ООД - интегрированное
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Мир насекомых

Скачать:


Предварительный просмотр:

Согласованно с методистом:     ___________/ А.В. Алмазова

Дата___________________

                                                                                         

Утверждено заведующей:

_________/С.И. Гусакова

Дата_________________

Конспект

интегрированной организованной образовательной

 деятельности по развитию речи

и познавательному развитию

для  детей средней  группы

на тему «Мир насекомых»

МДОУ№21  «Детский сад «Золотая рыбка»

студента 5 курса группы «ДЗ»

«Оршанский многопрофильный колледж  им. И.К. Глушкова»

Новиковой Надежды Анатольевны

                                                                  Дата проведения: ___________

  Оценка:___________________

Подпись:__________________

Оршанка 2018

Паспорт ООД

1.Группа: средняя

2.Место проведения: групповая комната

3.Продолжительность ООД: 25 минут

4.Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

5.Тема: «Мир насекомых»

6.Тип занятия: интегрированное.

7.Форма проведения: Путешествие на лесную полянку.

8.Цель: Продолжать формировать у детей представление о мире насекомых.

9.Задачи:

9.1. Образовательные

9.1.1.Актуализировать знания детей о насекомых /бабочка, стрекоза, жук, гусеница, муха, пчела, комар, кузнечик, паук, божья коровка. Закрепить обобщающие понятия « Насекомые»

9.1.2.Формировать умение образовывать множественное число глаголов.

9.1.3.Совершенствовать умение подбирать прилагательное-признак, характеризующее насекомое.

9.1.4.Закреплять умение образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

9.1.5. Побуждать к четкому  произношению звуков и слогов ЗА, ЗУ, СА, используя в речи чистоговорки.

9.2. Развивающие

9.2.1.Развивать логическое мышление, зрительное внимание, память.

9.2.2.Развивать  артикуляционную, мелкую и крупную моторику, речевое  дыхание.  

9.3. Воспитательные

9.3.1. Продолжать формировать бережное отношение к природе и миру насекомых.

10.Основной дидактический метод: практические - игровые упражнения.

11.Частные методы и приемы:

Словесные: использование художественного слова, вопросы, объяснение в сочетании с показом, контроль и оценка детской деятельности.

Наглядные: показ способов выполнения задания, демонстрация образца практических действий.

Практические: выполнение детьми практических заданий с наглядным материалом, ИКТ-показ слайдов

Игровые: сюрпризный момент

12.Предварительная работа: Чтение литературных произведений: К.И.Чуковского «Муха - Цокотуха», В.В.Бианки «Как муравьишка домой спешил», И.А.Крылова «Стрекоза и муравей», Л.Толстой «О муравьях»; подвижные игры «Муравьи», «Муравьи и дождик», «Муравьиная тропа»; Прогулки по экологической тропе, наблюдения за насекомыми.

13.Ресурс ООД:

  1. «От рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.Е. Комаровой, М.А. Васильевой, М: Мозаика – Синтез, 2015
  2. Гербова В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» /Под общей редакцией М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В. Гербовой, М.: Мозаика-Синтез, 2015
  3. Гомзяк О. С. Говорим правильно. Издательство: Гном, 2016 Подробнее: https://www.labirint.ru/books/216486/
  4. Агранович З. Е. Времена года. - СПб., Детство-Пресс,2002
  5. Круглый год. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями. - СПб., Детство-Пресс,2005

14.Дидактические средства:

14.1.Оборудование: ноутбук, рабочий стол, стульчики по количеству детей.

14.2.Демонстрационный материал: Аудиозапись «Звуки леса», предметные и сюжетные картинки с изображением насекомых; мелкие фигурки насекомых, сухой бассейн, цветы, изготовленные из красной, желтой, оранжевой, зеленой, синей, белой, коричневой, голубой, черной, розовой, сиреневой, серой бумаги. Мяч.

    14.3.Раздаточный материал:

Бабочки из цветной бумаги по количеству детей

Консультация с методистом: Алмазовой А.В.

План ООД

1. Организационное начало ООД:(2 мин)

              1.1. Организация детей: приветствие, размещение.

1.2.Сюрпризный момент: «Прилетает воздушный шарик»

2. Основная часть занятия (20 мин)

2.1.  Дыхательная гимнастика (1 мин)

2.2. Бассейн для пальчиков «Найди отгадку» (2 мин)

2.3. Д/и «Что делает, что делают?»  (3 мин)

2.4. Д/и «Назови ласково» (4 мин)

2.5. Физкультурная минутка (1 мин)

2.6. ИКТ Д/и «Какой, какая» (4 мин)

2.7. Звуковая гимнастика (5 мин)

3. Заключительная часть (3 мин)

3.1 Подведение итогов, оценка детской деятельности

             3.2.Рефлексия «Мое настроение после занятия»

                                                     Ход ООД:

1. Организационное начало ООД

         1.1. Организация детей: приветствие, размещение.

