Познавательное развитие. Мир природы.Исследовательская деятельность "Воздух-невидимка".Квест.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Уварова Елизавета Александровна

Экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе. Поисковая деятельность (квест).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kvest_vozduh.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное развитие. Мир природы.

Экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе

«ВОЗДУХ-НЕВИДИМКА»

 ( квест )

Воспитатель Елизавета Александровна Уварова

Цель:
Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности.
Программные задачи:
1. Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
2. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения.
3.Активизировать и расширять словарный запас детей.
4. Развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности.
5. Развивать умение делать выводы.
6. Воспитывать интерес к окружающей жизни.

7.Воспитывать экологически-грамотное отношение к окружающей среде,
прививать любовь и заботу к окружающей природе.

Раздаточный материал: на каждого ребёнка (стаканчики с водой, маленькие губки, шприцы, соломинки, веер, полиэтиленовые мешочки, бумажные кораблики; 4 емкости с водой).

Материал для показа: баночки с «запахом» и «без запаха», ёмкость с водой

Предварительная работа:

- Чтение энциклопедии «ПОЧЕМУЧКА»  

- Чтение африканской сказки «Про ветер»

- Рассматривание тематических картин «Явления природы» (стихия - ветер)

- Рассматривание набора картин «Космос» (планеты солнечной системы)

- Беседа за круглым столом «В каких литературных произведениях, сказках, мультфильмах встречается ветер?»

- Конструирование из бумаги «Кораблик» (оригами)

Ход деятельности:
- Давайте возьмемся за руки и улыбнемся, так мы поздоровались, чтобы весь день сегодня было хорошее настроение.
- Ребята, сегодня, у нас будет необычная прогулка…я нашла письмо, адресовано вам, здесь написано: «Детям группы Божья Коровка 98 детского сада». Хотите знать от кого?  (Воспитатель читает письмо).
 

Привет ребята! Меня зовут Марсик . Я – марсиянин, пишу вам письмо из далекого космоса, с очень красивой планеты, которая называется МАРС. Хоть я и маленький житель планеты, и всему только учусь. Я знаю, что вы, ребята, живете на планете Земля. Она очень большая и очень красивая, а самое главное на планете Земля – чистый воздух… чего не скажешь про мою планету Марс. Здесь всё по-другому… Воздуха почти нет, и я хожу в специальном скафандрике… Интересно, а вы тоже ходите в скафандриках???

Мне так хочется узнать по вас всё-всё, но самое главное, узнать про воздух, КАКОЙ ОН?

Жду вашего ответика. Ваш Марсик.

Воспитатель: Чтобы нам прислать свой ответ, нам с вами предстоит узнать: ЧТО ТАКОЕ ВОЗДУХ, как его обнаружить и какими свойствами он обладает. Для этого нам надо пройти 5 станций (пройти квест). Чтобы нас понял наш марсианин Марсик, мы пошлем свой ответ в символах – картинках, но сначала их надо все найти, а для этого пройти все задания (пройти квест), договорились?

Наш Марсик хочет всё узнать про ВОЗДУХ, КАКОЙ ОН?                                      - Давайте вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что вы вдохнули? А мы можем увидеть воздух?
- Значить какой воздух? (невидимый, воздух-невидимка)

Воздух очень интересное явление, и вы сегодня в этом сами убедитесь, мы будем проводить разные эксперименты, и делать выводы (заключения).                    – А, вы, готовы? (да!)
- Дети, а вы знаете, где люди проводят различные исследования и опыты? (Люди проводят опыты в лабораториях)                                                                              - А как называют таких людей? (ученые, исследователи)                                               - А вы хотите сегодня стать юными исследователями?

У нас тоже будет своя маленькая природная лаборатория. Чтобы нам было удобно, разделимся на две команды (деление на команды).

- Чтобы у нас опыты получились, нужно внимательно меня слушать и следовать правилам. Хорошо?

ОПЫТ № 1 (станция №1)   ВОЗДУХ ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМ
Воспитатель:
 Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) (картинка «дыхание человека»)

  1. Дыхательная гимнастика «Ветер и кораблик» (пособие 1)
  2. Дыхательная гимнастика «Зелёная травка» (пособие 2)

Первая и вторая команды исследователей выполняют дыхательную гимнастику с помощью пособий 1,2

- просто подуть

- сильный вдох, дуем долго, пока не кончится воздух

- дуть отрывисто.

ВЫВОД: ВНУТРИ НАС ЕСТЬ ВОЗДУХ.

- Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?
ПОДВЕСТИ К ВЫВОДУ: МЫ ВЫДЫХАЕМ ВОЗДУХ И В ВОДЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ ПУЗЫРЬКИ. ЗНАЧИТ, ВНУТРИ НАС ЕСТЬ ВОЗДУХ.
- А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать? Нет, без воздуха человек не может. Какой вывод можно сделать?
ВЫВОД: ЧЕЛОВЕК НЕ МОЖЕТ ЖИТЬ БЕЗ ВОЗДУХА.
Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.
- А только ли человеку нужен воздух? (растениям, животным)
Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.

