Конспект НОД
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Руденко Дарья Юрьевна

вода – самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, по океанам и морям день и ночь плывут суда – везут тяжелые грузы и пассажиров. Раньше люди видели в ней первооснову всего существующего на Земле, ей поклонялись, как божеству, дарующему жизнь, ее боялись, как неведомую и опасную силу, ей приписывали магические свойства. С давних времен вода служила для защиты от врагов. Люди не редко селились не на суше, а на воде, в постройках, возведенных на сваях, вбитых в дно реки или озера. Такой дом был надежно защищен от зверей и врагов. Казалось бы, на Земле много воды, проблем не будет. Но большая часть воды сосредоточена в морях и океанах и содержит значительное число солей, что делает ее непригодной к употреблению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pro_vodu.docx244.93 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, ребята!

Прежде чем мы начнем заниматься, скажите, какое у вас сегодня настроение?

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

Современная жизнь невозможна без химии, окружающий нас мир - это царство химических реакций. Благодаря химическим превращениям на земле появились горы, леса, вода, почвы.  Большинство вещей которые нас окружают и к которым мы так привыкли , также являются результатом химических реакций. Это краски, стекло, резина, пластмассы, лекарства.

Что такое вещество? это то, из чего состоит абсолютно все окружающие нас предметы... (стол, стул, занавески, доска...)

Каждое вещество состоит из атомов и молекул. что же такое атом - это основная структурная единица любого вещества на Земле. Ученые выяснили, что атомы существуют довольно давно, и можно сделать вывод что они вечны.

Атомы могут изменяться и участвовать в химических реакциях, входить в состав молекул, но ни куда не исчезают. Атомы настолько малы, что их даже нельзя увидеть в микроскоп.

а что же такое молекула?  Молекулы -это мельчайшие частички любого вещества. для образования молекулы  достаточно даже двух атомов.  Из молекул состоят не только окружающие нас предметы, но и ты сам.

все вещества имеют три состояния: твердое,  жидкое, газообразное.

С твердыми телами все очень просто. они нас окружают по всюду. форму твердое тело не меняет форму даже после того как его передвинуть, переставить. конечно если приложить силу то его можно сломать или разбить.

 В отличии от твердых тел, жидкости с лёгкостью меняют форму. Одно и тоже количество жидкости может выглядеть совершенно по разному. например если мы будем переливать жидкость с одного сосуда в другой...

третье состояние вещества - газообразное. газы, как и жидкости могут менять свою форму., но в отличии от жидкостей ,газы целиком заполняю сосуд или контейнер. примером может служить надутый шарик. большинство газов не имеют цвет, но они нас окружают.  (Кислород, азот, углекислый газ, гелий.)

Сегодня я еще хочу поговорить с вами о воде

-  Ребята, а как мы используем воду?

Дети: Воду пьют все на свете. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Вода работает на гидроэлектростанциях – добывает ток. И моет всех тоже вода.

А еще вода – самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, по океанам и морям день и ночь плывут суда – везут тяжелые грузы и пассажиров. Раньше люди видели в ней первооснову всего существующего на Земле, ей поклонялись, как божеству, дарующему жизнь, ее боялись, как неведомую и опасную силу, ей приписывали магические свойства. С давних времен вода служила для защиты от врагов. Люди не редко селились не на суше, а на воде, в постройках, возведенных на сваях, вбитых в дно реки или озера. Такой дом был надежно защищен от зверей и врагов. Казалось бы, на Земле много воды, проблем не будет. Но большая часть воды сосредоточена в морях и океанах и содержит значительное число солей, что делает ее непригодной к употреблению. На долю пресных вод приходиться малая часть. Потому воду нужно беречь. Без воды не замесить теста для хлеба, не сделать бумаги для книг, ни ткани для одежды, ни конфет – ничего не сделать без воды! Вот она какая, вода!

- Дети, подумайте, откуда берется вода в кране?

Дети В кране вода из реки.

- Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается. Та вода, которой мы моем руки, проделала большой путь. Сначала она была в реке, потом человек направил её в трубы. К воде, дети, надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.

