Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе «Занимательная ботаника для дошкольников»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Расулова Людмила Васильевна

Конспект содержит обширный материал для ознакомления старших дошкольников с лекарственными растениями и травами родного края. Через игровые приемы дети закрепляют знания о целебных свойствах трав, умеют узнавать  их по существенным признакам. Активно расширяется чувственный опыт детей при помощи различных анализаторов (осязание, обоняние). Воспитывается любовь к природе родного края через использование народных игр, хороводов, загадок, стихов. Материал будет полезен воспитателям детских садов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл travy-2018.docx32.61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №48 компенсирующего вида Приморского района

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

в подготовительной группе

«Занимательная ботаника для дошкольников»

Составила:

воспитатель логопедической группы №1 «Березка»

Расулова Людмила Васильевна

Санкт-Петербург

2018г.


Задачи:

Закрепить знания детей о цветах и травах, уточнить представление  об их целебных свойствах;

Закрепить алгоритм описания растения;

Упражнять в умении узнавать цветы, травы по существенным признакам (отгадывание загадок);

Закрепить знания детей о цветах радуги;

Развивать зрительное внимание;

Совершенствовать навыки узнавания цветов, трав по контурам;  знать, что один и тот же цветок может быть разного цвета и оттенков;

Развивать дифференцированность мелкой моторики, снятие мышечного напряжения с помощью игрового массажа;

Активно расширять чувственный опыт детей при помощи различных анализаторов (осязание, обоняние);

            Понимать поэтический настрой стихотворений, упражнять в выразительном чтении стихов;

Развивать чувство единства, сплоченности, умения действовать согласованно, формировать позитивное отношение к сверстникам;

Воспитывать любовь и уважение к родной природе посредством народной культуры;

Технологии:

технологии «ТРИЗ»;

игровые технологии;

   Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций из альбома с цветами, открыток из серии «Лекарственные растения»;

рассказ об их целебных свойствах;

заучивание стихов Е.Серовой о цветах;

знакомство с народными загадками о цветах, травах;

            разучивание слов и мелодии хоровода.

Оборудование:

карточки с алгоритмом описания растения;

пособия с изображениями цветов в контуре;

карточки: в центре – контур изображения цветов в букете, вокруг – цветные растения (на развитие внимания);

пособие на соотношение по оттенкам;

карточки с изображениями одного и того же цветка разного цвета и оттенков;

венки из бумажных цветов;

декорации в народном стиле;

картинки для фланелеграфа с полевыми цветами, травами, пучки высушенных трав, цветов в корзинке.

Ход  НОД:

Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать? А хотите отправиться все вместе  в Волшебную страну трав и цветов? Вы узнаете много нового и интересного. Наши гости тоже с удовольствием к нам присоединятся.

Давайте вы будете экскурсоводами и расскажете все, что знаете о тех цветах, которые мы увидим. (Под музыку кружится волшебный волчок, дети закрывают глаза, кружатся вокруг себя.)

Мы оказались на тропинке, ведущей в эту удивительную страну. Давайте по ней пойдем!

«Мы идем по кругу»

(двигательное упражнение)

слова

движения

Мы идем по кругу, посмотри!

И шагаем дружно: раз, два, три!

Идут друг за другом

Мы скачем по дороге,

Меняя часто ноги –

Скок-скок-скок,

Двигаются поскоками

А потом как сено встали –

И молчок!

Встают на одну ногу, вторую поднимают, разводят руки в стороны и замирают на месте.

Воспитатель: - Тише! Тише! Шуршит травушка-муравушка, выходит Бабушка – Загадушка.

Бабушка: - Здравствуйте, люди добрые! (дети здороваются).

Загадаю вам загадки и стихи послушаю,

Поиграю и спою, в хороводе попляшу!

1-я загадка:   Стоит дерево кудряво, когти волчьи.

 Кто подойдет – того и обоймет.

                                                                Дети: - Шиповник.

2-я загадка:    Сидит на палочке в красной рубашечке,

Брюшко сыто, камешками набито.

                                                               Дети:  -  Ягоды шиповника.

Бабушка: - Ай, да молодцы! Ягоды шиповника собирают с конца августа и до зимы, сушат. Настой и чай из шиповника богаты витаминами, особенно полезны они организму, истощенному болезнью (показывает ягоды).

