Игра - путешествие «Перемещение во времени» для детей подготовительной и старшей группы
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Данная методическая разработка создана с целью организации образовательной деятельности для закрепления у детей представлений о времени и практическом применении часов. Может быть использована педагогами подготовительных групп как итоговое занятие.

В конспекте представлены игровые приемы и упражнения для решения задач, направленных на:

- упражнение детей определения времени по часам с точностью до часа;

- закрепление знаний о частях суток;

- уточнение знаний детей об устройстве часов;

- упражнение детей в счете.

Предлагаемый конспект занятия проходит в виде игры путешествия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра – путешествие  «Путешествие во времени» для детей подготовительной и старшей группы

Аннотация: данная методическая разработка создана с целью организации образовательной деятельности для закрепления у детей представлений о времени и практическом применении часов. Может быть использована педагогами подготовительных групп как итоговое занятие.

В конспекте представлены игровые приемы и упражнения для решения задач, направленных на:

- упражнение детей определения времени по часам с точностью до часа;

- закрепление знаний о частях суток;

- уточнение знаний детей об устройстве часов;

- упражнение детей в счете.

Предлагаемый конспект занятия проходит в виде игры путешествия.

Предварительная работа:

1) Знакомство с часами, с историей часов.

2) Знакомство с частями суток.

3) Чтение произведения «Сказка о потерянном времени» Е. Шварца.

4) Изготовление макета космических часов.

5) Создание презентации и интерактивного героя «Хранительница времени».

Раздаточный материал:

1) Макет часов (на каждого);

2) Дидактическая игра «Части суток»;

3) Магнитофон (аудиозапись - космическая музыка);

4) Конверт с письмом от жителей города;

5) Конверты с заданиями от пиратов;

6) Иллюстрации разных часов;

7) Цифры от 1-12.

Ожидаемый результат: Наш опыт работы показывает, что знания данные в форме игры путешествия усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.

Дети закрепили знания о времени и часах, научились соотносить время суток с режимом дня, усовершенствовали грамматический строй речи, внимание, память, мышление, что позволит активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Методическое проведение игры:

При организации игры путешествия необходимо продумать сюжет, в котором будут решаться образовательные задачи. Например: путешествие в страну Времени. Продумать задания, которые решаются в виде различных трудностей, которые дети должны выполнить. Продумать размещение дидактических игр и пособий в группе. Во время образовательной деятельности используются различные формы работы: групповая (Д/И «Части суток»), индивидуальная (Д/И «Поставь время на часах»), коллективная (устный счет, история и устройство часов).

Ход образовательной деятельности.

Введение в игровую ситуацию.

Дети стоят полукругом перед педагогом.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром, я решила проверить почту в нашем детском саду и заглянула в почтовый ящик, а в нём лежало письмо, адресованное вам. Интересно, кто его прислал? Давайте прочитаем! 

«Здравствуйте ребята, пишут вам жители страны Времени. У нас случилась беда! Космические пираты украли у нас «пески времени» и из –за этого у нас в стране остановилось время и в городе начались беспорядки. Все жители повсюду стали опаздывать. Помогите нам пожалуйста вернуть время. Для этого вам нужно выполнить правильно все задания, которые приготовили космические пираты. Торопитесь!»

Воспитатель: Давайте отправимся с вами в Страну Времени и поможем жителям. На чём можно до неё добраться? (называют варианты, в том числе и машину времени).

Отправляемся, встали в круг, положили руки друг другу на плечи, закрыли глаза. (звучит космическая музыка).

Начинаем обратный отсчёт 10, 9. 8.... Мы взлетаем.

Воспитатель: Смотрите кто это нас встречает? (воспитатель обращает внимание детей на экран).

Хранительница времени: Здравствуйте, я Хранительница времени. Спасибо вам что не оставили нас в беде. Жители города во всем любят порядок и всегда соблюдают распорядок дня. Но пираты украли у нас «пески времени» и распорядок нарушился. Для того, чтобы нам помочь вам нужно выполнить все задания пиратов. Вы готовы?

Итак, первое задание, отгадать загадки, приготовленные пиратами.

Солнце яркое встаёт,
Петушок в саду поёт,
Все в округе просыпаются,
дети в садик собираются. (утро)

Спешат на ночлег пешеходы,
Нигде не увидишь ребят.
И только вокзалы,
заводы, часы и машины не спят. (вечер)

Спят луга, спят леса,
Пала свежая роса.
В небе звездочки горят,
В речке струйки говорят,
К нам в окно луна глядит,
Малым детям спать велит. (ночь)

Солнце в небе высоко, и до ночи далеко,

Коротка деревьев тень.
Что за время суток? (День)
День и ночь бегут минутки,

День плюс ночь — мы знаем (сутки)

Воспитатель: о чём были эти загадки?