- Молодцы! Смотрите вот первый ответ - картинка «Как дышит человек»

(положить в папку на кнопке и носить с собой на каждую станцию)

ОПЫТ № 2 (станция № 2)    ВОЗДУХ МОЖНО УВИДЕТЬ

- Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать.

-Хотите, я научу ловить воздух. Возьмём полиэтиленовые пакеты.

- Какой пакет (пустой, он мнется) Ещё какой? (прозрачный).
- Давайте поймаем воздух (воспитатель показывает - дети «ловят воздух»).
-Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его. Что в пакете? (воздух).
Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей).
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух).

А если посмотреть через пакет, можно что-нибудь увидеть? Вы видите свою руку? (видим) Если мы видим свою руку, значит воздух КАКОЙ? (прозрачный, невидимый)

- Где можно использовать это свойство воздуха? (летом: надувные матрасы, спасательный круг, мячики, шарики)
Вывод: ВОЗДУХ ПРОЗРАЧНЫЙ. ВОЗДУХ ПРИОБРЕТАЕТ ФОРМУ ТОГО ПРЕДМЕТА, В КАКОЙ ОН ПОПАДАЕТ.

- Ура! Вот вторая картинка- символ «Воздух в шарике, воздух прозрачный»

ОПЫТ № 3 (станция № 3)    ВОЗДУХ ЗАНИМАЕТ МЕСТО

(столы, скамейки, ёмкости, стаканы, губки; шприцы)
- Возьмите в руки стакан, внутри которого находиться губка.
Потрогайте ее, какая она мокрая или сухая? (ответы детей).
- Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна. Достаньте стакан из воды, проверьте губку. Она намокла или нет?
- Почему губка осталась сухой? (ответы детей).
- Давайте еще раз попробуем, но теперь стакан немножко наклоним.
Что появилось в воде? (видны пузырьки воздуха).
Откуда они взялись? (воздух выходит из стакана и его место занимает вода).
Это из стакана вышел воздух. Проверьте губку снова.
- Какая она теперь? (мокрая, вода вытеснила воздух и заняла все пространство в стакане).

ВЫВОД: В СТАКАНЕ ЕСТЬ ВОЗДУХ И ПОЭТОМУ ОН ПОМЕШАЛ НАМОЧИТЬ ГУБКУ. ЗНАЧИТ, ВОЗДУХ ЗАПОЛНЯЕТ ПУСТОЕ МЕСТО.

2. А что это? (шприцы), а какой формы шприц, на что он похож? (цилиндр)

 - Можем ли мы с помощью поршня набрать в шприц воздух? (пробуем) Чтобы проверить попал ли воздух внутрь, опустите шприц в воду и надавите поршень. Что происходит? (выходят пузырьки воздуха). Вот так, с помощью опыта мы смогли увидеть воздух, убедились, что он заполняет пустое пространство. А если мы наберем в шприц воду, останется ли в нём воздух? ВЫВОД: ВОЗДУХ МОЖНО УВИДЕТЬ

- У нас есть ещё одна картинка- символ «Во всех предметах есть воздух»

ОПЫТ № 4 (станция № 4)     ВОЗДУХ НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА

(коробочки с запахами)

- Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей)
Сейчас мы это проверим. Закройте глаза. Когда я вам скажу, вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет (воспитатель дает понюхать 3 баночки с ароматом духов, апельсина, чеснока и 1 без аромата). Все что-то почувствовали? Какой из этого можно сделать вывод?
ВЫВОД: ВОЗДУХ НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА, ПАХНУТ ПРЕДМЕТЫ.

- Найдена новая картинка- символ «Перечеркнутый нос»

Вперед к новым исследования!

Физминутка «Загадка про Воздух» 

Через нос проходит в грудь,

 И обратный держит путь,

Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем!
(воздух)

ОПЫТ № 5 (станция № 5)    ВОЗДУХ МОЖЕТ ДВИГАТЬСЯ
- Как вы думаете, может ли воздух двигаться?
Давайте проверим. Я возьму веер и помашу на вас. Что вы чувствуете? (ветер)
ВЫВОД: ЗНАЧИТ, ВОЗДУХ МОЖЕТ ДВИГАТЬСЯ.

- Еще раз помашу веером на вас. Скажите, КАКОЙ ветер? (прохладный)
А теперь поднесите ладони ко рту и слегка подуйте на них. Что почувствовали? (теплый ветер).
- Как вы думаете, где бывает теплый ветер? (около печки, костра, если включить фен)

А у нас в группе тоже есть воздух? (да) Он тёплый? (ответы детей)                      Где воздух теплее, а где холоднее? (ответы детей).

