Проект "Растения вокруг нас"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Закирова Рамиля Дарисовна

Вокруг нас много растений, они окружают нас постоянно. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. А ведь как разнообразен мир растений!

Проблема  - для чего нужны растения?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rasteniya_nashego_lesa.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность.

 Вокруг нас много растений, они окружают нас постоянно. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. А ведь как разнообразен мир растений!

Проблема  - для чего нужны растения?

 Цель. Расширение и обобщение знаний детей  о разнообразии растительного мира,    значимость растений в жизнедеятельности человека.

Задачи.

Образовательные.

-  Обобщить и систематизировать знания детей о многообразии растений.

 - Углублять и конкретизировать представления детей об условиях жизни растений.

 - Дать детям  представления о размножение растений (луковицами, семенами, клубнями вегетативным методом ).

Развивающие.

 - Развивать познавательное и творческие способности детей, мышление, воображение, умение наблюдать, сравнивать, обобщать результаты наблюдений.

 - Развивать умение   видеть и ценить красоту окружающего мира

Воспитательные

- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Для специалистов ДОУ:

    -   Участвовать в процессе реализации проекта.

    -  Включать в свой план данную тематику

Для родителей:

- Обеспечить детей доступной информацией.

- Повысить компетентность родителей в сфере экологического воспитания своих детей.

- Участвовать в выставках и конкурсах.

Методы и приемы:  беседы, наблюдения, эксперименты, чтение книг, экскурсии, игры, демонстрация сюжетных и предметных картин, иллюстраций, дидактические игры.

Тип проекта:

По времени – кратковременный (неделя)

По количеству участников: групповой.

По направленности: познавательный.

По приоритету: исследовательский.

Участники проекта: дети старшей дошкольного возраста, воспитатели группы, родители.

По характеру контактов – внутренний

Обеспечение проектной деятельности: энциклопедии, проектор, магнитофон.

Ожидаемый результат:

Дети узнают о разнообразии растений, что растения делятся на три основные группы – деревья, кусты, травы; какую пользу приносят растения и о необходимости бережного отношения к растениям.

Основная часть.

Этапы организации работы в ходе реализации проекта.

Подготовительный:

  - с детьми -   постановка вопроса:

 Что мы знаем о растениях? Что хотим узнать? Где мы можем получить нужную информацию?

 - с родителями: информирование родителей о  проекте, участие родителей в роли ассистентов, подбор научной и художественной литературы по данной теме.

 - с педагогами:

   - оснащение центров активности материалами и оборудованием,  способствующим  развитию познания, любознательности, инициативности, креативность.

   - разработка индивидуальных  планов  работы  с   ребенком.    

         - составление картотеки игр (подвижные, дидактические, речевые) по теме

           проекта.

- изучение Интернет-ресурсов по теме «Растения вокруг нас».

Организационный:

    -   выбор спикера, дежурных, подготовка материала

 Практический:

          - утренний сбор, презентация центров, работа в центрах активности

Второй сбор.

           -обобщение деятельности в центрах активности

    Продолжение реализации проекта на открытой площадке.

Итоговое мероприятие - выставка детско-родительских работ.

Центры активности

Понедельник

03.09

Вторник

04.09

Среда

05.09

Утренний сбор

Приветствие «Давайте порадуемся»

Новости дня.

Игра «Скажи ласково»

Пальчиковая гимнастика «Березка».

«Что мы знаем о растениях?»

Презентация центров.

Игровое упражнение «Наоборот».

«Что я видел по дороге в детский сад».

Пальчиковая гимнастика «»

Презентация центров.

Приветствие «Сели дети в круг»

Гимнастика для глаз.

Игровое упражнение «Узнай по описанию»

Центр литературы

Беседа «Мир растений».

Рассматривание картин.

Развивающая  игра «Дерево, трава, кустарник»

Беседа  «Как растет растение »

 «Деревья и кустарники на нашем участке»

Зарисовка.

Беседа «Трава, цветы».

Рассматривание сюжетных картинок.

Чтение

Центр изодеятельности

Лепка, рисование , аппликация –«В огороде», «В лесу», «На лугу».

Рисование  «Деревья на нашем участке», «Осенний лес». Аппликация.

