей группе....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...