Почему? (ответы детей: теплый воздух легче, он поднимается вверх, а холодный тяжелее, опускается вниз).

ВЫВОД: ВОЗДУХ БЫВАЕТ ХОЛОДНЫМ, ТЕПЛЫМ И ГОРЯЧИМ.

Новая картинка – символ «Светофор: красный, желтый, синий»

Физминутка «Лети - лети лепесток» (по сказке «Цветик - Семицветик»)
- Мы знаем, что воздух может двигаться, как вы думаете, кто ему помогает?

 У воздуха есть хороший друг, угадайте кто?

Загадка: «Я березку качну (руки вверх, потянуться, покачаться).
Я тебя подтолкну (круговые движения руками).
Налечу, засвищу (обхватить себя руками, губы трубочкой).
Даже шапку утащу (руки над головой).
А меня не видать (посмотреть влево, вправо).
Кто я? Можешь отгадать? (удивиться, поднять плечи).
(Ветер).

СТАНЦИЯ № 6 (последняя) «РАССУЖДАЛКИ»

- А еще ветер помогает нам, ветер приносит пользу. Он помогает растениям и животным. Как? (Разносит семена, животным помогает охотиться).
- Итак, мы с вами выяснили, что ветер - это и есть воздух. Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на земле. Без него нет жизни. Нам нужно научиться любить нашу родную природу, охранять её и беречь.                                                                                                                             Давайте пройдем к компьютеру и присядем на стульчики (обратить внимание на посадку детей).
Посмотрите на картинки (тема «Ветер на Земле»)
- Какой в лесу воздух? (ответы детей) Почему он там чистый? (ответы детей)
В лесу чистый воздух, нет веществ,  которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода.
- Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели).
(фото с заводами, машинами, курящим человеком.)
-Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин и курящего человека, дыма от пожаров, КАКОЙ ВОЗДУХ? (ответы детей)                                                            
 (изображением урагана ,смерча)
Как называется сильный ветер? (ураган, смерч, бури, торнадо).
Может ли ветер навредить человеку? (Ответы детей).
влияния ветра на жизнь человека: дом после урагана, сломанное дерево, корабли во время шторма.

Вывод: ВОЗДУХ БЫВАЕТ ЧИСТЫМ И ГРЯЗНЫМ,

             ПОЛЕЗНЫМ И РАЗРУШИИТЕЛЬНЫМ.

- Какие вы умные!!! Мы нашли последнюю картинка символ                           «Чистый воздух – польза (смайлик), грязный – плохо (((»

- Вот наши исследования подошли к концу. Поздравляю, мы прошли квест! Мы нашли все ответы в картинках и можем их послать Марсику.

Давайте вспомним, что  нового узнали о воздухе? Что такое воздух? (Ответы детей). После каждого вывода символы картинки кладутся в конверт.

- ВОЗДУХ – ЭТО ГАЗООБРАЗНОЕ ВЕЩЕСТВО

- ВОЗДУХ НУЖЕН ВСЕМУ ЖИВОМУ, ЕГО МОЖНО ВДЫХАТЬ И ВЫДЫХАТЬ

- ВОЗДУХ НЕВИДИМЫЙ, ПРОЗРАЧНЫЙ

- ВОЗДУХ НЕ ИМЕЕТ ФОРМЫ, НО МЫ МОЖЕМ ЕГО ОБНАРУЖИТЬ И ПОЧУВСТВОВАТЬ ДВИЖЕНИЕМ

- ВОЗДУХ НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА, НО МОЖЕТ ПЕРЕДАВАТЬ ЗАПАХ ПРЕДМЕТОВ, ПРОДУКТОВ

- ВОЗДУХ НЕ ИМЕЕТ ЦВЕТА, ОН ЕСТЬ ВО ВСЕХ ПРЕДМЕТАХ

- ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ НАДО БЕРЕЧЬ, НАДО БЕРЕЧЬ ВСЮ ПРИРОДУ, КОТОРАЯ НАС ОКРУЖАЕТ.

 А что вам понравилась больше всего в нашем занятии?

-Мне очень понравилось, как вы проводили все исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы. Давайте друг другу улыбнемся и наградим друг друга аплодисментами. На память о нашем занятии, я вручаю вам медали «Юных исследователей».

Награждение детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы. Тема: «Квест — игра «Путешествие в страну Математики» с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича.

Развитие интеллектуальных способностей детей в процессе разрешения специально организованных проблемных ситуаций  с использованием логико-математических игр В.В. Воскобовича    • В...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением «Квест»-технологии «Заколдованный лес».

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности....

Занятие по познавательному развитию для детей старшей группы Экологическая квест-игра «В гости к Старичку-Лесовичку»

Цель: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, формирование экологической культуры.Задачи:...

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе общеразвивающей направленности Квест – игра «Путешествие в зимний лес»

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие»(разделы: «Формирование элементарных математических представлений», «Ознакомление с окружающим м...