Лепка из соленого теста. Оттиск смятой бумагой

Лепка Рисование - кляксография

Оригами «Трава, цветы»

Центр манипулятивных игр

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Счет.

Настольно -  печатная игра «Собери картинку»

Измерение высоты деревьев.

Игры «Какой по счёту?», «Что лишнее?»

Измерение диаметра ствола дерева (спилов).

Лото, пазлы.

Штриховка.

.

Д/и «Найди столько же».

Счет и сравнение по размеру.

Игра «Парочки»

Центр науки

Исследование

 «Что нужно растениям для роста?».

Зарисовка результата.

Исследование «Потребность растений в воде?»

Работа с энциклопедией

Исследование «Как вода поступает к листьям?».

« «

Центр песок и вода

Игры с песочным набором. Игра «Посадка растений»

 игры с песком и песочными наборами.

Центр строительства

(кулинария)

Строим парк. Мелкий строительный материал

«На лесной поляне»- лего

Игры с мелким строительным материалом

УМК

Игровые упражнения

Игровые упражнения

Игровые упражнения

Индивидуальная работа

Закрепление счета, умение штриховки.

Счет, раскладывание по размеру.

Цвет, счет, ориентировка

Работа с родителями

Подготовка материала

Книги по теме

Закрепление материала

Открытая площадка

Отметить  состояние погоды. Рассматривание растений на участке.  Сбор опавших листьев.

Самостоятельная деятельность. Индивидуальная работа – бег змейкой.

Подвижная игра  «Живое - неживое» с мячом.

Экскурсия по экологической тропе. Рассматривание деревьев, кустарников, травы.

Самостоятельная деятельность. Индивидуальная работа- прыжки на одной ноге. Подвижная игра

«Беги к  дереву»

Отметить состояние погоды. Рассматривание цветов, травы.

Самостоятельная деятельность. Индивидуальная работа –попади в кольцо.

Уборка участка.

Подвижная игра «Найди свой домик»

Центры активности

Четверг

06.09

Пятница

07.09

Суббота

08.09

Утренний сбор

Игровое упражнение «Какой по счету».

 «Пальчиковая гимнастика «Клубок»

Гимнастика для глаз.

Приветствие. Пальчиковая гимнастика «»

Игра  «Скажи одним словом»

Презентация центров.

Игры   «Чудесный мешочек» «Угадай по описанию»

Ситуативный разговор «Что случится, если…»

Центр литературы

«Мир комнатных растений».

Рассматривание картин. Составление описательных рассказов по картинкам.

 Игра «Что где растет?»

Беседа «Почему растения считают живой природой». «Какие необходимые условия нужны для растений».

Изготовление книжки-малышки

Центр изодеятельности

Пластилинография

Поделки из бросового материала.

Коллективная аппликация «Растения нашего участка»

 «

Центр манипулятивных игр

Игра   «Определи на ощупь».

Счет, сравнение. Дидактическая игра «Укрась варежку»

Игра «Сосчитай и назови»

 Штриховка. Дидактическая игра « Собери бусы»

Центр науки

Исследование «Может ли растение  дышать?»  

 Зарисовка наблюдения.

Работа с энциклопедией.

«Интересные факты о растениях»

Центр песок и вода

Лепка из песка

Игры с песочным набором.

Центр строительства

Конструирование из природного материала

Сюжетно – ролевая игра «Прогулка в лес»

        

УМК

Игровые упражнения

Игровые упражнения

Игровые упражнения

Индивидуальная работа

Во время беседы привлечь внимание  неактивных детей.

Закрепление правил игры

Работа с родителями

Рекомендация родителям по ознакомлению детей с растениями

Сбор фотоматериала по теме.

Открытая площадка

Отметить изменения в природе. Подмести дорожку.

Самостоятельная деятельность детей. Индивидуальная работа  прыжки в длину.

Подвижная игра: «Найди свою пару».

Отметить состояние погоды. Рассматривание растений на участке.

Уборка на участке. Самостоятельная деятельность детей. Индивидуальная работа – метание в цель.

Подвижная игра

 «Ловишки»

Найди  изменения в природе. Собрать листья для гербарии. Самостоятельная деятельность детей.

