Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе по теме "Испарение"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Трегубова Юлия Ивановна

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе по теме "Испарение"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с природой) в старшей группе «Испарение»

Тема

«Испарение»

Программные задачи

Цель: выявить уровень освоения программного материала по образовательной области познание.

Образовательные:

- ознакомить детей с круговоротом воды в природе,

- уточнить значение воды для всего живого,

- формировать систему знаний о воде, ее признаках, свойствах, а так же связях и отношениях,

- формировать словарь (испаряется, просачивается, круговорот).

Развивающие:

- развивать познавательное отношение к природе,

- развивать внимание, мышление, умение анализировать и обобщать;

- развивать умение договариваться друг с другом,

- развивать интерес к экспериментированию.

Воспитательные:

- воспитывать экологическую грамотность и бережное отношение к воде,

- чувство доброты, желание помогать окружающим.

Интеграция образовательных областей

«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Материал

термос, зеркало, стаканы с землей, пустые стаканы, стаканы с водой, конверты с заданием, пустой конверт, картинки-модели, клей, клеенки, салфетки, проектор, экран, ноутбук

Методы и приемы

проблемный, наглядный, практический, словесный

Предварительная работа

чтение рассказов, сказок

Этапы деятельности

Ход НОД

Вводный этап

1 слайд

- Ребята, давайте сделаем круг и поприветствуем друг друга.

Приветствие: «Мы живем все на планете, называется Земля, и живут на той планете наши лучшие друзья».

- Хочу вам рассказать сказку, слушайте внимательно…

Жил на белом свете Водяной, не простой, а самый главный. Водой руководил и неглавными командовал водяными. Решил он как-то раз проверить, вся ли вода в его царстве на месте. Недоверчивый он был, подозрительный. Боялся все, что вдруг вся вода пропадет.

- Ребята, а если вся вода пропадет? Что будет?

(подвести детей к выводу, что без воды не будет жизни на земле, ничего не останется, одна пустыня).

Надел главный Водяной очки, взял для точности счеты и стал воду из полной банки в пустые переливать. Как не считает, а воду не хватает, часть воды драгоценной от последнего дождя пропала. Ничего Водяной понять не может. Куда вода подевалась? Может, испарилась? А может сквозь землю провалилась? Нигде не проливалась, нигде не появлялась. Но куда-то же она подевалась?

- Ребята, а вы как думаете, где может быть потерянная вода? (гипотезы детей)

- Нужно во всем этом разобраться. Ведь не шуточное дело – Вода пропала! Нужно Водяному помочь найти пропавшую водичку. Делать то, что будем? (предложения детей)

Основной этап

1 этап. Проблема практики.

- Отправимся мы в с вами в сказку и там, на месте во всем разберемся. Вы согласны? Тогда вперед!

Превратимся мы в капельки, и опустимся в этот волшебный колодец.

1 слайд Включить звук.

2 этап. Ритуал входа в сказку «Волшебный колодец» (дети перешагивают через обруч)

В сказке:

На проекторе анимированное изображение подводного царства.

2 слайд.

- Вот мы с вами в сказке, а в сказке могут происходить любые чудеса.

Смотрите, а Водяной то какой, грустный – прегрустный сидит. Будем ему помогать воду потерянную искать и первым делом нужно нам выяснить, может ли вода испариться.

3 этап. Решение проблемы.

Опыт № 1 испарение воды.

- Ребята, смотрите, что там на кормушке стоит, скатертью волшебной прикрыто (дети поднимают скатерть, там термос).

- Ух ты! Откуда здесь термосу взяться? Наверное, Водяной нам помогает. Интересно, а что же в нем может быть? Сейчас откроем и проверим.

- Дети! Это термос и значит в нем что-то горячее. Вы сможете его сами открыть? (ответы детей) Почему? (ответы детей)

Правильно! Дети самостоятельно термос не должны открывать. Это могут делать только взрослые.

Вы позволите мне его открыть?

(воспитатель открывает термос, чтобы дети увидели пар).

- А что это выходит из термоса? (дети отвечают)

- Откуда пар в термосе? (дети отвечают)

(вода при нагревании превратилась в пар).

Опыт № 2 капли на зеркале.

- А вдруг это не вода? У меня есть один способ это проверить.

(воспитатель подносит к струе пара зеркало, держит некоторое время над паром)

(предлагает детям проверить, потрогать капли воды на зеркале).

- Точно! Капельки воды. Значит в термосе вода.

Горячая вода испаряется, в пар превращается.

Выходит, может вода испаряться?

- Как вы думаете, во что превращается пар, когда поднимается вверх? (гипотезы детей)

3 слайд

- Ребята, давайте представим, что мы стали облаками и легко парим по небу (физминутка «Капельки – дождинки)

3 слайд включить звук.

Звучит минус «Белые кораблики» дети двигаются по залу, выполняя движения. Воспитатель сопровождает текстом:

«Облака парят легкие воздушные. Подул ветер-ветерок. Холодно-холодно. Облака собираются все в кучку и превратились в большую тучку.

Капелькам-дождинкам скучно в тучке сидеть, хотят они на мир посмотреть.

Из тучки идет дождик, поливает цветочки и грибочки».

