Деловая игра с педагогами по экспериментированию в ДОУ
опыты и эксперименты по окружающему миру

Строканова Ольга Владимировна

Деловая игра с педагогами по экспериментированию в ДОУ

подготовила воспитатель 1 квалификационной категории Строканова О.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igrastrokanova.docx25.7 КБ
Файл delovaya_igrastrokanova.docx25.59 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1. Ведущая: Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас на деловой игре. «Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников»

- Исследовать, экспериментировать, изучать – значит делать шаги в неизведанное,  непознанное. А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы.

Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.

Ведущая: для нашей игры нам понадобится 2 команды по 4 человека.

Мы раздаем опыты а нашим командам нужно определить, какому возрасту соответствует данный опыт. А со зрителями блиц игра,

Слайд 2 Пока команды справляются с нашим заданием мы со зрителями ответим на вопросы, и так проведем Блиц – игру, вопрос – ответ.

  1. Слайд 3   Назовите  метод научного познания, при помощи которого исследуются явления реально-предметной действительности в определённых (заданных), воспроизводимых условиях путём их контролируемого изменения. (эксперимент)
  2. Слайд 4 Как называется деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях. (экспериментирование)
  3. Слайд 5 Что вызывает у ребенка желание приобретать новые знания, способность решать интеллектуальные  задачи ?  (любознательность)
  4. Слайд 6 Как  называют  человека,  который слишком интересуется 

всем (любопытный)

  1. Слайд 7 Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет.

Слайд 8 Ответ: наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развив. игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации.

  1. Слайд 9 Какая главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет.

Слайд 10 (Самостоятельность в познании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания)

Слайд 11 Постройте верную структуру занятия-экспериментирования.

Слайд 12

1.Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

2.Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

3.Уточнение плана исследования.

Слайд 13

4.Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

5.Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

6.Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

  1. Слайд 14 Какие интегративные качества личности развиваются у ребёнка в процессе экспериментирования?

Слайд 15 любознательный, активный, способный решать интеллектуальные задачи, способный управлять своим поведением, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми сверстниками.

  1. Слайд 16 Затруднение, неопределенность, любая теоретическая или практическая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая заставляет остановиться и задуматься. (Проблема)
  2. Слайд 17 Предположительное знание, не доказанное логически и не подтвержденное опытом. (Гипотеза)

Наши зрители и команды успешно справились с заданием, а теперь посмотрим как справились наши команды с заданием.

Слайд 18 А теперь следующее задание для наших команд  «Проведи опыт» каждой команде предлагается по несколько предметов для организации эксперимента (набор предметов выбирается с помощью жеребьёвки). Нужно подумать, какой опыт можно организовать и провести с их использованием, решить для какого возраста опыты. Сформулировать цель, составить план проведения и опыта и представить его педагогам.

Оборудование: шарик, сода, бутылка, уксус.

Опыт: в шарик насыпьте соду, а в бутылке налит уксус. Наденьте шарик на горлышко бутылки, а потом переверните так, чтобы содержимое шарика высыпалось в уксус, и наблюдайте.

Вывод: воздушный шар можно надуть не только воздухом, но и с помощью газа.

Опыт Вулкан:

Оборудование:

сода – 2 столовые ложки,

- лимонная кислота -2 столовые ложки,

- красная краска -1 чайная ложка (гуашь,

- жидкое мыло -1 столовая ложка,

- вода – 150 мл. воды.

Слайд 19 Молодцы наши команды успешно справились с опытами.

 Ведущая: А теперь давайте поиграем в игру « Жидкое и твердое».

Предлагаю вам встать, взяться за руки. Наш круг, как и вода, может менять форму (круг вытянуть в овал). А теперь представьте себе, что вода нагревается, ей становится жарко. Каждый из вас – частица пара. Ваши ладошки стали горячими, что вам стало трудно держаться друг за друга. Ваши руки опускаются, жара заставляет активно двигаться. (Педагоги начинают бегать).

А теперь вас замораживают, вам становится холодно, что вы в этом случае делаете? (становимся, ближе друг к другу), конечно надо встать поближе друг к другу, обнять друг друга, чтобы вам было теплее. Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела форму, как частица льда. Наша группа - это все те же частицы воды, но каждый раз они соединены по-разному.

Вместе с детьми можно придумать модели разных объектов изучения. Оказывается, даже в твердых веществах: камнях, металле бывают дружные и недружные человечки (одни гнутся, но не ломаются, а другие хрупкие). И так шаг за шагом вы можете знакомить детей со следующими закономерностями в неживой природе.

Слайд 20 Ведущая:  При организации детской экспериментальной деятельности, постоянно возникают вопросы. А нужно ли это ребёнку сейчас? Какое дальнейшее применение этого он найдёт в обыденной жизни? Большинство ответов положительные. Значит мы выбрали нужное и ценное содержание для своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям. Поэтому заканчиваю описание своего опыта работы словами известного психолога П. П. Блонского: «Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать».Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности.

