Конспект занятия по познавательному развитию "Моя Россия" в подготовительной группе детского сада
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Цель: формирование уважительного отношения к государственным символам.

Задачи:

  • Обогащать первоначальные представления о символике России;
  • Стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории и культуры своей страны;
  • Формировать навыки поведения, адекватного знаниям о символике, самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности;
  • Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Интеграция образовательных областей:познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_podg_gruppe_gosudarstvennye_simvoly.docx41.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия для детей 6-7 лет

Тема: «Государственные символы»

Цель: формирование уважительного отношения к государственным символам.

Задачи:

  • Обогащать первоначальные представления о символике России;
  • Стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории и культуры своей страны;
  • Формировать навыки поведения, адекватного знаниям о символике, самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности;
  • Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Интеграция образовательных областей:познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Обеспечение занятия: изображения флага и герба России; аудиозапись гимна страны, песни «Флаг России» (А.Якунин, В.Колотов); видеоклип с песней «Флаг моего государства» (Д.Майданов); документы с изображением российского герба. Изображение монет российских и других государств, изображения флагов и гербов разных государств для игры «Найди пару», картинки с изображением скипетра, державы, короны; цветок – трёхцветик с именными лепестками.

Предварительная работа:

  • Заучивание стихов по данной теме.
  • Знакомство с государственной символикой других стран.
  • Изготовление альбома «Государственная символика разных стран».
  • Рассматривание альбома «Негосударственные символы России».
  • Слушание Государственного гимна России.

План совместной деятельности

1.Мотивационный рассказ воспитателя, отклик детей на просьбу о помощи.

2.Закрепление и пополнение знаний, полученных детьми в старшей группе, в виде беседы, игры, практической деятельности, слушании литературно-музыкальных произведений.

3.Итоговая часть занятия.

Ход совместной деятельности

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационно – ориентировочный, организационный

Воспитатель рассказывает детям о затруднениях воспитателя другого детского сада, Ирины Сергеевны. В её детском саду открылся музей государственной символики, в который дети и родители принесли много интересного материала. В музее детского сада есть образцы гербов городов России, изготовленные детьми на занятиях по аппликации, коллекции флагов разных стран, значков с изображением разных гербов, открыток с видами городов нашей страны, разнообразные сувениры. В их музее также собраны игры, раскраски, мозаики, альбомы, помогающие детям лучше узнать о государственной символике разных городов России. Но в их музее мало материала, с помощью которого можно интересно и увлекательно рассказать детям о государственных символах России. Ирина Сергеевна не случайно обратилась за помощью именно к вам. Она знает, что вам много читали и рассказывали по этой теме, у вас в группе есть много книг, игр, альбомов, с помощью которых можно узнать много интересного о гербе и флаге России. Как помочь Ирине Сергеевне?

Дети внимательно выслушивают воспитателя и предлагают свою помощь: написать рассказы, сделать рисунки, аппликацию, рассказать об играх, подобрать картинки.

Основной

Молодцы, дети, вы всё правильно предложили, но, чтобы рассказы получились интересными, предлагаю вам сегодня вспомнить всё, что вы знаете о государственных символах России. Как и все государства в мире, наша страна имеет свои отличительные знаки. Какие?

- Что такое герб?

- Да, герб – эмблема, на ней изображается то, что является важным и значимым для государства. Кто изображён на гербе России?

- Всё верно, золотой двуглавый орёл изображён на фоне щита красного цвета. Как вы думаете, почему именно орёл выбран символом России?

- Да, таким образом он зорко наблюдает за необъятными просторами нашей Родины. А ещё орёл очень заботится о своих птенцах. Посмотрите, как раскрыл свои крылья наш орёл над всей Россией, как будто он хочет закрыть, защитить свои города, своих граждан от всех бед и напастей. О гербе России написано много стихов. Послушайте одно из них.

- Так что же обозначает изображённый на гербе орёл?

- Что держит орёл в правой лапе?

- Что находится в его левой лапе?

- Что мы видим над головами орла?

- В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Что представляет собой скипетр?

-Да, скипетр – жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Он указывает, что нужно делать, чтобы государство было сильным и богатым. Что представляет собой держава?

