Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Пахер Лилия Викторовна

«Изготовление  бумаги для рисования  картин -  иллюстраций к сказке К.Чуковского "Федорино горе"  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД26.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности   

                                                                                               

Тема: «Изготовление  бумаги для рисования  картин -  иллюстраций к сказке К.Чуковского "Федорино горе"  

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе ознакомления с технологией изготовления бумаги.

Задачи:

- Создать условия для развития познавательной активности и мотивации к деятельности.

- Создать условия для стимулирования речевой активности и обогащения словаря.

- Создать условия для  развития умения описывать предметы по определенным признакам.

- Создать условия для развития навыков взаимодействия со сверстниками и взрослым  (социально-коммуникативное развитие).

 - Создать условия для развития детской инициативы в выборе материала.

- Создать условия для развития фантазии, мышления и воображения.

Детская цель: сделать бумагу своими руками и запомнить из чего она делается.

 

Оборудование и материал: бумажные салфетки, туалетная бумага белого цвета ,  небольшой тазик, кувшин с водой, клей ПВА, крахмал, экран, марля или полотенце, миксер или блендер, поднос со значками из матовой и глянцевой бумаги, алгоритм изготовления бумаги, незаполненная карта успеха, лупы, цветные карандаши или фломастеры, цветные мелки, акварельные краски,  губка 2 шт.

Предварительная работа: Беседы о книгах, (где находятся: как человек использует ее);    познавательная беседа «История возникновения книги» (статьи из детской энциклопедии); ООД «Книга лучший друг»;   разучивание стихотворения  «Как хорошо уметь читать!», заучивание чистоговорок и скороговорок.

Участники - дети подготовительной  группы 6-7 лет.

Количество детей: 12 человек.

Организация детских видов деятельности:

 - Организация предметно - пространственной среды, общение (приемы перефразирования, зондирования, резюмирование активного слушанья, обратная связь и т. д.)

 - Игровые и проблемные ситуации, определение плана предстоящей деятельности (рассматривание схемы - алгоритма, предварительно,  проговаривая алгоритм деятельности

 - Продуктивная деятельность;

 - Двигательная деятельность.

Ход совместной деятельности:

1 этап: Организационный момент.

Дети подходят к мешку сказок, трогают, обследуют, выдвигают свои предположения: «Что в нем?» Достают книги К. Чуковского. Вспоминают поход в библиотеку с родителями. Рассматривают иллюстрации, делятся впечатлениями.

Воспитатель: Ребята, если вы отгадайте загадку, то догадаетесь о чем сегодня мы с вами будем беседовать.

Я бела, как снег, дружу с карандашом. 
Где он пройдет, там заметку кладет. (Бумага и карандаш)

 Воспитатель: Совершенно верно, будем говорить о бумаге,  на которой написана наша знакомая  сказка К. Чуковского «Федорино горе».

2 этап:  Основная часть.

Воспитатель: А для каких целей используется бумага?

Вы правильно ответили, что деньги, учебники, книги,  открытки, репродукции картин, фотоснимки, настольные игры печатают на бумаге. Бумажными обоями оклеивают стены квартир (слайд  №1)

Воспитатель: Бумага бывает вся одинаковая?  Трогая руками что ощущаем?

Дети: Их предположения и подбор слов описаний первой страницы книги (твердая,  гладкая, скользкая, шероховатая, блестящая, красивая, приятная  и т. д.)

Воспитатель: Где мы каждый день встречаемся с бумагой?

Детские высказывания.

Вывод: С бумагой встречаемся постоянно, на каждом шагу – когда открываем книгу или тетрадь, читаем газеты, журнал, покупаем в магазине подарки, продукты, пишем письма, делаем игрушки или собираем макулатуру.

Воспитатель: А как вы думаете, из чего делают бумагу?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Да, я согласна с вами, из древесины (слайд №1).

 А из чего еще можно изготовить бумагу?

Ответы детей:

Воспитатель: Да, Также бумагу можно изготовлять из соломы, из лоскутов ткани, из льна, риса, хлопка  (слайд №2)

Воспитатель: Посмотрите, перед вами лежит бумага. Давайте вспомним и назовем некоторые свойства бумаги.  Какая она? Рассмотрите ее. Что вы можете сказать? (Слад № 3)

 Ответы детей.

