Конспект НОД для подготовительной к школе группы: "Как появляются горы?"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Володина Наталья Витальевна

Конспект Нод для детей подготовительной к школе группы по познавательному развитию. На этом занятии дети могут познакомиться с разнообразными видами гор, а так же узнать, как образуются горы, и для закрепления знаний детей о горах, им предлагается в конце занятия слепить свою гору из солёного теста и разукрасить её.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pro_gory.docx600.18 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ – Лицей г. Маркса Саратовской области

структурное подразделение МДОУ д/с №9

КОНСПЕКТ

непосредственной образовательной деятельности на тему:

«Как появляются горы?»

для детей подготовительной к школе группы

по познавательному развитию

Образовательная область: познавательное развитие

        

Воспитатель  I квалификационной категории

Володина Наталья Витальевна

 СП МДОУ д/с №9

г. Маркс, 2020г.

Цель: развитие познавательной активности через экспериментирование.

Задачи:

  1. Сформировать представления детей о том, как образуются горы. Познакомить с разными видами гор.
  2. Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире.
  3. Развивать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы; развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.
  4. Воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира.
  5. Воспитывать эстетические чувства: формировать умение видеть красоту гор и ею любоваться;
  6. Закреплять умение детей отражать в лепке полученные знания.

Материалы и оборудование: иллюстрации гор (электронная презентация),  ткань (платок), соленое тесто, краски.

 

ХОД НОД:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, перед тем, как я начну своё занятие, мы сделаем с вами небольшую разминку. А для этого, подойдите все ко мне и выполняем движения за мной. Готовы?

Ответы детей.

Воспитатель: Ну, тогда, начнём.

Здравствуй правая рука, (вытянуть правую руку вперед)

Здравствуй левая рука, (вытянуть левую руку вперед)

Здравствуй друг! (дать правую руку соседу справа)

Здравствуй друг! (дать левую руку соседу слева)

Здравствуй, здравствуй дружный круг (держатся за руки все вместе)

Мы стоим рука в руке, (поднять руки вверх)

Вместе мы большая лента, (перестроиться в прямую линию)

Можем маленькими быть (присесть, руки не опуская)

Можем мы большими быть (подняться на носочках)

Но один никто не может быть! (соединиться в середине)

Воспитатель: Ребята, а теперь, начинаем наше занятие, я желаю вам хорошего дня, чтобы вы были сегодня внимательны и добры друг к другу, и активными. Вас ждет много интересного!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие.

Отгадайте загадку.

Огромная глыба у нас на пути.

Не сдвинуть ее и не обойти.

Ростом она до самих облаков.

Забраться туда не найти смельчаков!

И догадаться, конечно, пора,

Глыба такая зовется… (гора)

Ответы детей: Гора.

Воспитатель: Правильно, ребята, это гора. Горы – это участки земной поверхности сильно возвышающиеся над окружающей местностью. Ребята, а вы задумывались когда – нибудь, как появляются горы? Такой вопрос, наверное,  у вас возникал. И действительно, разве не удивительно: где-то расстилаются бескрайние степи, а где-то поднимаются горы. Почему так? Как вы думаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Причиной всему – земная кора.

Она никогда не бывает в покое: то вздрагивает, растрескивается, то опускается, то собирается складками. В результате её движения образуются горы и долины, впадины и возвышенности. Конечно, на это уходит очень много времени – несколько десятков миллионов лет.

Показ слайдов 

Слайд 1

Воспитатель:  Давайте проведем небольшой опыт. Возьмите платок и прикройте им ладонь… Договоримся, что платок – это земная кора. Теперь пошевелите под платком пальцами, а потом согните их – «земная кора» сразу придёт в движение: «Земля» будет морщиться, горбиться, прямо на глазах начнут расти «горы», а между ними образуются глубокие «ущелья»… Вот так примерно происходит и в природе, только, конечно, не так быстро.

Дети проводят опыт с платком.

Воспитатель: Есть разные виды гор. Сейчас мы познакомимся с некоторыми их них.

Иногда горы рождаются в результате извержения вулканов.

        Из жерла вулкана вырывается магма, летят камни, пепел. Все это падает на землю. Постепенно лава застывает и образует холм, который с каждым новым извержением растет и увеличивается. При каждом последующем извержении высота холма увеличивается и со временем образуется небольшая гора.  Вулканы обычно имеют коническую форму с большим кратером на вершине.

Слайд 2

       «Складочные» горы состоят из слоев горных пород, сжатых в гигантские складки. Во многих местах можно видеть слои горных пород, изгибающиеся наподобие арок и вогнутых линз.

