Опыт работы: «Развитие инициативы и любознательности в поисково-исследовательской деятельности посредством эколого-краеведческой деятельности».
материал по окружающему миру (старшая группа)
Сообщение из опыта работы: «Развитие инициативы и любознательности в поисково-исследовательской деятельности посредством эколого-краеведческой деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы:
«Развитие инициативы и любознательности в поисково-исследовательской деятельности посредством эколого-краеведческой деятельности».
На основании указов Президента Российской Федерации от 01.08.2015 г. № 392 «О проведении в Российской Федерации Года особо охраняемых природных территорий» и от 05.01.2016 г. № 7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии» 2017 год объявлен годом экологии и годом особо охраняемых природных территорий. Цель этого решения – прилечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.
Воспитание любви к природе у дошкольников
Дошкольный возраст – самый подходящий возраст воспитания любви к окружающей среде у ребенка. В дошкольном возрасте дети наиболее эмоциональны, чувствительны, восприимчивы. Они всё пропускают через сердце. Дети замечают такие мелочи, происходящие в природе, на которые взрослые просто не обращают внимание. Поэтому дошколятам надо давать знания и понятия бережного, заботливого отношения к окружающему миру. Большую роль здесь играет пример родителей, воспитателей. Как взрослые относятся к окружающей среде, так и будет поступать ребёнок. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста – это и нравственное воспитание. Воспитывается гуманное отношение и понимание важности всего живого, стремление ценить, беречь и защищать природу.
Большое внимание мы уделяем экологическому воспитанию детей.
- Проводим непосредственную образовательную деятельность детей так, так занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с природой. Они позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения.
Занятия по экологии проводим в увлекательной, игровой форме. Чтение книг о природе, стихотворений. Рассматривание картин, рисунков репродукций.
Использование художественной природоведческой литературы
Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Пушкин, Фет, Некрасов, Ушинский, Бианки, Пришвин, Сладков, - знакомясь с содержанием их произведений, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации. Это помогает воспитывать этические представления: любовь и бережное отношение к природе. Общее для всех возрастных групп требование к методике использования книг – сочетание чтения с непосредственным наблюдением в природе. После чтения художественных произведений организуется беседа об одной или нескольких прочитанных книгах.
Экскурсии
Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с природой. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. Экскурсия как форма занятий проводится, начиная со средней группы. Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения в природе. Мы находимся рядом с лесом, очень часто раньше ходили на экскурсию в берёзовую рощу, в яблоневый сад, к ёлочкам наблюдать за поведением птиц, изучать деревья, кустарники.
Выезжать за город. Объяснять ребёнку, зачем после отдыха на природе надо убирать за собой. В земле живёт множество организмов, которые гибнут от мусора, оставленного людьми. А также от разведения костров, почва выжигается и всё живое в ней погибает. Рассказать, что нет «плохих» и «хороших» животных. Нужны и хищники, и травоядные животные, птицы и насекомые. Если убрать «плохих» зверей – нарушится естественный баланс и животные начнут мутировать и вымирать. Мало сказать ребёнку, что уничтожать деревья плохо, надо объяснить сколько животных, птиц пострадает от этого.
Ознакомление детей с природой в повседневной жизни
Мы знакомим воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам на участке детского сада. Ведём наблюдения за изменениями в природе в разные времена года. Наблюдаем, как оживает, расцветает мир весной, бушует летом, волшебными красками окрашивается осенью и замирает зимой. Организуем разнообразные игры с природным материалом – песком, глиной, льдом, листьями и т.д. Прогулки доставляют ребятам радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать её красоту.
На прогулке ежедневно ведётся наблюдение за объектами природы.
Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.
На участке бывает кратковременное наблюдение, что вызывает активный интерес у детей (сорока, грач вьёт гнездо). А бывает длительное наблюдение (за берёзой) в разное время года.
Труд
Интересную и разнообразную работу мы проводим в цветнике и на огороде. Дети наблюдают за растениями, упражняются в трудовых навыках и умениях (полив растений, рыхление, сбор семян и урожая и т.д.). Эта работа оказывает большое влияние на воспитания трудолюбия, самостоятельности и взаимопомощи. В подготовительной к школе группе возможна организация дежурств по участку весной и летом.
Труд и наблюдение в уголке природы с детьми мы проводим ежедневно, где ребята ухаживают за всходами, ведут наблюдения и отмечают в календаре наблюдений.
Знакомя детей с природой, мы используем разнообразный иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, слайды, кино- и видеофильмы, модели «Самарская Лука» - макет, дневник наблюдений.
Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактное, обобщённое представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления. Решить успешно эти задачи нам помогает моделирование как метод ознакомления детей с природой. Оно основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
Для того, чтобы знания детей о природе были осознанными, в детском саду используются несложные опыты. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.
Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям.
Мы проводим опыты с песком, почвой, со снегом, водой, воздухом и т.д.
Так как игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста, в ознакомление детей с природой широко используем разнообразные игры. В практике дошкольного воспитания применяются несколько групп игр:
Дидактические игры – игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных, подводят детей к умению обобщать и классифицировать: «Найди дерево по семечкам», «Что за птица?», «Четвёртый лишний», «Путешествие по глобусу».
Настольно-печатные игры – это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки. В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.
Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов.
Подвижные игры природоведческого характера («Совушка-Сова», «Перелёт птиц») связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Подражая действиям, имитирую звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.
Экспериментальные игры позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей («Тонет – не тонет», «Мыльные пузыри», «Сделаем растворы», «В какой воде легче плавать»).
В старших группа с успехом можно использовать соревновательные игры, игры-путешествия.
Чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание мы проводим экологические праздники и развлечения. В сценариях этих мероприятий используется материал, который детям хорошо знаком. Чаще, чем праздники, проводятся досуги на самые разные темы – их организует воспитатель.
Проектный метод – самостоятельная и комплексная творчески завершенная работа, имеющая социально-значимый результат. В основе проекта лежит проблема.
(Мы в работе - «В кладовой природы»)
Этапы метода проекта: подготовительный, основной, заключительный.
В подготовительный этап входят постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.
Основной этап заключается в поиске ответов на поставленные вопросы выбранными способами.
В заключительный этап входят обобщение результатов работы в различных формах, их анализ, закрепление знаний, формулировка выводов.
Метод проектов даёт возможность детям накапливать опят самостоятельно. Обучение приобретает форму исследования, применения уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребёнка. Проектная деятельность делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, помогает самостоятельно осваивать окружающую действительность. Участвуя в проектах, ребёнок развивается, учится находить выход из трудной ситуации и становится увереннее в своих силах.
Задачи по развитию экологической культуры могут реализоваться с помощью таких форм и методов как:
- экологические марафоны, викторины, КВН;
- экологические акции, особенно совместно с родителями;
- составление экологических карт и планов экологических троп;
- экологические выставки и экспозиции;
- создание экологических музеев;
- экологические тренинги;
- создание экологических агитбригад и «зелёного патруля»;
- коллекционирование объектов природы;
- инсценировки и театрализация на экологические темы;
- встречи с представителями профессий, связанных с защитой окружающей среды;
- посещение выставок (домашних животных, выставки цветов)
- участие вместе с родителями в проведении выставок, изготовление кормушек и скворечников с последующим их размещением на территории детского сада или во дворах домов.
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников
Немалое значение в воспитании детей имеет пример родителей. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе, бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.
Совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребёнку особую положительную окраску. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используются как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы основываются на педагогике сотрудничества:
- анкетирование, проведение опросов;
- беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон),
- консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка;
- календарь интересных дат – совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т.д.
- участие в выставках, смотрах-конкурсах;
- привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы;
- выпуск газет, фотогазет, экологических фотоальбомов, плакатов, папок-передвижек.
Таким образом, формирование экологического сознания, экологической культуры – это длительный процесс, началом этого пути является дошкольное детство. Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, окружающим и созидающим её.
А в заключении хочется сказать, что самое главное в экологическом воспитании – личная убеждённость педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, и родителей желание любить, беречь и охранять природу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/25/picture-883767-1485372461.jpg)
Обобщенный опыт работы "Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности"
В опыте работы, хотела бы поделиться способами поддержки и развития детской инициативы детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/15/picture-959381-1508080570.jpg)
Педагогический опыт работы на тему: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности»
Актуальность темы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического проц...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/07/picture-846058-1478536760.jpg)
Обобщение педагогического опыта работы на тему: «Детское экспериментирование - основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познавательной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/24/picture-1222082-1582540610.jpg)
Опыт работы "Развитие познавательной активности детей посредством организации исследовательской деятельности"
Инновационный опыт. Целью является создание комплексной системы работы, направленной на развитие познавательной активности через организацию познавательно- исследовательской деятельности. Ведущая педа...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/27/picture-1439305-1669515812.jpg)
Опыт работы "Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности"
Опыт работы посвящен проблеме развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. Гармоническое формирование личности ребенка невозмо...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/09/picture-976729-1520598524.jpg)
Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности».
Представляю вашему вниманию опыт своей работы по данной теме....