Воспитатель: - А вот и сам куст цветущего шиповника. «Шиповник цветет – румянец года ведет», - говорили в старину, а цветок шиповника называли северной розой, символом июня (рассказ сопровождается показом картинок, детям дают потрогать плоды).

В давние времена у цветущего шиповника молились, чтобы успокоить свою душу. Сам запах шиповника считался целительным, успокаивающим. Девушки верили, что если касаться лепестками шиповника тела, то оно просветлеет, сделается чище и нежнее. Дыша ароматным теплым воздухом у цветущего шиповника, мы лечим себя от болезней.

Сегодня мы с вами послушаем стихи, загадки о цветах, травах, уточним их пользу, целительные свойства, послушаем сказку.

Идем дальше по тропинке (под музыку).

А вот и цветы. Давайте познакомим с ними наших гостей!

Бабушка: - Во лугах сестренки,

золотой глазок,

белые реснички…

Дети: - Ромашка!

Выходит ребенок, на голове – венок из бумажных цветов ромашки (если есть возможность – из живых цветов), читает стихотворение Серовой «Ромашка»:

Золотая серединка

И лучи идут кругом.

Это, может быть, картинка -

Солнце в небе голубом?

Нет, не солнце на бумажке –

На лугу – цветок ромашки!

Воспитатель уточняет пользу этого растения: лечит горло, укрепляет волосы (рассказ сопровождается показом картинок, детям предлагается рассмотреть, потрогать и понюхать живые (засушенные) цветы).

Воспитатель: - А наши дети тоже знают загадки и сейчас загадают их гостям!

1-я загадка: - не огонь, а жжется?

2-я загадка: - не шмель, не пчела, а жалит?

3-я загадка: - какую траву и слепой знает?

Взрослые отвечают.

Воспитатель: - Правильно, это крапива (показывает картинку на фланелеграфе и пучок травы). Крапива богата витаминами, ею останавливают кровотечение, укрепляют волосы, из листьев молодой крапивы готовят полезные щи.

В начале лета  в старину вениками из крапивы жгли-обжигали друг друга, веря, что это способствует росту зелени и детей. (Воспитатель раздает детям карточки с алгоритмом.)

Послушаем еще стихи о цветах.

Выходит ребенок, на голове – венок из бумажных фиалок, читает стихотворение «Фиалка»:

На солнечной опушке

Фиалка расцвела,

Лиловенькие ушки

Тихонько подняла.

В траве она хоронится,

Не любит лезть вперед,

И всякий ей поклонится

И бережно возьмет.

Воспитатель: - Какой у тебя цветок?

Ребенок: - Фиалка.

Воспитатель: - Опиши фиалку (по схеме).

Ребенок: - У фиалки есть корень, стебель – тонкий, короткий, зеленый. Листок круглый, широкий, напоминает сердечко, зеленый. Цветок фиолетового цвета, всего 5 лепестков.

Воспитатель: - Где растут фиалки?

Дети: - Фиалки растут в лесу (лесные фиалки) и в квартире (комнатные фиалки).

Воспитатель: - Что необходимо каждому растению для роста?

Дети: - Солнце, влага, воздух.

Воспитатель: - Молодцы, дети!

Логоритмическое упражнение

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

К солнцу потянулись высоко,

Стало нам приятно и легко!

Ветерок пролетает, стебелечки качает.

Влево качнулись – низко пригнулись,

Вправо качнулись – низко пригнулись.

Ветерок, убегай!

Ты цветочки не ломай!

Пусть они цветут, растут,

Детям радость несут!

Воспитатель: - Какие же еще цветы на волшебной полянке?

Выходят дети в соответствующих венках из бумажных (живых) цветов, читают стихотворения:

«Лютик» :

                    Звать его к нам нечего,

Он и сам придет,

Расцветет доверчиво

Прямо у ворот –

Солнцем залитой лютик золотой.

«Незабудки»:

Их видимо-невидимо, не сосчитаешь их!

И кто их только выдумал – веселых, голубых?

Должно быть оторвали от неба лоскуток,

Чуть-чуть поколдовали, - и сделали цветок!

«Одуванчик»:

                        Носит одуванчик

Желтый сарафанчик,

Порастет – нарядится

В беленькое платьице:

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

Дети по очереди описывают свои цветы по алгоритму.

Бабушка: - Ой, что-то косточки заныли, давайте поиграем!

Проводится народная подвижная игра «Заря-заряница». Водящего выбирают с помощью считалки:

Ходит свинка по бору,

Рвет траву – мураву.