Звучит мелодия леса, звуки насекомых, полет мухи, ночные звуки насекомых, стрекотание кузнечика, шелест травы.

Педагог: Придумано кем-то просто и мудро

                 При встрече здороваться – доброе утро!

                Доброе утро солнцу и птицам,

                Доброе утро улыбчивым лицам!

Стук в дверь….

1.2. Сюрпризный момент. 

Педагог: - Кто это там стучит? Посмотрите, ребята, к нам в гости прилетел воздушный шарик.

Круглый, гладкий, как арбуз.

Цвет – любой, на разный вкус.

Коль отпустишь с поводка,

Улетит за облака.

Какой он красивый, весёлый, да шарик то непростой с сюрпризом он доставил нам письмо. Давайте его прочитаем.

Письмо: Уважаемые, ребята! Приглашаем вас в путешествие, на лесную поляну.

Педагог: Интересно, кто же это может нас в гости пригласить? Может помощь нужна, кому нибудь. Ребята мне хочется у вас узнать: Вы любите путешествовать?

Ответы детей:

Педагог: Ну что ж, отправимся в путешествие, проверьте, всё ли вы с собой взяли? А не забыли взять с собой в путь фантазию, выдумку, хорошее настроение?

Отлично!

Но, для того, чтобы попасть на лесную полянку, нужно произнести волшебные слова. Закрываем глазки.

(Воспитатель произносит слова) «Раз, два, три, вокруг себя повернись– и на полянке окажись!»

2. Основная часть занятия

Педагог: Вот мы и оказались с вами на лесной полянке. Посмотрите, дети, сколько вокруг травы, цветов, кустарников.

- Как вы думаете, кого еще мы можем на полянке встретить? Есть такие лесные жители, которых  очень много повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе. Кто это? Вы догадались?

Ответы детей: Это насекомые.

Педагог  читает стихотворение:

«Когда в душистом сквозняке

Присядешь летом в сосняке.

Внимательно вглядись вокруг

Ты многое заметишь, друг.

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек.

Пьет хоботком душистый сок

И собирает мел пчела.

Все заняты, у всех дела.

Мой друг, внимательно вглядись.

Волшебную увидишь жизнь»

Педагог: Ребята посмотрите внимательно на цветы синий василек, белую ромашку, розовый клевер, вам не  кажется, что кто-то спрятался на их лепесточках.

Ответы детей: (на цветах сидят бабочки)

Педагог: Конечно, на цветы прилетели бабочки, и спрятались, поскорей найдем их и подуем на бабочек, чтобы они полетели!

2.1. Дыхательная гимнастика: (на цветах разложены бабочки, закреплены на ниточках). Дети рассматривают своих бабочек, и каждый из детей дует на свою бабочку, делая вдох через нос, и выдувая воздух ртом, не надувая щек.

Педагог: Посмотрите ребята, за окном летов самом разгаре, всё проснулось, ожило вокруг – травка, листья на деревьях, поют птички, проснулись и маленькие букашки (мухи, мошки, жуки, пауки, стрекозы, бабочки, комары).

Вопрос к детям:

- Как вы думаете, кто они?

Ответы детей: Это насекомые.

Педагог: Правильно, ребята, молодцы это насекомые. Сегодня мы с вами узнаем много интересного о насекомых, какие они бывают, как они живут.

2.2. «Бассейн для пальчиков» или найди отгадку

Педагог: Мы сейчас  с вами будем отгадывать загадки о насекомых необычным способом: Я буду вам загадывать загадки, а вы будете искать отгадки в «бассейне для пальчиков» и назвать чётко и громко свою отгадку. (В «бассейне для пальчиков» насыпаны – горох, фасоль, ракушки, (педагог заранее прячет маленьких насекомых в бассейн, одного вида может быть несколько штук).

Итак, слушаем внимательно, проверяем на ощупь и называем:

Загадки

1 загадка:

1.Я жу-жу, я жу-жу,

Я летаю и жужжу.

Ответы детей: Жук.

4 загадка:

Побежали по дорожке

Чьи — то маленькие ножки!

А на ножках, посмотри,-

Груза больше раза в три!

И почти не вижу я

Под поклажей … .

Ответы детей: Муравья.

2 загадка:

У кого вся спинка в точках?

Кто пасётся на листочках?

Кого мы просим

Подняться в небо

И принести нам оттуда хлеба?

Ответы детей: Божья коровка

5 загадка:

Пролетела мимо уха

Вроде муха, но не муха

Эта муха не жужжала

У нее, ребята, жало

Коль ужалит, будет «ай»

Кто же это отгадай!

— Муха с жалом? – Чудеса!

Знают все это –

Ответы детей: Оса!

3 загадка:

Ходит ходок через потолок,

Всем надоедает,

Здоровью угрожает.

А как осень придёт,

Ещё и кусаться начнёт.