- Да, держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. Тот, кто управляет государством, должен охранять, «держать» его. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство России и независимость её от других государств. Посмотрите внимательно на герб. На груди орла помещён красный щит. Кто изображён на нём?

- Да, на щите изображён Георгий Победоносец, поражающий копьём дракона. Чем прославился Георгий?

- Всё верно, Георгий служит символом всего светлого и доброго, поражающего чёрное зло в образе дракона. Мы с вами внимательно рассмотрели герб России. Что он символизирует?

- Всё верно, герб России символизирует справедливость, победу добра над злом. Послушайте стихотворение о гербе, в котором рассказывается о том, где можно его увидеть.

- А ещё где можно увидеть герб России?

- Дети, а для чего герб изображают на монетах, важных документах?

- Я вам предлагаю рассмотреть различные документы с гербами, монеты и купюры и выполнить игровое задание: найти и отобрать среди монет разных государств российские.

- Дети, какой ещё отличительный знак, кроме герба есть у каждой страны?

- Государственный флаг – символ свободы, независимости и самостоятельности государства. Флаги разных стран могут быть чем-то похожи между собой, но одинаковых флагов нет. Ранее мы с вами рассматривали альбом с гербами и флагами разных стран, и я предлагаю вам поиграть в игру «Найди пару». Для этого вам нужно разделиться на две команды. Каждая команда будет идти вокруг своего стола и считать. При этом одна команда будет использовать прямой счёт, а другая  - обратный. На одном столе будут лежать каточки с флагами разных стран изображением вниз, а на другом столе карточки с гербами этих же стран изображением вниз. Ваша задача – досчитать до последнего числа, быстро взять карточку и найти пару: флаг и герб одного государства. Выигрывают те, кто первый правильно выполняет задание.

- Дети, чем отличаются государственные флаги разных стран?

- Да, основной элемент флага – цвет. Какого цвета российский флаг?

- Всё верно, флаг, который есть у России сейчас, - полосатый, бело-сине-красный. Впервые такой флаг появился во времена царствования Петра 1, но много раз с тех пор менялся. Как вы думаете, случайно ли эти цвета стали цветами Государственного флага России?

- Белый, синий и красный – это те цвета, которые отвечали народным представлениям о красоте окружающего мира, добре и справедливости. Видимо, всё же не случайно стали они цветами Государственного флага России. Послушайте, пожалуйста, стихотворение о российском флаге.

- Что означает белый цвет российского флага?

- Да, белый цвет означает мир, чистоту, благородство, совершенство, невинность. Что означает синий цвет флага?

- Верно, синий цвет Российского флага означает верность, небо, духовность. А что означает красный цвет?

- Да, красный цвет означает отвагу, героизм, кровь, пролитую за свою Родину. Я предлагаю вам посмотреть клип с песней «Флаг моего государства.

Дети, вам понравилась песня?

 Что вы почувствовали при просмотре видеоклипа?

Дети, какими словами можно назвать нашу страну?

Вы слышите, какие это красивые, ёмкие, торжественные слова: Отчизна, Держава, Отечество, Родина?

- Сейчас я предлагаю вам выполнить три задания. Но для этого вам нужно разделиться на три группы.  Я приготовила вам волшебный цветок, все лепестки у него именные (на столе лежит цветок с лепестками цвета российского флага, на которых написаны имена детей). Найдите свой лепесток и разойдитесь по цветовым ориентирам. На столах с цветовыми ориентирами лежат задания для вас. Первая группа разгадывает кодовые слова, вторая группа карандашами раскрашивает флаг в российские цвета, третья группа пластилином рисует российский флаг.

- Продолжим наш разговор о государственных символах России (воспитатель включает аудиозапись гимна России).

- Скажите, пожалуйста, мы сейчас что прослушали?

- Гимн – это литературно-музыкальное произведение, в котором прославляется государство. Почему при исполнении Государственного гимна встают?

- Да, люди очень уважительно и бережно относятся к символике, поэтому при исполнении Государственного гимна встают и слушают его стоя. Послушайте стихотворение о российском гимне.

-Герб, флаг, гимн.

- Эмблема, символ, отличительный знак.

-Двуглавый орёл.

- Это бесстрашная, гордая птица, одна её голова смотрит на восток, другая – на запад.