 Игра  «Попади в цель»

1день.

Утренний сбор.

Приветствие.

«Давайте порадуемся»

Давайте порадуемся солнцу и птицам,     (дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам   (улыбаются друг другу)

И всем, кто живет на этой планете,           (разводят руками)

«Доброе утро!» скажем мы вместе            (берутся за руки)

«Доброе утро!» — маме и папе

«Доброе утро!» — останется с нами.

Новости дня.

Игра «Скажи ласково».

Цель:  образовывать «ласковые слова» с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Активизировать, пополнять и расширять словарный запас детей.

Дерево – деревце, куст – кустик, ветка -  веточка, корень.., лист.., цветок.. и т.д.

Пальчиковая игра «Березка»

У красы -березки        (прижать руки тыльной стороной друг к другу)

Платье серебрится,     (пальцы растопырены, подняты вверх)

У красы-березки          (шевелить кистями и пальцами)

Зелены косицы.

Со двора к березке       (перебирать пальцами по столу (бегут козы)

Выскочили козы.

Стали грызть березку   (сжимать и разжимать пальцы рук)

А березка в слезы.         (потереть глаза кулачками (плачет).

Презентация центров.

Центр литературы. Беседа «Растения вокруг нас»

Цель. Расширить круг знаний о растениях. Развивать внимание.

Материал. Картинки с изображением растений дикорастущих и культурных.

- Что нас окружают вокруг?  (растения)

- Рассмотрите картинки, какие растения вы можете назвать.

- Значить, на какие  группы можно разделить растения? (деревья, кустарники и травы).

Игра «Я знаю пять названий дерева» (кустарника, травы)

- Чем отличается дерево сосна от дерева яблони? Кустарник бузина от кустарника смородины?

Подвести детей к тому, что есть растения, которые растут без вмешательства человека, и есть растения, которые человек сам высаживает (дикорастущие и культурные).

- Где произрастают дикорастущие растения? (в лесу, в горах, на водоемах, лугах.)

- Какие растения называют культурными?  (растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу.

- Где растут культурные растения? (поле, сад, огород.)

Игра «Назови противоположное» (береза – груша, астра – клевер)

Центр изодеятельности.

Лепка, рисование , аппликация –«В огороде», «В лесу», «На лугу».

Задачи. Уметь различать и изображать дикорастущие  и  культурные растения.

Материал. Краски, пластилин, бумага, ножницы, картинки  с изображением растений дикорастущих и культурных.

Разложить картинки по видам растений.

- Чем отличается дерево от кустарника и травы?

У дерева корень, ствол, крона. Отличается от трав, тем, что у него один ствол, толстый и твердый, многолетники.

У травянистого растения корень, мягкий стебель, листья, цветы, плоды с семенами. Могут быть и многолетние, и однолетние.

 У кустарников те же части, что и у трав, но у них несколько стволов. Стволы намного тверже, чем у трав. Все многолетние.

Самостоятельная деятельность.

Центр манипулятивных игр.

Цель. Развивать логическое мышление в играх «Четвертый лишний», «Собери картинку».

Материал  дидактические игры, листки с заданиями.

Счет в пределах 10, измерение и сравнение высоты деревьев.

Игра «Раз, два, три по росту становись!»

Центр науки. Исследование «Что нужно растениям для роста»

Цель. Развивать  познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и в практическом экспериментировании с ними.

1 исследование «Нужна ли растениям вода».

Материал. Два одинаковых растения (бальзамин, вода)

 Выяснить, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода) ; что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость). Наблюдать за состоянием растений в течении пяти дней.

Вывод: растение без воды жить не может.

2 исследование. «Нужен ли растениям свет».

Материал.  Черенок комнатного растения в горшочке, колпак из картона.

Выяснить, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают горшочек с черенком растения колпаком из картона. Через семь дней убрать колпак.  Через семь дней, листья у растения побелели.

Вывод: растение без света жить не может.

Центр песок и вода.

Игра «Посадим  растения»

Цель. Выяснить какие растения сажают через семена, клубни, черенки.

Материал. Семена травы клевера,  клена, черенок куста смородины, клубень картошки; соответствующие картинки.

