Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Экологический светофор"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ирина Дмитриевна Белякина

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_ekologicheskiy_svetofor.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе

Тема. «Экологический светофор»

Цель: воспитывать экологическую культуру, осознанное гуманное отношение к природе.

Задачи:

Образовательные: расширять представления детей о характерных признаках весны; закрепить знания о правилах поведения в лесу, приёмов бережного отношения к природе; формировать умение различать геометрические фигуры, цвет, ориентироваться на листе.

Развивающая: развивать связную речь, пополнить словарный запас; развивать умение согласовывать имена существительные с прилагательными, называть детенышей диких животных.

Воспитательная: воспитывать выдержку, проявлять терпение, дружеские качества.

Ход непосредственно образовательнойдеятельности

1. Организационный момент (играет спокойная музыка):

Что за чудо-чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая.

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья!

Сильные руки не бросятся в драку,

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить.

Чуткие руки умеют дружить!

2. Мотивация деятельности.

- Какое время года сейчас? (Весна)

- Посмотрите пожалуйста на эту картинку. Как можно рассказать про весну? Какая она бывает?

(цветущая, звенящая, прекрасная, зеленая, долгожданная, веселая, теплая, сырая, солнечная, холодная, радостная, светлая, радужная, дождливая, звонкая.)

Игра «Хорошо-плохо»

- Весной хорошо. Почему?

(Солнце весной светит ярче, дни становятся длиннее, растаял снег, начинают распускаться на деревьях листочки, цветут цветы, прилетают перелетные птицы)

- Весной плохо. Почему?

(Часто идут дожди, грязно, воздух сырой).

Звучит аудиозапись (голоса леса)

- Что за звуки вы слышите? (весенняя капель)

- Где подобные звуки мы можем услышать? (в лесу, в парке …)

Показ слайдов

(слайды с изображением весеннего леса) 3-4

- Посмотрите пожалуйста на эти картины. Что можно рассказать про весенний лес лес? Какой он?

(Сказочный,  дремучий, таинственный, большой, зеленый, красивый, прекрасный, шумный, тихий, цветущий.)

- Приглашаю вас в  весенний лес. А перенесут нас туда волшебные капельки.

(под музыку дети кружаться).

3. Закрепление изученного материала.

- Вот мы с вами оказались в весеннем лесу. Давайте все вместе произнесём чистоговорку четко и ясно.

Чистоговорка

Ла - Ла - Ла - к нам пришла весна.

Ло - ло - ло - на улице тепло.

Пель - пель - пель - на улице капель.

Ля - ля - ля - расцветай земля!

- А сейчас давайте покажем, как мы будем шагать по лесу.

Динамическая пауза «В путь».

В весенний лес мы шагаем (дети маршируют)

Ноги выше поднимаем (высоко поднимая колено)

Потопают ножки по прямой дорожке (топаем ногами)

И похлопаем в ладошки

Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).

Мы погреемся немножко (обнимают за плечи себя).

Ножки тоже мы погреем

Мы потопаем скорее (ходьба по кругу, взявшись за руки)

Топ, топ, топ (останавливаются и притопывают).

- Ой, какие вы у меня молодцы! Ребята, посмотрите, а для чего в лесу поставлен светофор?

Игра «Экологический светофор».

(на мольберте светофор)

(Чтобы ребята соблюдали правила поведения в лесу.)

- Я буду показывать вам сигналы светофора, а вы будете называть, что они означают.

(Красный цвет говорит об опасности. Жёлтый предупреждает. Зелёный разрешает, что нужно сделать).

- Как называются животные, живущие в лесу? (Дикие).

- Назовите обитателей зимнего леса.

- Посмотрите, как выглядят дикие животные?

(Показ слайдов)

Медведь - большой, неуклюжий.

Белка - маленькая, ловкая.

Лось - сильный, могучий.

Заяц - слабый, трусливый.

Волк - злой, серый.

Лиса - хитрая, пушистая.

