Овощи
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Осина Наталья Сергеевна

Овощи  чем они полезны, когда их стали употребять люди. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ovoshchi.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выращивать полезные растения человек стал очень-очень давно, ещё в каменном веке. Сначала люди собирали то, что давала природа: листья, плоды, семена. Затем стали сохранять отдельные виды кустарников, трав, деревьев, которые давали им пищу. А когда же возникло примитивное земледелие, то люди стали разбрасывать семена нужных растений и собирать урожай… Иными словами, все овощные растения имеют свои многовековые корни. Вот лишь некоторые из них…

Родина глубокоуважаемого в настоящее время
картофеля - Южная и Центральная Америка. В диком виде сейчас его уже не встретишь (да и нужен ли он?). В Европу (где его приняли не сразу) его завезли испанцы, потом он распространился и в другие страны. История гласит, что в 1765 году в России сенат издал специальный указ о «заведении» картофелеводства в стране. Эту культуру приходилось внедрять силой. Широкое распространение в России картофель получил с середины 19 века.

В 10-12 веках каждый день жители Франции, Португалии, Испании ели
лук. Родиной его считается Средняя Азия и Афганистан. Ещё Гиппократ, знаменитый врач древности, использовал его для лечения больных. Лук обязательно должны были есть и римские легионеры. Люди верили, что он придаёт храбрость, энергию и силу. На Руси же он появился в 12-13 веках, и ели его в основном бедные люди.

Такой же «древний» и чеснок. В средние века чеснок считался не столько эффективным средством против простуды (как то есть сейчас), а больше - амулетом (что совсем не характерно в наше время). Считалось, что он может спасти людей ото всяких бедствий и неприятностей. Археологи даже в своё время находили его в египетских пирамидах.

Помидоры, или томаты, получившие особенную популярность в 16 веке, сначала выращивались как лекарственное или декоративное растение. У огурца «стаж» также вполне приличный - более 6-ти тысяч лет. Его родиной считается Юго-Восточная Азия, а в Индии до сих пор огурцы можно встретить в лесах. Замечу, что это одно из растений, плоды которого используются в пище в недозрелом виде.

Родина
перца - Мексика и Гватемала. Его появление в Европе связывают с именем небезызвестного Христофора Колумба. Сначала он использовался только как пряность, затем были выведены сладкие сорта перца, пригодные в пищу. А в России его стали выращивать с 17 века.

Сведения о выращивании листовой
капусты можно найти в девятитомной «Истории растений» знаменитого ботаника древности Теофраста. Они относятся к 3 веку до н.э. Позднее, в 1 веке нашей эры, по свидетельствам учёного и писателя Плиния Старшего, используются уже около 8 видов капусты, среди них - листовая, брокколи, кочанная… На территории нашей страны капуста появилась ещё в 7-5 веках до н.э. Сначала её стали выращивать в Закавказье, а потом она проникла и в Киевскую Русь.

Очень древнюю историю имеет и
репа. До появления картофеля она с успехом заменяла его. У наших предков она была самым распространённым и любимым овощем. Заметьте, не случайно до сих пор одной из лучших сказок для детей по-прежнему считается именно «Репка». Родиной репы признают Средиземноморье. В Древней Греции её использовали как корм для скота, а позднее - как лечебное растение.

Нельзя не вспомнить и про
редис, о котором упоминал Геродот. Он сообщал, что строителей пирамиды Хеопса кормили редисом, луком и чесноком. В культуру он был введён не менее 5 тысяч лет назад.

И напоследок несколько слов о морковке. Она была знакома людям ещё за 2 тысячи лет до н.э. Римляне употребляли её как лакомство. В европейских странах она появляется в 16 веке, с тех пор морковь применяют в лечебных целях.

В середине прошлого века морковь считалась лакомством для гномов. Существовало поверье, если вечером отнести в лес миску с пареной морковью, то утром найдешь вместо моркови слиток золота. Гномы съедали любимую еду и щедро награждали за услугу.

На нашем столе картофель появился 250 лет назад, А привезли его к нам из Южной Америки. Долгое время выращивали люди его в ботанических садах. Потребовалось 100 лет , чтобы картофель занял достойное место на нашем столе.

Помидор пришел к нам из Южной Америки. Их называли «золотые яблоки». Сначала плоды были маленькие, как вишенки. А сейчас встречаются весом больше 1 кг.

Капусту впервые попробовали в Испании. Там ее называли «ащи». Возможно, с тех пор   попало в русский язык слово «щи». Римляне по форме овоща называли его «капут», что означает «голова».

Игра «Угадай, фрукт это или овощ?» 

Я перечисляю названия фруктов и овощей, бросаю вам мяч, а вы, возвращая его, говорите мне, фрукт это или овощ. (лук, банан, груша, свёкла, яблоко, репа, капуста, апельсин и другие).

Чудо-огород
Удивляется народ:
Что за чудо-огород?
Здесь редис есть и салат,
Лук, петрушка и шпинат.
Помидоры, огурцы
Зреют дружно - молодцы!
И картофель, и капуста
Растут на грядках густо-густо.
И все дружно говорят:
"Мы растём здесь для ребят.
За усердие и труд
Урожай весь соберут".

Летний сад
Как хорош он, летний сад,
Фруктами всегда богат.
Вишен стройных целый ряд -
Рубином ягоды горят.
Рядом здесь растёт и слива,
Плодами сочными красива.
Груш и яблок аромат,
Съесть одно бы каждый рад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лексической теме «Овощи» старшая группа «Знакомство с овощами»

Конспект занятия в старшей группе по лексической теме "Овощи": "Знакомство с овощами"....

Конспект занятия по лексической теме «Овощи» «Как растут овощи, сбор урожая» старшая группа

Как растут овощи? Каким образом их убирают? Все это можно узнать из урока  «Как растут овощи, сбор урожая» для старшей группы. В документе представлен картинный материал и фото (некоторые из...

Конспект занятия по экологии "Описание овощей. Лепка овощей"

Познакомить детей с этапами выращивания овощей; учить описывать овощи....

На тему: «Овощи, которые нас лечат, а так же овощи которые могут навредить нашему здоровью»

На тему: «Овощи, которые нас лечат, а так же овощи которые могут навредить нашему здоровью»...

ОПИСАНИЕ ОВОЩЕЙ. ЛЕПКА ОВОЩЕЙ

Такая организация учебно - воспитательного процесса позволяет формировать у детей следующие интегрированные качества "Любознательный, активный", "Эмоционально отзывчивый", "Овладевший средствами общен...

Описание овощей. Лепка овощей.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество» (лепка), «Чтение художественной литературы», «Познание»....