Образовательная игра «Лягушка-путешественница»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Рахимова Лилия Ивановна

 

Игру «Лягушка-путешественница» можно использовать при изучении с детьми разных природных зон. В путешествие по природным зонам земли можно отправить любое животное.

Данная игра может быть использована педагогами  ДОУ как в рамках непосредственно образовательной деятельности, так и самостоятельной  деятельности детей.

Дидактическая игра позволяет расширить и систематизировать знания детей по теме «Природные зоны». В игровой форме дети закрепляют знания о животном мире природных зон, климатических условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл образовательная игра20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная игра «Лягушка-путешественница»

Возраст детей: 6-7 лет

Задачи игры:

Образовательные: 

1. Закрепить знания детей о различных климатических зонах земного шара и их особенностях

2.Закрепить представления детей об условиях жизни, растениях и животных различных природных зон (тундры, пустыни, Арктики, моря, леса).

3.Устанавливать взаимосвязь растений и животных с условиями жизни в природных зонах.

Развивающие: 

1.Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.

2. Обогащать и активизировать словарный запас детей.

Воспитательные: 

1.Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

Материалы и оборудование: карты с изображением разных сред обитания (тундры, пустыни, Арктики) и карточки на липучке с изображением животных и птиц обитающих в этих природных зонах. Арктика: белый медведь, морж, тюлень, полярная сова, касатка. Тундра: северный олень, лемминг, песец, россомаха, заяц-беляк. Пустыня: верблюд, лисичка феник, тушканчик, кобра, игуана.

Предварительная работа: 

Чтение сказки В. М. Гаршина  «Лягушка-путешественница»;

Беседа о животных Арктики, их особенностях, повадках;

Беседа «Как животные приспосабливаются к зиме»;

Беседа о животных тундры;

Чтение художественной литературы о животных и растениях, обитающих в различных природных зонах;

Показ презентации «Арктика»

Воспитатель: Ребята, недавно мы прочитали сказку «Лягушка путешественница». Давайте вспомним сказку.

- Почему лягушка захотела полететь вместе с утками?

-Как утки отнеслись к её желанию?

-Какой способ путешествия придумала лягушка?

-Как чувствовала себя лягушка в полёте?

-Смогла ли лягушка попасть на юг? Почему?

-Чем заканчивается сказка?

Воспитатель: Предлагаю вам пофантазировать и придумать продолжение сказки. Давайте представим, что лягушка-путешественница  не захотела оставаться жить в своем болоте, а решила отправиться искать себе новый дом.  Опустились на берег утки. Рассказала им лягушка о своей мечте.
Утки предложили лягушке помощь в поиске нового дома.

Две утки взяли в клювы прутик, а лягушка ухватилась ртом за серединку и вся стая поднялась в воздух. Хотите отправиться в путешествие вместе с ней? Начинаем наше путешествие!

Перенесли утки лягушку в Арктику.

Воспитатель показывает картину с изображением Арктики. По центру прикрепляет лягушку.

Воспитатель: Встретили лягушку-путешественницу жители Арктики. Каких животных она может встретить в холодной Арктике?

Из предложенных карточек дети выбирают и называют тех животных, которых можно встретить в данной среде (белый медведь, полярная сова, морж, тюлень, косатка)

Воспитатель предлагает детям взять по одной карточке с изображением жителя Арктики и рассказать от его имени лягушке, о том, как они приспособились к жизни в холодной Арктике. Воспитатель дает образец рассказа от имени белого медведя.

Воспитатель берет карточку с изображением белого медведя и прикрепляет на картину с арктическим пейзажем.

Воспитатель: Первым вышел навстречу гостье, хозяин  Арктики - белый медведь.

-Здравствуй лягушка-путешественница! Я белый медведь - самый крупный хищник в мире. Живу я только на севере, в Арктике. Белая шуба помогает мне подкарауливать добычу, делает меня незаметным. На обед я больше всего люблю есть блюда из тюленей.  У меня теплый густой мех и толстый слой подкожного жира, который не дает мне замерзнуть. Снизу мои лапы покрыты густой шерстью – что-то вроде шерстяных носков. Поэтому я могу ходить по снегу и по льду. Я умею хорошо плавать и могу часами находиться в ледяной воде.

Воспитатель: Есть ли у нашей гостьи такие приспособления к жизни в Арктике как у медведя? Есть ли у лягушки густой мех и подкожный жир? (Ответы и предположения детей).

Воспитатель предлагает ребенку, взявшему карточку с изображением моржа прикрепить ее рядом с белым медведем и рассказать лягушке о своей жизни в Арктике. При необходимости воспитатель дополняет ответ ребенка.

