Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «В гости к Морскому царю» .
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Божкова Лариса Николаевна

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе "В гости к Морскому царю".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД в  старшей группе

«В гости к  Морскому царю».

Программные задачи:

Познакомить детей с различными представителями морской фауны.

Рассказать детям о хищных морских животных, об особенностях их образа жизни на примере рыбы актинии.

Способствовать непринужденному речевому общению детей друг с другом и воспитателем на основе совместной творческой деятельности.

Обобщить представления о профессиях людей, связанных с морской стихией, вызывать чувство радости от коллективной игры.

Формировать умение отстаивать свою точку зрения, умение делать простейшие выводы и умозаключения.

Обогащать словарь: актиния, щупальца.

Воспитывать желание оберегать представителей морской фауны.

Методы и приемы: сюрпризный момент, музыкальное оформление, игровая обучающая ситуация, вопросы к детям, рассказ воспитателя, сравнение обитателей морской фауны, художественное слово, загадывание загадок, поощрение, рассуждение детей, вопросы к детям.

Материалы и оборудование: конверт, внутренняя поверхность которого представляет собой цветное изображение морского дна; маленький конверт (30 * 30 см), внутри которого «фотография Морского царя», его письмо и подарки для детей: эмблемы (по числу детей); листы бумаги для «фотоаппарата», магнитофон.

Словарная работа: подводное путешествие, погружение, рыбки -клоуны, актиния, щупальца, ядовитые, суетятся, морские глубины, отходы, всплытие.

Предварительная работа: чтение энциклопедии «Мир животных» И. Акимушкина; чтение стихотворения «Волшебница вода» Н. Рыжова; создание композиции «Подводное царство», «Аквариумные растения» «Жители аквариума»

ХОД

Мотивационный момент

Воспитатель подходит к играющим детям и непринужденно заводит беседу.

Воспитатель: Если у вас есть желание отправиться в увлекательное морское путешествие, то решайте, на чем можно опуститься на морское дно!

(ответы детей)

Воспитатель: Хорошо ребята, вы многое предложили. Это наше первое подводное путешествие и оно может оказаться опасным, поэтому лучше плыть всем вместе на большой подводной лодке.

Давайте все встанем вот на этот ковер, закроем глаза и представим, что ковер превращается в «подводную лодку».

Рассаживайтесь удобно! Лодка готова к погружению?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда пусть капитан пусть доложит о готовности! (заминка детей)

Воспитатель: Как? Вы его еще не выбрали? Посоветуйтесь друг с другом и решите, кто из вас будет капитаном и как будет называться наша лодка. (дети выбирают капитана, называют лодку «Отважный»)

Воспитатель:   Ребята, если вы не возражаете, я буду вас называть «командой» или «матросами». А я буду ученным, который поможет вам увидеть и открыть тайны морских глубин.

Внимание, погружение! (во время «погружения» звучит музыка, и дети с помощью движения рук и тела имитируют погружение подводной лодки)

Воспитатель: Слышите музыку? Это голос морского царя. О чем он нам говорит? Закройте глаза и представьте картину подводного мира. Что вы видите? (ответы детей с закрытыми глазами)

Воспитатель: Капитан, смотрите! Прямо по курсу видны два странных предмета. Что будем делать?

Капитан: Давайте к ним подплывем!

Воспитатель: От кого же приплыли эти два удивительных «сундучка» и, какой из них можно первым открыть.

Дети: Давайте первым откроем большой конверт.

Воспитатель: Ребята, в любой игре бывают большие и маленькие тайны и если открыть большой конверт, то наверное исчезнет большая тайна и играть станет неинтересно (дети решают открыть маленький конверт)

Воспитатель: (открыв маленький конверт, дети рассматривают «фотографию» Морского царя)

А здесь находится еще его послание! Хотите послушать!

Слушайте внимательно!

«Здравствуйте, гости дорогие!

Пишет вам владыка всех морей и океанов - Морской царь. Я знаю, что вы любите путешествовать по подводному царству. Оно вам нравится. А каких моих морских друзей вы знаете? (дети перечисляют уже знакомых им обитателей моря, реки)

Я знаю, что вы любите загадывать и отгадывать загадки. Верно? Я посылаю вам вот в этом большом «сундучке» две мои самые любимые морские загадки. Прежде чем открыть его, вы должны отгадать, что обозначают три волшебных слова. Готовы? Первое слово «клоун». Кого можно так назвать? (ответы детей, воспитатель продолжает читать послание Морского царя) Второе и третье слова - «спящая красавица». Что они обозначают? Кого бы вы назвали спящей красавицей? (ответы детей) Если вы отгадали три моих волшебных слова, то я Морской царь, разрешаю вам открыть большой «сундучок» с морскими загадками. Желаю успеха!»

{дети вместе с воспитателем разворачивают конверт с нарисованными водорослями, разноцветными актиниями и рыбками - клоунами)

Воспитатель: Что же это такое? Может это цветы? (показывает на актинии)

Дети: ( ответы детей)

Воспитатель: А кто же тогда мне покажет хвост, голову, плавники, чешую.

Воспитатель: Если это существо не человек, не растение, то кто же это? (воспитатель пересказывает отрывок из книги М. Александрова «Самый -самый»

-    «Это морское животное похожее на цветок и называется актинией»

-    Давайте повторим «имя» прекрасной незнакомки громко, тихо, шепотом. (дети повторяют)

Актиния торчит себе на одном месте, словно дремлет. Но вот приближается к актинии стайка шустрых мальков. «Спящая красавица» мигом просыпается, напрягает ядовитые щупальца - цап! {по ходу рассказа воспитатель обыгрывает его содержание с помощью цветных плоскостных моделей)

Воспитатель: Теперь догадались, про какую спящую красавицу спрашивал Морской царь?