- ответьте мне на вопрос  «Кому нужна вода?». Почему вы так думаете?

(Дети по очереди выбирают картинки - птицы, деревья, рыбы, насекомые, животные, грибы, человек и т. д., прикрепляют к ручейкам и объясняют).

-Отгадайте загадку:

Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним - прочь бегут!

Дети: Дождь.

- Ребята, когда идет дождь, мы с вами не гуляем на улице. Как вы думаете, нужен ли дождь на земле и почему?

Дети: Дождь нужен всему живому. Если не будет дождя, то высохнут реки и озера, погибнут растения и животные.

- Раньше люди собирали дождевую воду и использовали её для питья, хозяйственных нужд. Сейчас дождевую воду используют мало, а под дождь стараются не попасть. Потому что некоторые фабрики и заводы выбрасывают вредные, ядовитые вещества в воздух и в реки, загрязняя все вокруг.

- Вы знаете, а водичка еще может быть волшебной. Может быть живой, а может быть и мертвой. Как вы думаете, почему?

Дети: Мертвая вода – это грязная вода, не пригодная к употреблению. От этой воды погибает все живое. А живая вода – это чистая, прозрачная, без всяких ядовитых и вредных веществ вода.

- Да, без воды все живое на земле погибнет.

C:\Users\Дарья\Desktop\Екапласт_круговорот-min.jpg

проговорим про круговорот воды в природе.

Сколько существует наша планета Земля, столько существует такое явление, как круговорот воды в природе.

Солнечные жаркие лучи греют не только землю и нас с вами, но и поверхность любого водоема: речки, озера, моря.

Вода нагреваясь, превращается в пар, как в чайнике, когда он закипает и из него появляется белый “дым” – пар..

Вода с поверхности водоема испаряясь, точно так же, как из чайника, превращается в невидимый водяной пар, который поднимаясь высоко-высоко вверх, где очень холодно, охлаждается, превращаясь вновь в маленькие-маленькие капельки воды или острые кристаллы льда – иголочки.

Когда таких капелек собирается очень много возникает белое облако, которое мы видим на синем небе.

Облака бывают разной формы и цвета.

Серое, тяжелое облако называется тучей. В ней мелкие водяные капельки слились в большие тяжелые дождевые капли, которые уже не могут удержаться в воздухе и падают вниз.

Это начался дождик.

Вода из водоема побывала высоко вверху в виде пара и вернулась дождем на землю. Это и есть круговорот воды в природе.

Если воздух очень холодный, то водяные капельки могут замерзнуть и превратиться в ледяные шарики, которые падают на землю. Это град.

А еще летом и чаще осенью бывают туманы.

Туман – это тоже облако из водяных капелек, которое возникает в холодном воздухе около земли и он чаще образуется в низинах.

Осенью бывает иней. Он образуется, когда водяной пар соприкасается с предметами, температура которых ниже ноля градусов и состоит из мелких тонких ледяных кристаллов.

А откуда берется снег?

Он образуется высоко в облаках. Снежинки получаются, если несколько ледяных кристалликов соединяются вместе или присоединяются к замерзшей капельке воды.

Если снежинки, падая вниз не растают, то на землю упадет снег.

Сколько разных природных явлений, но это просто вода так крутится из века в век, а люди назвали такой процесс – круговорот воды в природе.

-Из чего же состоит вода?

- из молекул.

 Молекула воды состоит из атомов двух элементов – кислорода и водорода. Посмотрите на экран атом кислорода крупнее, красного цвета и расположен в центре, два атома водорода маленькие, синего цвета расположены под тупым  углом.

Ребята, в каких трёх состояниях бывает вода?