Воспитатель: Да, бумага может быть разной не только по цвету, но и по качеству. Чтобы в этом убедиться, проведите пальчиком по листу бумаги и найдите гладкую бумагу, а теперь шероховатую, а теперь прозрачную (калька).

Проведите пальчиком по этому листу бумаги. Какая она на ощупь? Как бархат. Как можно назвать эту бумагу? Правильно, бархатная.

Вот так выглядит современная бумага. (Слайд № 4)

Воспитатель: А теперь возьмите лист бумаги и попробуйте разорвать его вдоль.

Опыт “Вдоль и поперек” (Слайд № 5)

Как рвется бумага? А теперь поперек? Где легче рвется бумага вдоль или поперек? Вы правильно заметили, что бумагу легче порвать с одной стороны, чем с другой стороны.

Вывод: порвать бумагу поперек волокон труднее, чем вдоль них.

Возьмите лупы и рассмотрите место, где вы порвали бумагу. Что вы видите?

2 Опыт  (исследования бумаги под лупой)

Воспитатель: Что вы видите? Вы правильно заметили, виднеются тончайшие, как волос, волокна. Это говорит о том, что бумагу делала машина. Давайте посмотрим, как бумагу делают на производстве.

Просмотр отрывка мультфильма “Фиксики” под названием “Бумага” (изготовление бумаги на производстве). ( http://www.youtube.com/watch?v=S3oFb5KziGc)

Воспитатель: А хотите сами попробовать изготовить бумагу? Давайте для этого разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Вот помощники мои, (Хлопки в ладоши) 
Их, как хочешь, поверни. (Вращение рук в кистях) 
По дороге белой, гладкой (Ладошка “моет” другую) 
Скачут пальцы, как лошадки. (Пальцы “бегают” по столу) 
Чок – чок - чок, чок – чок – чок (Постучать в кулачки) 
Скачет резвый табунок. (Хлопки в ладоши)

Воспитатель: Сегодня мы будем работать в лаборатории.  Вы не забыли, что такое лаборатория? Правильно, это место, где проводятся исследования, наблюдения.

Ребята, давайте с вами вспомним правила, при которых работа наша будет успешной.

(Слайд № 7  дети проговаривают правила успешности)

 Воспитатель: Для удобства работы мы с вами разделимся на две группы. В каждой группе вы выберете научного руководителя, который будет ответственным за изготовление бумаги, а остальные ребята – это научные сотрудники. Напоминаю, что вы должны выполнять задания все вместе, а научный руководитель будет вам давать советы, подсказывать.

А разделимся на группы мы так: у меня на подносе лежат карточки с примерами. Каждый подойдет и возьмет с подноса по одной карточке, на столах лежат цифры. Назовите их. Правильно 9 и 10. У кого в сумме получится число 9, подойдите к столу с цифрой 9.У кого в сумме получится число10, найдет свой стол с цифрой 10. Все поняли задание? Влад, почему ты выбрал стол, где лежит цифра 10? (5 +5 =10). Аналогично педагог спрашивает остальных детей. (1+9, 3+7, 2+8, 6+4, 0+10, 1+8, 2+7, 5+4).

Воспитатель: А теперь  давайте определим порядок  предстоящей работы.  Дети рассматривают  и проговаривают алгоритм проведения эксперимента.

Воспитатель: Ребята,  посмотрите и скажите, что нам понадобится для работы?

 Проверьте, все ли из названных предметов у вас есть.

Дети:  салфетки или туалетная бумага, тазик, вода, немного крахмала, клей, миксер или блендер, марля, лоток, губка.

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с новым прибором, который поможет нам в работе. Кто знает, как он называется?

Дети: Блендер.

Воспитатель: Что он умеет делать? Правильно, он может измельчать разные  вещества, овощи, фрукты и  продукты.

Перед вами схемы изготовления бумаги. (Слайд № 8) (Аналогичные алгоритмы лежат перед детьми, чтобы дети могли внимательнее рассмотреть алгоритмы изготовления бумаги).