Рассмотреть рабочий материал, картинки. Предложить посеять семена и посадить черенок в воду. Завести карту наблюдения и фиксировать наблюдения.

Центр строительства. «Парк».

Материал. Мелкий строительный материал, мелкие игрушки.

Цель. Выяснить, что растет в парке, для чего люди создают парки.

 Постройка порка с последующим обыгрыванием.

Открытая площадка.

Отметить  состояние погоды. Рассматривание растений на участке.  Сбор опавших листьев.

Самостоятельная деятельность. Индивидуальная работа – бег змейкой.

Подвижная игра  «Живое - неживое» с мячом.

Материал для проекта.

Приветствия.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю-

Всех я вас приветствую!

С добрым утром! С новым днём!

С новым солнцем за окном!

Утро доброе встречай!

День хороший начинай!

«На лугу растут цветы»

Небывалой красоты

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты

Ветер дует иногда,

Только это не беда

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

Дидактические игры.

«Назовите растение»

Ход игры:  Воспитатель предлагает назвать растения (второе слева или пятое справа и т. д.). Затем условие игры меняется («На каком месте алоэ? » и т. д.)

«Найди по описанию растение»

Игровые действия. Поиск растения по описанию отличительных признаков.

«Найди свое».

Цель: учить детей замечать мельчайшие детали природных объектов, развивать наблюдательность.

 Воспитатель раздает всем детям одноименные природные объекты (например, листья клёна). Дети должны хорошо рассмотреть их, а затем сложить в одно место, например, на стол. Воспитатель мешает листья, раскладывает по одному на столе и дает задание: найдите каждый свой листок.  Когда дети выполнят задание, воспитатель задает вопросы детям типа:

 Почему ты считаешь, что это твой лист?  Чем твой лист отличается от листа твоего товарища?   В этой игре можно использовать природный материал (сухие веточки, косточки плодов и т. д.)

 «Найди свое дерево»

Цель: обеспечить возможность познавать окружающую среду, использовать опыт прямого общения с ней (проводится в природе).

 Воспитатель завязывает одному ребёнку глаза, несколько раз вращает вокруг себя и ведет к какому-нибудь дереву. Ребенок должен изучить это дерево, ощупав его. Во время изучения воспитатель задаёт наводящие вопросы:

 Оно гладкое или нет?

 Есть ли на нём листья?

 Высоко ли от земли начинаются ветки?

 Затем воспитатель отводит ребёнка от дерева, запутывает следы, развязывает глаза и предлагает угадать «своё» дерево, используя опыт, полученный во время ощупывания дерева.

Речевое упражнение.

У дуба листочки дубовые.

А у осины? -… осиновые

У березы? — … березовые

У рябины? — … рябиновые

У клена? — … кленовые

У тополя? — … тополиные

Для чтения.

Сказка «Спор деревьев»

Заспорили как-то деревья в лесу — кто из них полезнее и красивее.

— Я, — сказала Березка, — самая красивая! С кем меня только не сравнивают люди! Называют девицей- красавицей, кудрявой, белоствольной, символом России. У кого из вас такая белоснежная кора? Что может быть светлее и красивее березовой рощи, где живут мои подружки? И сок у меня слаще, чем у вас, поэтому весной люди собирают мой лечебный сок. Я и впрямь похожа на девицу. Как надену весной сережки да заплету длинные косы-ветви — чем не девица! А осенью мои листья превращаются в золотые монетки, которые тихо позванивают на ветру. Смотрятся тогда все на меня не насмотрятся. Да и людям пользы от меня много: жарко горят березовые дрова, из бересты можно сделать полезные и красивые вещи, березовыми вениками парятся в бане, отваром из листьев моют голову. Про меня все поэты сочиняют стихи, а композиторы пишут музыку. Вот и получается, что я самая, самая...

