Картотека познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе
картотека по окружающему миру (младшая группа)

Чазова Светлана Игоревна

Чем больше ребёнок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_poznavatelno.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе

Задачи формирования познавательно-исследовательской деятельности детей младшей группы:
— формировать умения устанавливать простейшие связи и отношения к объектам близкого окружения;
— обогащать знания дошкольников новыми впечатлениями;
— способствовать развитию познавательного интереса к окружающему миру.

Работа проводится в ходе наблюдений на прогулках, в процессе игр-экспериментов с природным материалом или в форме сюжетно-ролевых игр, в самостоятельной деятельности детей.

Сентябрь

1. Построим горку из сыпучего песка.

Задачи и содержание: Познакомить с понятием «сыпучий»: медленно насыпать песок конусом и наблюдать, как песчинки падают вниз.

2. Песок умеет бегать.

Задачи и содержание: Познакомить детей со свойством сухого песка – «убегает» вниз, «сползает» с высоты. Взять в руки сухой песок и медленно его выпускать из кулачка струйкой, так, чтобы струйка песка попадала в одно место. Образуется горка-холмик. Наблюдать, как песок медленно сбегает с верхушки вниз.

3. Увидим песчинки.

Задачи и содержание: Познакомить детей с увеличительным стеклом. Рассказать, что песок состоит из отдельных песчинок, их можно увидеть, песчинки разные по форме и величине.

4. Лепим из мокрого песка.

Задачи и содержание: Познакомить детей с особенностью мокрого песка: лепится, а сухой – нет. Предложить детям вылепить больших и маленьких колобков.

Октябрь

5. Следы на песке.

Задачи и содержание: Объяснить детям, что на сыром песке остаются следы. Сырой песок не сыплется. На сыром песке остаются следы от формочки. И ладошка оставляет след, и ботиночек, и сапожек.

6. Подарки нашего леса.

Задачи и содержание: Познакомить с плодами леса. Рассмотреть строение еловых и сосновых шишек. Сравнить листья и шишки еловых растений.

7.  Подарки осени.

Задачи и содержание: Наблюдение за движением воздуха – ветер дует и срывает листочки с деревьев, листочки кружатся в воздухе. Собрать букеты из разноцветных листьев. Можно предложить подбросить букеты вверх «сделаем салют». Полюбоваться разноцветным ковром, который получился на земле.

8. Погуляем по ковру из листьев.

Задачи и содержание: Продолжать формировать понятие, что с приходом холодов листья засыхают, падают с деревьев и шуршат под ногами. Походить по шуршащему коврику из сухих листьев. Рассказать, что ветер тоже умеет играть с сухими листьями. Послушать, как ветер шуршит листочками.

Ноябрь

9. Подарки осени.

Задачи и содержание: Закрепить название основных цветов осенних листьев. Сделать гирлянду из листьев и украсить группу.

10. Путешествие капельки.

Задачи и содержание: Закрепить у детей осенние признаки: когда идёт дождь, то дорожки становятся мокрые, сырые, на земле – лужи. Обратить внимание на величину луж: большие и маленькие.

11. Подарки нашего участка. Такие разные камешки.

Задачи и содержание: Закрепить понятие: тяжёлый и лёгкий. Предложить детям найти в песочнице камешки, рассмотреть их: все они разные большие и маленькие, круглые и продолговатые. Проверить, какой камешек утонет быстрее: большой или маленький?

12. Подарки нашего участка. Такие разные камешки.

Задачи и содержание: Закрепить понятие: мокрый – сухой. Предложить детям найти камешки в песочнице, положить их в ведёрко с водой. Выяснить, что произошло с ними. Какие стали камешки?

Декабрь

13. Игра-эксперимент: «Тонет – не тонет».

Задачи и содержание: Определить степень плавучести предметов, разных по тяжести. Листочки лёгкие – они плывут, как лодочки. Проверить, поплывут ли камешки? Выяснить причинно-следственную связь.

14. Цветные капельки.

Задачи и содержание: Выяснить с детьми свойства воды. Показать детям, что вода может иметь цвет. С помощью кисточки или пипетки подкрашивать воду, получаются разные цвета.

15. Такая разная посуда.

Задачи и содержание: Показать детям, что посуда сделана из различных материалов: металлическая, глиняная, деревянная, пластмассовая, стеклянная. Рассмотреть различные образцы посуды. Доказать, что посуда — хрупкая, она может разбиться.

16. Такие разные узоры.

Задачи и содержание: Рассмотреть с детьми узоры от мороза на стекле. Предложить подышать на стекло, приложить ладошку к стеклу.

Январь

17. Подарки зимы. Следы на снегу.

Задачи и содержание: Провести наблюдение за свежевыпавшим снегом. Рассмотреть следы на снегу, предложить догадаться, кто приходил на участок? Кто оставил дорожку? (птичка, собака, человек).

18. Такие разные колобки.

Задачи и содержание: Обратить внимание детей, что снег тает в тепле. Внести 2 комочка-колобка: из теста и снега, поставить в тепло. После прогулки проверить, что с ними случилось? Куда делся снежный колобок?

19. Секреты разных колечек.

