Занятие по познавательному развитию "Наш участок"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Куранова Елена Валерьевна

                                                                 

 Образовательные задачи:

 

- познакомить детей с новым деревом- рябиной(её внешним видом, листьями, плодами;

- познакомить с компонентами среды обитания деревьев, проявлениями приспособительной взаимосвязи со средой;

 

Развивающие задачи:

 

- закреплять умения детей находить предмет по сходству;

- продолжать закреплять умение детей различать и называть березу;

 

Воспитательные задачи:

 

- воспитывать интерес к природе;

- учить слушать воспитателя и друг друга;

- воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_uchastok.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №121 комбинированного вида»

Познавательное развитие

« Наш участок»

средняя группа

   Показано для воспитателей         МДОУ № 121

Провела: воспитатель Куранова Е.В.        

Саранск, 2019        

                                                        

 Образовательные задачи:

- познакомить детей с новым деревом- рябиной(её внешним видом, листьями, плодами;

- познакомить с компонентами среды обитания деревьев, проявлениями приспособительной взаимосвязи со средой;

Развивающие задачи:

- закреплять умения детей находить предмет по сходству;

- продолжать закреплять умение детей различать и называть березу;

Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к природе;

- учить слушать воспитателя и друг друга;

- воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.

Материал и оборудование:

Листья березы и рябины на каждого ребенка, бубен.

Ход занятия:

Сегодня у нас необыкновенное занятие. Проведем мы его на улице, на нашем участке. Оглянитесь вокруг, посмотрите, что растет на нашем участке? (трава, кусты, деревья) Правильно, молодцы.

Подвести детей к березе. На нашем участке растет дерево. Кто знает как оно называется?

Скажи, Саша как называется это дерево?(береза)

Посмотрите, какая березка красивая! Стройная!

У березы есть….ствол.

А какого он цвета?(белого)

Он твердый, покрыт белой корой, с черными пятнами. Ствол можно погладить, обнять, прижаться к нему щекой. Вокруг ствола можно водить хоровод.

А это, что? Показать на ветки.(это ветки)

Они длинные, тонкие, черные. Некоторые ветки свисают и похожи на косицы. Под ветками возле ствола можно встать, спрятаться от дождя или солнца- они как крыша над головой. А ещё березку называют кудрявою. За её стройный, белый ствол, сравнивают березку с девицей.

Так говорят про березку:

Стоит Алёнка,

Тонкий стан,

Белый сарафан.

Послушайте, я загадку вам загадаю:

Летом вырастают,

А осенью опадают.

Что это?(листья)

Есть ли листья на дереве?(есть)

Какого они цвета?(желтые)

А какие листья были летом?(зелёные)

Есть ли листья под деревом, на земле?(есть)

Почему же листочки упали? (потому что береза готовиться к зиме)

Давайте, возьмем по листочку и посмотрим на них.

Листья большие или маленькие?(маленькие, а у меня большой)

Положите листик на ладошку.

Он больше или меньше ладошки?(меньше)

У каждого листика есть палочка- черенок. С одного конца листья круглые, широкие, с другого- узкие, заканчиваются острым *носиком*. Края у листьев березы зубчиками.

Береза высокая или низкая?(высокая)

А что нужно сделать, чтобы посмотреть на её вершину?(надо поднять голову)

Что происходит с березой когда дует ветер?(она качается)

Ветер качает ветки березы и листья. Листья трепещут, шуршат. Сильный ветер качает ветки, срывает желтые листья- тогда бывает листопад.

Давайте покажем, как ветер раскачивает ветки с листьями и листочки падают с нашего дерева(дети качаются с поднятыми руками роняют листочки)

Игра *БЕРЕЗКА*

Сейчас мы с вами немного поиграем с березкой. Когда звенит бубен все дети бегают по участку. Когда я скажу *1,2,3- под березку беги!*- все бегут под березку.(игра проводится 2 раза)

Все снова собираются под березкой.

Березка- живая: ветки, ствол, зеленые листья- всё живое. Неживыми становятся только желтые листья- они падают на землю и сохнут.

Как вы думаете, что нужно березке, чтобы она росла стройной, высокой?

Ей нужна вода- дождик льет, она пьет эту воду. Без воды березка засохнет. Березу надо оберегать: не стучать по стволу, не царапать кору, не ломать ветки.

