Методическая разработка Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе: «Сравнение свойства и качество металла и дерева»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Малиновская Татьяна Анатольевна

Уточнить и конкретизировать представления детей, что есть вещи, сделанные из металла, а есть – из дерева; используя прием сравнения, познакомить с качествами этих материалов (металл тверже, звонче дерева, он тонет в воде, не горит, магнитится, холоднее на ощупь, покрывается ржавчиной; дерево мягче, глуше, не тонет в воде, горит, не магнитится, теплее, гниет).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе:

 «Сравнение  свойства и качество металла и дерева»

     Цели и задачи:  

  • Познакомить со свойствами и качествами дерева и железа;
  • Уточнить и конкретизировать представления детей, что есть вещи, сделанные из металла, а есть – из дерева; используя прием сравнения, познакомить с качествами этих материалов (металл тверже, звонче дерева, он тонет в воде, не горит, магнитится, холоднее на ощупь, покрывается ржавчиной; дерево мягче, глуше, не тонет в воде, горит, не магнитится, теплее, гниет).
  • Познакомить детей с магнитом и его свойством: притягивать металлические предметы; находить  вещи, сделанные из дерева и металла в ближнем окружении.
  • Объяснить, как человек использует свойства железа и дерева для своей пользы;
  • Развивать наблюдательность, мышление детей (умение производить операции анализа, синтеза и сравнения);
  • Формировать умение классифицировать и группировать, сопоставлять факты и делать выводы, строить высказывания;
  • Активизировать словарный запас: солонка, сахарница, винтик, гайка, шероховатый, хрупкое, плавится, прочный, теплопроводность.
  • Развивать конструктивное мышление, воображение, представление об устойчивости строительных деталей
  • Воспитывать навык коллективной работы;
  • Воспитывать умение культурно выражать своё мнение;
  • Воспитывать привычку выполнять работу аккуратно

Демонстрационный материал: персонажи « Буратино», « Фиксик – Ноли», металлические пластины, деревянные бруски, гвозди, спички, металлофон, колокольчик, рубель, тон – блок, трещенка, ложки, треугольник, бубен, 2 таза с водой, рыбки, удочки, чугунок, термос, 2 ложки деревянная, металлическая, волшебная рукавичка и предметы на подносе металлические, ящик деревянный, поднос металлический и предметы сделанные из металла и дерева, экран, ноутбук, перезентация « Как горят дрова», « Плавка металла», видео физминутка « Помогатор», схема путешествия, пиктограммы со свойствами металла и дерева.

Раздаточный материал: металлическая пластина, деревянный брусок, спичка, емкость с водой.

Ход НОД:

Воспитатель читает загадку:

У отца был мальчик странный,

Необычный - деревянный.

Но любил папаша сына.

Что за странный

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?..

Воспитатель задает вопросы:

Из чего сделал Папа Карло Буратино? (ответы детей: из полена)

А этот герой вам знаком? (это Нолик из мультфильма Фиксики)

Вспомните, а из чего сделан Нолик?

Знакомьтесь это Буратино, а это Нолик. ( На фланелеграф прикрепляются картинки с изображением Буратино и Нолика)

 Они очень любят спорить, что важнее дерево или металл. Буратино доказывает, что дерево из него делают много предметов.

Воспитатель задает вопросы:

Какие вы знаете предметы сделанные из дерева? (дети перечисляют предметы)

Нолик  не соглашается и утверждает, что важнее металл. Из металла делают больше вещей. Какие вы знаете предметы сделанные из металла? (дети перечисляют предметы)

Воспитатель: « Наводим порядок». На столе лежат предметы из дерева и металла в вперемешку. Ваша задача разложить на металлический поднос – предметы из металла, а в деревянный ящик – предметы из дерева.

Вывод: Из дерева и металла делают много важных предметов. Одни и те же предметы делают из металла и дерева (ложки). Хотите узнать, чем металлические предметы отличаются от деревянных? После каждого опыта будем выкладывать на фланелеграф пиктограммы – символы со свойствами предметов.

Опыт 1: - Вы хотите узнать, чем предметы из дерева отличаются от предметов, сделанных из металла? У вас на столах лежат металлические пластины и деревянные бруски.

Как вы думаете что теплее деревянный брусок или металлическая пластина? Давайте проверим приложите к щечкам брусок и пластину. Правильно металлическая пластина холоднее, а брусок теплее. ( на фланелеграф выкладываем пиктограммы – символы: солнышко и снежинку). Погладьте рукой поверхность бруска и пластины. Отличаются ли они? Чем? Давайте проверим! Какая поверхность у деревянного бруска? (шероховатая) А какая у металлической пластины? (гладкая) Правильно. (на фланелеграф выкладываются символы гладкая и шероховатая).

Дети, как вы думаете, что твёрже - дерево или металл? (Рассуждения детей)

А давайте проверим. Попробуем поцарапать металлическую пластину кусочком дерева. Остались царапины? (Ответы детей – нет). А наоборот? Поцарапаем деревянную пластину металлом. Что мы видим? (Ответы детей - остались царапины). Почему так получилось? (ответы детей)

Вместе с воспитателем дети делают вывод: металл твёрже дерева, дерево мягче металла.

 Его (дерево) можно строгать ножом – показывает воспитатель

- А теперь попытаемся вбить гвоздь в деревянную и металлическую пластину. Что произойдет? Почему? (дерево мягкое, а металл твердый)

- Как вы думаете, что поплывет, а что потонет? Почему?

- Возьмите в руки гвоздь и попробуйте сломать его. Значит он какой? (прочный) Попробуйте сломать спичку. Что можно сказать? (спичка хрупкая) (на фланелеграф выкладываем символы: мягкий и твердый)

Затем опытным путём (в руках и на весах) дети  проверяют, что тяжелее – дерево или металл (взять шарики или пластины одинакового размера)

Делается вывод: металл тяжелее, дерево легче.

