Конспект НОД в подготовительной группе "Волшебница-осень"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Барсукова Людмила Васильевна

формировать у детей правильное представление об осени: осень – волшебница, осень-художница; развивать память, внимание, воображение; совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, доказательную речь; продолжить работу над культурой речевого обращения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Ремонтненский детский сад «Родничок»

Конспект занятия по развитию речи с использованием

технологии проблемного обучения «Волшебница - осень»


                                                         Воспитатель: Барсукова Л.В.

с. Ремонтное

2019г.

Тема: «Волшебница-осень»

Возрастная группа: подготовительная  группа.

Форма совместной деятельности: интегрированная НОД

Форма организации: групповая, индивидуальная

Интеграция областей: «Познавательное развитие», « Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Средства:

      *   наглядные -  осенние пейзажи

 *   литературные – стихи, поговорки, пословицы; 

       *   оборудование -  картинки осенних пейзажей, письмо, листочки, шкатулка.

 

Цель: Систематизировать знания детей об осени, осенних явлениях природы. Закрепить название осенних месяцев.

Задачи:

Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе и интерес к познанию; приобщать к элементарным общепринятым нравственным правилам и нормам поведения.

Развивающие: формировать у детей правильное представление об осени: осень – волшебница, осень-художница; развивать память, внимание, воображение; совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, доказательную речь; продолжить работу над культурой речевого обращения;

Образовательные: обобщить представление детей об осени; учить устанавливать связи и закономерности в природе, побуждать детей сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать логику рассуждения, решая проблемные ситуации; учить детей воспринимать поэтический образ осени средствами художественной и музыкальной выразительности.

Предварительная работа: беседа о признаках осени; наблюдения за явлениями неживой природы , серия познавательных рассказов воспитателя на тему «Осень»; чтение познавательной литературы по теме; разгадывание загадок об осени, осенних явлениях, рисование осенних пейзажей, прослушивание классических произведения П. И. Чайковского «Осень».


                               

                                                     

     

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

– организация детей

– переключение внимания детей на предстоящую деятельность,

– стимуляция интереса к ней,

– создание эмоционального настроя

 Ребята встаем все в круг и пожелаем друг другу доброго утра.

Все вместе: Собрались все дети в круг

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Здравствуйте, милые дети

Вы прекрасней всех на свете!

Воспитатель: Ребята, сегодня я получила письмо, но не знаю от кого. Давайте, вместе откроем и прочтем его.

«Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение, пора-ли нам менять серые шубки на белые? Получилось так, что одни считают, что пора, а другая говорит, что рано. Мы не знаем. Что нам делать. Посоветуйте! Ведь менять шубки дело для зайцев не простое. »

Вопрос даже очень интересный. Мы постараемся ответить с вами на него.

Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

 

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

– создание педагогом условий для самостоятельной умственной и практической деятельности

 Ребята, вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев.

-Назовите какие осенние месяцы вы знаете?

-Знаете, ребята, а ведь я обнаружила кое-что интересное. Давайте, поставим рядом первые буквы осенних месяцев.

Первый месяц - «Сентябрь» - ставим букву «С»

Второй месяц - «Октябрь» - ставим букву «О»

Третий месяц - «Ноябрь» - ставим букву «Н»

Давайте прочтем, что у нас получилось: СОН

Это слово будет нашим «осенним» словом. Я думаю, что это не случайно. А вы как считаете?

- Осень приготовила вам небольшое задание. Посмотрите, на столе она перемешала картинки с временами года, выберите из них только осенние. (дети выбирают картинки)

Что происходит с природой осенью, назовите приметы осени?        

Как называется явление, когда опадают листья?

Какого цвета листья бывают осенью?

А, сейчас поиграем в игру « С какого дерева лист»

Лист  берёзы-

Лист  осины-

Лист  дуба-

Лист клёна-

Лист липы-

-Ребята, как можно узнать, какая погода нас ожидает сегодня?  

-Какая погода бывает осенью?

-Молодцы!

– Осенние месяцы – Сентябрь, Октябрь, Ноябрь

-Сон

- природа готовится ко сну, к отдыху.

-часто идут дожди

-ночь стала длиннее, а день короче

-птицы улетают на юг

-листья опадают…

-листопад

-желтые, красные, коричневые…

-берёзовый

-осиновый

-дубовый

-кленовый

-липовый

- Послушать по телевизору, посмотреть на термометр

– Дождливая

– Ветреная

– Холодная

– Пасмурная

– Хмурая

– Сырая

– Ясная

умеет обобщать и систематизировать представления о временах года; знает о том, что сентябрь – первый осенний месяц; октябрь-второй; ноябрь-третий

расширены и уточнены представления детей о деревьях

2.2.

Этап ознакомления с материалом

– создание педагогом условий для выполнения всех поставленных учебных задач

Ребята, а вы любите осень? (Да, любим)

Послушайте стихотворение А.С. Пушкина «Унылая  пора! Очей очарованье!»

