Опыт работы: «Развитие инициативы и любознательности в поисково-исследовательской деятельности посредством эколого-краеведческой деятельности».
материал по окружающему миру (старшая группа)

Ковбаса Оксана Юрьевна

Сообщение из опыта работы: «Развитие инициативы и любознательности в поисково-исследовательской деятельности посредством эколого-краеведческой деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_iz_opyta_raboty.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы:

«Развитие инициативы и любознательности в поисково-исследовательской деятельности посредством эколого-краеведческой деятельности».

На основании указов Президента Российской Федерации от 01.08.2015 г. № 392 «О проведении в Российской Федерации Года особо охраняемых природных территорий» и от 05.01.2016 г. № 7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии» 2017 год объявлен годом экологии и годом особо охраняемых природных территорий. Цель этого решения – прилечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.

Воспитание любви к природе у дошкольников

Дошкольный возраст – самый подходящий возраст воспитания любви к окружающей среде у ребенка.  В дошкольном возрасте дети наиболее эмоциональны, чувствительны, восприимчивы. Они всё пропускают через сердце. Дети замечают такие мелочи, происходящие в природе, на которые взрослые просто не обращают внимание. Поэтому дошколятам надо давать знания и понятия бережного, заботливого отношения к окружающему миру. Большую роль здесь играет пример родителей, воспитателей. Как взрослые относятся к окружающей среде, так и будет поступать ребёнок. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста – это и нравственное воспитание. Воспитывается гуманное отношение и понимание важности всего живого, стремление ценить, беречь и защищать природу.

Большое внимание мы уделяем экологическому воспитанию детей.

  1.  Проводим непосредственную образовательную деятельность детей так, так занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с природой. Они позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения.

Занятия по экологии проводим в увлекательной, игровой форме. Чтение книг о природе, стихотворений. Рассматривание картин, рисунков репродукций.

Использование художественной природоведческой литературы

Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Пушкин, Фет, Некрасов, Ушинский, Бианки, Пришвин, Сладков, - знакомясь с содержанием их произведений, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации. Это помогает воспитывать этические представления: любовь и бережное отношение к природе.  Общее для всех возрастных групп требование к методике использования книг – сочетание чтения с непосредственным наблюдением в природе. После чтения художественных произведений организуется беседа об одной или нескольких прочитанных книгах.

Экскурсии

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с природой. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. Экскурсия как форма занятий проводится, начиная со средней группы. Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места  в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения в природе. Мы находимся рядом с лесом, очень  часто раньше ходили на экскурсию в берёзовую рощу, в яблоневый сад, к ёлочкам наблюдать за поведением птиц, изучать деревья, кустарники.

Выезжать за город. Объяснять ребёнку, зачем после отдыха на природе надо убирать за собой. В земле живёт множество организмов, которые гибнут от мусора, оставленного людьми. А также от разведения костров, почва выжигается и всё живое в ней погибает. Рассказать, что нет «плохих» и «хороших» животных. Нужны и хищники, и травоядные животные, птицы и насекомые. Если убрать «плохих» зверей – нарушится естественный баланс и животные начнут мутировать и вымирать. Мало сказать ребёнку, что уничтожать деревья плохо, надо объяснить сколько животных, птиц пострадает от этого.

Ознакомление детей с природой в повседневной жизни

Мы знакомим воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам на участке детского сада. Ведём наблюдения  за изменениями в природе в разные времена года. Наблюдаем, как оживает, расцветает мир весной, бушует летом, волшебными красками окрашивается осенью и замирает зимой. Организуем разнообразные игры с природным материалом – песком, глиной, льдом, листьями и т.д. Прогулки доставляют ребятам радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать её красоту.

На прогулке ежедневно ведётся наблюдение за объектами природы.

Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

На участке бывает кратковременное наблюдение, что вызывает активный интерес у детей (сорока, грач вьёт гнездо). А бывает длительное наблюдение (за берёзой) в разное время года.

Труд

Интересную и разнообразную работу мы проводим в цветнике и на огороде. Дети наблюдают за растениями, упражняются в трудовых навыках и умениях (полив растений, рыхление, сбор семян и урожая и т.д.). Эта работа оказывает большое влияние на воспитания трудолюбия, самостоятельности и взаимопомощи. В подготовительной к школе группе  возможна организация дежурств по участку весной и летом.

Труд и наблюдение в уголке природы с детьми мы проводим ежедневно, где ребята ухаживают за всходами, ведут наблюдения и отмечают в календаре наблюдений.

