Образовательное событие с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Извержение вулкана»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Филатова Оксана Владимировна

Образовательное событие  с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Извержение вулкана»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_izverzhenie_vulkana.docx163.84 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Школа № 2083» ДОП «Семицветик»

Образовательное событие

 с детьми старшего дошкольного возраста на тему:

«Извержение вулкана»

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/225396/dc7aa773-eaf7-491b-b2ed-82402e04b149/s1200

                                                                     

                                                                                  Составила воспитатель:

                                                                               Филатова О.В.

                                                                    Москва

2019 г.

Приоритетная образовательная область:

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Используемые современные образовательные технологии:

Технология исследовательской деятельности

Технология личностно-ориентированного взаимодействия

ИКТ

Цель: познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения;

Образовательная задача:
Сформировать представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений; помочь детям понять, почему вулканы – это грозное явление природы;
Активизировать в речи детей слова: очаг, магма, жерло, кратер, лава.

Познакомить детей с профессией вулканолога.

Развивающая задача: 

Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов.

Развивать слуховое и зрительное восприятие, общую и мелкую моторику;
Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предложения.

Воспитательная задача: 

Воспитывать интерес к познавательно – исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремлённость, настойчивость, организованность, самостоятельность).

Методические приёмы:

Наглядные

Словесные

Практические

Предварительная работа:

- Чтение  детской энциклопедии «Всё обо всём» сост. О.И. Перфильев.

- Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов.

- Беседы о видах вулканов.

- Изготовление макета вулкана.

Оборудование: 

Ноутбук, экран, картинки с изображением вулканов, вещества, необходимые для проведения опыта «Извержение вулкана», листы бумаги, краски, гуашь, восковые мелки.

Ход

Воспитатель: Ребята, а не хотите стать настоящими волшебниками?

Ответы детей…

Воспитатель: А для начала ребята, попробуйте отгадать загадки.

                   «Я плююсь огнём и лавой,

                Я – опасный великан,

                Славен я недоброй славой,

                Как зовут меня? (Вулкан)»

                «Снежная гора

                Вверху – дыра,

                Внутри – жара!

                Иногда пускает лаву,

                На неё не найти управу! (Вулкан)»

Ответы детей…

Беседа воспитателя с показом презентации.

Воспитатель: Как вы думаете, что такое вулкан?

Ответы детей…

Воспитатель: Правильно, это огнедышащая гора, на что она похожа?

Ответы детей…

Воспитатель: Ребята, а что вы знаете про вулканы?

Ответы детей…

Воспитатель: Обобщает и дополняет ответы детей (из жерла вулкана выливается раскалённая лава. В атмосферу выбрасываются газы, пепел, раскалённые камни...)

Воспитатель: Вот послушайте легенду о древнем боге Вулкан.

В древней Греции власть над вулканами принадлежала богу по имени Гефест – огонь. Странный это был бог: некрасивый, хромоногий. Но зато очень трудолюбивый и сильный. Гефест сумел подчинить себе огонь. Он первым начал ковать оружие и делать украшения. А потом научил этому людей. И если над вулканом появлялся пар и огонь, значит, Гефест принялся за работу. Древние Римляне дали этому богу имя Вулкан. Оно тоже означает огонь. И дом его получил название вулкан.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как образуется вулкан?

Ответы детей…

Воспитатель: А хотите узнать как устроен вулкан? Давайте перейдём в другую часть нашей лаборатории, и я расскажу, как образуется вулкан.

Воспитатель: Чтобы разобраться в природе вулканов, нужно хорошо знать строение Земли. Земля состоит из нескольких слоёв, образованных разными горными породами. Мы живём на наружном, самом тонком слое, который называется – земная кора.

А вот места, где большие плиты соприкасаются, друг с другом называется разломом или трещинами. Вот посмотрите, что происходит при извержении.

Иногда раскалённая магма просачивается сквозь разломы наружу.

Магма, вырвавшаяся из вулкана называют лавой. Она вытекает из жерла вулкана в виде потока. В начале горы поток имеет очень большую температуру, до 1000 градусов, и быстро стекает по склонам горы. Но на воздухе лава остывает и затвердевает, образуя вокруг отверстия в земной коре вулканическую гору.