— Что-то ты расхвасталась, подружка! — перебила Березку Липа. — Никто не спорит, что твой белый сарафан хорош. Но на первое место тебя рано ставить. А чем я не королева?! Ствол хоть у меня не белого, а черного цвета и ветки изогнуты не так красиво, как у тебя, но крона моя богаче. Люди недаром сажают липовые аллеи и называют меня стройной, кудрявой, сладкодушистой. Ни одно дерево не может сравниться со мной в период цветения! Крона моя становится золотой от обилия желтых цветков. Все насекомые слетаются на пир, чтобы полакомиться сладким нектаром. Лучшие мастера-парикмахеры позавидовали бы моей прическе в это время!

Даже имя у людей есть такое — Липа. А как все любят липовый мед, который на моих цветках собирают пчелы! Он такой душистый, прозрачный, светло- желтый, очень полезный, лечебный. Да и цветки мои золотистые и люди рвут и сушат не зря. Из них готовят лечебные отвары и настои. Но это еще не все! Из моей древесины мастера вырезают деревянные ложки, половники, ковши, разделочные доски, игрушки, деревянные украшения для домов и другие изделия. До сих пор на базарах продают лапти — обувь, которую мастера плетут из лыка. Из твоей, Береза, коры делают разную домашнюю утварь, а из моей — лыко, похожее на тесьму. Конечно, в лаптях сейчас никто не ходит, особенно в городах, но в далекие времена в них ходили все. В наши дни лапти носят некоторые жители села как тапочки, покупают их как сувенир для украшения дома.

А осенью, Березка, я не хуже тебя выгляжу. Мои круглые листочки тоже становятся золотыми. Так кто же из нас королева?!

— Не спешите делить трон! — вмешалась в спор Рябина. — Ни у кого нет такого яркого наряда, как у меня! Смешно вас слушать. Подумаешь, липовый цвет, белый сарафан! Нашли чем хвастаться. Вы на меня посмотрите, глаз не оторвать от моей красоты! Весной — вся в кремово-белом цвету, да таком, что вам и не снилось. С моих душистых соцветий пчелы тоже собирают нектар. Только мед мой красноватый, ароматный. Осенью я надеваю алые бусы из ягод, да такие яркие, что никто мимо пройти не может, не полюбовавшись ими. Вы тут хвалились своими листьями. А посмотрите на мои. С них картину можно писать. Резные, осенью золотисто-красные. У кого еще такие есть?! И ствол мой такой гладкий, словно из мрамора высечен. Я как невеста, которую одели к свадьбе! Любой меня увидит и найдет.

Кто из вас кормит зверей и птиц зимой и весной после схода снега? А я всех угощаю моими горьковатыми ягодами. Из них даже варенье и джемы варят люди. Может, у вас древесина хорошая, но и из моей тоже можно делать посуду, прочные рукоятки к топорам, молоткам, а из гибких веток плести корзины.

Вот так, подружки! Убедила я вас?

— Что это вы так растрещались, как сороки?! — громко сказал Клен. — Спорите, как на базаре. Расхвастались! Всех птиц распугали! Королевы! А где же ваш король? Вы вокруг поглядите, может, кроме себя еще кого-нибудь увидите. Посмотрите на меня, например, разве я не красавец?! Только я хвалиться не люблю. Все у меня не хуже вашего. Ствол прямой, стройный, а кора гладкая, тонкая, серого цвета. Такая стать бывает только у королей. А красивее моих листьев — не сыщешь! Они похожи на раскрытый веер с резным краем. В какие цвета их только не окрашивает осень! Ярко-желтые, красновато-оранжевые, зеленовато-желто-красные, оранжево-желтые, золотистые листья красивы и на мне и подо мной. Будто сама осень — это я. Сколько радости я доставляю детям, которые любят играть моей листвой, сколько пользы я приношу животным, которые устилают моими листьями жилище на зиму. А весной, как и все вы, я кормлю нектаром своих цветков и душистым соком насекомых. Мои крылатые семена похожи на маленькие вертолетики. Любой по ним может отличить меня даже зимой. И древесина моя совсем не хуже, чем у вас. Из нее и мебель, и сундучок, и музыкальный инструмент можно сделать.

Тут в спор вмешался старейшина леса — огромный кряжистый столетний Дуб:

— Я прекращаю ваш спор! Вы никогда его не закончите. Я в лесу главный! Вы так шумите, что у всех деревьев из-за вас разболелись головы. Уж ночь наступила, пора спать. Птицы не могут никак укачать своих детей из-за вас. Когда утром проснетесь, оглянитесь вокруг, хорошенько посмотрите на своих собратьев и подумайте, можно ли выбрать самое, самое дерево?