Знакомя  детей с природой, мы используем разнообразный иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, слайды, кино- и видеофильмы, модели «Самарская Лука» - макет, дневник наблюдений.

Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактное, обобщённое представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления. Решить успешно эти задачи нам помогает моделирование как метод ознакомления детей с природой. Оно основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

Для того, чтобы знания детей о природе были осознанными, в детском саду используются несложные опыты. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально  организованных условиях.

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям.

Мы проводим опыты с песком, почвой, со снегом, водой, воздухом и т.д.

Так как игра – ведущая  деятельность детей дошкольного возраста, в ознакомление детей с природой широко используем разнообразные игры. В практике дошкольного воспитания применяются несколько групп игр:

Дидактические игры – игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных, подводят детей к умению обобщать и классифицировать: «Найди дерево по семечкам», «Что за птица?», «Четвёртый лишний», «Путешествие по глобусу».

Настольно-печатные игры – это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки. В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.

Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов.

Подвижные игры природоведческого характера («Совушка-Сова», «Перелёт птиц») связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Подражая действиям, имитирую звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.

Экспериментальные игры позволяют убедиться  в достоверности физических и природных явлений и закономерностей («Тонет – не тонет», «Мыльные пузыри», «Сделаем растворы», «В какой воде легче плавать»).

В старших группа с успехом можно использовать  соревновательные игры, игры-путешествия.

Чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание мы проводим экологические праздники и развлечения. В сценариях этих мероприятий используется материал, который детям хорошо знаком. Чаще, чем праздники, проводятся досуги на самые разные темы – их организует воспитатель.

Проектный метод – самостоятельная и комплексная творчески завершенная работа, имеющая социально-значимый результат. В основе проекта лежит проблема.

(Мы в работе  - «В кладовой природы»)

Этапы метода проекта: подготовительный, основной, заключительный.

В подготовительный этап входят постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.

Основной этап заключается в поиске ответов на поставленные вопросы выбранными способами.

В заключительный этап входят обобщение результатов работы в различных формах, их анализ, закрепление знаний, формулировка выводов.

Метод проектов даёт возможность детям накапливать опят самостоятельно. Обучение приобретает форму исследования, применения уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребёнка. Проектная деятельность делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, помогает самостоятельно осваивать окружающую действительность. Участвуя в проектах, ребёнок развивается, учится находить выход из трудной ситуации и становится увереннее в своих силах.

Задачи по развитию экологической культуры могут реализоваться с помощью таких форм и методов как:

- экологические марафоны, викторины, КВН;

- экологические акции, особенно совместно с родителями;

- составление экологических карт и планов экологических троп;

- экологические выставки и экспозиции;

- создание экологических музеев;

- экологические тренинги;

- создание экологических агитбригад и «зелёного патруля»;

- коллекционирование объектов природы;

- инсценировки и театрализация на экологические темы;

 - встречи с представителями профессий, связанных с защитой окружающей среды;

- посещение выставок (домашних животных, выставки цветов)

- участие вместе с родителями в проведении выставок, изготовление кормушек и скворечников с последующим их размещением на территории детского сада или во дворах домов.

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников

Немалое значение в воспитании детей имеет пример родителей. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе, бережное отношение к ней.  Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.

Совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребёнку особую положительную окраску. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используются как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы основываются на педагогике сотрудничества:

- анкетирование, проведение опросов;

- беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон),

- консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка;

- календарь интересных дат – совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т.д.

- участие в выставках, смотрах-конкурсах;

- привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы;

- выпуск газет, фотогазет, экологических фотоальбомов, плакатов, папок-передвижек.

Таким образом, формирование экологического сознания, экологической культуры – это длительный процесс, началом этого пути является дошкольное детство. Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, окружающим и созидающим её.

А в заключении хочется сказать, что самое главное в экологическом воспитании – личная убеждённость педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, и родителей желание любить, беречь и охранять природу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный опыт работы "Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности"

В опыте работы, хотела бы поделиться способами поддержки и развития детской инициативы детей старшего дошкольного возраста....

Педагогический опыт работы на тему: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности»

Актуальность темы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического проц...

Обобщение педагогического опыта работы на тему: «Детское экспериментирование - основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познавательной деятельности...

Опыт работы "Развитие познавательной активности детей посредством организации исследовательской деятельности"

Инновационный опыт. Целью является создание комплексной системы работы, направленной на развитие познавательной активности через организацию познавательно- исследовательской деятельности. Ведущая педа...

Опыт работы "Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности"

Опыт работы посвящен проблеме развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. Гармоническое формирование личности ребенка невозмо...