Главные вкладки

    конспект
    план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

    Петрова Наталья Владимировна

    конспект

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_moya_semya_srednyaya_gruppa.doc48.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД по ФЦКМ "Моя семья" в средней группе

    Цель: Формирование представлений о семье.

    Задачи:

    1. Учить отвечать на вопросы предложением.

    2. Упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательной формы существительных.

    3. Воспитывать уважение и заботливое отношение к своей семье.

    4. Формировать адекватную оценку принадлежности предмета ролевой игры с акцентом на половое различие.

    Оборудование: семейные фотографии детей, предметы для ролевой игры «Семья»

    Предварительная работа: Рассматривание сюжетной картины «Семья», дидактическая игра «Мамины и папины дела», рисование портрета семьи (задание для родителей, рассматривание семейных альбомов.

    Словарная работа: семья, внученька, дедушка, заботиться, старший, младший, обязанности.

    Воспитатель незаметно включает аудиозапись песни «Детская песня про семью» в исполнении Ларисы Григорьевой.

                                                   Ход НОД:

    Шёл по крыше воробей,

    Собирал своих друзей.

    Много, много, много нас.

    Выйдут девочки сейчас.

    Воспитатель вместе с девочками зовёт мальчиков.

    Дети садятся на стульчики. У детей в руках семейные фотографии.

    1часть. Беседа о семье детей группы.

    Воспитатель: Сегодня вы принесли фотографию своей семьи из вашего фотоальбома. Расскажите, кто живёт в вашей семье?

    Дети: В моей семье живёт папа, мама, брат.

    Воспитатель: Катя, расскажи, кто живёт с тобой? (мама, бабушка)

    У вас большая семья?

    Захар, с кем ты живёшь? (папа, мама, кот, брат,

    Воспитатель: Семья может быть большая, как у Захара, или маленькая как у Кати. В одной семье могут жить люди разного возраста. Есть семьи, где у родителей один ребёнок. В таких семьях есть брат или сестра. (Ваня и Лиза рассказывают о сёстрах и братьях) : Есть у тебя сестра или брат?

    Кто из вас старший, а кто младший?

    Чем вы занимаетесь вместе?

    Сейчас Артем расскажет нам стихотворение о папе и маме.

    Книжки мне читает мама,

    И котлеты жарит мама.

    Поёт песни перед сном,

    Убирает целый дом!

    Папе моему везёт –

    На работу он идёт.

    Итог: Ребята, вы меня поразили своими рассказами о семье. Так здорово, что вы знаете всё о своей семье.

    2 часть. Игра «Скажи ласково»

    Воспитатель: В семье все друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково дочь?

    Дети: доченька, дочурка

    Таким образом, дети изменяют слова.

    Сын – сынок, сыночек

    Папа – папочка, папенька

    Дед – дедушка, дедуля

    Бабушка – бабуля

    Сестра – сестричка

    Внук – внучок

    Внучка – внученька

    Брат – братик

    Итог: Замечательно, как много вы знаете ласковых слов. Вы порадовали меня. Оказывается, вы очень ласковые и добрые по отношению к своей семье.

    Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько человек живёт у вас в квартире.

    Физкультминутка «Кто живёт у нас в квартире? »

    Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)

    Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

    Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)

    Всех могу пересчитать (шагаем на месте)

    Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши)

    Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево)

    Мой сверчок, щегол и я - (повороты туловища вправо, влево)

    Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши)

    3часть. Игра «Семья»

    Воспитатель: приглашаю вас в нашу квартиру. Я заметила, что вам нравится играть в дочки-матери. Сейчас мы поиграем.

    Воспитатель с помощью эмблемы даёт роль ребёнку (бабушка, сын, внук, внучка, папа, мама, дочка) и спрашивает: Паша, кто ты? (Я - папа)

    Воспитатель. Выберите предмет. Подумайте, что можно делать этим предметом дома?

    Воспитатель даёт пример ответа: «Я, как мама, выбираю книгу, сегодня вечером я буду читать своей дочке сказку»

    Какой предмет выбрал дедушка?

    Чем занялась бы дочка?

    Зачем папе молоток?

    Дети обговаривают, кто, что взял, для чего это нужно.

    Итог: Дети, я приятно удивлена, что вы так много знаете о том, кто и чем любит заниматься в вашей семье каждый вечер и в выходной день. Вы знаете обязанности своих пап, мам, братьев и сестёр, свои. Из ваших ответов я поняла, что у вас дружные семьи.

    4 часть. Изготовление подарка.

    Воспитатель: Сделаем рамку для вашей семейной фотографии. Это будет подарок - сюрприз.

    Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая» (народная потешка)

    Как у нас семья большая да весёлая.

    Два у лавки стоят,

    Два учиться хотят,

    Два Степана у сметаны объедаются.

    Две Дашки у кашки питаются.

    Две Ульки в люльке качаются.

    Индивидуальный подход во время наклеивания рамок.

    Итог: Сегодня мы узнали многое о ваших семьях. Увидели, какой дедушка заботливый у Дениса, бабушка - у Сони умеет вязать. Каждая семья особенная. Что вам больше запомнилось?