Когда наступит зима, будет холодно, выпадет снег- березка станет другая.

Как вы думаете, какая будет березка зимой?(выслушать ответы детей)

Когда наступит зима, мы снова придем к нашей березке и посмотрим, какая она стала.

Рядом с нашей березкой растет еще одно дерево. Подвести детей к рябине.

Знаете, как называется это дерево?( это рябина)

У рябины есть…ствол. К нему тоже можно прислониться, обнять, погладить.

Какого цвета ствол?(коричневый, темный)

У рябины есть…ветки.

Похожи ли ветки рябины на березовые?(нет) У рябины ветки толстые и смотрят они вверх.

Что нужно сделать, чтобы посмотреть на верхушку рябины?(поднять голову вверх)

Рябина высокая или низкая?(тоже высокая)

Под рябиной можно спрятаться от дождя и от солнца.

А у рябины есть листочки?(есть)

Почему листья рябины упали?(они стали не живые)

Давайте возьмем по рябиновому листочку и посмотрим на них.

Какого цвета листья?(коричневые, бурые)

Листья большие или маленькие?(большие)

Положите листок на ладошку.

Поместился ли он на ладошке?(нет, он большой)

У листочка есть веточка, а на нем много маленьких листиков и из них получился один большой.

Кроме листочков на рябине еще что-нибудь есть?(ягодки)

Ягодки- маленькие кружочки. Весной, когда появляются листья, рябина начинает цвести. На её ветках появляются цветы, а потом, из этих цветков вырастают ягодки. Все лето ягодки зеленые, и лишь осенью они краснеют.

Как вы думаете, для кого рябинка выращивает свои ягодки?(для птиц)

А я увидела на дереве красные ягодки, обрадовалась. Решила их попробовать. Послушайте, что из этого получилось.

Красную ягодку

Дала мне рябинка.

Думала, что сладкая,

А она, как хина.

Толи эта ягодка

Просто не дозрела,

То ль рябинка хитрая

Подшутить хотела.

Хотела я ягодку съесть, а она мне показалась горькой. А для птиц рябиновые ягоды самые сладкие.

Почему же на рябинке мало стало ягод?(их склевали птицы)

Когда дует ветер, что происходит с рябиной?(она раскачивается)

Давайте встанем под дерево и послушаем, как шумит ветер, шелестят листья.

Рябинка тоже живая: ветки, ствол, зеленые листья.

Как её нужно беречь?(не стучать по стволу, не царапать кору, не ломать ветки)

Что нужно рябинке, чтобы она росла высокая, стройная, чтобы ягодки её созрели и стали красными?(вода, дождик, солнце, тепло, земля)

Давайте поиграем с березовыми и рябиновыми листочками.

Когда я скажу *1,2,3- пару найди* нужно встать рядом с тем у кого такой же листок как и у тебя. Встать нужно только по два человека, парой.

Подул ветер, все листочки полетели(дети бегают по участку)

*1,2,3-пару найди*(каждый ребенок ищет себе пару)

Можно ли наш участок назвать *домом* для деревьев?(да)

Участок-это *дом* для многих растений: деревьев, кустов, травы.

Они здесь растут, хорошо себя чувствуют, потому-что для их жизни есть всё: земля, в которой они растут, много воды, солнечного света и тепла.

Сейчас идет осень- день стал короче, становится холоднее, поэтому все растения готовятся к зиме. Зимой мы снова придем на наш участок в гости к березке и рябинке. Посмотрим, какими они стали и поможем им не замерзнуть зимой.

                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие по познавательному развитию в старшей группе «Невидимка – воздух»

Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.  Дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий ветер – это движение воздуха). Способст...

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) ТЕМА: «Фиксик Нолик ищет воздух»

Актуальность темы непосредственно образовательной деятельности.Актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усв...

Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»

Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...

Конспект занятия по познавательному развитию «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности.

Занятие по познавательному развитию  «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности....

Тема представленного опыта: «Мини-музей как средство развития  познавательной активности детей  дошкольного возраста» (открытый показ занятия по «Познавательному развитию» (ознакомление с окружающим миром) «В гостях у сказок»).

Вся образовательная  деятельность этого занятия  была построена на игровой технологии, а также я использовала элементы  музейной технологии(т.к. у каждого из нас в группе находится...