Примерный вариант ответа ребенка:

Здравствуй лягушка-путешественница! Я морж! Я очень большой и сильный. На морде у меня два клыка. При помощи этих клыков я защищаюсь от врагов, нападаю даже на белого медведя, а также пропахиваю дно, вытаскивая ракушки, осьминогов, кальмаров, которые живут в морской воде. Кожа у меня толстая, крепкая.  Толстый подкожный слой жира защищает меня от холода и помогает держаться на плаву.

Воспитатель: Есть ли у лягушки такие же приспособления к жизни в Арктике как у моржа? (Ответы детей и предположения детей)

Воспитатель предлагает ребенку, взявшему карточку с изображением тюленя прикрепить ее на картину с арктическим пейзажем и рассказать о жизни этого животного в Арктике.

Примерный вариант ответа ребенка:

Здравствуй лягушка-путешественница! Я тюлень. Мое любимое блюдо рыба Я умею хорошо плавать и нырять. Вместо лап у меня ласты. Передние ласты  действуют как вёсла, а задние – как руль. В снегу я выкапываю  укрытия. В них я прячусь от врагов и от сильных морозов.  В своем укрытии я  проделываю отверстия  для того чтобы дышать. Большую часть времени я провожу в воде. От холода меня защищает толстый слой подкожного жира и  густой непромокаемый мех.

Воспитатель: Есть ли у лягушки такие же приспособления к жизни в Арктике как у тюленя? Сможет ли она жить в такой холодной воде?

Ответы детей.

Воспитатель предлагает ребенку взявшему карточку с изображением полярной совы прикрепить ее на карточку с арктическим пейзажем и рассказать о жизни этой птицы в Арктике.

Примерный вариант ответа ребенка:

Здравствуй лягушка-путешественница! Я полярная сова. Я живу круглый год в Арктике. Мои любимые блюда - лемминги, зайцы, горностаи.

Белый цвет перьев  делает меня почти не заметной на снегу. Длинные перья растут очень густо и почти закрывают клюв, а перьев на  ногах так много, что  они становятся похожими на валенки. Все это помогает мне переносить самые суровые морозы.

Воспитатель: Сможет ли лягушка также хорошо прятаться от врагов? Есть ли у лягушки теплое и густое оперенье?

Ответы детей.

Воспитатель предлагает ребенку взявшему картинку с изображением касатки прикрепить ее на карточку с арктическим пейзажем и рассказать о ее жизни в Арктике.

Примерный вариант ответа ребенка:

Здравствуй лягушка-путешественница! Я касатка! Я  сильная и крупная хищница. Охочусь  рыбу, тюленей, моржей, кальмаров.

Воспитатель: Как приспособились животные Севера к сильным  холодам? Почему они не замерзают? Сможет лягушка остаться жить в Арктике? (Предположения детей)

Вывод воспитателя:  Под кожей у них толстый слой жира, густой мех, у птиц – пух. Всё это согревает их.

Для того, чтобы убедиться в этом воспитатель предлагает провести опыт. Воспитатель: Подойдите к столу. На столе - емкость с водой. Опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Она мокрая, то есть покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (детский крем). Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капельки с руки слетят. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед.

Вывод воспитателя: Животные не мерзнут и выходят из воды сухими, потому что они покрыты слоем жира, который и не дает намокнуть теплому меху, который греет их в холодной воде.

Воспитатель: Сможет лягушка остаться жить в Арктике? (Предположения детей)

Вывод воспитателя: У лягушки нет таких приспособлений для жизни в холодной Арктике, поэтому она не сможет жить здесь. Давайте попрощаемся с жителями Арктики: белым медведем, моржем, тюленем, полярной совой, касаткой и вместе с лягушкой-путешественницей отправимся дальше на поиски  нового дома.

По такому же принципу проводится игра при изучении природных зон «Тундра», «Пустыня» и других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству «Летят перелетные птицы» по мотивам сказки М.Гаршина «Лягушка-путешественница»

Задачи нод: обогатить содержание изобразительной деятельности в соответствии с задачами познавательного развития детей. Учить детей создавать сюжеты по мотивам знакомой сказки. Продолжать учить переда...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Лягушка - путешественница»

Конспект занятия по речевому развитию  для детей старшей группы, направленных на развитие речевого творчества....

Дидактическая игра/игровое пособие на развитие связной речи детей дошкольного возраста «Лягушка – путешественница

Методика использования дидактической игры/игрового пособия.Примеры дидактических игр с использование дидактического пособия...

Сценарий игры-драматизации по мотивам сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница».

Развитие интереса к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровое действие....

Конспект непосредственной образовательной деятельности с воспитанниками группы кратковременного пребывания ДОУ «Лягушка-Путешественница»

Конспект НОД знакомит воспитанников группы раннего возраста с наземным, воздушным, водными видами транспорта....

Музыкальное итоговое занятие «Удивительное путешествие лягушки» по мотивам сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница» для детей 5-7 лет.

Музыкальное итоговое занятие «Удивительное     путешествие    лягушки»по мотивам сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница» для ...