Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию "Пустыня"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Карасёва Надежда Ивановна

НОД по познавательному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pustynya.docx15.73 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по познавательному развитию «Пустыня».

Цель. Знакомство детей с условиями жизни в пустыне

Образовательные задачи:

1. Познакомить детей с пустыней.

2. Активизировать детей на получение новых знаний.

3. Освоение действия построения модели, отражающей условия жизни в пустыне.

4. Обогащать словарь детей: бархан, песчаная буря, «корабль» пустыни.

Развивающие задачи:

1. Развивать интерес к познавательной деятельности.

2. Развивать мышление, умение делать выводы в процессе эксперимента, обосновывать суждения.

Воспитательные задачи:

Побуждать к коммуникативному, деловому общению на основе общих интересов.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание

Ход образовательной деятельности

Звучит запись хода часов (тик-так).

Воспитатель: Вы узнали этот звук? Что это? (ответы детей)

Воспитатель: А у меня есть не совсем обычные часы (показываю песочные часы) Как они называются? (ответы детей) Почему песочные(если дети затрудняются, воспитатель поясняет: в воронку насыпают определённую часть песка, которого хватает, например, на 1 минуту, на 5, на 1 час, когда песок из верхней части пересыпается в нижнюю полностью, значит, определённое время кончилось и часы переворачивают.)

Воспитатель: Я предлагаю использовать их в нашей игре: за 1 минуту вам нужно ответить на вопрос и выбрать правильный ответ (слайд1)

Воспитатель: Совершенно верно – это пустыня (слайд 2). Как вы думаете, от какого слова произошла пустыня? ( пусто) Почему?

Воспитатель: Как вы думаете, какая температура в пустыне? (высокая) А почему? (светит яркое солнце, на небе нет ни одного облачка, нет воды, рек и озёр) А какого цвета земля? (жёлтая) Почему? (там кругом песок)

Воспитатель: В пустыне иногда дуют сильные ветры! Как вы думаете, что происходит с песком, когда дуют ветры? (ветер поднимает песок и кружит его) Это явление называется (слайд 3) «песчаная буря», повторите. Как вы думаете, а у нас может быть песчаная буря? Почему? (опыт 1). Разделимся на пары, сначала один будет дуть в трубочку, а второй наблюдать, что происходит в колбе, потом поменяетесь. Рассказы детей о том, что они видят (в колбе поднимается песок) (слайд 3а – буря в пустыне) Воспитатель: «А вы представляете, что происходит в пустыне во время песчаной бури? (ответы детей)

Воспитатель: что же такое «песчаная буря» мы с вами теперь знаем, а давайте посмотрим, что она оставляет после себя? (барханы – песчаные холмы). Давайте вместе попробуем сделать их (слайд 4, опыт 2). Что вы увидели?

Воспитатель: А как вы думаете, в пустыне бывают дожди? (ответы детей) (слайд 5). Что происходит с водой, почему же её нигде нет? (ответы детей) это мы сейчас и проверим (опыт 3). Возьмите каждый стакан с водой и вылейте её в стакан с песком. Что вы видите? (вода просачивается через песчинки и уходит вниз)

Сделать вывод: Что вы узнали о пустыне?

(Да, ребята, в пустыне сухо, жарко, воды практически нет, а дожди идут редко, солнце печет сильно и немилосердно).

Воспитатель: Как вы считаете, могут ли в таких условиях выжить растения? (нет). А какие растения могут выжить? Назовите их (кактусы, верблюжья колючка) (Слайд картинки растений). А почему они выживают в условиях пустыни? (потому что могут делать запасы воды в своих стеблях и листьях).

Сделать вывод (растений мало, они приспособлены к жизни в пустыне)

Воспитатель: А кто живёт в пустыне? Игра «Заселим пустыню» (черепаха, змеи, верблюды).