Внимательно рассмотрите их. Расскажите последовательность изготовления бумаги.

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете, чтобы бумага получилась красивой, яркой, что можно сделать?

Дети говорят,  что можно положить:

 - детские предположения.

Воспитатель:  Молодцы, вы правильно сказали, что в бумажную массу можно добавить сухие листики растений, конфетти, блески или добавить краски любого цвета.  Но нам нужна белая бумага, добавки какие то нужны?

Все ли понятно?

Теперь выберем научных сотрудников в каждой команде, которые будет фиксировать нашу работу. Вот ваши карты успеха, куда вы будете заносить все результаты эксперимента. Но прежде, чем приступить к работе, давайте сделаем небольшую разминку.

Физкультминутка.

Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот. (Повороты корпусом.)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись! (Приседания.)
И в последний раз присели,
А теперь на место сели. (Дети садятся.)

Воспитатель: Тогда приступим к работе, а помогать вам работать с техникой буду я и  и Галина Александровна.  Не забывайте отмечать свою работу в картах успеха.

Самостоятельная деятельность детей под руководством педагогов.

 (Дети смешивают все, что нужно для приготовления бумаги  - макулатуру белого цвета, туалетная бумага, белые салфетки, Воспитатели измельчают  на блендере рваную на мелкие кусочки детьми бумагу, добавляют по схеме необходимые компоненты)

Воспитатель: Вот бумага готова.  Мы сможем сразу рисовать на ней? Что же будем делать? Да, сейчас ее надо просушить. Как вы думаете, чем мы можем просушить бумагу?  

Детские высказывания. Для этого понадобится 2-3 дня.

 3 этап: Заключительный

Воспитатель: расскажите, что вы делали, используя карту успеха.

Дети рассказывают по очереди.

Воспитатель: Вы – Молодцы! Потому что смогли сберечь несколько деревьев! Вот так и на заводах, перерабатывая старую бумагу, которая называется макулатурой, люди, сберегают леса от вырубки,

Все сегодня работали дружно и быстро!  Подождем  немного дней и мы с вами нарисуем  интересные и необычные иллюстрации к сказке, будем настоящими иллюстраторами  нашей общей книги и  подарим  ее для других ребят в нашем детском саду,  поместив свою книгу в "Мешок сказок"  Высказывания  детей. 

В результате непосредственно образовательной деятельности дети усвоили:

1. Свойства бумаги;

2. Умение читать алгоритм и самим заполнять карту успеха, составлять по ней рассказ о своих исследовательских действий;

3. Дети закрепили правила поведения при поведении опытов;

4. Умение обращаться с простейшими бытовыми приборами;

5. Дети научились работать в командах, самостоятельно распределять обязанности при проведении экспериментов;

6. В их речи появились новые слова: Блендер, эксперимент, карта успеха, лаборатория, научный руководитель, вязкая,  шершавая, бархатная, и другие.

 Дальнейшая работа: Совместное рисование с родителями   картин  - иллюстраций   к  сказке К. Чуковского «Федорино горе»; составление книги; рассматривание иллюстраций в группе и описания детьми своей иллюстрации;  размещение  их в "Мешок сказок".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтальной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности «Звук и буква О» учителя-логопеда Ковган Людмилы Александровны (г. Краснодар «Детский сад № 195)

Коррекционно-развивающие задачи:1.Развивать слуховое внимание, зрительное и слуховое  восприятие.2. Упражнять детей в усвоении звуко-слоговых рядов путем уточнения пространственно-временных предс...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности Тема «Путешествие в сказку о потерянном времени»

Конспект предназначен для организации и проведения непрерывной образовательной деятельности по формированию временных представлений, расширению знаний детей о видах часов, закреплению лексико-граммати...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности «Водный транспорт»

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности «Водный транспорт»...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности (с нарушением речи) "Развитие фонематических процессов"

Конспект направлен на развитие фонематических процессов: анализа, синтеза, представления у детей дошкольного возраста, на закрепление зниния детей о букве и звуке, о гласных и согласных звуках....

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности

Конспект образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей старшего возраста....