    Обращает внимание детей на песню, предлагает её послушать. Дети слушают, воспитатель предлагает детям сесть в круг на стульчики.
    Воспитатель: Мальчики и девочки, понравилась вам эта песня?
    Воспитатель: а какая она – грустная или весёлая?
    Ответы детей (она весёлая).
    Воспитатель: верно, это весёлая песня. А про кого она?
    Ответы детей (про маму, папу, бабушку и дедушку).
    Воспитатель: правильно, ребята. А как назвать одним словом всех, кого вы перечислили?

    Ответы детей (семья).
    Воспитатель: точно! Именно про семью мы с вами и прослушали сейчас песню. Она очень весёлая, ведь так замечательно, когда у человека есть семья, когда близкие люди всегда рядом. Посмотрите несколько картинок с изображением семьи.
    Воспитатель показывает картинки с изображением разных семей, разных стран мира.
    Воспитатель: ребята, посмотрите, какие счастливые семьи здесь изображены! А как я поняла, что они счастливые?
    Ответы детей (потому, что они улыбаются).
    Воспитатель: да, верно. Когда человек счастлив, он улыбается. Когда есть семья – мама, папа, брат или сестра, бабушка и дедушка, то это настоящее счастье. Ребята, а вы любите свою семью?
    Ответы детей (да, любим).
    Воспитатель: это очень хорошо! Не сомневаюсь, что ваша семья тоже вас любит. А давайте поиграем с вами в игру, которая называется «Назови ласково». Я вам показываю картинки, а вы говорите, кто это и как ласково можно назвать членов семьи. Договорились?
    Ответы детей (да, мы согласны!).
    Проводится игра «Назови ласково» с показом дидактических картинок «Семья».
    Дочь – доченька, дочурка
    Сын – сынок, сыночек
    Папа –  папочка, папенька
    Дед – дедушка, дедуля
    Бабушка – бабулечка, бабуля
    Сестра – сестрёнка, сестричка
    Внук – внучок
    Внучка – внученька
    Брат – братишка
    Воспитатель: молодцы, мальчики и девочки, всех назвали ласково. Сразу видно, что вы любите свою семью и дома обращаетесь к родственникам ласково. А теперь я предлагаю посчитать членов одной дружной семьи. Эта семья всегда живёт очень дружно, помогают друг другу и она очень-очень большая. Хотите узнать про эту семью?
    Ответы детей (да, хотим).
    Воспитатель: тогда предлагаю вам встать рядом со мной и послушать стихотворение внимательно, посмотреть на мои движения, а потом все вместе повторите за мной.

    Проведение физминутки «Кто живёт у нас в квартире?»
    Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)
    Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)
    Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)
    Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
    Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
    Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.)
    Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.)
    Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)
    Воспитатель: понравилась вам игра?
    Ответы детей              (да, понравилась!).
    Воспитатель: это здорово. Мне тоже очень понравилось с вами играть! Присаживайтесь на свои места. А ещё поиграть хотите?
    Воспитатель: это очень хорошо, мальчики и девочки, что вы любите играть. А что вы ещё любите делать?
    Ответы детей (бегать, прыгать, резвиться).
    Воспитатель: ух, как здорово! А что же любят делать члены вашей семьи? Мне очень интересно. Давайте я буду называть вам членов семьи, а вы будете мне говорить по очереди, что любят делать ваши мамы или папы, бабушки  или дедушки, братишки или сестрёнки. Или же скажите мне о том, чем ваша семья больше всего занимается.
    Воспитатель  называет  маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру, а дети по цепочке говорят действие, которое любит делать или часто делает член семьи (мама – наряжается, читает книги, работает, готовит еду; папа – ездит на машине, чинит бытовую технику и т.д.).
    Воспитатель: здорово, ребята! Как много умеют и любят делать ваши родные люди! А ещё одну интересную игру хотите узнать?
    Ответы детей (конечно, хотим!).
    Воспитатель: ну тогда давайте сейчас сначала разомнёмся. Вы умеете хмуриться? Покажите, какумеете!
    Дети хмурятся.
    Воспитатель: а теперь давайте улыбнёмся!
    Дети улыбаются.
    Воспитатель: отлично! Ну а теперь начнём игру. Слушайте внимательно, я вам буду называть ситуацию в семье, и если это плохой поступок, то вы будете хмуриться, а если этот поступок очень хороший и он порадует вашу семью, то вы улыбнётесь. Договорились?
    Ответы детей (да, договорились).
    Проводится игра на мимику.
    Вы разбили чашку;
    Вы помогли маме пропылесосить;
    Вы не убрали игрушки;
    Вы обняли бабушку;
    Вы помогли дедушке починить телевизор
    Вы отняли игрушку у младшего братика
    Вы угостили сестричку конфетой.

    Воспитатель: молодцы, мальчики и девочки, понимаете – где хороший поступок, а где – не очень! Я надеюсь, что дома вы совершаете только хорошие поступки – помогаете старшим, уступаете младшим?
    Ответы детей (да, мы делаем только хорошие поступки).

    Воспитатель: какие хорошие у нас дети в нашей группе! Ребята, а теперь скажите мне пожалуйста – что же такое Семья?
    Ответы детей (это мама и папа, бабушка и дедушка, сестрёнка и братишка).
    Воспитатель: верно! Теперь я предлагаю вам нарисовать своим близким какой-нибудь рисунок.
    Свободное рисование детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по теме:" Слова - предметы". ( конспект №2 )

    Этот конспект поможет уточнить знания детей о словах - предметах....

    Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

    Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

    Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

    Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

    Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

    1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

    Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

    Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

    Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

    Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

    праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

    Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...