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы. 
(А. Пушкин)

-Ребята, что бывает осенью?

-Какие природные явления?

-Ребята, а как вы думаете, вся осень бывает одинаковая?

-Какие периоды вы знаете?

-Чем отличается ранняя осень от середины осени?

-А чем отличается середина осени от поздней?

Физминутка:

Осенью

По дороге мы идем,

Листья сыплются дождем.

Красно – желтый листопад

Обсыпает всех ребят.

А по небу ходят тучи,

Не пробьется солнца лучик.

Ветер дует с высоты,

Вянут травы и цветы.

Мы к плечам прижали руки,

Начинаем их вращать.

Прочь, усталость, лень и скука.

Будем листья собирать.

То налево посмотрели,

То направо поглядели.

Лист дубовый, клена лист

Ты сорвать поторопись.

Низко – низко приседаем,

И листочки собираем.

Соберем большой букет

Славной осени привет.

Мы последний раз присели,

Отдохнули, посвежели.

А теперь домой идем,

Листья желтые несем. (Ходьба на месте.)

-да, любим

-частые дожди

- гром, иней, туман, дождь, роса

-нет

-ранняя, середина, поздняя

-ранней осенью-листья ещё зеленые,

-на улице теплые деньки, птицы только собираются в теплые края,

-трава зеленая.

-а середина осени-«золотая»-разноцветные листья,

-некоторые птицы улетели на юг,

-часто идут дожди,

-трава желтеет.

-поздней осенью-по утрам туманы, заморозки,

-день стал короче ночи,

-холодно,

-птицы улетели на юг.

Ходьба на месте

Руки вверх

Вращение руками

Повороты влево, вправо

Приседание.

Ходьба на месте

-устанавливают причинно-следственные связи между природными явлениями

2.3.

Этап практического решения проблемы

– создание педагогом условий для того, чтобы каждый ребенок достиг результата;

– минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение

-У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы всех времен года.

-А вы хотите положить туда свои наблюдения?

В круг ребята становитесь,

Крепко за руки держитесь,

Я шкатулочку возьму,

И приметы соберу.

-Дети вы все очень хорошо говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими наблюдениями. Мне очень понравились ваши ответы. Вы много знаете об осени.

-А сейчас мы с вами поиграем

Игра «Осенние слова»

-Каждый из вас должен по очереди сказать по одному красивому слову об осени.

-Ребята, расскажите, как готовятся к зиме звери? Птицы?

-А сейчас подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.

Я рада. Что мы с вами нашли убедительные доказательства.

-У меня для вас небольшой секрет: осень прислала для нас посылку. Примите от нее послание. Осень прислала вам листочки, которые вы сможете раскрасить. (берут по листочку и садятся)

-Коли ясно, то и осень прекрасна.

-Осень идет и дождь за собой ведет.

-Грибок в кузовок – зимой будет пирожок.

-Красна весна цветами, а осень пирогами.

-Гром в сентябре- теплая  осень.

-Большие муравьиные кучи к мягкой зиме.

-Когда гусь улетает – снег выпадает.

-Золотая,  

-печальная,  

-красивая,

-дождливая,

-пасмурная,

-холодная,

-теплая,

-таинственная,

- ранняя,

-поздняя,

-ласковая,

-интересная,

-унылая

-Звери строят норы,  делают запасы. Барсуки собирают коренья, белочки делают запасы в дуплах. Зайцы начинают менять шубки, кроты и мыши собирают колоски.   Птицы начинают улетать в теплые края.

« Осень наступила. Листья опадают. Птицы улетают в теплые края. Насекомые  спрятались. Пора вам зайцы менять шубки на белые»

умеет выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности.

3.

Заключительный этап

– рефлексия,

– подведение итогов и оценка результатов учебной деятельности

У меня для вас небольшой секрет: осень прислала для нас посылку. Примите от нее послание. Осень прислала вам листочки, которые вы сможете раскрасить. (берут по листочку и садятся)

– Ребята, о каком времени года мы с вами сегодня говорили?

– Какие характерные черты осени вы знаете?

Расширены представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект ООД в подготовительной группе. Образовательная область – познавательное развитие. Занятие-прогулка в подготовительной группе «Экскурсия в осенний лес»

Конспект требует хорошей подготовки. Но я считаю что нужно вносить какое-то разнообразие в занятия с дошкольниками. Результат будет положительным....

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...

Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме: Конспект НОД в подготовительной логопедической группе по образовательной области коммуникация на тему: "Птицы - наши друзья"

Цель: обобщить, систематизировать, закрепить знания детей о птицах.Задачи:Развивающие:Развивать связную речь: развивать диалогическую речь, учить детей давать полные ответы на вопросы, формировать уме...

Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру и развитию речи (подготовительная группа)

МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы.Воспитатель: Смирнова М. Б., март 2...