А кусочки застывшей лавы есть пемза. Пемза это полезное ископаемое, оно используется человеком.

Воспитатель: А, подскажите, что выбрасывает вулкан?

Ответы детей…

Воспитатель: Правильно, вулканический пепел похож на обыкновенный пепел, если посмотреть через микроскоп, то станет хорошо видно, что там присутствует даже стекло, образовавшееся при большой температуре. Громадные серые тучи пепла ветер разносит на большие расстояния от места извержения, а потом он оседает на Землю толстым слоем. Соединяется с землёй и образуется чёрный песок.

Подскажите, а как называют людей, которые занимаются изучением вулканов?

Ответы детей…

Воспитатель: В настоящее время учёным, которые занимаются изучением вулканов, иногда удаётся предупредить извержение вулканов. И жители могут покинуть город и спастись. Как вы думаете это нужная профессия?

Ответы детей…

Воспитатель: Ещё эти люди изучают строение земли, и что происходит внутри под земной корой. Изучают и находят новые полезные ископаемые. Но главной их задачей является это спасение людей, их эвакуация и оповещение.

Воспитатель: А сейчас подойдём и посмотрим, какие бывают вулканы.

Ответы детей…

Вулканы, бывают действующие – это которые извергают лаву.

Потухшие – не извергающие лаву.

Уснувшие – те, которые потухли, но могут начать действовать.

Воспитатель: Молодцы! Вулканы при извержении образуют много пепла, выбрасывают много вулканических камней. Есть вулканы, которые взрываются так сильно, что разрушают сами себя, и на их месте остаётся лишь большая воронка. А как вы думаете, приносят ли вулканы пользу, и почему же люди не оставляют эти места, где имеются вулканы?

Ответы детей…

Вулканы приносят пользу, хотя и опасно жить возле вулкана. Там плодородная почва. Пепел вулканов является дополнительным удобрением для почвы.

Воспитатель: А теперь предлагаю превратиться в вулканы.

Физкультминутка «Вулкан»

Вулканы начали "играть" – Из жерла лаву извергать.              

Присесть, постепенный подъем на носочки, руки                                                                                                                                                                                                                                            поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз. 

Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!         Как грозен он сейчас на вид!

 Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак. -2 раза

Но вот он начал уставать – Огонь в нём начал угасать.                                                  Медленное опускание рук                                                                                              с одновременным приседанием в низ

Последний раз огнём дыхнул

Сидя в приседе, долгий сильный выдох

Дышат как драконы «извергающие огонь»

И на десятки лет уснул.

 Складывают руки под щеку «засыпают, спят»

Повторить - 2 раза.

Воспитатель: Наш вулкан относится к уснувшим вулканам. Чем же отличается уснувший вулкан от действующего?

Ответы детей …

Воспитатель: Но мы же с вами волшебники и сейчас мы его разбудим.

Проведение опыта (Опыт проводит воспитатель с участием детей, которые только наливают воду и моющее средство, так как в состав смеси входит химическое вещество, такое как уксус).

Наш вулкан готов к извержению, добавляем последний компонент (разрыхлитель теста) и случится маленькое стихийное бедствие.

Что произошло?  В бутылке проснулся вулкан.

Воспитатель: Ну что ребята вам понравилось быть волшебниками? (рефлексия)

Ответы детей…

Воспитатель: А теперь, я предлагаю нарисовать вам свои вулканы? А потом мы их рассмотрим, и вы расскажите о них.

Дети рисуют вулканы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Составление описательного рассказа “Зима” с опорой на мнемотаблицы».

В работе представлены разные варианты использования мнемотаблиц: разучивание стихов, отгадывание мнемозагадок, составление предложений по мнемодорожкам, составление описательного рассказа с опорой на ...

Непосредственная - образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему Экспериментирование на тему: «Вода – растворитель или нет?»

Цель: Развитие познавательные способности у детей   в процессе экспериментирования с водой.         Задачи: - выявить вещества, которые растворя...

Конспект занятия по исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему:«Извержение вулкана»

Цель:  Познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения;   Образовательная задача:Сформировать представления о типах вулканов, опасностях и пользе ву...

Конспект организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Извержение вулкана»

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников способствует развитию познавательного интереса и познавательной активности, творческих способностей, а также формируются исследовательские уме...