Ребёнок читает стих о гербе В.Степанова.

- Зоркость, мужество, свободу.

- Скипетр.

- Держава.

- Короны.

- Это жезл, украшенный дорогими камнями и золотом.

- Это шар с крестом наверху.

- Георгий Победоносец.

- Это герой, защитник, он сразился с драконом и победил его.

- Победу добра над злом, мужество, свободу, зоркость.

Ребёнок читает стихотворение о гербе С.Крупина.

- На пограничных столбах, зданиях, где работает правительство, на документах.

- Чтобы люди могли отличить монеты нашей страны от монет других стран, а печать с гербом ставят на важных документах.

Дети выполняют игровое задание.

- Флаг.

Дети играют в игру 2-3 раза, меняясь местами.

- Цветом.

- Полосатый, бело-сине-красный.

- Нет.

- Ребёнок читает стих В.Степанова о российском флаге.

-Мир, чистоту души.

- Небо, верность.

- Отвагу, героизм.

Дети смотрят видеоклип с песней Д. Майданова «Флаг моего государства».

Да.

Радость, гордость за свою страну.

- Родина, Отчизна,

Держава, Россия, государство, Отечество.

Да!

Дети выполняют свои задания под песню «Флаг России» А.Якунина и В.Колотова

Дети встают и  слушают гимн.

- Гимн России.

- Потому что все уважительно относятся к нему.

Ребёнок читает стих о российском гимне Т.Поповой.

Рефлексивно-оценочный этап

- Вот мы и вспомнили о государственных символах России. Предлагаю после занятия отобрать нужные рисунки, фотографии, песни, подготовить описания игр. Думаю, что они помогут Ирине Сергеевне и детям её группы подготовить интересные альбомы, игры, книги для музея государственной символики.

Дети с удовольствием соглашаются.

Приложения:

Упражнение «Кодовое слово»

 На карточке нарисованы предметы разного размера в хаотичном порядке, с написанными на них буквами. Ребёнку нужно выписать из предметов буквы в ряд, применяя принцип: от большего к малому. В результате получится кодовое слово.

Пример:

D:\Работа\Карточки\Герб.bmp

Слова для карточек: флаг, гимн, герб, Родина, Отчизна, Держава.

Подборка стихов:

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он России дух свободный.

( В.Степанов)

Не ищите вы гербы

Под осинкой, как грибы!

Их найдём мы на монетах

И на гербовых конвертах,

И на гербовой бумаге,

На печатях и на флаге.

( С. Крупин)

Белый цвет – берёзка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска–
Солнечный рассвет. 
Три полоски флага – это неспроста:
Белая полоска – мир и чистота,
Синяя полоска – это цвет небес,
Куполов нарядных, радости, чудес,
Красная полоска – подвиги солдат,
Что свою Отчизну от врагов хранят.
Он страны великой самый главный знак – 
Доблестный трехцветный наш российский флаг!

В.Степанов

        

Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском  такие слова:
«Россия — любимая наша страна».
Россией гордимся, России верны,
И нет на свете лучше страны!
Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент  тишины
                              Т. Попова

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада тема: «Береза как символ России»

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в  подготовительной  группе детского сада тема: «Береза как символ России»...

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада Тема: «Путешествие по реке Кубань»

Программное содержание: Образовательные: Углублять и уточнять представления о родном крае, реке Кубань. Знакомить с растениями, животными, птицами нашего края. Развивающие: Развитие внимания, памяти, ...

конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада "Как Муравьишка домой спешил"

Конспект НОД по « Познавательному развитию» в подготовительной группе « Пчелка»Цель образовательной деятельности: Формирование у детей элементарных математических представлений, речевого развития чере...

Конспект итогового занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада

В конспекте представлен материал для занятия в подготовительной группе по познавательному развитию, художественно-эстетическому, физическому развитию....

«Конспект познавательной ОД в подготовительной группе детского сада «Зверигород»

Программное содержание: закрепить материал по темам: «Дикие животные» и «Домашние животные» (классификация и дифференциация понятий, развивать управляемость воображения в соотв...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада с применением ИКТ технологий Тема « Ветер проказник»

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитиюв подготовительной группе детского сада с применением ИКТ технологийТема « Ветер проказник»...