- Как можно назвать это, одним словом. (части суток).

- Сколько частей в сутках? (4, назовите их по порядку).

Хранительница: пираты перепутали части суток, нужно срочно вернуть все на место.

В этом вам поможет игра «Распорядок дня»

Воспитатель: Разделитесь на 2 команды. Каждая команда будет собирать определенные части суток. (после проводится беседа).

- Что нарисовано на картинке?

- Когда это бывает?

- Что вы делаете утром? А днём?

- Как вы узнали, что на картинке утро (вечер)?

- Какое время суток вам больше нравится? Почему?

Хранительница: кто из вас знает сколько часов в сутках? (в сутках 24 часа).

Следующее испытание, нужно снова отгадать загадку.

На руке и на стене, и на башне в вышине,

Ходят, ходят ровным ходом. От восхода до захода.

(Часы)

Хранительница: что такое часы? (это прибор для определения времени);

Хранительница: для чего нужны часы? (чтобы люди могли определить время);

Хранительница: Смотрите, сколько у меня разных часов, но по ним нельзя определить время. Чтобы мы смогли это сделать, нужно расставить часы в порядке их изобретения.

Д/и «История часов»

Дети на магнитной доске выставляют картинки по порядку: солнечные, свеча, водяные, песочные, механические, электронные часы, кварцевые. После чего проводится опрос.

-чем не удобны солнечные часы? (чтобы узнать время, нужно выходить на улицу, в пасмурную погоду время не определишь);

- чем опасны были часы свеча? (могут упасть, возникнет пожар);

- можно ли было узнать точно время по песочным или водяным часам. Почему? (часы были бы большого размера, у них нет стрелок, нельзя определить время до минут);

- как работают механические часы? (их нужно всегда заводить);

- чем удобны электрические часы? (работают на батарейках, и от электричества не требуют постоянного ухода);

- где мы используем электрические часы?

Хранительница: какие еще часы бывают? (ответы детейна экране изображения часов).

Воспитатель: скажите, как называются часы, которые:

Висят на стене - … (настенные)

Стоят на полу –… (напольные)

Стоят на столе –… (настольные)

На руке –… (наручные)

Лежат в кармане –… (карманные)

Стоят на камине – (каминные)

Хранительница: Как называется круг с цифрами на часах? (циферблат).

Хранительница: Правильно это круг с цифрами и 3 стрелками, которые указывают на цифры, так мы узнаем время. Но что же я вижу все цифры у циферблата рассыпались, это снова проделки пиратов. Помогите цифрам вернуться на свои места.

Игра «Составь циферблат» (дети подходят к макету часов, лежащему на полу).

Воспитатель: смотрите этот круг надо превратить в циферблат, а значит правильно разложить цифры. Чтобы правильно разложить цифры нужно выполнить правило: у всех часов вверху всегда располагается число (12). В нижней части круга располагается число (6). Справа цифра 3, слева 9. Остальные цифры располагаются между ними по порядку. Приступайте к заданию.

Проверьте, все ли цифры на своём месте? (Дети проверяют).

Максим, скажи, какие цифры вы расположили между числом 3 и 6? Наташа назови какие цифры находятся между 9 и 12?

Давайте послушаем пошли ли часы? (нет).

Воспитатель: Давайте попробуем разобраться в устройстве часов. (воспитатель достаёт учебный макет часов).

- Что есть у часов? (Корпус, стрелки, циферблат);

- Сколько стрелок у часов? (Три: часовая, минутная и секундная);

Правильно три: часовая – самая медленная, минутная – быстрее движется и секундная самая быстрая.

- Что показывает короткая (длинная) стрелки? (Часы, минуты);

- Если стрелка показывает часы значит она, какая? (часовая);

- Если стрелка показывает минуты значит, как она называется? (Минутная).

- Покажи мне минутную стрелку, скажи, как она двигается, что показывает? (тоже самое с часовой 2-3 ребенка).

Хранительница: в каком направлении движутся стрелки? (стрелки двигаются по кругу с лева на право). Давайте с вами немножко отдохнем.

П/и «Ходят стрелочки по кругу»

(Дети двигаются вокруг макета часов («Космических часов») держась за руки, под текст стихотворения.)

Мы часы, наш точен ход,

Водят стрелки хоровод.

Ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга.

Стрелки, стрелки не спешите,

Вы нам время подскажите.

- Сейчас разберемся с космическими часами. Поставьте на часах 3 часа. (дети выясняют что не хватает минутной стрелки).

Хранительница: Пираты украли одну стрелку у часов. Можно ли определить время, имея только одну стрелку? Почему?

Воспитатель: Как вы считаете, что дольше тянется минута или секунда? (ответы детей).

Давайте проверим. (Дети двигаются по кругу, выполняя движения в соответствии с текстом.)

Входишь ты в волшебный круг,

Замирает все вокруг!

одна (Секунда) минута лишь пройдет,

Путник снова отомрет.

Через некоторое время раздается хлопок в ладоши, по которому «застывшие» путники вновь оживают. Им предлагается отгадать, сколько времени они были «заколдованы».

- что можно успеть сделать за 1 минуту;

- что можно успеть сделать за секунду; (ответы детей)

Секунда небольшой промежуток времени, минута больше. В 1 минуте 60 секунд.

Хранительница: итак, следующее задание. Нужно ответить на вопросы и поставьте время на часах. (дети проходят за столы).

Игра «Поставь время на часах»

  1. Во сколько часов открывается детский сад? (В 7 часов утра);
  2. Во сколько часов начинаются занятия в детском саду? (В 9 часов утра);
  3. В какое время в детском саду вы отправляетесь на утреннюю прогулку? (В 11 утра);
  4. В какое время вы приходите с прогулки? (В 12 часов дня, в полдень);
  5. Во сколько часов начинается «тихий час»? (в 1 час дня);
  6. Во сколько часов заканчивается «тихий час» в детском саду? (в 3 часа дня);
  7. Во сколько часов закрывается детский сад? (в 7 часов вечера).

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, зачем пираты задали вам такие вопросы? (Чтобы проверить, как мы знаем режим дня в детском саду);

- А для чего нужен режим дня? (Чтобы делать все вовремя, не опаздывать, не болеть).

Правильно, вы знаете свой режим дня в детском саду и умеете ориентироваться во времени! Молодцы.

Рефлексия.

Воспитатель: Занимаем места в «машине времени» (музыка, «возвращаемся» в группу).

- Ребята, вам понравилась путешествие?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Скажите, как бы мы жили, если бы не было часов? (Дети рассуждают.)

- Кому было интересно в Стране Времени - поднимите руки, а кому было трудно.

- Что было трудного? Что интересно? Кто хотел бы ещё побывать в Стране Времени? Хранительница времени подарила вам подарок недостающую минутную стрелку.

Ребята, я очень рада, что ваши знания и ваши умения помогли жителям страны Времени! А сейчас вам пора собираться на прогулку.

 

Список литературы.

1. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Подготовительная к школе группа. – М.: Мозайка – синтез, 2018. – 168 с.

2. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ Под редакцией А.А. Столяра. – М., 2000 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Путешествие в страну сказок" для детей средне-старшей группы с ЗПР в рамках проекта "В гостях у сказки круглый год"

Данная викторина предназначена для подведения итогов по проекту "В гостях у сказки круглый год"....

Конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие по городу» с детьми с ЗПР (старшая группа).

Конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие по городу» с детьми с ЗПР (старшая группа). Подготовила воспитатель Ячмень Т.Я. г.Волгодонск Интеграция образовательных областей:социал...

Проект по развитию временных представлений у дошкольников старшей группы "Путешествие в страну времени".

Воспитатель: Родионова Наталия АлександровнаГБДОУ Детский сад №100 Невского района Санкт-Петербурга Характеристика проектаТип проекта: учебныйВид проекта: групповойРеализация проекта: проект расс...

"Игра путешествие ко дню рождения Деда Мороза в старшей группе".

Цель: Создать условие для радостного настроения и закрепления дружеских отношений.Задачи:1. Развивать познавательный интерес, воображение2. Продолжать знакомить с культурой праздника в день рожде...

Конспект квест- игры «Путешествие в страну МАТЕМАТИКА» для детей 2мл. – средней группы Составила воспитатель МАДОУ №2 г. Томска

Применение «Квест-технологии» в разных ситуациях организации детского коллектива дошкольников дает возможность инициирования и педагогического сопровождения процессов творческого освоения ...

Дидактическая игра по речевому развитию «Теремок» (для детей младшей, старшей группы) 2022

Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие «Теремок». Пособие предназначено для детей дошкольного возраста, применяется в образовательной области «Речевое развитие». ...