- Скажите, а кто весной появляются у диких животных? (Детеныши)

- Верно! Назовите детенышей: медведя, белки, лося, зайца, волка, лисы.

- Правильно, молодцы! А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Чей дом?»

Игра «Чей дом?»

- Назовите жилище диких животных.

(Воспитатель следит, чтобы воспитанники отвечали развёрнутой фразой)

Медведь живёт в берлоге.

Белка живёт в дупле.

Волк живёт в логове.

Заяц живёт под кустом.

Лиса живёт в норе.

Заключение: Лес для зверушек - это родной и любимый дом.

Динамическая пауза «Лиса».

- Дети, давайте представим, что мы с вами лисички и немного поиграем.

У лисицы острый нос (показывает)

У неё пушистый хвост, (поглаживает хвост, бока, грудь)

Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты.

Лиса павою похаживает,

Шубу пышную поглаживает. (ходят по кругу, покачивая головой)

Я охотница до птицы!

Кур ловить я мастерица!

Как увижу, подкрадусь

И тихонько затаюсь. (тихонько крадутся и пригибаются)

После прыгну и схвачу,

Деткам в норку отнесу! (вскакивают, хватают и уносят добычу)

Решение проблемных ситуаций

Проблемная ситуация 1

Под ёлочкой лиса с перевязанной лапой.

- Ребята, посмотрите, под ёлочкой лиса с порезанной лапкой. Обо что поранилась лиса? (бутылку, жестяную банку).

- Почему так произошло? (человек оставил мусор)

Правило! Нельзя в лесу раскидывать мусор (у светофора зажигается красный свет)! Посмотрите на эти знаки и выберите тот, который подходит к этой ситуации.

Проблемная ситуация 2

Рычит медведь на расшумевшихся ребят.

- Посмотрите, а тут рычит медведь. «Вы что расшумелись, спать мне не даёте?»

Какое правило следует? (В лесу шуметь нельзя.)

Ставим красный знак у светофора.

Вывод: В лесу человек - гость. Он обязан соблюдать определённые правила, чтобы не нарушать жизнь его обитателей.

Проблемная ситуация 3

- Весной трудно живётся птичкам и животным, потому что еще мало корма. Как помочь обитателям леса зимой? (насыпать в кормушку корм для птиц и класть корм для белочек) (насыпаем корм в кормушку)

Правило! Помогай братьям меньшим. («Зажечь» на светофоре жёлтый свет).

- Ребята, нам пора возвращаться домой. Давайте сфотографируем красоту весеннего леса на память («Зажигается» зелёный свет).

- Какой вывод сделаем? (Можно фотографировать природу).

- Ребята, посмотрите, какие знаки у нас ещё остались? Что они означают?

- Молодцы, верно ответили!

- Вот ребята, наше время заканчивается и нам пора возвращаться домой. (Зажигается красный свет?)

- Ой, погодите, погодите. Ребята, светофор нам говорит, что нельзя нам возвращаться в группу, пока мы не выполним задания. Согласны? (Да)

Дидактическая игра «Узнай фигуру».

- Тогда подойдите к столу, перед вами карточки, на которых изображены деревья с кронами, похожими на геометрические фигуры. Сосчитайте, сколько всего деревьев на рисунке? (Пять деревьев).
- Покажите дерево, с кроной похожей на круг (овал, треугольник, прямоугольник, квадрат). 
- Какое по счету дерево с круглой кроной (овальной, треугольной, прямоугольной, квадратной)?

- Назовите дерево, которое находится между деревьями с овальной и треугольной кроной.

- Назовите дерево, которое стоит между деревьями с треугольной и прямоугольной кроной.

- Назовите дерево, которое стоит перед деревом с овальной кроной.

- Назовите дерево, которое стоит после дерева с треугольной кроной.

Упражнение «Расставь геометрические фигуры на листе»

- А сейчас возьмите с края стола листы бумаги и приготовленные для работы картонные геометрические фигуры.