Деревья перестали шуметь, и лес погрузился в сон.

Вопросы и задания

— Какой спор затеяли деревья?

— Какие деревья спорили между собой?

— Как хвалила себя Березка?

— Покажите, какая березка стройная. Похвалите себя в роли березки.

— Как хвалила себя Липа?

— Похвалите себя в роли липы. Покажите, как вокруг цветущей липы жужжат пчелы.

— Как себя хвалила Рябина в сказке?

— Возьмите веточки с ягодами, украсьте себя. Похвалитесь от имени Рябины.

— Как о себе рассказывал Клен?

— Кто будет кленом? Разбросайте и соберите кленовые листочки.

— Кто прекратил спор? Почему Дуб считается старейшиной леса?

— Покажите, как Дуб прекратил спор деревьев.

— Чем все деревья похожи друг на друга? Что у них общего?

— Как вы думаете, смогли бы деревья выбрать самое полезное и красивое дерево?

— Какие еще деревья могли бы вступить в спор?

— Попробуйте похвалиться от их имени.

Дмитрий Чехов «Сказка старого дуба»

В одном дремучем лесу жил мудрый и старый дуб. Его все уважали и называли царём леса.
Молодые ивы, берёзы и другие деревья любили послушать сказки старого дерева.

Вот раз дуб спросил деревьев:
— Дорогие деревья — липы, клёны, ивы и остальные! — Не хотите ли послушать сказку про наш лес?
— Хотим, хотим! — радостно закричали все молоденькие деревья.
— Ну, слушайте… — сказал дуб.

Мудрый дуб начал рассказывать:
— В нашем лесу, когда-то давно жил старый и гордый пень. Это дело было под осень. Раз пришла к нему бабушка с корзинкой, поклонилась ему и ушла. Через какое-то время приходит в лес дедушка с мешочком, тоже поклонился пню и ушёл оттуда. И так приходили люди с ведёрками и кланялись пню.

Прервите здесь чтение сказки и порассуждайте с малышом, что за пень это такой был, что ему все кланялись? Мы когда-нибудь с тобой пню кланялись? А разгадку узнаете дальше в сказке – интересно, догадались ли вы?

Возгордился пень тогда и говорит деревьям, стоявшим вокруг него:
— Кланяйтесь мне я ваш царь!
Но деревья не кланялись ему.
— У тебя прекрасное воображение! — сказала высокая Сосна.
— И дар играть в театре! — заявила дикая черешня.
— Я не шучу! — Сегодня приходили ко мне люди и кланялись мне — вы делайте тоже самое!
Но деревья стали уже возмущаться:
— Это как же так? — сказала дикая яблоня.
И тут поднялся страшный переполох. Деревья возмущались, а старый пень всё ещё доказывал, что он царь.

Но тут среди этого переполоха прилетела быстрая синичка и села на пень. Она попросила рассказать, что случилось дикой черешне. Когда птичка всё узнала, она сказала:
— Старый пень! Тебе известно, что на дворе осень, и что в лесу много грибов. Погляди вокруг себя.
И действительно, вокруг пня виднелись грибы: белые, маслята, лисички и другие.
— Я теперь понял, почему люди передо мной наклонялись! — сказал пень. — Они грибы осенние собирали! И старый пень больше не стал хвастаться, он начал уважать всех деревьев и лес.

Закончил рассказывать сказку мудрый дуб.
— Какая умная сказка! — сказала сова, которая тоже прилетела слушать историю.
— Действительно, и с нами также случается! — восхитилась молодая берёза.

Всем понравилась сказка мудрого дуба, и так как дело было под вечер, все сладко заснули.

«Как кустарники с деревьями поссорились». М. Скребцова

Однажды в лесу разные низкорослые деревья да кустарники — рябина, черемуха, бузина, орешник-лещина, жимолость, крушина, боярышник и другие младшие братья деревьев — разворчались:

— Надоело нам в тени жить! Мы чахнем без света, неба не видим, солнечные лучики нас совсем позабыли из-за вас, громил-великанов. Все вам только: и небо, и солнце, и дождик. Вы все верхние этажи заняли.