(на фланелеграф выкладываем пиктограммы – символы: тяжелый, легкий)

Воспитатель: Забыли мы о наших героях, а они перестали спорить и вышли к реке (схема путешествия на фланелеграфе). Буратино: Сейчас переплывём, заодно и освежимся. А Нолик приуныл и отказался. Почему?

Опыт 2: «Тонет - не тонет»

А теперь в емкость в водой опустите деревянный брусок и металлическую пластину.

Что произошло? Почему? (Металл тяжелый - тонет, дерево легкое - не тонет). (на фланелеграф выкладываются пиктограммы – символы: легкий, тяжелый). Показываю ржавый гвоздь. Что с ним случилось? (ржавчина)  (Металл ржавеет, а дерево может сгнить от постоянного нахождения в воде).

Увидели мост переплавились, устали, проголодались. Нолик, а ты костер разжигай, а я рыбу пойду ловить? Почему Буратино испугался и отказался разжечь костер?

Опыт 3: Видеоролик:

« Горят дрова», « Плавка металла».

Делается вывод: дерево горит, а металл не горит – он плавится. (на фланелеграфе выкладываются пиктограммы – символы: горит – не горит).

Вы наверное устали, давайте немного отдохнем, Нолик приглашает вас на музыкальную физминутку « Помогатор».

 Опыт 4:  Ребята, я предлагаю вам сходить на рыбалку, а с чем ходят на рыбалку? (с удочками). Рассмотрим наши удочки. А удочки у нас не простые, вместо крючков магниты. А вот и наш водоём, но что мы там видим? (рыбки, гвозди, гайки). Предложить детям выловить не рыб, а мусор. По очереди дети очищают водоём от мусора. Вот так с помощью магнита можно сделать доброе дело.

Делается вывод: магнит притягивает металл (на фланелеграф выкладываются пиктограммы – символы: магнитится – не магнитится).

Опыт 5: Сварили ухи, сели есть,  Нолик достал металлическую ложку, а Буратино – деревянную. Буратино  очень быстро справился с ухой, а  Нолик ел и обжигался и никак не мог съесть ее. Как вы думаете почему? А теперь давайте проверим? Ребята, сейчас я расскажу еще об одном свойстве. Подходите к столу, но очень осторожно Я сейчас налью из термоса горячей воды в чугунок и опущу туда деревянную и металлическую ложку. . Как вы думаете, что произойдет? Это свойство называется тепло проводимость, то есть проводит тепло. У нас в группе тепло а на улице холодно, ? Почему?

Делается вывод: металл быстро проводит тепло – тепло проводимость.( на фланелеграфе выкладываются пиктограммы схемы: тепло проводимость)

Опыт 6: А сейчас, для того, чтобы узнать ещё одно качество металла и дерева,  я предлагаю вам игру  « Оркестр». Дети делятся на две команды одна берет деревянные музыкальные инструменты, а другая металлические и по команде играют сначала одни, потом другие. Какие музыкальные инструменты звучат з звонче? (металлические ложки) Какой  звук у металлических  инструментов?- звонкий. Какой звук у деревянных инструментов? – глухой (на фланелеграфе выкладывай пиктограммы – символы: звонкий – глухой).

Делается вывод: металлические инструменты звучат звонче, а деревянные глуше.

Опыт 7: «  Волшебная рукавица»

Я в магазине купила волшебную рукавицу. Почему предметы прилипают к рукавице? А почему не все предметы прилипли? Я пользуюсь магнитом. Предметы магнитятся. Все ли предметы магнитятся? (Нет, только металлические, а деревянные не имеют этого свойства)

Воспитатель подводит итог занятия, отмечает активность детей.

Интересуется у детей, довольны ли они путешествием с Буратино и Ноликом.

А вы как думаете, кто важнее всех и почему? (размышления детей)
Скажите, можно ли обойтись без этих материалов? Почему нельзя?

Воспитатель подводит детей к мысли о том, что все материалы: дерево и металл - важны и нужны человеку. Предметы, изготовленные из дерева, металла и пластмассы помогают человеку в повседневной жизни.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Конспект комплексного занятия для детей старшей группы «История возникновения Москвы»

Конспект комплексного занятия об истории возникновении Москвы в старшей группе детского сада....

Методическая разработка Конспект комплексного занятия для детей старшего возраста «Здесь будет город заложен»

Конспект комплексного занятия об истории основания Санкт-Петербурга для детей старшей группы...

Методическая разработка Конспект комплексного занятия для детей старшей группы «Рождение Невы»

Конспект комплексного занятия об истории появления реки Невы, как места основания города Санкт-Петербург...

Методическая разработка. Конспект занятия по ИЗО в старшей группе. Осенние деревья.

Методическая разработка. Конспект занятия по ИЗО в старшей группе. Осенние деревья....

Методическая разработка Логико-математические игры-экспериментирования для старшего дошкольного возраста

Начиная со старшего возраста, развитие логического мышления выделено в самостоятельную задачу. Дети старшего дошкольного возраста имеют уже представление об окружающем мире, у них уже начинают складыв...

Методическая разработка "Конспект НОД игра-экспериментирование для детей средней группы «Фея мыльных пузырей» "

Данная методическая разработка способствует развитию познавытельного интереса детей и удовлетворению их интереса к опытно-экспериментальной деятельности....

Методическая разработка Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (аппликация) для детей подготовительной группы «Кудрявые деревья»

Творческое развитие детей дошкольного возраста  посредством аппликации дает возможность получить  эстетическое мировосприятие, воспитание художественного вкуса, художественно-графических уме...