в жидком-«Роса», «Дождь», «Ручей»,

газообразном-«ПАР», «ОБЛАКА», «Туман»

твёрдом- «ЛЁД», «СНЕГ», «ИНЕЙ», «ГРАД», «Айсберг», «Сосулька»;

В газообразном состоянии молекулы далеко друг от друга, движутся свободно. Газ не сохраняет форму, заполняя большое пространство. В жидком – молекулы не далеко друг от друга, но прочные связи отсутствуют. Поэтому жидкости меняют форму, могут течь, но не меняют объём. В твёрдом – молекулы находятся близко друг от друга и могут только колебаться. Поэтому твёрдые предметы сохраняют форму и объём.

вот сегодня мы с вами проведем интересные опыты с водой

 Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, а давайте вспомним с вами, что мы знаем о воде и ее свойствах. Что такое вода? (ответы детей)

Назовите уже известные вам  свойства воды. (ответы детей)

Для чего нужна вода? (ответы детей)

Любую воду может пить человек? (ответы детей)

 Молодцы, ребята!

Но прежде, чем мы с вами начнем делать опыты, необходимо изучить правила безопасного поведения в лаборатории:

1. Приступай к опыту только после его объяснения и разрешения воспитателя.

2. Не брызгайся водой.

3. Ничего не бери в рот.

4. Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не рассыпать, не пролить.

5. Содержи рабочее место в чистоте.

Юные лаборанты, занимайте свои рабочие места. Чтобы нам лучше сосредоточиться предлагаю сделать зрительную гимнастику:

Раз -налево, два -направо,

Три –наверх, четыре –вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцы глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

Опыт №1 «Тонет - не тонет» (опыт с яйцом)

Детям предлагается сделать растворы из соли и воды разных концентраций  и опустить в них яйцо, а затем сделать вывод.

Объяснение опыта

Средняя плотность яйца намного выше, чем плотность водопроводной воды. Когда мы растворяем соль в воде, ее плотность повышается, и яйцо уже не тонет в ней. Таким образом, можно сделать простой вывод: объекты тонут в жидкости, если их плотность выше, чем плотность жидкости.
Опыт №2 «Подводная лодка» (виноград и газированная вода)

В стаканчики наливается газированная вода и дети опускают виноградинки в воду, наблюдают и делают выводы.

Объяснение опыта

Виноград немного тяжелее воды, поэтому сначала виноградинка опустится на дно. Но на ней сразу же будут образовываться пузырьки газа. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. 
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетучится. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется". По этому принципу всплывает и поднимается настоящая подводная лодка.

Опыт 3.

Добавьте краску в воду.

Краска быстро изменил цвет воды, значит, растворяется хорошо.

Посмотрите на тарелке построена башня из кубиков сахара. (да). Теперь аккуратно выливаю окрашенную воду в тарелку (не на башню). Понаблюдайте, как молекулы воды проникают в сахар и распространяются среди его молекул, смешиваясь с ними, что происходит с башней? (башня меняет цвет) Сначала окраситься основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и окрашивать следующий кубик. Когда сахар пропитается водой, что произойдет с башней? (рухнет).

Вывод: вода является хорошим растворителем.

Как вы думаете, все ли вещества растворяются в воде?

Опыт 4:

«Что произойдёт, если мы нальём в воду подсолнечное масло?»

Почему же масло и вода не смешиваются? Что нужно сделать, чтобы обе жидкости перемешались?

Дети: (встряхнуть, перемешать) Проверяем.

Вывод: Масло всплывёт так как масса воды больше массы масла

Опыт 5.«Очистка воды».

 Посмотрите еще раз на стакан, где смешана вода и масло. Можно ли пить такую воду? Что нужно сделать, чтобы вода была пригодна для питья?

Дети: Очистить.

С помощью чего можно очистить воду? Посмотрите, как можно сделать самый простой фильтр для воды - это салфетка или ватный диск кладётся в воронку в чистый стакан. Теперь необходимо воду пропустить через фильтр. Что получилось? Очистилась ли вода от масла? Куда делось масло?

(Вода стала чистой, масло осталось на салфетке).

Вывод: воду можно очистить при помощи фильтра.

Итог (рефлексия).

- Понравилась ли вам научная работа в лаборатории?

- С какими трудностями столкнулись?  - Что бы ещё хотели узнать о воде?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....