Слайд 3

         Для сводчатых гор характерны скальные породы, поднятые вверх в виде сводов. Расплавленная лава, поднимаясь под большим давлением на поверхность Земли, смогла поднять эти пласты горных пород.

Слайд 4

           Целиковые горы возникли в результате разломов или провалов земной коры. Обширные участки земной коры, целые горные гряды за короткое время поднимались или опускались.

Слайд 5

Слайд 6

Воспитатель: А знаете ли вы строение гор?  Давайте посмотрим на схему.

Воспитатель: Как вы думаете, везде ли на протяжении горы воздух одинаковый?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Внизу теплее. Ну, а чем ближе к вершине горы воздух становится все холоднее.  

Слайд 7

        

Воспитатель:  Почему же воздух в горах холоднее, чем на земле?

Ответы детей.

Воспитатель: Следуя логике, чем выше от земли, тем температура воздуха должна быть теплее: ведь, с одной стороны, чем выше - тем ближе к Солнцу, а с другой - теплый воздух от земли поднимается вверх.

        На самом деле температуру воздуха в горах определяют совсем другие факторы.

        Сам по себе воздух обладает очень низкой теплопроводностью, то есть плохо проводит тепло. Поэтому солнечные лучи, проходя через него, не успевают его нагреть.              

        А нагревается воздух на Земле вовсе не от солнечного излучения, а от того, что земная поверхность и водная оболочка Земли поглощают тепло солнечных лучей и затем его излучают. Это тепловое излучение и нагревает воздух.

        Тепловое излучение, идущее от Земли, способно прогреть воздух примерно до высоты 15 километров. Чем дальше от поверхности земли, тем температура воздуха ниже. Чем выше горы, тем холоднее.

        Именно поэтому на вершинах высоких гор,  снег никогда не тает.

Физкультминутка

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)

До небес макушка (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).

Катятся, катятся камешки прочь (часть детей отходят в сторону)

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам слепить свою гору.

Для этого мы возьмем соленое тесто и выложим его на дощечке для лепки в виде горы. После чего дадим ему застыть и раскрасим.  

Дети лепят свою гору из солёного теста (звучит спокойная музыка).

Воспитатель: Горы у нас получились разные по высоте. Так и в природе: со временем под воздействием дождя, ветра и льда горы медленно разрушаются, форма их изменяется, они как бы оседают и становятся более пологими.

Подведение итогов НОД

Воспитатель: Ну, что же, ребята. Наше путешествие подошло к концу. Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: Давайте вспомним о чем мы говорили на занятии.

Ответы детей: О горах. Горы бывают разные: высокие и низкие, крутые и пологие, со снежными вершинами и с зелеными лесами, в горах живут разные животные и птицы; в горах есть реки и озера;  в горах очень чистый воздух и чистая вода.

Воспитатель: Какие виды гор вы узнали?

Ответы детей.

Воспитатель: Из каких частей состоят горы?

Ответы детей.

Воспитатель: Почему воздух в горах холоднее, чем на земле?

Ответы детей.

Воспитатель: Что мы использовали для лепки горы?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы много говорили с вами о  горах. А вы знаете, что горы не прощают человеку невнимательность и неосторожность. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах?

Ответы детей: Не шуметь, а то может быть обвал и засыплет камнями; внимательно смотреть, нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке; если разожгли костер, то его нужно потушить; не мусорить.

Воспитатель: Молодцы. Вы многое узнали и запомнили! На этом наше занятие окончено.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему "Школа. Учитель"

Конспект  для воспитателя  подготовительной к школе группе....

Конспект занятия для подготовительной к школе группы «Скоро в школу»

Представленное занятие предусмотрено для работы с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет).Тип занятия: коррекционно-развивающееФорма организации – подгрупповая (6 человек).Продолжительность з...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему "Беседа о школе"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему "Беседа о школе"...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе . Тема: «Путешествие в лесную школу к учёной сове».Творческий отчёт.

Творческий отчётВ подготовительной к школе группе .Тема: «Путешествие в лесную школу в гости к учёной сове».Цель: Расширять у детей представление о школе. Обеспечить познавательную активность воспитан...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Путешествие в школу"

Конспект занятия в подготовительной к шкоел группе "Путешествие в школу" по образовательным областям "Познавательное развитие", "Речевое развитие"...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Экскурсия в школу»

Цель: Познакомить детей с учебным заведением.Образовательные задачи: уточнить, что в школе дети с 6,5 лет учатся читать, писать, рисовать и считать и учит их этому учительница.Познакомить с помещением...