Она рвет и берет,

И в корзину кладет.

Этот выйдет – вон пойдет!

Воспитатель: - Ребята, скажите, а какая трава имеет славу главной врачебной травы, средства от 99 болезней, лекарства от всех недугов?

Дети: - Зверобой.

Воспитатель (показывает картинку и предлагает детям понюхать пучок зверобоя): - Из цветов зверобоя получают сильное ранозаживляющее средство, из травы зверобоя готовят масло для лечения ран, язв, ожогов. А зверобоем это растение названо не зря. Оно хотя и целебное, но может быть и ядовитым, даже сено из зверобоя вызывает на коже у скота болезненные язвы.

А какое растение называют в народе дикой рябинкой и почему?

Дети: - Это пижма. Листья этого растения похожи на листья рябины, а цветки – на ярко-желтые пуговки, собранные вместе в «зонтик», так же, как ягоды у рябины. Пижма лечит кишечник, прогоняет мух и моль из дома.

Воспитатель: А у какого растения одна сторона листа греет, а другая – холодит? В чем его польза?

Дети: - У мать-и-мачехи. Она лечит нас от кашля, а сок свежего растения заживляет раны.

Воспитатель: - Молодцы, дети, много знаете. Мы с вами гуляем в волшебной стране, и я вам предлагаю отправиться гулять вот по этой тропинке.

Упражнение на координацию речи и движения

«Мы шагаем»

Мы шагаем, мы шагаем,

Выше ноги поднимаем,

Влево – шаг, вправо – шаг,

Шаг вперед – шаг назад.

Мы шагаем, мы шагаем,

Ноги дружно поднимаем.

Шаг немножко замедляем,

Постепенно ускоряем.

Сейчас быстро мы пойдем,

Затем медленно идем.

Руки вверх мы поднимаем,

А потом их опускаем. (Э.Репина, В.Буйко)

Воспитатель: - А теперь послушайте загадки.

Четыре ярко красных

блестящих лепестка,

И зернышки в коробочке

У этого цветка.

За зернышками этими

Ты бегал в огород,

На грядке в огороде

Такой цветок.        

                 (Дети: - Это мак.)

Колосится в поле рожь,

Там во ржи цветок найдешь,

Хоть не красный он, а синий,

Все ж на звездочку похож.

                      (Дети: - Василек)

То фиолетовый, то голубой,

Он на опушке встречался с тобой.

Звонким названием он наделен,

Посмотришь – подходит название это.

Но никогда нам не слышался звон

Из голубого лесного букета      

                                 (Дети: - Колокольчик).

Бабушка: - Какие вы молодцы! Все загадки отгадали и про все цветы так хорошо рассказали!

Пальчиковая игра «Цветы»

Слова

Движения

Наши алые цветки

Прикладывают округлые ладошки друг к другу, как «бутоны»

Распускают лепестки

Медленно разводят пальцы в стороны

Ветерок чуть дышит –

Лепестки колышет

Мелко перебирают пальчиками

Наши алые цветки

Закрывают лепестки

Медленно собирают пальцы

Головой качают –

Тихо засыпают.

Покачивают «бутоны» вправо-влево

Каждому ребенку раздают карточки с изображениями контуров цветов.

Воспитатель: - Перечислите, дети, какие цветы вы видите на полянке?

Дети: - Мак, незабудки, лютик, ноготок, василек, колокольчик.

Воспитатель (задает детям вопросы): - Как ты узнал ноготок?

Ребенок: - Я узнал ноготок по форме. У него много лепестков, на конце лепестков – маленькие зубчики, лепесток узкий и продолговатый.

Воспитатель: - Чем отличается василек от ноготка? (кроме цвета)

Ребенок: - У василька лепестков меньше, лепестки напоминают треугольник, они узкие у середины цветка и затем расширяются. Зубчики на конце лепестков большие и острые. У василька листок ровный по краям, узкий, а у ноготка – неровный.

Воспитатель: - Вспомните, какой цвет имеет каждое растение, но называйте в порядке цветов радуги (красный мак, оранжевый ноготок, желтый лютик, зеленый кактус, голубые незабудки, синий василек, фиолетовый колокольчик).