Задачи и содержание: Познакомить детей с разнообразными по форме и величине колечками (колесо машины, баранки, сушки). Провести обследование и опыты с тестом или пластилином.

20.  Подарки зимы. Волшебные льдинки.

Задачи и содержание: Провести наблюдение за водой на морозе. Выяснить, что вода превращается в холодную погоду в лёд. Вынести формочки на участок, заполнить их разноцветной водой. Наблюдать, что произойдёт? Украсить разноцветными льдинками участок.

Февраль

21. Игра-эксперимент: «Какая лодочка быстрее?»

Задачи и содержание: Наблюдение за силой и работой ветра. Изготовить лодочки из бумаги и пробки. Выяснить совместно с детьми — какую лодочку ветер унесёт дальше, — из пробки или из бумаги?

22. Игры с мыльной пеной.

Задачи и содержание: Показать детям, что мыло пенится. Научить взбивать пену. Провести соревнование: у кого пена получится выше и пышнее.

23. Гости нашего двора.

Задачи и содержание: Провести наблюдение за собачкой. Выяснить, какую пищу она ест, как бегает, виляет хвостиком.

24. Наш огород.

Задачи и содержание: Посадить с детьми овощи, зелень. Понаблюдать, что вырастет быстрее? Выяснить необходимые условия для роста овощей.

Март

25. Подарки весны. Смешные сосульки.

Задачи и содержание: Доказать, что когда снег тает, под крышами образуются сосульки. Рассмотреть их: прозрачные, скользкие, как стекло. Кусочки сосулек подержать в ладошках. Выяснить, что от тёплой ладошки сосулька растает.

26. Гости нашего двора. Наша кошка.

Задачи и содержание: Наблюдение за повадками и поведением кошки. Что умеет делать кошка? (Играть, ходить, бегать, мурлыкать, спать, жмуриться от солнышка). Какую пищу она ест?

27. Большая стирка.

Задачи и содержание: Выяснить с детьми, что не всё можно стирать в воде. Предложить постирать платье кукле Кате. Сначала платье из ткани, а потом платье из бумаги. Проанализировать результат.

28. Подарки весны. Весёлые ручейки.

Задачи и содержание: Познакомить детей с признаками весны. От тёплого солнца снег растаял, превратился в ручейки. Провести игру — пустить в ручеек бумажную лодочку.

Апрель

27. Гости нашего двора: Кто прилетел на участок?

Задачи и содержание: Провести наблюдение за птицами. Выяснить характерные особенности голубей, воробьев.

28. Подарки весны. Солнечные зайчики.

Задачи и содержание: Провести игру с зеркальцем. «Поймать» солнечного зайчика, доставить удовольствие детям, вызвать положительные эмоции.

29. Вода. Воздух.

Задачи и содержание: Формировать знания детей о свойствах воды и воздуха. Взять воздушный шарик и предложить детям утопить шарик в тазу. Показать детям, что воздух — повсюду. Он есть и в пустой бутылочке. Опустить ее в таз с водой, увидеть пузырьки — это из бутылочки выходит воздух.

30. Чем пахнет вода.

Задачи и содержание: Продолжать знакомить детей со свойствами воды. Подвести детей к выводу, что чистая вода не имеет запаха. Предложить детям понюхать чистую воду. Сравнить с запахом воды, в которую добавлен лимон. Вывод: чистая вода не имеет своего запаха.

Май

31. Прозрачность воды.

Задачи и содержание: Познакомить детей со свойствами воды. В один стакан наливаем молоко, а в другой — воду. Опускаем ложки в оба стакана. В стакане с водой ложку мы видим, а в стакане с молоком — нет. Вывод: чистая вода прозрачная.

32. Магнит.

Задачи и содержание: Познакомить детей со свойствами магнита. Показать детям какие предметы может притягивать магнит. Провести опыт «Волшебная перчатка». В перчатке спрятан магнит. Надеть перчатку на руку и по очереди брать в руку предметы: скрепку, ложку, деревянный кубик, пластмассовый кубик.

33. Насекомые на нашем участке

Задачи и содержание: Познакомить детей с разнообразным миром насекомых. Рассмотреть их внешний вид.

34. Запахи.

Задачи и содержание: Знакомство детей с запахами. Выяснить совместно с детьми, что в воздухе существуют разные запахи. Все предметы имеют свой запах: пахнет апельсин, лук, огурец, капуста и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...

Краткосрочный познавательно-исследовательский проект для второй младшей группы (2) «Елочка - красавица»

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад № 6г. Ртищево Саратовской областиУтверждаю.Заведующая МДОУ детский сад №6г. Ртищево Саратовской области_______ Мамедрзаева Т.М.Краткосро...

Долгосрочный познавательно-исследовательский проект для второй младшей группы «Огород на окошке».

Проект «Огород на окошке».Программное содержание: Формировать у детей знания о росте и потребности растений;Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;Учить ребенка оформлять рез...

"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе

познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...

Конспект познавательно - исследовательской НОД во второй младшей группе. Тема: «Весна». Воспитатель 1й категории Халикова В.В

Цель: Создать условия для закрепления первоначальных представлений о веснеЗадачи:Образовательные : Совершенствовать умение детей выделять один предмет (треугольник) из группы предметов; закрепить знан...