Конспект беседы "Наш родной язык"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: познакомить детей с Днем родного языка; создать условия для обогащения духовного мира детей; формировать бережное отношение к родному языку, обычаям и культуре, а также к традициям других народов; способствовать развитию речи, мышления и памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект беседы "Наш родной язык" (подготовительная группа)
Цель: познакомить детей с Днем родного языка; создать условия для обогащения духовного мира детей; формировать бережное отношение к родному языку, обычаям и культуре, а также к традициям других народов; способствовать развитию речи, мышления и памяти.
Задачи:
Образовательные: разъяснить понятие родного языка; сформировать понятие родного языка.
Развивающие: развивать любознательность и интерес к процессу познания.
Воспитывающие: воспитывать любовь и уважение к Родине, своей стране и родному языку.
Форма организации: беседа.
Оборудование: глобус, географическая карта мира со странами.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас вами будет очень интересное занятие. Смотрите, что я с собой принесла. Что это?
Дети: Глобус!
Воспитатель: Давайте вспомним, что такое глобус? Кто мне сможет объяснить?
Дети: Это маленькая модель нашей планеты.
Воспитатель: Наш глобус окрашен разными цветами. Это не просто так! Каждый цвет имеет свое значение. Голубым цветом - окрашивают моря, реки и океаны. Зеленым – леса и равнины. А коричневым цветом - и желтым – горы и пустыни. А что мы еще можем увидеть на глобусе?
Дети: Города, страны.
Воспитатель: Верно. Давайте попробуем найти нашу страну на географической карте.
Воспитатель: И в какой стране же мы с вами живем?
Дети: В России.
Воспитатель: А на каком языке мы говорим в нашей стране?
Дети: На русском.
Воспитатель: В других странах тоже говорят на русском языке?
Дети: Нет.
Воспитатель: Давайте с вами подумаем на каком языке говорят на Украине (украинском), в Германии (немецком), в Англии (английском). Молодцы! В: Для чего нам нужен язык?
Дети: Что бы разговаривать, общаться, играть.
Всем народам мира очень дорог их родной язык. Ведь самый понятный и родной язык для каждого человека – тот, на котором он начал говорить первые в своей жизни слова. Мы с вами говорим на нашем родном языке – на русском
Воспитатель: А как вы думаете, какое первое слово произносит ребёнок?
Дети: Мама.
Воспитатель: На разных языках это слово звучит по разному. По- немецки это звучит как «мутер», по-английски-«мазер», по-французски-«маман».
Воспитатель: Ребята слово «азбука» появилось тысячу лет назад из названий первых двух русских букв. Буква «А» называлась тогда «аз», буква «Б» - «буки» - из них и получилось русское слово «азбука». «Алфавит» и «азбука» обозначают одно и то же.
Воспитатель: В мире существует около 4 тысяч разных языков. И сегодня, в Международный день родного языка, мы с вами поговорим о нашем родном языке. Родной язык – это одно из первых открытий в нашей жизни. Первый язык, который мы изучаем – родной. Мы говорим с его помощью, думаем, читаем и пишем. Правильно говорить и писать на родном языке – это долг каждого человека перед свой страной. Поэтому всем необходимо знать и беречь свой язык.
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,– ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Вот так писал о русском языке великий русский писатель И.С.Тургенев.
Воспитатель: Теперь, я загадаю вам загадки, а вы должны мне ответить, что же в них зашифровано.
Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)
Я учу. Смотрю в тетрадку. У меня серьезный вид. «А», «Б», «В», и по порядку Повторяю... (алфавит)
Я писал письмо Сережке, О делах, друзьях немножко. Не писал я много слов, Ну а вышло пять листов. В конце пятого листочка Я закончил. Ставлю...(точку)
Дети называют ответы.
Воспитатель: Молодцы, вы справились! Русский язык – это официальный язык нашего государства. Существует Федеральный закон, принятый в Гос. Думе, который называется: «О государственном языке Российской Федерации». Этот закон обеспечивает использование русского языка как государственного и направлен на защиту и развитие языковой культуры Российской Федерации. Все государственные документы, такие как постановления, приказы и все официальные документы, в России пишутся на русском языке.
Мы с вами уже говорили, что Россия – многонациональна страна. И именно русский язык стал в нашей стране языком межнационального общения.
Сейчас мы сыграем с вами в игру.