Деревья, услышав такие слова от своих младших братьев, очень расстроились:

— Братья, разве наша в том вина, что мы ростом больше и ветвями крепче? Конечно, солнышко нам первым достается, но разве мы не защищаем вас мощными стволами и кронами от ветра да от снега тяжелого? Для вас мы крепнем и для всех, кто еще вас ниже: для трав и цветов, грибов и ягод.

Кустарники не успокаивались:

— Не нужна нам ваша защита. Уж лучше пусть нас ураган сломает, чем вечно в тени жить.

Деревья ничего не ответили, только ветвями грустно встряхнули да приуныл и. В это время по небу ясному маленькое пушистое облачко пролетало. Увидело оно приунывшие деревья и крикнуло:

— Я от большой серой тучи лечу, весть об урагане разношу, чтоб готовились все. Скоро все на свои места встанет. Кустарники вас благодарить будут. Вы не обижайтесь на них, глупых. Их понять можно: кто солнышко не любит!

Через некоторое время ветер подул, да такой сильный и порывистый, что сразу несколько толстых веток поломал у деревьев. Кустарники замолчали, встревожились, к теплым стволам своих старших братьев пододвинулись. А те их ветками обняли, как будто ничего между ними не было.

Ураган был страшный. Сверкали молнии, хлестал дождь, ветер до земли некоторые стволы сгибал. А кустарникам под деревьями буря нипочем. Только слышно, как тревожно шумят кроны в вышине, да ветки, сорванные ураганом, на землю падают. Радуются кустарники такой защите. Когда кончился ураган, уставшие деревья ветки опустили, в себя прийти не могут.

Кустарникам стыдно стало:

— Простите нас, братья. Без вас мы пропали бы. Вас ураган хлестал, а нам так надежно было за вашими стволами и кронами. Да и не темно здесь у нас вовсе. Это уж мы так, от вредности... Мы землю веточками и листочками своими, как и прежде, притенять станем, для вас влагу в ней беречь будем, чтобы вы сильнее становились. А осенью мы листвой опавшей землю укроем: корням вашим и всем, кто ниже растет, хорошая подкормка и одеяло будет. Мы теперь свой этаж в лесу ни на какой другой не променяем. Мы поняли, что свой этаж — всегда самый лучший и самый удобный.

Деревья, услышав эти слова, встряхнули ветвями, будто маленький ливень прошел. Кустарники умылись и засверкали листочками. С тех пор кустарники на деревья больше не обижались.

 Наблюдали ли вы когда-нибудь за деревьями в лесу во время урагана? Что поняли кустарники после урагана? Нарисуйте деревья и кустарники до и после урагана.

 Замечали ли вы когда-нибудь, гуляя по лесу, как одни деревья другим помогают?

Игра "Большая семья": Разделите детей на несколько групп-семей. В каждой группе должно быть одно "дерево", один "кустарник", одна "трава", одна"птица", одно "насекомое", один "зверь", один "гриб" и т.д. Затем каждая группа придумывает рассказ о лесной жизни своей семьи, все члены которой тесно связаны между собой. После этого каждая семья на большом ватмане рисует истории из своей лесной жизни.

 Разыграйте небольшие сценки по своим лесным историям и затем покажите их другим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия "Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет"

Обогатить личный опыт детей конкретными представлениями через приобщение их к самоисследованию....

Проект гражданско-патриотической направленности "Мир вокруг нас. Разноцветные дети"

Данный проект осуществляется в нашем детском саду в течение трёх лет. Заключительным его этапом мы планируем сделать большой подпроект "Моя Россия"....

Сценарий проведения фестиваля "Мир вокруг нас" для старшей группы

Наша группа представляла страну Армению на фестивале "Мир вокруг нас" . Этому выступлению предшествовала большая работа детей, родителей и воспитателей. Вот что получилось....

Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)

Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» для детей 6 - 7 лет на 1год обучения

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» эколого-биологической направленности и предназначена для детей 6-7 лет.Данная программа актуальна в связи с необходимостью создания от...