4 слайд.

- Ребята! Пока мы с вами облаками по небу летали, Водяной зря время не теряет, да и нас подгоняет. Не терпится ему поскорей узнать, где его водица. Вот он нам и стаканчики с землей доставил, хочет узнать может ли вода сквозь землю просочиться. Сейчас мы с вами проверим.

Опыт № 3 (с землей)

- Подходите к столу. У нас на столе стаканчики с землей и стаканчики с водой. Польем землю водой. Смотрим, что же получается?

- Что происходит? Вода просачивается и земля становится влажной (одновременно дети с воспитателем поливают землю).

- Ну и как? Может вода сквозь землю просочиться? (дети отвечают).

- Вода сквозь землю просочилась. А дальше что? Так там под землей и останется? (гипотезы детей).

- Ребята! Мне рыбка проплывающая намекнула к этой раковине приглядеться, она не простая, а волшебная, там скрыта какая-то тайна.

Нажать на раковину и раковина увеличивается.

Смотрите, какая большая жемчужина (нажать на жемчужину, она увеличивается)

да это же сказочная, скрытая подводная фотокамера.

Все сняла, что с водой происходило. Целый фильм получился.

- Сейчас мы с вами его посмотрим. Но сначала давайте договоримся – водить глазками за движушимися капельками воды и очень внимательно слушать.

6 слайд включить звук, затем кликнуть мышкой.

Мультимедийная зрительная гимнастика «Ходит капелька по кругу»

- Солнышко греет, вода нагревается, из реки испаряется, паром вверх поднимается.

- В облака собирается.

- Облака по небу плывут. Легкие воздушные.

- Ветерок их подгоняет.

- Облака в тучку собираются.

- Тучка дождик несет.

- А как станет тяжело нести, на землю прольет.

- Дождинки все польют и цветочки, и грибочки, а самые любопытные капельки сквозь землю просочатся.

- В реки подземные попадут и потекут не спеша.

- А как к земле пробьются, родником обернутся.

- Ручейками по земле потекут.

- А ручейки в озера, реки впадают.

- Погуляет капелька, попутешествует по кругу да к Водяному вернется.

- А путешествие такое круговоротом называется. Кружится капелька по кругу как белка в колесе.

- Ребята, как вы думаете, нашли мы пропавшую воду? (дети отвечают)

Нам нужно Водяному объяснить, что вода его никуда не деется. Попутешествует и назад к нему вернется.

Мы в сказке. Нам все вокруг помогают. Жемчужина решила помочь. Распечатала снимки, которые помогут нам, составить отчет для Водяного как вода путешествует.

Конверта два, значит нужно разделиться на две команды. Рассчитайтесь на снежинки-дождинки. (дети делятся на команды).

- Подходите команды к своим столам. (команда «снежинки» проходят к столам с изображением снежинки, а команда «дождинки» к столам с изображением дождинки).

(воспитатель достает из одного конверта картинки и, показывая, детям дает инструкцию).

- Ребята, вот фотографии, вот схема. На схеме номера.

Вспомните фильм, который мы смотрели о том, как капелька путешествует.

И в той же последовательности разложите на схеме фотографии. (дети работают в командах, воспитатель подходит по очереди к столам, при надобности задает на водящие вопросы, подводит к последовательности, затем наклеивают).

- Молодцы! Вы отлично справились с заданием.

Подходите все к одному столу. (дети собираются все вокруг одного стола с готовыми отчетами).

- Ребята! Вода совсем исчезает?

- Что с ней происходит?

20 слайд.

(подводит итог)

- Пусть Водяной больше не грустит и не переживает никуда его вода не денется, попутешествует, пробежит по кругу, да к нему же и вернется.

- Мы эти отчеты оставим Водяному. (складывает в конверт, вставляет конверт в водоросли).

- Водяному помогли?

- Воду пропавшую нашли?

А теперь детвора! Нам в обратный путь пора.

Ритуал выхода из сказки «Волшебный  колодец».

21 слайд. Включить звук

(дети перешагивают через обруч).

Заключительный этап

- Ребята, у нас с вами получилось помочь Водяному?

- Мы готовы всегда прийти на помощь другим?

- Кому понравилось путешествие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Соль на столе".

Программное содержание:1.     Дать первоначальные представления о соли, как о полезном ископаемом.2.     Развивать краеведческую любознательность; формиро...

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Мастерами славится земля".

Знакомство детей с видами народно-прикладного искусства (Хохлома, Дымка, Гжель, Городец) на занятиях через наглядность, песни, пляски, игры, загадки. Изготовление дымковских игрушек....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Образовательная область: познание. Тема занятия: «Богатства Хозяйки Медной горы».

Очень интересное интегрированное занятие. В первой части - Хозяйка Медной горы приглашает детей в гости, показывает малахит, яшму, известняк и рассказыват о них. А во второй части - едти исследут эти ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видео формате.)

Тема: «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видиоформате)Цели: приобщать детей к устному народному творчеству; закрепить знания детей о русских народных сказках.За...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия «Город часов».

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия «Город часов».Задачи на развитие познавательных способностей:1. Познакомить детей со строением часов: циферблат, ...