Давайте с помощью фишек «разукрасим» все цветы и сделаем полянку яркой и красивой. Но, прежде чем вы будете раскрашивать контуры цветов, послушайте два условия:

- цветы фишками закрывать в порядке цветов радуги;

- на каждый цветок нужно класть фишку такого цвета, какого бывает цветок. Если у вас нет нужного цвета, получите его с помощью фишек разных цветов (разноцветные фишки выполнены из прозрачной пленки).

Дети выполняют задание.

Воспитатель (задает детям вопросы): - Как ты получил оранжевый цвет?

Ребенок: - Я соединил фишки красного и желтого цвета.

Воспитатель: - Как ты получил зеленый цвет?

Ребенок: - Я соединил фишки голубого и желтого цвета.

Воспитатель: - А как ты получил фиолетовый цвет?

ребенок: - Я соединил фишки голубого и черного цвета.

Воспитатель: - Молодцы, ребята. Полянка стала очень красивая, и я думаю, что она понравилась нашим гостям.

Посмотрите, кто прилетел на нашу полянку? (на фланелеграфе выставляются бабочки) Послушайте, они нас куда-то зовут, они просят о помощи. Разделимся на две группы и пойдем за бабочками. (Раздаются пособия на соотношение по оттенкам). На полянку с какими цветами прилетела бабочка?

Дети: - С колокольчиками!

Воспитатель: - А чем отличаются все колокольчики?

Дети: - Оттенками!

Дидактическая игра  «Поможем бабочкам».

Воспитатель: - Ребята, надо помочь каждой бабочке помочь найти свой цвет – домик. Цвет бабочки и цветка совпадает!

Дети выполняют задание. 

Воспитатель: - Мы побывали на всех полянках, а теперь давайте для наших гостей соберем красивые букеты.

Проводится игра «Составь букеты» 

 На полу (полянке) разбросаны лепестки цветов, имеющих разные оттенки. По команде участники игры должны собрать букеты из этих лепестков (разложить правильно на полу букет из колокольчиков, васильков и др., составляя их от самого нежного оттенка до самого насыщенного.).

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Много знаете, а теперь хоровод заведем, дружно все запоем!   (хоровод по выбору детей )

Воспитатель: - На Руси существовал обычай – собирать детей, усаживать их возле цветущего куста шиповника в кружок,  и рассказывать сказки. Куст шиповника ждет нас в начале нашей экскурсии. Я сейчас поверну волшебный волчок, а вы закрывайте глазки. (Под музыку кружится волшебный волчок, дети закрывают глаза, кружатся вокруг себя).

-  Вот мы и у околицы, возле куста цветущего шиповника.

-  Бабушка, расскажи и ты нам сказку, а мы сядем ладком и послушаем…

Дети садятся в круг, бабушка читает сказку из книги М.А.Кузнецовой, А.С.Родионовой «Сказания о лекарственных растениях».

Воспитатель: - О каком растении идет здесь речь? И почему его так называют?

Дети: - О топтун-траве – по ней все ходят, а она не боится, о спорыше – растет быстро, споро, о траве-мураве – она низкая, маленькая, как муравьи.

Бабушка: - Молодцы, дети! Просьба к вам только такая: цветы – травы не мять, зря не рвать, об их пользе не забывать!

Воспитатель: - Наша экскурсия показала, что вы хорошо знаете цветы, травы и очень интересно о них рассказываете. Теперь приглашаю вас на угощенье (выносят пироги, под плавную русскую народную мелодию дети с ведущей и Бабушкой-Загадушкой уходят из зала в группу, где проходит чаепитие с пирогами).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Волшебница вода» (образовательная область – познавательное развитие)

Дать детям знания о круговороте воды в природе;Познакомить детей с основными свойствами воды при помощи опытно-экспериментальной деятельности....

Непрерывная образовательная деятельность в старшей группе «Занимательная страна Почемучки» с использованием проблемно-поисковых, игровых технологий

Цели: расширять представления детей об окружающей природе; закреплять впечатления от наблюдений осенних явлений в природе: желтеющая листва, листопад, сбор грибов; продолжаем развивать зрительное восп...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе № 5 «Радужные лучики» Тема: "Путешествие по островам математики" Образовательная область «Познавательное развитие» - Раздел: формирование элементарных математических п

Цель: Создание условий для формирования элементарных математических представлений, на основе познавательной активности и любознательности, закрепление и обобщение полученных знаний и умений посре...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по образовательной области «Познавательная деятельность» с использованием ИКТ Тема: «Познавательная математика для Незнайки»

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по образовательной области «Познавательная деятельность»с использованием И...