Дети: Значит мы отгадали его первую загадку.

Воспитатель: Как же зовут эту хищницу?

Дети: Актиния.

Воспитатель: Докажите, что это не цветок, а животное!

Дети: Вместо лепестков она имеет ядовитые щупальца, в которых спрятаны ниточки с ядовитыми пузырьками, питается рыбой.

Воспитатель: Правильно, ребята! А про кого еще не отгадали загадку? Какого клоуна Морской царь спрятал на морском дне? (воспитатель достает из сундучка фотографии рыб - клоунов)

Воспитатель: Ой! До чего же смешно! Это и есть рыба - клоун. Почему этих маленьких рыбок можно назвать клоунами?

Дети: Они полосатые, черные красные, золотисто - желтые, с широкими белыми полосками. Их окраска похожа на одежду цирковых клоунов.

Воспитатель: Этих рыбок действительно зовут клоунами.

А сейчас нужно с вами размяться! Засиделись в подводной лодке. Я предлагаю вам разбиться на две команды! Вашей команде даю задание собрать и сосчитать актиний. А вашей команде собрать и сосчитать рыбок - клоунов.

Молодцы' Справились с заданием, а теперь всех рыбок отпустим в море! Интересно, почему же актиния, когда вы ее ловили, нас не укусила. Ведь актиния - хищница, питается мелкими рыбешками, а этих рыбок -клоунов не трогает.

Дети: Посмотрите на фотографию Морского Царя, эти клоуны крутятся вокруг актинии со щеточками, одна рыбка даже в рот ей залезла.

Воспитатель: Конечно, что-то тут не так! (рассказ воспитателя)

Воспитатель: «Рыбки - клоуны весь день суетятся около актинии. Рыбки ее чистят, ведь сама она этого делать не может: актиния не передвигается. Они очищают ее щупальца, от остатков пищи, которые тут же поедают. Когда рыбки снуют возле актинии, они «перемешивают» плавниками воду и актинии легче дышится. Рыбки - клоуны подманивают добычу; они ведь яркие, их издалека видно».

Теперь вы знаете, почему хищная актиния питается рыбой, не трогает маленьких клоунов.

Дети: Они вместе «дружат».

Воспитатель: Правильно, ребята! А актиния помогает своим маленьким друзьям защищаться от крупных рыб. Расскажите, как она это делает?

Дети: Рыбки - клоуны ныряют в гущу ядовитых щупальцев, высунут на минуту голову, чтобы посмотреть, нет ли опасности.

Воспитатель: Некоторые ученные утверждают, что рыбки - клоуны забираются даже в «рот» актинии и там дожидаются, пока враг не оставит их в покое.

Вот какая удивительная «дружба» у морских животных: хищниц - актиний и маленьких беззащитных рыб - клоунов!

Воспитатель: Ребята, назовите мне морские профессии, какие знаете!

Дети: Капитан, штурман, боцман, кок, матрос, водолаз, гидронавт.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вам понравилось на морском дне? Давайте это все сфотографируем на память!

Дети: У нас нет фотоаппарата!

Воспитатель: А мы его сделаем! (воспитатель раздает детям бумагу, и дети делают фотоаппарат способом «оригами») Вот и готово!

Возьмите в руки фотоаппарат, и мы сфотографируем на память небольшой кусочек дна моря со «спящей красавицей», «клоуном», ракушками, морскими водорослями и так далее.

Воспитатель: Дорогие мои путешественники, просторы «морских глубин» не только можно покорять, осваивать, разгадывать интересные загадки, но и их нужно сохранять в чистоте и порядке. Соберите все «отходы» в большой целлофановый пакет, чтобы после «всплытия» отвезти в специально отведенное для этого место.

(Звучит сигнал на «всплытие» - музыка из оперы «Садко» Н. Римского — Корсакова)

Капитан: Внимание! Приготовится к «всплытию»!

Воспитатель: Ребята, вот это чудеса! Что же это за таинственный пакет? Может быть, еще одна загадка Морского царя! Постойте! Да вот же написано - «подарок Морского царя». А здесь для всех подарки - эмблемы в форме круга с нарисованными на них актинией и маленькими рыбками - клоунами. Наш капитан приготовил вам тоже сюрприз - стихотворение о море.

«Есть у моря свои законы,                

Есть у моря свои повадки...

 Море может быть то зеленым,

С белым гребнем на резкой складке,

То без гребня, свинцово - сизым,

 С мелкой рябью волны гусиной,

То задумчивым светло - синим,

 Просто светлым и просто синим,

Но бывает оно и черным,

Черным, мечущимся, покатым

Неумолчным и непокорным,

Поднимающимся,  горбатым.

Воспитатель: Ну вот, и закончилось наше подводное путешествие. Ребята, у морей и океанов есть много тайн и если вы захотите, «открыть» еще одну из них, то в следующий раз можно опять отправиться в подводное путешествие.

Воспитатель: 

Море любит умных, смелых

Если ты сумеешь делом

Ум и смелость доказать,

 Капитаном сможешь стать.

Мы, ребята, любим море.

По морям, да по волнам

В боевом идем дозоре,

Нынче здесь, а завтра там.