Ведущая: Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Экспериментируйте, изучайте, исследуйте вместе  с детьми!

Слайд 21 Спасибо за внимание!

 

Кроссворд

                Этапы развития экспериментальной деятельности

По горизонтали:

2. Размышление — второй этап, подводящий к проведению                                    опыта, эксперимента. При наблюдении ребенок начинает размышлять, что помогает ему сформулировать некоторую гипотезу, интересную для него самого, и высказать предположения для решения поставленной проблемы. Этот этап предполагает ответ на вопрос: «Что будет, если…?» и вызывает необходимость придумывать, фантазировать, воображать.

4.  Проверка гипотезы — проведение опытов и экспериментов. Ребенок пытается доказать правоту своей гипотезы (предположения). Иногда возникает необходимость измерения, что позволяет использовать математические знания ребенка.

6.  В процессе экспериментирования дети часто получают совершенно неожиданную информацию, которая ведет к существенной перестройке и изменению их деятельности. В этом проявляется гибкость детского экспериментирования - способность перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.

По вертикали:

1. Наблюдение — это первый этап к становлению экспериментальной деятельности. Ребенок наблюдает за объектами живой и неживой природы, замечает происходящие изменения. В результате наблюдений у детей развиваются мыслительные процессы, активизируется внимание, появляются идеи к проведению эксперимента.

3.  Во время совместного экспериментирования необходимо поставить цель, выдвигать гипотезы, совместно определять этапы работы, делать выводы.

 5. Вывод. На этом этапе ребенок пытается ответить на    вопросы «Как? Зачем? Почему?», подтвердилась или нет его  гипотеза. Последний этап дается детям труднее, чем  предыдущие, но если экспериментировать с детьми регулярно, то большинство детей легко с ним справляются.
По горизонтали:

Работа с детьми строиться по принципу «от простого к сложному». Все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности:

1.Действие показывает педагог

3. Действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно: это даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке.

4. Поэтому взрослому важно в процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска информации.

По вертикали:

2. Действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки.

5.  Ведь знания формируются как результат взаимодействия субъекта

 (ребенка) с той или иной информацией. Именно присвоение    

 информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное          применение в различных ситуациях и порождает знание.

6. Таким образом, в процессе развития детей дошкольного возраста                познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.



Предварительный просмотр:

Слайд 1. Ведущая: Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас на деловой игре. «Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников»

- Исследовать, экспериментировать, изучать – значит делать шаги в неизведанное,  непознанное. А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы.

Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.

Ведущая: для нашей игры нам понадобится 2 команды по 4 человека.

Мы раздаем опыты а нашим командам нужно определить, какому возрасту соответствует данный опыт. А со зрителями блиц игра,

Слайд 2 Пока команды справляются с нашим заданием мы со зрителями ответим на вопросы, и так проведем Блиц – игру, вопрос – ответ.

Слайд 3   Назовите  метод научного познания, при помощи которого исследуются явления реально-предметной действительности в определённых (заданных), воспроизводимых условиях путём их контролируемого изменения. (эксперимент)

Слайд 4 Как называется деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях. (экспериментирование)

Слайд 5 Что вызывает у ребенка желание приобретать новые знания, способность решать интеллектуальные  задачи ?  (любознательность)

Слайд 6 Как  называют  человека,  который слишком интересуется

всем (любопытный)

Слайд 7 Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет.

Слайд 8 Ответ: наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развив. игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации.

Слайд 9 Какая главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет.

Слайд 10 (Самостоятельность в познании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания)

Слайд 11 Постройте верную структуру занятия-экспериментирования.

Слайд 12

1.Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

2.Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

3.Уточнение плана исследования.

Слайд 13

4.Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

5.Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

6.Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Слайд 14 Какие интегративные качества личности развиваются у ребёнка в процессе экспериментирования?

Слайд 15 любознательный, активный, способный решать интеллектуальные задачи, способный управлять своим поведением, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми сверстниками.

Слайд 16 Затруднение, неопределенность, любая теоретическая или практическая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая заставляет остановиться и задуматься. (Проблема)

Слайд 17 Предположительное знание, не доказанное логически и не подтвержденное опытом. (Гипотеза)

Наши зрители и команды успешно справились с заданием, а теперь посмотрим как справились наши команды с заданием.

Слайд 18 А теперь следующее задание для наших команд  «Проведи опыт» каждой команде предлагается по несколько предметов для организации эксперимента (набор предметов выбирается с помощью жеребьёвки). Нужно подумать, какой опыт можно организовать и провести с их использованием, решить для какого возраста опыты. Сформулировать цель, составить план проведения и опыта и представить его педагогам.

Оборудование: шарик, сода, бутылка, уксус.

Опыт: в шарик насыпьте соду, а в бутылке налит уксус. Наденьте шарик на горлышко бутылки, а потом переверните так, чтобы содержимое шарика высыпалось в уксус, и наблюдайте.

Вывод: воздушный шар можно надуть не только воздухом, но и с помощью газа.