- Поставь квадрат в правый верхний угол.
- Поставь круг в середину листа.
- Поставьте треугольник в левый нижний угол.
- Поставьте овал в левый верхний угол.
- Поставьте треугольник в правый нижний угол.

- Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием. Теперь нам можно возвращаться в группу? (Зажигается зеленый свет)

 Подойдите ко мне поближе.

Ну - ка, все встали в круг

За руки все взялись вдруг.

Будем рядом стоять

Ручками махать.

Целый час мы занимались

И немножко баловались

А теперь детвора

Всем домой пора.

- Вот и вернулись мы с вами в нашу группу.

4. Подведение итога.

- Ребята, мне очень жаль, но наше занятие подошло к концу. Мне с вами было очень интересно. Давайте вспомним, где мы сегодня с вами были? (в лесу)

- Вам там понравилось? (да)

- О ком мы с вами говорили на занятии? (о диких животных)

- А что мы еще в лесу видели? (светофор)

- А зачем он нужен в лесу? (ответы)

- А какие правила леса мы знаем? (ответы)

- Молодцы, я благодарю вас за работу. А сейчас можете отдыхать.

Самоанализ.

  Так как сейчас у нас в стране объявлен год экологии, мною было проведено занятие в старшей группе на тему: «Экологический светофор».

Цель занятия: воспитывать экологическую культуру, осознанное гуманное отношение к природе.

Задачи занятия:

Образовательные: расширять представления детей о характерных признаках весны; закрепить знания о правилах поведения в лесу, приёмов бережного отношения к природе; формировать умение различать геометрические фигуры, цвет, ориентироваться на листе.

Развивающая: развивать связную речь, пополнить словарный запас; развивать умение согласовывать имена существительные с прилагательными, называть детенышей диких животных.

Воспитательная: воспитывать выдержку, проявлять терпение, дружеские качества.

Организационная деятельность, подготовка к занятию.
 Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме .
 На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности, а также применялись ИКТ в качестве мощного инструмента развития мотивации общеобразовательного процесса. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.
 Организационный прием «Приветствие» в стихотворной форме был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений внутри детского коллектива.

  Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. На протяжении всего занятия - перемещение по группе,  во время поиска выхода из проблемной ситуации с лисой, медведем. На занятии использовались физминутки.  Быстрая сменяемость приемов и движение детей по группе в течение занятия позволили избежать утомляемости детей. Дети чувствовали себя комфортно.

Дидактическая деятельность воспитателя:
 
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей: речевое развитие - развитие связной речи, пополнение словарного запаса; развитие умений согласовывать имена существительные с прилагательными, называть детенышей диких животных; познавательное развитие - обобщение представления детей о характерных признаках весны; закрепление знаний о правилах поведения в лесу, приёмов бережного отношения к природе; формирование умений различать геометрические фигуры, цвет, ориентироваться на листе; физическое развитие -  развивала двигательное воображение и координацию движений. 

  Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях.

  В каждом моменте занятия я старалась активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
 Создание проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей.
 Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно -ориентированном подходе. Детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
 Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Итог занятия был организован в виде игрового момента.
 На занятии было много хоровых ответов, я планирую особое внимание уделить индивидуальным ответам. Так же необходимо добиваться чёткого произношения слов, пополнять активный и пассивный словарь. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "У природы нет плохой погоды"

Учить видеть и понимать изменение, которые происходят в природе в разные времена года; рассказывать о своем эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием природных явлений....

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема: «Золотая рыбка»

Цель занятия: формирование знаний детей о морских обитателях, умения соотносить знакомые предметы на земле с названием морских обитателей по словесному указанию....

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе, на тему "Театр"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости в осенний лес"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости в осенний лес"...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Наша армия"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Наша армия" подготовлен к празднику 23 февраля....

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Мой город"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Мой город, моя страна, моя планета"...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Дары природы".

Какие дары природы принесла нам осень? Давайте узнаем!...