«Игра слов»
Я называю слово, а вы должны назвать с противоположным значением. –
Холодный – горячий.
Мокрый – сухой.
Тихий – громкий.
Тонкий – толстый.
Воспитатель: Какие вы молодцы. Все слова знаете. Видите, насколько богат, разнообразен и красив наш родной язык. Как много в нем слов, с помощью которых мы можем просто говорить, составлять рассказы, писать сказки.
Игра «Многозначные слова». У меня есть вот такие карточки. На них изображены разные картинки, а вам нужно найти им пару и объяснить свой выбор.
Например, «ручка» и к ней можно добавить ручку для письма, часть тела – кисть, дверную ручку.
Кисть: рука, кисть рябины, для рисования.
Кран: водяной, строительный.
Иголка: для шитья, у ежа.
Лист: для рисования, на дереве.
Лук: со стрелами, овощ.
Физкультминутка.
Воспитатель: Теперь давайте узнаем, какие пословицы и поговорки есть о нашем языке. Вы знаете такие поговорки?
Дети: Язык до Киева доведет. Язык мой – враг мой.
Воспитатель: Хорошо. Вот еще:
– Язык острее битвы.
– Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
– Дурное слово как смола: пристанет — не отлепишь.
– Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами!
– Жало остро, а язык — острей того.
– За словом в карман не полезет. – У языка зубы да губы два замка.
– Когда голова думает, язык отдыхает.
– Мал язык, да всем телом владеет.
– Мудра голова — короткий язык.
– Не пройми врага копьем, пройми добрым русским языком.
– Никто за язык не тянет. Повторяем вместе с детьми эти пословицы несколько раз.
Воспитатель: Дома вы с родителями должны будите выучить одну из этих пословиц на ваш выбор. А на следующем занятии мы с вами их повторим, только без шпаргалок. Сегодня мы с вами говорили на занятии о родном языке. Международный день родного языка празднуют 21 февраля. Празднование проходит не только в нашей стране, но и во многих других странах мира, таких как Украина, Болгария, Белоруссия.
Рефлексия. О чем мы сегодня с вами говорили? – О нашем родном языке. Какой язык в нашей стране самый главный? – Русский. А когда празднуют день родного языка? – Международный день родного языка празднуют 21 февраля. Нужно с уважением относиться ко всем языкам мира, не только к своему родному языку. Для этого нам необходимо обучаться грамоте, уметь правильно говорить и писать. В этом и выражается уважительное отношение к языку своей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/15/picture-961816-1673788110.jpg)
Конкурс чтецов "Есть у каждого язык, что родной навеки" (К Международному дню родного языка)
Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы для проведения подобного мероприятия....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/05/picture-572312-1423152573.jpg)
Сценарий праздника родного языка для старших дошкольников «О русский мой, родной язык»
Цель: Создать условия для познавательно-речевого развития...
Праздник родного языка- 21 февраля-Международный день родного языка
Международный день родного языка, провозглашенный в 2000 г. Генеральной конференцией ЮНЕСКО, ежегодно отмечается 21 февраля. Эта дата стала отличным поводом для организации в дошкольном учреждении пра...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/23/picture-1191818-1574517168.jpg)
Сценарий ко дню родного языка в старшей группе д/с "Живой язык - родное слово»
Отличный новый наполненный играми, песнями, танцами,частушками, загадками, прибаутками,сценарий ко дню родного языка в старшей группе д/с "Живой язык - родное слово» с веселыми ведущими ско...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/23/picture-897061-1598193104.jpg)
Конспект НОД по ФЦКМ по теме «Родной язык у всех один?» посвященный «Дню родного языка» в подготовительной к школе группе
Задачи: Познакомить детей с понятием «родной язык». Познакомить с особенностями и отличиями русского и башкирского языка. Воспитывать любовь к малой Родине, уважительное отношение к предст...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/29/picture-1147113-1606674693.jpg)
Конспект КВН «Родной язык» для детей старшего дошкольного возраста
закрепление полученных знаний на занятиях обучении грамоте и развитии речи в занимательной игровой форме....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/22/picture-1307153-1611307412.gif)
Конспект занятия для детей 6-7 лет «Наш родной язык», посвященный международному дню родного языка
В мире существует около 4 тысяч разных языков. И сегодня, в Международный день родного языка, мы с вами поговорим о нашем родном языке. Родной язык – это одно из первых открытий в нашей жизни. П...