Опыт Вулкан:

Оборудование:

сода – 2 столовые ложки,

- лимонная кислота -2 столовые ложки,

- красная краска -1 чайная ложка (гуашь,

- жидкое мыло -1 столовая ложка,

- вода – 150 мл. воды.

Слайд 19 Молодцы наши команды успешно справились с опытами.

Ведущая: А теперь давайте поиграем в игру « Жидкое и твердое».

Предлагаю вам встать, взяться за руки. Наш круг, как и вода, может менять форму (круг вытянуть в овал). А теперь представьте себе, что вода нагревается, ей становится жарко. Каждый из вас – частица пара. Ваши ладошки стали горячими, что вам стало трудно держаться друг за друга. Ваши руки опускаются, жара заставляет активно двигаться. (Педагоги начинают бегать).

А теперь вас замораживают, вам становится холодно, что вы в этом случае делаете? (становимся, ближе друг к другу), конечно надо встать поближе друг к другу, обнять друг друга, чтобы вам было теплее. Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела форму, как частица льда. Наша группа - это все те же частицы воды, но каждый раз они соединены по-разному.

Вместе с детьми можно придумать модели разных объектов изучения. Оказывается, даже в твердых веществах: камнях, металле бывают дружные и недружные человечки (одни гнутся, но не ломаются, а другие хрупкие). И так шаг за шагом вы можете знакомить детей со следующими закономерностями в неживой природе.

Слайд 20

Ведущая:  При организации детской экспериментальной деятельности, постоянно возникают вопросы. А нужно ли это ребёнку сейчас? Какое дальнейшее применение этого он найдёт в обыденной жизни? Большинство ответов положительные. Значит мы выбрали нужное и ценное содержание для своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям. Поэтому заканчиваю описание своего опыта работы словами известного психолога П. П. Блонского: «Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать».Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности.

Ведущая: Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Экспериментируйте, изучайте, исследуйте вместе  с детьми!

Слайд 21 Спасибо за внимание!

 

Кроссворд

                Этапы развития экспериментальной деятельности

По горизонтали:

2. Размышление — второй этап, подводящий к проведению                                    опыта, эксперимента. При наблюдении ребенок начинает размышлять, что помогает ему сформулировать некоторую гипотезу, интересную для него самого, и высказать предположения для решения поставленной проблемы. Этот этап предполагает ответ на вопрос: «Что будет, если…?» и вызывает необходимость придумывать, фантазировать, воображать.

4.  Проверка гипотезы — проведение опытов и экспериментов. Ребенок пытается доказать правоту своей гипотезы (предположения). Иногда возникает необходимость измерения, что позволяет использовать математические знания ребенка.

6.  В процессе экспериментирования дети часто получают совершенно неожиданную информацию, которая ведет к существенной перестройке и изменению их деятельности. В этом проявляется гибкость детского экспериментирования - способность перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.

По вертикали:

1. Наблюдение — это первый этап к становлению экспериментальной деятельности. Ребенок наблюдает за объектами живой и неживой природы, замечает происходящие изменения. В результате наблюдений у детей развиваются мыслительные процессы, активизируется внимание, появляются идеи к проведению эксперимента.

3.  Во время совместного экспериментирования необходимо поставить цель, выдвигать гипотезы, совместно определять этапы работы, делать выводы.

 5. Вывод. На этом этапе ребенок пытается ответить на    вопросы «Как? Зачем? Почему?», подтвердилась или нет его  гипотеза. Последний этап дается детям труднее, чем  предыдущие, но если экспериментировать с детьми регулярно, то большинство детей легко с ним справляются.
По горизонтали:

Работа с детьми строиться по принципу «от простого к сложному». Все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности:

1.Действие показывает педагог

3. Действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно: это даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке.

4. Поэтому взрослому важно в процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска информации.

По вертикали:

2. Действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки.

5.  Ведь знания формируются как результат взаимодействия субъекта

 (ребенка) с той или иной информацией. Именно присвоение    

 информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное          применение в различных ситуациях и порождает знание.

6. Таким образом, в процессе развития детей дошкольного возраста                познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет в форме деловой игры с педагогам ДОУ «Комплексно-тематическое планирование работы педагога ДОУ

Методическая разработка плана проведения педагогического совета в форме деловой игры с воспитателями и специалистами в дошкольном образовательном учреждении.  Данный материал содержит:  пере...

Презентация ДЕЛОВАЯ ИГРА для педагогов по теме «Совершенствование грамотной речи педагога на работе и в повседневной жизни»

Материал представлен в форме деловой игры для воспитателей ДОУ. Цель игры: Совершенствование грамотной речи педагогов. В статье представлены игровые упражнение на словообразование и словоизменени...

Деловая игра для педагогов на тему: Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ

Деловая игра для педагогов на тему: "Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ"...

Деловая игра для педагогов ДОУ «Кто на самом деле не умеет играть: дети или педагог?»

     Наверняка вы не раз слышали от коллег и сами лично делали такие выводы, что современные дети не умеют играть и что игры у них бестолковые и...