Воспитатель: А какое животное называют кораблём пустыни? Правильно – верблюд. Они, подобно дрейфующим кораблям в море, преодолевают огромные расстояния в пустыне. Подобно выстроившим кораблям в одну линейку на рейде, их называют верблюжьим караваном. (слайд8). А что же помогает выжить ему в пустыне? (окраска под цвет песка – жёлто-коричневая) Как вы думаете, как верблюд выживает без воды? (Горбы, в них жир. Чем больше ест верблюд, тем больше накапливается жира. Когда нет еды, жир спасает верблюда от голода. Горбы истощаются и свисают набок.)

Воспитатель: Ребята, представьте, что вам в лицо дует сильный ветер. Что вы делаете? (Зажмуриваем глаза и опускаем голову, чтобы пыль не попала нам в глаза и в нос).

Воспитатель: А верблюда спасает от пыли и песка большие длинные ресницы и узкие ноздри.

Воспитатель: у верблюда на груди, коленях и передних ногах твердые мозоли. Они защищают верблюда от горячего песка, когда он ложится отдыхать. Почему он не проваливался в песок при движении по пустыне?

Воспитатель: Мы с вами это проверим (опыт 4). Проходите сюда. Возьмите палочку и её острым концом пошагайте по песку. Что происходит? А теперь переверните её другим концом и походите по песку. Палочка проваливается в песок? Почему нет? (у верблюда широкая перепончатая нога, которая не проваливается в песок и помогает ему шагать по пустыне.

Воспитатель: ну вот ребята, сегодня мы узнали с вами столько всего интересного, что вы наверняка, захотите не только рассказать маме и папе всё, что вы услышали, но и показать им это. Так что же вы узнали?...

Воспитатель: Мы с вами познакомились с условиями жизни в пустыне, теперь мы немножко отдохнём и поиграем в игру, пройдёмте за столы. Перед вами карточки, с помощью них мы должны выложить модель пустыни. Но сначала мы посмотрим, что у вас есть и что обозначают все эти картинки: капелька большая и маленькая, жёлтый, зелёный, белый квадраты, стрелочки, яркое солнце и солнце в облаках, мало растений и много растений. Нам опять пригодятся наши часы, у вас есть 3-5 минут. Давайте проверим (слайд6)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная совместная деятельность по познавательному развитию и формированию естественнонаучных представлений в подготовительной группе.

Непосредственно   образовательная  совместная  деятельностьпо познавательному развитию   и   формированию  естественнонаучных представлений в п...

Конспект непосредственно образовательной конструктивной деятельности в образовательной области «Познание» - Оригами в старшей группе.Тема: « Цветущая весна»

Развивать воображение, внимание, пространственное мышление, творческие способности детей; композиционные умения; мелкую моторику рук....

Конспект совместной непосредственно-образовательной интегративной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе "Путешествие в зимний лес"

Конспект совместной деятельности с детьми младшей группы по экологии, предствленный в форме открытого показа на районном методическом объеденении...

Методическая разработка "Совместная непосредственно-образовательная интегративная деятельность по образовательным областям "Познание", "Коммуникация", "Художественное творчество", в старшей группе по теме "Пейзажная живопись"."

Данная работа позволит расширить представление детей о пейзажной живописи, научит видеть и чувствовать сосотояние природы в пейзаже. Воспитывает любовь к родной природе....

Методическая разработка "Совместная непосредственно-образовательная интегративная деятельность по образовательным областям "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка" в старшей группе по теме "Подснежник"

Работа позволит понять детям содержание поэтическогго произведения, развивать интерес к природе. Совершенствовать приемы работы с красками для получения оттенков. ...

Конспект непосредственной образовательной организованной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) в старшей группе по теме «Путешествие по сказке». Составила воспитатель Быкова О.Н

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) по теме "Путешествие по сказке". Составила воспитатель Быкова О.Н....

Календарно - тематический план непосредственно образовательной музыкальной деятельности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Подготовительная к школе группа

Календарно - тематический план непосредственно образовательной музыкальной деятельности в образовательной области  «Художественно-эстетическое развитие» на ноябрь месяц.  Подготовительная к ...