Ответы детей: Муха

6 загадка:

В зелёных мундирах

В траве на лугах

Живут музыканты

На длинных ногах.

Ответы детей: Кузнечики

7 загадка: (Е. Серова)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

Ответы детей: Бабочка.

Педагог: Вы внимательно слушали, быстро и правильно отгадали все загадки, молодцы!

А хотите узнать, чем же занимаются насекомые на полянке?

Ответы детей:

2.3. Д/и «Что делает, что делают?»

Бабочка порхает, а бабочки... (Порхают.)

Пчела мёд собирает, а пчёлы мёд... (Собирают.)

Оса жалит, а осы... (Жалят.)

Жук жужжит, а жуки... (Жужжат.)

Комар звенит, а комары... (Звенят.)

Стрекоза стрекочет, а стрекозы... (Стрекочут.)

Муха в дом залетает, а мухи... (Залетают.)

Кузнечик прыгает, а кузнечики... (Прыгают.)

Паук паутину ткёт, а пауки... (Ткут.)

Муравей муравейник строит, а муравьи... (Строят.)

Педагог: Вы были очень наблюдательными и внимательными, мне это понравилось, я говорю: «Вы – умники»

Ребята, а вы любите, когда вас называют ласковыми именами?

Ответы детей:

Педагог: А ведь ласку любят все, Будь то люди или звери, Иль цветочек, что в росе, Даже жгучие зимой метели. Конечно, все любят ласку, а наши друзья насекомые тоже, оказывается, любят, когда их так нежно и ласково называют. Давайте мы назовем их ласково.

2.4. Игра с мячом: Д/и «Назови ласково»

Педагог: Я буду бросать вам мяч, и называть насекомого, а вы будите называть его ласково и возвращать мяч обратно мне. Будьте внимательны!

Жук – жучок. Пчела – пчелка, пчёлочка. Комар — комарик. Муравей — муравьишка. Муравейник – муравейничек. Муха – мушка. Стрекоза – стрекозочка, стрекозка. Гусеница — гусеничка. Комар — комарик и т. д.

Вы меня порадовали,……

2.5. Физкультурная минутка «Насекомые»

Вот какая стрекоза - очень круглые глаза - (Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз)

Вертится как вертолет:

Вправо, влево, взад, вперед - (Руки в стороны, движения вокруг своей оси, затем руки на пояс, наклоны)

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики.

Прыг- скок, прыг- скок

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Дети садятся на стульчики

2.6. Показ презентации с применением дидактической игры «Какой, какая, или подбери признак».

Ответы детей:

Бабочка (какая?)- красивая, разноцветная, порхающая, восхитительная, легкокрылая, полезная, большая.

Комар (какой?) – звонкий, надоедливый.

Кузнечик – зелёный, быстрый, музыкальный.

Муравьи (какие?)- полезные, трудолюбивые, маленькие.

Муравей – быстрый, работящий.

Муха (какая?) – назойливая, большая, маленькая,  надоедливая.

Гусеница – медлительная, прожорливая,

Пчела (какая?) – желтая, полезная, трудолюбивая,

Педагог: Очень хорошо, вы постарались, фантазия у вас богатая.

2.7. Звуковая гимнастика

Педагог: предлагает детям произнести на одном дыхании чистоговорки:

СА-СА-СА – прилетела к нам оса

СА-СА-СА меня ужалила оса.

ЗА-ЗА-ЗА – прилетела стрекоза,

ЗУ-ЗУ-ЗУ - мы поймали стрекозу.

Педагог: (Следит за правильным дыханием при произношении.) Произносят чистоговорки на одном дыхании, четко выделяют звуки. Правильно произносят звуки, верно, распределяют дыхание. Тренируют артикуляционный аппарат.

3. Заключительная часть

3.1. Подведение итогов

Педагог: Ребята, Вы меня сегодня порадовали, старались, внимательно слушали, поэтому и справились со всеми заданиями. Какое задание было для вас самым сложным? Почему? Какое задание больше всего понравилось? Почему?

3.2.Рефлексия: «Мое  настроение после занятия». Дети выбирают изображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Интегрированное образовательное мероприятие с элементами поисково-исследовательской деятельности интегрированное образовательное мероприятие сэлементами поисково-иссл « Это всё о кошках» ( В средней группе.)

данный материал даёт детям целостное прдставление о домашнем животном ( кошке ), вызывает у детей познавательную потребность, через умение делать простые выводы.на основе опытной деятельности ,развива...

Интегрированное занятие по познавательному развитию: "Зимушка -зима"Интегрированное

Интегрированное занятие  по позновательному развитию,для детей средней группы. Ипользовала разныеобласти-Познание,Коммуникация, Социализация,Безопасность....

Интегрированный подход к образовательному процессу в ДО Интегрированное занятие "Лабиринт творчества"

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает интегрированный подход в образовании дет...